ПРИЗВАНИЕ - РЕЖИССЕР
Творчество кинорежиссера Армана Манаряна определяло лицо армянского национального кинематографа всей второй половины XX века. Не будет преувеличением сказать, что он самый армянский из армянских кинорежиссеров.
Родился А. Манарян 15 декабря 1929 года в Иране, в городе Араке. Окончил там гимназию. В 1949 году вместе с семьей переселился в Армению. В следующем же году поступил в Музыкальное училище им. Романоса Меликяна, а затем продолжил учебу на дирижерском отделении Ереванской государственной консерватории им. Комитаса. Музыкальное образование на прошло даром. В 1967 году Манарян снимет первый армянский мюзикл - "Карине". Армянский король Бродвея Рубен Мамулян во время своего приезда в Армению в 1971 году, посмотрев этот фильм, был потрясен. Известный мастер этого жанра, наш выдающийся соотечественник, в частности, признавался: "Я не ожидал, что увижу в Армении картину, равную уровню всемирно известных музыкальных фильмов. Это большое достижение..." Арман Манарян был одним из самых любимых армянских кинорежиссеров Уильяма Сарояна...
ИТАК, В 1954 Г. МАНАРЯН ОКОНЧИЛ ЕРЕВАНСКУЮ ГОСУДАРСТВЕННУЮ КОНСЕРВАТОРИЮ, а в 1962 г. - режиссерский факультет ВГИКа, мастерскую Григория Рошаля. Его дипломной работой стал прославленный фильм, настоящая жемчужина армянского национального киноискусства "Тжвжик" по одноименной новелле западно-армянского писателя Атрпета.
Этот фильм можно по праву считать первой ласточкой, предвещающей обновление армянского кино в 60-е годы. Кинематографическая традиция этого фильма восходит к Амо Бек-Назарову и, в частности, к его кинодетищу "Пэпо". Его истоки глубоко национальны без внешних атрибутов и локальной местной экзотики: из жизни народа он берет самое главное, сущностное, свежее, глубинное и показывает то, что присуще Армении, армянину, колоритному армянскому менталитету и мироощущению. Фильм этот насколько национален, настолько и общечеловечен. ...Анекдотический случай перерастает в смешную драму. Именно в этом фильме в последний раз сверкнул неоспоримый актерский гений Грачья Нерсесяна. Диапазон чувств, которые способен передать этот поистине колосс армянского сценического искусства, огромен. А сила его искусства - в умении выделить из этих чувств только самое главное...
Следующей работой Манаряна стал фильм "Артист" по одноименному роману Александра Ширванзаде. Однако он был "законсервирован", закрыт из партийных и субъективных соображений (благо что в 2011 году режиссер Зара Сарксян-Каспарянц наконец экранизировала это произведение писателя). Это обстоятельство оставило неприятный след в душе режиссера. До 1967 года он ничего не снимал. И вот следующей его работой оказалась вышеупомянутая "Карине". Манаряну удалось собрать блистательный актерский ансамбль - Жирайр Аветисян, Ашот Каджворян, Тигран Левонян, Арман Котикян, Вардуи Вардересян, Ерванд Манарян. Кстати, фильм этот сыграл важную роль и в личной жизни режиссера: сразу после съемок он женился на исполнительнице главной роли Карине - актрисе Лиде Арутюнян.
В этой картине Манаряна ощущается присущая ему уникальная способность понять актера, природу его искусства. Это тот случай, когда режиссер не умирает в актере, а воскрешает в нем и выражается через него. Здесь явно прослеживается органичная связь с театральным и музыкальным искусством, а также искусством танца и вокала. Специфические средства киновыразительности, пластика, гармоничная архитектоника конструкции и высокая изобразительная культура - вот что отличает фильм. В истории армянского кинематографа Манарян в первую очередь считается блестящим переводчиком армянской классической литературы на язык кино.
