УЧИТЕЛЬ О СЕБЕ, ВРЕМЕНИ И УЧЕНИКАХ
На склоне лет часть образованных, прошедших яркий жизненный путь людей, берется за мемуары. Заслуженный учитель Армянской ССР, персональный пенсионер Шмавон Шаапуни (1864-1960) стал описывать прожитое в 84 года. Книга издана в 2023 году под названием "Воспоминания из двух веков". В ней рассказывается о событиях в период от 1830-го до 1930 г. Автор, главным образом, пишет о том, что видел собственными глазами. Время ему досталось крутое.
Происхождение, малая родина, учеба
Шмавон Ованесович Шаапуни родился в селе Норс (Нахиджеван). Мать Рипсиме корнями из Вана, отец Ованес - из Салмаста (Иран). В роду матери были священники, в их числе - архиепископ Месроп Смбатянц, возглавлявший епархии ААЦ в Ереване, Баку, Шемахе. Отцовская сторона входила в сословие зажиточных крестьян. Тем не менее дети работали с малых лет, и Шмавон быстро познал тяжкий крестьянский труд. В какой-то момент в селе открылась школа, подросток потянулся к знаниям, но времени на учебу маленькому батраку не хватало. Забросил. По счастью, в 1881 году дядя Микаел приехал в Норс, забрал юношу и других своих родственников и повез в Эчмиадзин - учиться.
Шаапуни довелось быть воспитанником семинарии Геворкян в Вагаршапате, основанной Католикосом Геворком IV в 1874 году. При этом год юноша проучился в Тифлисе, в семинарии Нерсисян, основанной в 1824 году Католикосом Нерсесом Аштаракеци. Автор подробно рассказывает о студенческой жизни, быте, еде, театре, преподавателях. Отправляя питомцев на летние каникулы учителя наказывали обязательно записывать городской и деревенский фольклор, песни, сказки. Этот совет Шаапуни усвоил на всю жизнь, стремясь вообще фиксировать все, что происходит вокруг. В годы учебы он был достаточно близок с Комитасом, который собирал музыкальный фольклор. В конце есть глава, посвященная Комитасу, корни которого тоже ведут в Нахиджеван, село Цхна.
Однако всякой учебе приходит конец. Выпускник семинарии Геворкян получил место учителя в селе Ханухлар (Нахиджеван) осенью 1890 года.
Сельская школа на стыке веков
Если бы снимался фильм на эту тему, сценаристам стоило бы проштудировать записи Шаапуни. Он учительствовал в сельских школах Нахиджевана, в городе тоже, в Лори. Картина в целом складывалась одинаковая: крестьяне не хотели отпускать детей в школу. Приходилось убеждать, разъяснять, что знание - это сила, богатство, которое никакой вор не отнимет. Постепенно лед таял. Число учеников росло. На помощь Шаапуни прислали Атабека Хнкояна (Хнко Апер), который преподавал русский язык и изучал местный фольклор, писал стихотворения. В школе организовали театр, ставили пьесы. Несмотря на запреты начальства, как-то раз сыграли спектакль "Смерть Вардана на Аварайрском поле".
Шаапуни подчеркивает, что при царе категорически запрещалось преподавать историю Армении, вспоминает эпопею с конфискацией земель и доходного имущества ААЦ в 1903 году. Живя в деревне, учитель Шаапуни воочию видел крутую разницу в социальном положении богатых и бедных. Все это сформировало его позицию по отношению к царизму,к эксплуатации человека человеком, открыло глаза на национальную политику царской России. По всей видимости, учитель делился своими мыслями с учениками, многие из которых стали борцами против царизма, сторонниками социального равенства.
Армяне, турки...
Нахиджеванский край на стыке веков уже постепенно обнаруживал демографическое преимущество кавказских татар над армянами, и это сказывалось на отношениях, обостряло их. Справедливости ради учитель Шаапуни рассказывает о случаях (весьма редких) честного, дружеского отношения турок к армянам. Но в целом преобладали другие настроения.
Автор описывает резню армян в Нахиджеване в 1905 году. Тогда в общей сложности пострадали (кроме города) 34 армянских села. Сумели защититься 11. Несколько лет серьезных конфликтов не было. После падения самодержавия в феврале 1917 года и возникновения в городе временного органа власти (два русских офицера, один турок и от армян Шаапуни) обстановка постепенно стала взрывоопасной. Октябрьская революция, уход российских войск с Кавказского фронта и нарастающая агрессия османских турок с Мустафой Кемалем окончательно изменили ситуацию в Нахиджеване.
Большинство армян жило в центре города Нахиджевана, окруженном турецкими кварталами. А арсенал с оружием был далеко. К туркам на помощь прискакали 300 персов из Маку. Тем не менее армяне, прорвав окружение, пробились 9 марта 1918 года к арсеналу, подожгли дома в двух турецких кварталах, и Халил-паша (сподвижник Кемаля) принялся мирить, "реинтегрировать", так сказать, нахиджеванцев. Но летом 1918 года всем жителям Нахиджевана, оставшимся без защиты, пришлось покинуть край, оставив 41 город и село. По подсчетам автора, это были 80 тысяч местных армян и 20 тысяч беженцев из Западной Армении. Удержалось лишь несколько сел.
Примечательно, что 300 богатых армян остались в городе вместе с архимандритом Сионом. Как они доверили свои деньги и жизнь кавказским татарам - не объяснишь. Вскоре Халил-паша посоветовал им все-таки перебраться к "неинтегрированным" армянам, вывел под охраной турок из города и километров через 15 перебил всех в ущелье. Невестка Едгарянов прыгнула со скалы. А Овсеп Мирзаханян с женой не покинули город, заперлись в доме, подожгли его и сгорели.
