ИСТОРИЯ "ПАВШЕЙ КРЕПОСТИ" – ПОЭМА БЕЗ ГЕРОЕВ
"... Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших"...
Но все ли простишь?
Или - кровь за кровь, месть за месть, и круг замыкается?..
КРУГ ЗАМЫКАЕТСЯ НА "КНЯГИНЕ ПАВШЕЙ КРЕПОСТИ" ЛЕВОНА ШАНТА, которую поставил на сцене Гюмрийского Драматического театра им. В. Аджемяна Людвиг Арутюнян в попытке найти ответы на эти вопросы.
Кроваво-алое полотно опускается с самых колосников, драпирует всю огромную сцену, течет с нее куда-то вниз... На фоне этого "кровавого потока" на разной высоте застыли женские фигуры в черном, как образа в храме. На фоне этого "кровавого потока" возникает тонкая фигура княгини Анны. На фоне этого "кровавого потока" проявляют свои основные инстинкты средневековые злодеи и происходят основные баталии...
Эта монументальная идея, развернутая художником Антоном Кешишяном в пространстве и времени, красивая во всех смыслах, разворачивает зрителя лицом к эпосу, придает и без того большому в смысле накала страстей спектаклю невероятный масштаб.
"В нашем театре возникла потребность в национальной классике, и мне очень хотелось, чтобы это был Левон Шант, тем более я как режиссер никогда не обращался к историческому материалу, - рассказывает руководитель театра и постановщик "Княгини..." Людвиг Арутюнян. - События, которые с нами происходят... Матери, потерявшие на войне своих детей. Сын моей двоюродной сестры был три года в плену, вот сейчас, слава Богу, вернулся. Но все эти три года она не жила, не могла дышать, и я все время с ней спорил - так нельзя, он же жив!.. Тема мести не была для меня сверхзадачей - ничего хорошего в ней нет, нельзя жить этой мыслью. Любые, даже самые страшные удары надо принять и попытаться не загонять себя в угол. Любая проблема, с которой мы сталкиваемся - потеря, боль, трагедия - это испытание, на которое надо отвечать преодолением и борьбой. А еще мне очень хотелось поработать с Джеммой Адамян, мне хотелось выйти из тех стереотипов, которые над нами довлеют, что армянская женщина - это обязательно несчастное, забитое существо, которая непременно что-то оплакивает. Мне кажется, армянская женщина иная. Кто сказал, что она не сильная, не дипломатичная, не мудрая, не в состоянии воспламеняться идеей? И Анна приходит, чтобы еще раз призвать - мы не имеем права только скорбеть, мы должны действовать".
...ОДИН КНЯЗЬ ПОШЕЛ ВОЙНОЙ НА ДРУГОГО, И ИЗЛИШЕК ВОИНСТВЕННОСТИ, сконцентрированный в маленьком государстве, обратился против самого агрессора. Хотя в спектакле война идет не «между небом и землей», а между мужчиной и женщиной, что является залогом неподдельного интереса публики к происходящему. И, наверное, одна из заслуг режиссера и его команды именно в том, что, несмотря на ненужную "реалистичность", пробивающуюся во втором акте, им удалось не опуститься до "мелодраматической штучки", а это пьеса Шанта, при всей ее хрестоматийности, очень даже допускает.
Но аджемяновцы сохранили и дух Шанта-символиста, и условность легенды. Отказавшись от нормальной трагедии, рискующей сверзнуться в мелодраму, они сделали "другое кино" и про другое - про ненормальную, то есть настоящую войну, которая прошла только вчера. А центром истории становятся взаимоотношения псевдопобедителя и псевдопобежденной. «Псевдо» - потому что в ней, на самом деле, нет ни победителей, ни побежденных.
Актеры кладут краски сильно и ярко. В каждый минимально значимый жест, слово, движение, эмоцию вложена максимальная сила выразительности. Более того, в подлинность этих страстей веришь - не потому, что на них настаивают, но именно потому, что от них отстраняются. В откровенно эпическом спектакле избран очень современный и непафосный способ актерского существования, существования подробного - в смысле разработки характеров и отношений героев. Это и делает их неоднозначными и амбивалентными.
Страстная черноокая княгиня Анна, благородная и непоколебимая, готова принести в жертву своей мести за убитых сыновей и свою жизнь, и свою неожиданно родившуюся любовь, готова погибнуть за свою непомерную стойкость и утвердить тем самым свое моральное превосходство над врагом. Чеховское "Надо жить!" посещает ее лишь на миг, чтобы тут же быть отвергнутым. "А может зря?" - словно шепотом спрашивает театр. Джемма Адамян в роли княгини Анны действительно благородна и непоколебима, полна достоинства и одновременно душевного трепета, ее ярость - ярость негромкая, но упорная. Вот только в ипостаси главного манипулятора мужчинами в этой истории молодой актрисе не хватило инструментария, а может и опыта - актерского и даже женского.