В НАЧАЛЕ 70-Х ГОДОВ ПРОШЛОГО ВЕКА Манарян снял две свои выдающиеся картины. Первая - "Кум Моргана" по одноименному произведению Александра Ширванзаде. Это вечная тема, которая остается актуальной и по сей день (кстати, роль Минтоева в ней исполнил настоящий корифей армянского театра, актер со скульптурной лепкой образов и уникально выразительным пластическим рисунком роли, порой доходящей до гротеска и гиперболы, - Авет Аветисян). Второй фильм "Родник Эгнар" по одноименному рассказу Мкртыча Армена без преувеличения можно назвать шедевром уже зрелого мастера, кульминацией его творчества. Этот фильм в глубоко философском плане осмысливал жизнь человеческую, ее моральные ценности - ценности семьи (ни для кого не секрет, что тема семьи и семейных ценностей, моральных, нравственных устоев для армян культовая, сакральная). Картина приоткрывает занавес над патриархальной жизнью армян в городе Александрополе (ныне Гюмри) конца XIX века и рисует нам их колоритный быт и строгие нравы.
В центре повествования оказывается гильдия ремесленников-трудяг, которые возводят родники. Это трагическая история о запретной любви и предательстве. Роль главного героя исполняет патриарх армянского кино Сос Саркисян. Манарян сумел прекрасно передать атмосферу, быт и нравы, уклад жизни и жизненную философию армян, их духовную сущность, миропонимание и кодекс чести. В мире героев фильма царят доброта и чистота, единство и братство, мужество и достоинство, наивность и нравственность. Фильму присуща потрясающая поэтичность, вылитая в абсолютную кинематографическую пластику (особенно в плане изысканной черно-белой графики выразительных кадров, снятых оператором Левоном Атоянцем). "...Я работал с Арманом в одном фильме - это был "Родник Эгнар". Роль, которую я играл, - уста Мкртыч - самая любимая роль в кино. Единственная, которую я хотел бы сыграть снова. Я даже как-то сказал об этом Арману, говорю, уста Мкртыч меня постоянно мучает, наверное, у меня есть в ней что-то недосказанное..." - рассказывал Сос Саркисян.
В 1972 году в фильме "Возвращение" Манарян обращается к современной теме. Главные роли исполняют Владимир Мсрян и Анаит Топчян. "В этом фильме самым главным моим желанием было то, чтобы наши ученые, специалисты вернулись и строили, обустраивали не чужую, а свою собственную, родную землю, - говорил Манарян о своем фильме. - Разве было бы хорошо, если бы Виктор Амбарцумян построил Бюраканскую обсерваторию в окрестностях Пулково..." История в нем приобретает актуальное, современное звучание. Режиссер мастерски проводит анализ общественно-политической и социальной жизни страны.
ВСЛЕД ЗА "ВОЗВРАЩЕНИЕМ" ПОСЛЕДОВАЛИ "БЕЛЫЕ БЕРЕГА" ("Вода наша насущная"). В нашем кинематографе этот фильм перекликается с "Дыханием" Альберта Мкртчяна и "Хозяином" Баграта Оганесяна (по Гранту Матевосяну). Картина эта касается очень актуальной экологической проблемы озера Севан. В ней также поднимается вопрос о нравственной ответственности ученых за все, что происходит в мире. Этот фильм, несомненно, крупное достижение армянской публицистики.
В 1992 году на экраны выходит фильм "Товарищ Панджуни" по произведению классика западно-армянской литературы Ерванда Отяна. В советские годы произведение это не пользовалось популярностью, а его распространение не особо поощрялось властями. Дело в том, что писатель, творивший на заре прошлого века, пророчески прозрел самую суть революции: "...Революция похожа на то мифологическое чудовище, которое пожирает своих детей". На ум приходит мистическое, сюрреалистическое полотно Франсиско Гойи "Сатурн, пожирающий своего сына".