Андраник, благородные англичане и окончательный исход
Шмавону Шаапуни приходилось контактировать с генералом Андраником, ненадолго оказавшемся в крае, обсуждать судьбу нахиджеванских беженцев, общаться с англичанами, управляющими некоторое время Нахиджеваном. Часть уцелевших армян вернулась, ведь Нахиджеван в конце концов входил в состав Первой Республики. Но все это длилось недолго.
Англичане улетучились. Серьезных военных сил у армян в Нахиджеване не было. Город был окружен турками летом 1919 г. Малочисленный военный отряд прорывает ночью кольцо врага, увлекая часть горожан. Остальные гибнут. Трагедию родного Норса Шаапуни видел и описал в жутких картинах. Он с женой и 8 детьми спаслись чудом. Турки захватывают и последние оставшиеся армянские села. Судьбу двух из них стоит выделить.
"Реинтеграция" Аринджа и Карабабая
Когда турки штурмуют Нахиджеван, начальник полиции Шахбуза призывает армян двух сел прийти в суд Шахбуза, чтобы по количеству пришедших членов семей получить муку. Не пришедший - не получит. Армяне, стар и млад, исправно приходят за мукой, образно выражаясь, к сегодняшнему КПП Агдам - Аскеран. Их, безоружных, всех убивают на месте. сегодня никто из западных и восточных сторонников "реинтеграции" об этой муке не говорит.
Советизация Армении
Автор подробно описывает свои непосредственные впечатления при падении Первой Республики и приходе к власти большевиков. Его симпатии однозначно на стороне последних. Впрочем, мемуары он писал с 1948-го по 1952 год. При Сталине. Но дело, вероятно, не только в этом.
Просто поколение Ш. Шаапуни своими глазами видело и могло сравнить жизнь соотечественников в бесправные и нищенские царские времена с тем, что произошло с армянами при социализме. Все 8 детей учителя получили высшее образование. Идею мемуаров, кстати, подали товарищ по семинарии Геворкян, Аветик Исаакян и ученик, доктор исторических наук Ашот Абрамян. Читатель найдет интересные подробности из жизни учителя и его учеников.
Над текстом потрудился редактор Гарегин Казарян. Внучка Шаапуни Седа Арутюнян благодарит в предисловии всех, кто помог дедушке рассказать про два века.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-05 09:54
Начинается она с середины XIX века, когда братья из семейства Абдулла (Абдулян) открыли в Османской Турции фотостудию. Вскоре они были назначены придворными фотографами султана, с 1867 года о трех братьях заговорила европейская публика. А как было в Ереване?
-
2024-11-04 09:52
Когда примитивный провинциальный политический пустозвон пришел в мае 2018-го на волне, поднятой большей частью соблазненной популистскими обещаниями молодежью, к вожделенной власти, люди постарше полагали, что эйфория продлится недолго. Ведь встав у руля страны, ты должен каждым своим шагом реально доказывать, что правишь лучше прежних. И доказательства эти начинаются с безопасности страны, доходя до кошелька поверивших обещаниям граждан. За 30 предыдущих лет (1988-2018) мы пережили огромное количество катаклизмов, надорвались, устали от побед и поражений, властной правды и кривды, обессилели в своем практически политическом одиночестве. Поэтому часть поверила в посулы "всенародного" премьера и ждала результатов. Дождалась?
-
2024-10-31 10:19
Различные армянские школы, функционирующие в Стамбуле, берут свое начало с конца XIX века. Одной из них является школа "Арамян-Ункуян". Поблизости от церкви Сурб Такавор еще в 1858 году открылась школа "Хамазаспян-Мурадян". В ее двух частях раздельно обучались мальчики и девочки. Число учеников росло, поэтому решили расширить территорию.
-
2024-10-21 09:48
В первой половине XX века многие ключевые здания Еревана были созданы Александром Таманяном и Николаем Буниатяном. Постройки Буниатяна отличались от таманяновских, в которых было больше неоклассицизма и конструктивизма. Стиль Буниатяна восходил к классическим образцам эстетики. Одним из таких примеров является гостиница "Интурист" на ул. Абовяна, позже названная "Ереван".
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-10-15 10:40
Издательство «Антарес» представило отечественным читателям книгу «Бункер» молодого, но уже известного грузинского писателя Ивы Пезуашвили. Роман переведен на армянский язык и был презентован на днях в книжном магазине «Даран» Еревана в присутствии самого автора, переводчика Ани Астатурян, редактора книги Аркменика Никогосяна, а также посла Грузии в Армении Георгия Шарвашидзе.
-
2024-07-03 09:35
Всемирно известный ученый армянского происхождения, популяризатор науки Артем Оганов сообщил о выходе новой редакции книги для детей "Химия. Атомы, молекулы, кристаллы". Первое издание книги под названием "Химия с Артемом Огановым" (2022 год) не только оказалось успешным по продажам, но и удостоилось премий. За эту книгу Оганов получил Всероссийскую премию "За верность науке" и две премии просветительского общества "Знание".
-
2024-06-21 11:26
Предстоятель Арцахской епархии ААЦ, епископ Вртанес Абрамян издал книгу «Государственная политика вандализма в Азербайджане».
-
2024-04-27 09:56
Вышла в свет книга Рубена ГРДЗЕЛЯНА "История железных дорог Армении", изданная по заказу ЗАО "Южно-Кавказская железная дорога". Автор, филолог по образованию, отмечает в предисловии, что дорога создавалась в одном государстве, пережила три государства-собственника, приходила в полный упадок и возрождалась.