Последние новости

ОДИНОКИЙ ГЕНИЙ, ФАНТАЗЕР, МИСТИК – СЕРГЕЙ ПАРАДЖАНОВ

В Армении 9 января начнутся мероприятия, посвященные 100-летию великого кинорежиссера и художника Сергея Параджанова. В этот день в Доме кино откроется памятник Параджанову и выставка картины Давида Галстяна "Джоконда: метаморфозы", а также будут демонстрироваться фильмы мастера. Вечером в Музее Параджанова состоится концерт "Параджановские мотивы" с участием солистов ансамблей "Гурджиев" и "Берекамутюн".

Напомним, что 100-летие Параджанова внесено в список юбилеев выдающихся личностей ЮНЕСКО.

О Сергее Параджанове писали и пишут много. Его друзья, ученики, соседи по тбилисскому дому оставили неповторимые воспоминания.

 Кора ЦеретелиКорр. "ГА" попросил рассказать о Сергее Иосифовиче профессора, искусствоведа, заслуженного деятеля искусств России Кору ЦЕРЕТЕЛИ.

"ВОРОЖБА. МИФ. КОЛДОВСТВО… ЭТИ СЛОВА ВСПЛЫВАЮТ ИЗ ПОДСОЗНАНИЯ ПРИ ПОПЫТКЕ объяснить феномен Сергея Параджанова и его многогранного полифонического искусства, любое соприкосновение с которым - будь то фильмы, коллажи, ассамбляжи или не менее непривычная проза сценариев- вызывает ощущение магического. Возникая из глубины веков, начинает звучать насыщенный первозданной энергией слог наших предков. Все разумное, системное в параджановском мире опрокинуто его интуицией.

Однако с годами становится все яснее: творчество Параджанова ориентировано на непреходящие ценности жизни, на библейские истины и пронизано чувством подчиненности, подвластности всего земного - Богу, Судьбе, силам Природы… Можно было бы назвать это чувство религиозным. Но не в плане следования христианской морали (хотя в фильмах Параджанова много и таких мотивов), а, скорее, в плане постоянного диалога с некими Высшими силами. Параджанов пытается проникнуть в сюжеты знакомых нам мифологем и архетипов, чтобы пробудить их первозданную красоту и мощную энергетику. И тут его доводы, часто иррациональные, мистические, убеждают своей взрывной эмоциональной силой.

В "Тенях забытых предков" мир предстает перед нами в языческом одухотворении природы: Вода… Огонь… Ветер… Древо… Трагическая любовь героев, переплетение судеб и страстей человеческих - часть неделимого мира, в котором мистические силы природы оказываются мудрее человека, не умеющего вовремя распознать ее предостерегающие знаки.

В прологе "Теней" в лесу вдруг со стоном падает огромная сосна - предзнаменование беды. Образ умершей возлюбленной предстает перед Иваном то в прозрачных водах реки, то в калейдоскопе льдинок на морозном окне. Маричка в другом мире. Его нельзя тревожить - таково заклятие предков. Но Иван пытается окликнуть возлюбленную, дотронуться до нее, чем нарушает таинство смерти и обрекает себя на расплату. Гибель Ивана становится логическим финалом его упрямого противостояния Року.

СВЯЩЕННЫЙ ОРЕЛ В КАНУН СРАЖЕНИЯ ОТКАЗЫВАЕТСЯ КЛЕВАТЬ дымящуюся печень, вырванную из чрева жертвенного бычка - предзнаменование большой беды ("Ара Прекрасный").

Персидская стрела вонзается в икону Ахтальской Богородицы ("Саят-Нова"). Икона издает горестный стон, и лик Богородицы вдруг рассыпается. Нашествие ага Магометхана превращает в пустыню цветущий край.

Демон оставляет за собой дымящиеся следы на камнях скал. Потерпев поражение, он отступает, устремляясь вверх, в небо, и на белоснежных облаках его следы багровеют, наливаются кровью.

 100-летие Параджанова внесено в список юбилеев выдающихся личностей ЮНЕСКООбразы-вспышки, пронзительные и сильные, как удары молний. "Кино - это искусство вспышек" (Сергей Параджанов), эти вспышки могли созревать и рождаться только в мощном потоке абсолютно рискованного, не затуманенного стереотипами воображения.

Параджанов прежде всего живописец - чем бы он ни занимался, что бы ни создавал… В его фильмах и сценариях, в коротких новеллах-зарисовках смысловой ряд организуется с помощью цветовых и композиционно-живописных решений.

Саят-Нова, поэт и монах, подобно всем великим странникам в мире духа, пытается определить конечный смысл бытия, высшую грань в шкале ценностей. Для этой цели Параджанов выводит на первый план фактурные, цветовые, пластические соотношения неодушевленных предметов: плодов, шерсти, дерева, глины.