Манарян автор и следующих картин - "Бюраканская обсерватория", "Еще пять дней", "Земля и золото", "Капитан Аракел". Начиная с 1982 года он пробует свои силы и в мультипликации - "Сказка о зеркале", "Надежда". А не так давно Манарян реализовал самый амбициозный проект последних лет - мультипликационный фильм "Давид Сасунский" - кинематографический эквивалент средневекового армянского национального эпоса, который выделяется яркой и запоминающейся образной системой. Это произведение исследует прошлое и настоящее армянского народа, в нем прослеживается обаяние национальных и общечеловеческих ценностей. Отметим также: 10 лет Арман Манарян возглавлял Союз кинолюбителей Армении.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2016-11-02 15:00
Продюсер Гоар Игитян и режиссер Артавазд Хачикян скоро выпустят на экраны свой новый фильм - плод длительной совместной работы. Картина называется "Переход" и поднимает очень острую и злободневную проблему миграции.
-
2016-10-26 16:19
В начале октября в Айгедзоре, в гостинице, а по совместительству и культурном центре народного искусства "Шелковый путь", и параллельно в Гюмри и Уджане проходил уже второй по счету международный фестиваль этнографического и антропологического кино "Абрикосовое дерево". Организаторы форума - центр "Шелковый путь" и Фонд народного искусства и ремесел "Ангуйц" ("Узел"). Действенную поддержку фестивалю оказали Министерство культуры РА, Фонд развития национального кино "Золотой абрикос", Фонд армянского кино "Фильмадаран" и Российско-Армянский (Славянский) университет.
-
2016-10-25 12:02
В прокат выходит новый фильм о Геноциде армян В середине сентября текущего года в канадском городе Торонто проходил один из самых престижных и авторитетных мировых кинофестивалей. В нынешнем году он был особенно важен для нас, потому что в рамках киносмотра состоялась премьера фильма "Обещание", посвященного теме Геноцида армян в Османской Турции.
-
2016-10-24 15:45
Вышла в свет книга о талантливом роде Калемкарян 19 октября в Национальной картинной галерее Армении состоялась презентация новой книги известного художника, этнографа и антрополога Раздана ТОКМАДЖЯНА "Калемкаряны. Айнтап. Дамаск. Алеппо". Это роскошно иллюстрированный альбом-каталог, в котором представлена прославленная армянская семья Калемкарян, на протяжении 200 лет занимавшаяся обработкой металлов - золота, серебра, меди. Презентацию организовало Министерство диаспоры и лично министр Грануш Акопян.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-09 11:32
К 85-летию Альберта ХАРАТЯНА Уходящий год был юбилейным для доктора исторических наук, профессора, члена-корреспондента НАН РА Альберта Арменаковича ХАРАТЯНА, человека, внесшего большой вклад в изучение истории западноармянской прессы.
-
2024-05-23 10:39
Для внесения вопроса об импичменте в повестку парламента оппозиционным фракциям не хватает одного голоса. С 12 мая в обращение запущены слухи о том, что покинувший фракцию "Честь имею" Ишхан Закарян мог бы подписать соответствующий документ. После его общения с архиепископом Багратом Галстаняном оппозиция не исключает подобное развитие ситуации. В связи с этим мы решили напомнить читателям самые яркие эпизоды карьеры этого политического персонажа.
-
2024-05-22 13:33
22 мая – день рождения командующего операцией по освобождению Шуши, Героя Арцаха, генерал-майора Аркадия Тер-Тадевосяна – легендарного Командоса.
-
2024-05-17 11:01
"Вы еще будете не раз приходить на премьеры в "Гой", - уверен режиссер и художественный руководитель Национального экспериментального центра исполнительских искусств "Театр Гой" Артур СААКЯН. "Мы боремся не только за свой театр, но за систему ценностей, которую хотят отнять" - этот тезис они подняли на щит в противостоянии желанию Министерства ОНКС оптимизировать "Гой" в пользу театра им. Сундукяна. И в этой упорной борьбе они уже победили - в 2024 году "Гой" останется в статусе государственного театра и будет делать репертуар на своей площадке. А что будет дальше... Поживем - увидим.