Последние новости

СОЗДАВАТЬ НОВОЕ

Когда в свои 80 лет человек полон оптимизма, сил, энергии и работоспособности, это само по себе уже заслуживает восхищения. А когда он при этом еще и продолжает творить, создавая новые архитектурные проекты, воплощающиеся в жизнь, когда профессия продолжает оставаться для него источником света, вдохновения и служения людям, это заслуживает восхищения вдвойне.

В МИНУВШИЙ ЧЕТВЕРГ КОЛЛЕГИ ЧЕСТВОВАЛИ СТАРЕЙШЕГО ИЗ НЫНЕ ДЕЙСТВУЮЩИХ сотрудников института "Ереванпроект" - архитектора Карлена МАРТИРОСЯНА, поздравляя его с 80-летним юбилеем. Там же, в стенах ЗАО "Ереванпроект", открылась выставка работ К.Мартиросяна - свидетельство пройденного им творческого пути, свидетельство того, как строилась, преображалась, развивалась наша любимая столица. К сожалению, была представлена только часть проектов - в фойе "Ереванпроекта" просто не хватило стен, чтобы вместить все.

"Как пришло решение стать именно архитектором?" - спросила я Карлена Галустовича. "Еще будучи школьником, я как-то увидел в журнале проекты высотных зданий, которые собирались строить в Москве, и был, признаться, настолько поражен, что сказал себе: обязательно стану архитектором и буду строить такие же стремящиеся ввысь, красивые здания", - говорит К.Мартиросян.

Новое здание полиции, построенное по проекту Карлена Мартиросяна.Семья в то время жила в Тбилиси, и будущий архитектор, окончив школу с золотой медалью, приехал в Ереван в 1951 году с твердым намерением поступить на архитектурное отделение при строительном факультете Политехнического института. И поступил, конечно... А по окончании вуза перспективного специалиста сразу взял на работу во вновь созданную архитектурно-планировочную мастерскую при исполкоме Ергорсовета один из известнейших армянских архитекторов - Михаил Мазманян.

"В те годы акцент делался на жилищном строительстве - Ереван бурно развивался, требовалось жилье, и мы занимались планированием жилых районов, - рассказывает Карлен Галустович. - В первую очередь речь идет об Ачапняке - по аналогии с московскими Черемушками этот район в Ереване тоже так называли. Между тем мастерская оказалась слишком мала, чтобы решать столь масштабные задачи жилищного строительства, и поэтому в октябре 1957 года по решению правительства было решено создать "Ереванпроект" - в январе 1958 вышел соответствующий приказ. И мы начали работать. Здания своего тогда не было, "Ереванпроект" разместился в нескольких помещениях, архитекторы устроились в "Промпроекте"...

В архитектурно-планировочной мастерской N2 под руководством Григория Агабабяна, где воплощал свои творческие замыслы и Карлен Мартиросян, работа кипела. Город рос - людям требовалось жилье, требовалась среда обитания...

Знаменитый „трилистник„ - первое высотное здание в Ереване.КАРЛЕН ГАЛУСТОВИЧ ПРОЕКТИРОВАЛ ЖИЛЫЕ ДОМА ПО УЛ.АБОВЯНА, принимал участие в ее реконструкции и расширении, создавал промышленные объекты, он же - автор проекта первого жилого высотного (14-этажного) здания в Ереване. Все знают так называемый трилистник на проспекте Тиграна Меца. В свое время это здание сыграло важную градообразующую роль именно с точки зрения организации среды обитания, гармонизации архитектурного облика столицы, точнее, одного из ее районов. Старожилы Еревана наверняка помнят бараки, разбросанные на этой территории, до того, как ее привели в порядок. Эскиз первой высотки был представлен на суд правительства, оно одобрило проект. В 1968 году здание уже сдали в эксплуатацию, а К.Мартиросян получил карт-бланш на реализацию мечты своей юности - ведь все началось с желания строить "стремящиеся ввысь здания".