Варварской остроты и значительности образ плода граната - знак Жизни, и обагренный кинжал - знак Смерти - становятся посылом к противостоянию. В первых же кадрах фильма кровавым пятном на белом холсте растекается сок граната. Далее, и в сценарии и в фильме, конфликт между мирским и духовным, Жизнью и смертью развивается в классическом обозначении красного и черного.

В "Демоне", как и в "Тенях", Смерть красно-белая. Старик Гудал медленно разматывает красный ковер, в котором, как в коконе, запеленуто тело Тамары. Тамара в белой одежде лежит в белом гробу. В ногах у нее красная чоха жениха. На похоронную процессию сыплется белый поминальный рис. Демон рвется к каменной базилике, где похоронена усопшая, и белый юноша-ангел преграждает ему дорогу. Из базилики белым облачком вылетает душа Тамары, и вслед за ней взлетает ее ангел-хранитель, кричащий "белым лебединым криком". Демон оставляет на белом облаке свои кроваво-красные следы…

...Удивительно, что отвергнутый чиновниками, не понятый и не поддержанный даже друзьями и доброжелателями, сценарий "Фресок" казался эскизным, невнятным, и у автора требовали подробнее выписать сюжет. Эстетическая система "Фресок", построенная на использовании сложных и многообразных приемов коллажирования, на контрастах восприятия, сегодня, спустя тридцать лет, стоит в ряду открытий современной литературы и искусства и прочитывается с удовлетворением и легкостью. Тут, как говорится, Параджанов шел "впереди процесса", опережая историю.

В Параджановский фильме "Легенда о Сурамской крепости" в классическом противостоянии двух начал жизни - духовного и плотского - на этот раз особо выделяется мотив перерождения жизненных форм. Традиционный параджановский плод граната трансформируется в кокон, из которого готова выпрыгнуть бабочка. Тяжелый труд гусеницы, кропотливо создающей гармоничное плетение кокона, разрушается беспечностью бабочки-однодневки…

 100-летие Параджанова внесено в список юбилеев выдающихся личностей ЮНЕСКОПараджанов охотно пользуется эстетикой древнего искусства. Статичная камера, фронтальные мизансцены, плоскостное решение кадров в фильмах "Саят-Нова" и "Легенда о Сурамской крепости" напоминают порой египетские барельефы и вызывают ассоциации с еще более древними наскальными рисунками в пещерах Альтамиры .

Замыслы его сценариев "Мученичество Шушаник" и "Ара Прекрасный" родились из страстного желания погрузиться в предметный и чувственный мир архаики, поэкспериментировать в нем, чтобы во фресковой манере воссоздать не псевдоисторическую фактуру, а исторические чувства. Тут не могут не возникнуть аллюзии с фильмами Пьера Паоло Пазолини. Его "Медея" и "Царь Эдип" созданы по тому же принципу вольного обращения с реалиями архаики во имя пробуждения к жизни запрятанных вглубь тысячелетий страстей. Параджанов не скрывал своей приверженности к творчеству великого итальянского режиссера и высказывал его при каждом удобном случае. Потрясенный известием о его смерти, находясь в заключении, шариковой ручкой он создает серию рисунков, назвав ее "Реквием по Пазолини".

"Ашик-Кериб" - это как бы повторение фильма "Саят-Нова", его шутливо-аллегорический парафраз.

Сделав героем своего несостоявшегося фильма сказочника Оле-Лукойе, Параджанов недвусмысленно бросил перчатку соперничества великому Хансу Кристиану Андерсену. И в тексте сценария, и в остроумных выразительных рисунках-эскизах и экспликациях он доказал, что не собирается ни иллюстрировать, ни интерпретировать сюжеты его известных сказок, а хочет лишь оттолкнувшись от них, создать в разных тональностях и модуляциях нечто подобное музыкальной импровизации на их тему…

И снова в тонкую феерически кружевную вязь северной сказки вплетается серьезная мысль о месте художника в жизни общества, о великом смысле его искусства и его обреченности на одиночество.

Мысль эта постоянно занимает Параджанова. Он то идентифицирует себя с героями своих фильмов и сценариев (Арутин - я. Саят-Нова - я.), то ведет повествование от имени "Человека" ("Киевские фрески", "Intermezzo"), в котором легко угадывается автор. Но если "Саят-Нова" - это "скрытая автобиография", то "Исповедь" - это уже автобиография откровенная, реальная, хотя и расцвеченная буйным авторским воображением. Это автобиография чувств и ностальгических переживаний. К постановке "Исповеди" Параджанов готовился всю свою жизнь.