Заслуженный артист РА Тигран Габоян в роли князя Васила - неожиданный выбор. Актер, играющий в гюмрийском театре всех культурных, интеллигентных, рефлексирующих, - на роль главного брутального злодея! И как же неожиданен он был - как "обманул ожидания"! В своем стремлении любой ценой сделать страну сильной и мощной он сам был сильным и мощным, харизматичным и умным, более того - он был правым, этот немилосердный князь! А сцена Васила с Сепухом в исполнении Саркиса Гарибяна стала едва ли не самой впечатляющей сценой спектакля. Вот они перед нами - и через минуту отец убьет собственного сына. Но сейчас они сидят, обнявшись, двое взрослых мужчин, по-детски растерянные, запутавшиеся в своей ненависти и в своей любви, заблудившиеся в жестоком времени. Сколько неявной, а оттого остро драматичной силы и непростых эмоциях в этой простой мизансцене! Браво!
"ДА, ВАСИЛ ХОЧЕТ ПОСТРОИТЬ ГОСУДАРСТВО, СИЛЬНОЕ, МОЩНОЕ ГОСУДАРСТВО. Но его проблема в том, что в истории он хочет остаться единственным, устранить всех конкурентов. Ведь это есть и в пьесе - когда князья предлагают ему объединиться, чтобы вместе сражаться с внешним врагом, он этого не принимает. Вот это стремление быть единственным лидером - очень армянское качество и наша проблема. Ведь, по большом счету, цели, которые ставит перед собой Васил, намного форматнее, чем тема Анны - тема личной мести, в результате которой продолжают умирать дети. Жить в своей трагедии и ничего кроме нее не видеть - это тоже проблема... Я не разделял персонажей на хороших и плохих. У каждого своя вина. И своя правда. Мне кажется, нам надо каждому разобраться в себе - пока мы не видим ничего дальше собственного носа, пока эгоцентричность - наше главное качество, в нашей жизни ничего не изменится", - говорит Людвиг Арутюнян.
На фоне алого полотна женщины сматывают в клубок красную нить - то ли княгиня Анна скорбит о своих сыновьях, то ли мойры прядут судьбу, которая пока все еще кровава...
А Людвига Арутюняна можно поздравить - возглавив Гюмрийский драматический театр им. Аджемяна, он поставил собственную режиссуру на достаточно долгую паузу, направив усилия в продюсерское русло. Усилия оправдались - сегодня театр в списке лидеров. Пауза прервана. Родился спектакль "Княгиня павшей крепости" - Левон Шант, армянская классика, эпический спектакль и большое театральное высказывание. Высказывание, на которое по-настоящему откликается зритель.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-22 12:12
Ереванский Государственный театр музыкальной комедии им. А. Пароняна только что вернулся из поездки в Китай. Вернулся и сразу объявил о премьере мюзикла "Ереван 2024". Отыграют - и опять на фестиваль, на сей раз в Россию. Дальше вернутся и приступят к реализации большого международного проекта. И это не считая спектаклей, с завидной регулярностью выходящих на Малой сцене театра. Что самое удивительное: все это громадье работы театр осуществляет без получения грантов от государства. "Работай качественно, имей сто друзей и - жизнь удалась!", - считает директор театра Каро ШАХБАЗЯН.
-
2024-11-21 10:33
"Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической? В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".
-
2024-11-20 10:25
Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-21 10:33
"Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической? В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
-
2024-10-28 10:57
Фрагмент экрана, светящийся в проеме не до конца закрытого занавеса, высвечивал черную дугу и рождал предвкушение - знаменитый ус Дали, глаз художника, смотрящий на время и человечество сквозь лупу, культовый глаз из "Андалузского пса"... Здесь и сейчас, в контексте целого часа непрерывных трансформаций сменяющих друг друга арт-ассоциаций, неожиданных метафор и ослепительной красоты, это было бы уместно и оправдано...
-
2024-10-14 10:00
Драм-машины и басы социального рока сопровождают финал мировоззренческой дуэли с печальным концом - никто не убит, но два живых героя спектакля, точно трупы, сидят перед могилой и мертвыми глазами смотрят в зал... Невероятный по нашим меркам масштаб и театральность постановки позволяют избежать тривиальных ответов на хрестоматийно-плоские вопросы "кто виноват?" и "почем нынче нравственные ценности?" и превращают новый спектакль Русского театра им. Станиславского "Деньги. Страсть. Власть" в постановке Сурена Шахвердяна в исследование - серьезное, но и экстрастильное.