"Были проекты еще ряда высотных 16-этажных зданий. Потом наша мастерская разделилась, и мы начали работать с замечательным архитектором Геворгом Мушегяном. Шли 70-е годы, когда был получен заказ на застройку жилого района Аван -3. Он включал в себя три микрорайона. Приоритет заключался в том, чтобы в ходе застройки сохранить удивительно красивый природный ландшафт, и, кстати, именно красота, даже поэтичность ландшафта подвигла нас назвать кварталы в вышеупомянутых микрорайонах именами наших великих поэтов: Аветика Исаакяна, Ованеса Туманяна, Кучака, Нарекаци, Даниела Варужана, Чаренца, Дуряна, Саят-Новы и т.д. Обычно названия кварталам дают не архитекторы - должно было быть соответствующее решение руководства республики. Однако, когда о нашей "самодеятельности" узнал Карен Демирчян, он сказал: "А что такого? Очень даже хорошо придумано..."

Карлен Мартиросян является также автором проекта административного комплекса в Нор-Норке. Тогда здания райсовета и райкома, действующие как административные здания и по сей день, входили в Советский район. Принимал К.Мартиросян участие и в проектировании 6-го микрорайона Нор-Норка. А после разрушительного Спитакского землетрясения Карлен Галустович вместе с группой архитекторов создавал район "Ани" в Гюмри.

На выставке представлены проекты застройки северо-западного жилого района Еревана - микрорайонов Г-1 и Г-2, причем заслуживает внимания целесообразность градостроительного принципа: 16-этажные здания размещены на внутренних территориях, а 9-этажные - на переднем плане, дабы более высокие строения в качестве доминанты не забивали перспективу, искажая визуальную гармоничность среды. Хорошо бы сохранить этот принцип, ныне нарушающийся на каждом шагу.

Карлен Мартиросян продолжает активно работать, проектируя здания, причем не только в Ереване, но и в других городах Армении - в числе его работ школа в Ванадзоре, гостиничный комплекс Туфенкяна в селе Арени, здания полиции в Цахкадзоре, Севане, Берде. Всего не упомянешь - газетное пространство, увы, ограниченно. Совсем недавно сдано в эксплуатацию новое здание полиции (в районе Кентрон в Ереване). Продолжает К.Мартиросян работать и над проектами благоустройства дворовых территорий и зон отдыха в столице. А это ох как нужно ереванцам. Кстати, практически уже реализован проект зоны отдыха по ул.Ширака.

Здание райкома в Норкском массиве.СТОЛЬКО ДЕСЯТИЛЕТИЙ РАБОТАТЬ НА ОДНОМ И ТОМ ЖЕ МЕСТЕ - неужели ни разу не возникло желания хотя бы попробовать что-то другое? "Ни разу не было такого желания, - говорит К.Мартиросян. - Я всегда был занят и увлечен своей работой. Не представляю, чтобы я мог работать в другом месте, не в "Ереванпроекте", который за столько лет стал родным домом. На моих глазах Ереван менялся, рос, застраивался, трансформировался. Избежать трансформации невозможно - этот процесс диктует само время, его требует социально-экономическое развитие страны, меняющиеся условия жизни. Важно, чтобы эта трансформация не происходила за счет уничтожения нашего ценнейшего архитектурного наследия, наших прошлых достижений. Надо создавать новое, не ломая старого. Ведь памятники архитектуры - это путеводитель, свидетельство того пути, который прошел город, ценность, которую надо беречь как зеницу ока..."

Союз архитекторов Армении наградил К.Мартиросяна благодарственной грамотой за плодотворную архитектурную деятельность и весомый вклад в градостроительство. Сам же Карлен Галустович вовсе не намерен почивать на лаврах. Он готов продолжать работу - главное, чтобы была востребованность. Всем бы таких 80 лет...

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "ПЛАНЫ ТУРЦИИ НЕ ИЗМЕНИЛИСЬ, ИЗМЕНИЛАСЬ ТОЛЬКО ВЕСОВАЯ КАТЕГОРИЯ"
      2022-10-07 10:07
      602

      "В начале 1993 года Анкара предпринимала конкретные меры для вторжения в Армению", - говорит в интервью "ГА" военный аналитик, полковник запаса Айк НАГАПЕТЯН.