Жизни не хватило.

… ОДНАКО У ВСЯКОГО ЯВЛЕНИЯ ЕСТЬ СВОЕ НАЧАЛО, ЕСТЬ СВОЙ ИСТОК.

Памятник Параджанову в ТбилисиИ в уникальности такого многогранного феномена, как Параджанов, далеко не последнюю роль сыграли его корни. Понимать это надо и в прямом, и в расширенном смысле, ибо генотип Параджанова сложился благодаря счастливому наследованию особенностей этноса, к которому он принадлежал.

Параджанов - коренной тбилисский житель. Для людей, проживающих на Кавказе, это говорит о многом.

Тбилиси, или Тифлис, как называл свой город Параджанов на старый лад, был для него таким же особенным местом во вселенной, как Витебск для Шагала.

Он вырос в одном из тех старых многонациональных уголков грузинской столицы, где на стыке трех культур (грузинской, армянской, тюркской) и трех религий (православной, армяно-григорианской и мусульманской) сложился своеобразный этнический феномен. "Город в городе" получил название Старый Тифлис, а житель его независимо от национальности, назывался "мокалаком" (гражданином города).

Жизнь Старого Тифлиса была щедро выплеснута во дворы и на открытые балконы. В ритуалах гостеприимного застолья и одаривания - незыблемой традиции тбилисцев - сохранился привкус дионисийских торжеств с их приверженностью к обильным столам и высоким речам. Параджанов застал еще то удивительное время, когда каждый ребенок начинал говорить сразу на трех, а то и на четырех языках.

Фальцетные трели муэдзина, возвещающего утреннюю зарю, многоголосый грузинский хорал, славящий животворную лозу, и мелодика печальной армянской песни составляли неповторимую полифонию Старого города, на улицах и во дворах которого с утра до вечера разыгрывались красочные праздничные карнавалы и не менее живописные похоронные литургии. Тбилиси был городом-театром.

ФЕНОМЕН ПАРАДЖАНОВА ПОЛУЧИЛ ЩЕДРУЮ ПОДПИТКУ И В ЕГО КОЛОРИТНОМ, шумном, крикливом, типично тбилисском семействе, жившем в яростном переплетении и перепаде страстей и эмоций, в доме, через который, благодаря торговым пристрастиям отца, проходил поток самых разнообразных уникальных старинных вещей и антиквариата. Здесь Параджанов еще ребенком приобрел вкус к единственным в своем роде вещам, произведениям прикладного искусства, научился выстраивать символические композиции, пользуясь неодушевленными предметами как живыми персонажами. В дальнейшем пропущенное через магию кино это уникальное свойство стало творческим методом режиссера-визионера.

С ВысоцкимКак истинный житель Тифлиса, города, сохранившего множество языческих обрядов и традиций, Параджанов был суеверен, соблюдал ритуалы, безоговорочно верил в материальную силу слова, в заклятия, порчу, предсказания. Его связь с близкими людьми не прекращалась с их уходом в мир иной, а как бы переходила в другое измерение.

К смерти Параджанов относился без страха, спокойно, но со свойственным ему любопытством и озорством. Часто говорил, что "смерть надо организовать так же, как и жизнь". И он организовывал похороны своих друзей и родственников, превращая скромный современный ритуал в красочную литургию. В Москве он был главным церемониймейстером на похоронах Лили Брик: облачил ее в старинное, украшенное многоцветной вышивкой гуцульское платье и декорировал комнату под цветочную клумбу. В Тбилиси - правил траурный бал на похоронах своего зятя Георгия, загримировав его в гробу под испанского гранда. Перед объективом фотографа Юрия Мечитова он разыграл импровизацию собственных воображаемых похорон. В последнем в своей жизни 1990 году сделал серию иронических аллегорий-коллажей на тему смерти. Роковой образ "Костлявой с косой" был демистифицирован и заземлен забавными бытовыми деталями. Как видно, в укромном уголке непредсказуемой Параджановской души уже поселилось предчувствие скорой смерти, и он бросал ей вызов.

Предчувствие поэтов сбывается…

… Мир узнал Параджанова - кинорежиссера и художника за два года до его смерти. Прошло еще десять лет, прежде чем появилась возможность опубликовать его удивительные, написанные белыми стихами сценарии. Как Владимир Высоцкий, Параджанов мечтал дожить до времени, когда его прочтут и признают поэтом. Так же как Высоцкий - не дожил…

Он прошел через шумную толпу людей, мимо многих из нас, не сумевших понять и оценить его, ушел в вечность, как герой его "Чуда в Оденсе", одинокий и непонятный, оставляя за собой золотые следы своего искусства, которое мы, современники, только начинаем открывать".

Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ЯБЛОКО СМЕРТИ
      2024-11-22 09:38

      В 2023 году врач-радиолог из Великобритании Николь Стрикленд отправилась в отпуск на карибский остров Тобаго, настоящий тропический рай с живописными пустынными пляжами. В первый день она прогуливалась вместе с подругой и нашла несколько сладко пахнущих зеленых фруктов, напоминающих яблоки. Обе женщины решили попробовать плоды и через несколько мгновений почувствовали жжение и мучительную боль в горле. Через несколько часов они скончались.

    • ЗАРАЖЕННАЯ КУРЯТИНА В ДЕТСАДАХ ЕРЕВАНА
      2024-11-21 11:02

      "Болезнетворные бактерии обнаружены в партии куриного мяса общим весом 3850 кг, которое было поставлено в 146 детсадов cтолицы", – заявила в понедельник и.о. начальника Управления контроля мэрии Анна Геворкян.

    • ШИРОКО ШАГАЕТ ЕВРОПЕЙСКИЙ НОВЫЙ ГОД...
      2024-11-21 10:45

      Праздничное оформление столицы в этом году началось за два месяца до Нового года. На площади Республики устанавливается елка, электрическими гирляндами полностью увешан Дом правительства, в супермаркетах появились елочные игрушки и т.д.

    • НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ О ТВОРЧЕСТВЕ АЛЕКСАНДРА СПЕНДИАРЯНА
      2024-11-19 09:35

      15 ноября при содействии Министерства образования, науки, культуры и спорта РА в ереванском Доме-музее А. Спендиаряна в зале "Творческий путь композитора" открылась экспозиция с новыми уникальными материалами. Корр. "ГА" побывал в этом уютном и очень гостеприимном очаге культуры, где в обновленных выставочных залах хранятся в общей сложности 1345 экспонатов, рукописей, писем и книг А. Спендиаряна. При реставрации и обновлении залов сотрудники музея учитывали интересы посетителей с тем, чтобы как молодым, так и пожилым людям было интересно сюда приходить и получать по возможности полную информацию о жизни и творческом наследии композитора.

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • НЕУТОМИМЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ЗАПАДНОАРМЯНСКОЙ ПЕЧАТИ
      2024-11-09 11:32

      К 85-летию Альберта ХАРАТЯНА Уходящий год был юбилейным для доктора исторических наук, профессора, члена-корреспондента НАН РА Альберта Арменаковича ХАРАТЯНА, человека, внесшего большой вклад в изучение истории западноармянской прессы.

    • АРМЯНИНА В АРМЯНИНЕ НЕ УБЬЕШЬ - ДОКАЗАНО HAYAT PROJECT
      2024-10-23 09:52

      "Я солнцем вскормленный язык моей Армении люблю... Я - и в крови, и сироту - свой Айастан, как яр, люблю..." - в форсированной фразировке, в кличе, взрыве рождалось то, что не расскажешь и не опишешь... Так читал строки Чаренца Хорен Абрамян. И вот теперь с таким же хриплым раем торжества читал их поэт, музыкант, подюсер Рубен Мхитарян...

    • УРОКИ ЗОРИЯ БАЛАЯНА
      2024-10-10 10:55

      К 90-летию писателя-публициста Хочу с самого начала внести некоторые уточнения и пояснения. Заметки эти вовсе не претендуют на сколько-нибудь полный и целостный охват жизни и деятельности Зория Балаяна. Это не очерк и не литературный портрет известного писателя-публициста и национально-общественного деятеля. Я не собираюсь перечислять здесь все его заслуги перед страной и народом и присвоенные ему правительственные и государственные награды, почетные звания, ордена и медали. Их много, их более чем достаточно, и исчерпывающие сведения о них можно найти в Википедии.

    • 10 ЛЕТ ЕАЭС: УСТРАНЯЯ «ШВЫ» И НАКЛАДЫВАЯ «ШИНЫ»
      2024-09-28 10:44

      О чем будут говорить на III Евразийском экономическом форуме в Ереване Дискуссию о том, стоит ли допускать на пространстве евразийской интеграции конкуренцию, можно считать завершенной. А ведь, помнится, как-то на одном из высоких собраний ЕАЭС представитель Беларуси даже говорил о недопустимости конкуренции между производителями и поставщиками услуг из стран «интеграционной пятерки». Вспоминается также, как несколько лет назад во время моего посещения Крыма директор флагмана крымской промышленности завода «Фиолент» несколько обиженно констатировал, что их электроинструментам приходится вступать в жесткую конкуренцию на российском рынке с российскими же и западными аналогами…