    • К СВЕДЕНИЮ МАРУКЯНА: ЗНАК РАВЕНСТВА МЕЖДУ ЖЕРТВОЙ И ПРЕСТУПНИКОМ ПЕРВОЙ ПОСТАВИЛА АННА АКОПЯН
      2022-10-05 09:03
      1698

      Видеокадры с расстрелом армянских военнопленных азербайджанскими извергами – очередное доказательство преступления со стороны террористического (недо)государства Азербайджан. Между тем, спецпредставитель ЕС по Южному Кавказу и кризису в Грузии Тойво Клаар заявил, что «получил несколько видеоматериалов о военных преступлениях в отношении Азербайджана», на что с армянской стороны последовал ответ от посла по особым поручениям Эдмона Марукяна: «Мы не позволим ставить знак равенства между жертвой военного преступления и преступником».

    • ПОДМЕНА ПРАВА ПРАВИЛАМИ: ПОЧЕМУ ДОНБАССУ МОЖНО, А АРЦАХУ НЕЛЬЗЯ?
      2022-10-03 09:52
      3770

      «Если вы справедливо продвигаете право ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей на самоопределение, то принципы нравственности требуют, чтобы в этой цепочке был акцентирован и Арцах», - констатирует в интервью «ГА» завкафедрой конституционного права ЕГУ, член правления партии «Объединенная Армения» Вардан АЙВАЗЯН.

    • ВОЗРОЖДЕНИЕ АРМЕНИИ И АРЦАХА НАЧНЕТСЯ С ЕРАБЛУРА
      2022-09-27 14:54
      2197

      Два года назад в этот день началась жестокая, кровопролитная, катастрофичная для нашего народа война: государство-агрессор, государство-террорист Азербайджан, открыто поддерживаемый Турцией, напал на Арцах. Сегодня война еще продолжается - уже против собственно Республики Армения, армянской государственности, армян.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • КНИГА-АЛЬБОМ О ДАДИВАНКЕ ПРЕДСТАВЛЕНА В ИТАЛИИ
      2022-03-04 09:55
      1800

      На днях широкие круги итальянской общественности получили возможность познакомиться с одной из жемчужин армянского средневекового зодчества – монастырем Дадиванк и его знаменитыми фресками. Произошло это в итальянской провинции Беллуно, где в музее замка Палаццо Фульчис (Palazzo Fulcis) двое самоотверженных специалистов – архитектор-реставратор Ара Зарян и художник-реставратор Кристин Ламуре организовали презентацию авторской книги-альбома «Монастырь Дади – Дадиванк: консервационная реставрация фресок 1297 г. в церкви Катогике, построенной в 1214 г.».

    • ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО ГЕНОЦИДА ТРЕБУЕТСЯ КОНКРЕТНАЯ РАБОТА
      2022-02-24 10:17
      3142

      В последнее время, в связи с поступающей информацией о возможном визите экспертов ЮНЕСКО, а также известным заявлением министра культуры Азербайджана, тема защиты культурного наследия на оккупированных территориях Республики Арцах вновь чрезвычайно актуализировалась. Со всех сторон раздаются требования предпринять соответствующие меры для защиты культурного наследия и предотвращения культурного геноцида. Мы же попытаемся в настоящей статье в этом контексте рассмотреть вопрос о том, что именно мы можем и должны сделать, какая подготовительная работа должна быть проведена и как необходимо реагировать на существующие вызовы.

    • ГЮМРИЙСКИЙ МАНИФЕСТ АНДРЕЯ ИВАНОВА
      2021-04-21 10:16
      5389

      16 апреля в Музее-институте архитектуры им.А.Таманяна состоялась презентация книги профессора Международной академии архитектуры Андрея ИВАНОВА "ГюмрИ: вернакуляр черного туфа". Она издана в издательстве "Коллаж" при поддержке Благотворительного фонда "Гюмри 20-25" Это базовая, фундаментальная и в первую очередь научная работа с элементами личного эмоционального подхода автора к материалу.

    • СТАРЫЙ ЕРЕВАН В ПУШКИНСКОЙ ШКОЛЕ
      2021-04-07 11:00
      4514

      В школе N8 им. А. Пушкина открылась необычная выставка графических рисунков, посвященная архитектуре старого Еревана. В экспозиции работы из авторской коллекции музыковеда, тромбониста и художника Саркиса Оганесяна, который больше 15 лет хранит на бумаге облик нашего города, оставшийся в памяти старшего поколения. Это не просто зарисовки городских зданий ХVIII-ХХ вв., сегодня в большинстве своем снесенных, но и интересные истории о них и их именитых жителях.