Последние новости

ТРИУМФ ГЮМРИЙЦЕВ ВО ФРАНЦИИ

Сюр-Вазо (так называют в Гюмри художника Вазгена ПАХЛАВУНИ-ТАДЕВОСЯНА) не было в городе более шести лет. Поговаривали, что он обосновался в какой-то маленькой деревушке с живописными окрестностями во Франции и всецело посвятил себя живописи.

Тогда эта весть удручила меня: Сюр-Вазо был не только одним из талантливых художников Гюмри, но и постоянным организатором гюмрийских биеннале и тусовок творческой интеллигенции города.

И вот мы с молодым скульптором Артуром Геворкяном сидим в кафе и завороженно слушаем Сюр-Вазо: нет, ничуть не изменился он на чужбине, по-прежнему живет с думой о родине и Гюмри...

Рассказ Сюр-Вазо

Как вы уже знаете, живу я в деревушке, где все дышит стариной: гостиница, где я живу, напротив церкви, домам местных жителей уже несколько столетий, стареть им не дают жильцы, которые постоянно реставрируют и ремонтируют свои дома и церковь.

НА ЭТОМ БОГОМ ЗАБЫТОМ ПЯТАЧКЕ ЗЕМЛИ ЛЮДИ СЧАСТЛИВЫ, часто организовывают культурные мероприятия. Сын хозяев гостиницы - один из видных государственных деятелей Франции - часто приезжает проведать своих родителей, каждый раз он предлагает им переехать к нему в Париж, но возвращается в столицу без них. Пожалуй, я полюбил эту деревню, ее живописные окрестности, работаю до одури, создано, на мой взгляд, немало интересных полотен.

У меня и до Франции благодаря гюмрийским международным биеннале было немало друзей в европейских странах, сегодня же их еще больше: искусство не знает границ и национальностей, розни конфессий и вражды. Один из моих друзей, Антуан Шоплан (он является художественным руководителем организации "Сен-Облик", в основном работает над проектами "Жизнь после катастрофы"), как-то попросил меня рассказать о нынешнем состоянии Гюмри. Он поразился мужеству гюмрийцев, практически с нуля восстанавливающих свой город, посочувствовал им в мизерности рабочих мест в Гюмри, а затем предложил мне принять участие в проекте Papier d`Armenie.

"Бумага Армении"?

О, это очень интересная история. В средние века в Восточной Армении вспыхнула чума, люди, спасаясь от нее, покидали свои зараженные дома, но все равно умирали на улицах и в церквах. Тогда было испробовано все, но чума продолжала свирепствовать. Кто-то догадался обкуривать помещения "сев хунком" (хим. - бензойная смола), и чума отступила.

ГДЕ-ТО В НАЧАЛЕ 1880-х ГОДОВ ФРАНЦУЗСКИЙ ПРОВИЗОР ОГЮСТ ПОНСО с ознакомительной целью посещает Армению, где, помимо всего прочего, тщательно исследует и химический состав "сев хунка". По возвращении домой он предлагает своему другу провизору Анри Ривею организовать совместное производство армянского чуда. Чтобы придать продукции товарный вид и сделать ее удобной для использования, они стали растворять черную смолу в спирте. После пропитки в растворе и просушки бумага упаковывалась и выставлялась на продажу. Надо сказать, что "армянская бумага" и сегодня пользуется большим спросом во Франции, она продается во всех аптеках этой страны под литерой армянской буквы "б". Французы сжигают бумагу в своих квартирах, она обеззараживает воздух, горит бездымно и наполняет помещение благовонием.

С 1993 года предприятием Papier d`Armenia управляет внучка Анри Ривея Мирей Шварц. Она влюблена в Армению, всей душой считает себя армянкой. Мирей постоянно участвует в армянских культурных проектах во Франции. С Антуаном Шопланом наметили план работы: выпустить документальный фильм о нынешнем Гюмри, организовать выставку фотографий и живописных работ, пригласить во Францию на фестивали и концерты легендарную фолк-группу "Бамбир". На подготовительные работы ушло два года, за это время режиссер Гарник Саркисян (преподаватель Академии искусств, в 1987 г. он стал первым президентом Клуба знатоков. - Ю.А.) снял фильм "Белая бумага", я и режиссер-фотограф Армен Тер-Мкртчян ("Морук") подготовили свою выставку и заручились согласием "бамбировцев" на выезд во Францию.

С чистого листа

26 июня этого года гюмрийцы вылетели во Францию, я отвез их в свою деревню, жители, узнав, что у них в гостях легендарная фолк-рок группа Армении, попросили дать им платный концерт, что было очень кстати: "бамбировцы" во Франции намеревались приобрести музыкальные инструменты.

ПЕРВОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ - И ПЕРВЫЙ ТРИУМФ, хотя "бамбировцы" прибыли во Францию урезанным составом: основатель и неизменный руководитель группы Гагик Барсегян (Джаг) - гитара, вокал, стяжавшие славу представители второго поколения группы Нарек Барс (сын Джага) - гитара, вокал и Арик Григорян (флейта, шви, вокал). С группой потом в течение двух недель взаимодействовали прибывшие из Германии композитор Дитмар Боннер и автор "звуковых объектов", скульптор Петр Йолшер, которые в 2008 г. стали участниками гюмрийского биеннале.

В рамках культурной программы французского департамента Изер был представлен и проект Papier d`Armenia. В данном случае названия фильма Гарника "Белая бумага" и проекта "Бумага Армении" имеют символическое значение: это рассказ выразительными средствами искусства о людях Гюмри, с чистого листа создающих новую историю своего древнего города, об их самосожжении в труде, подобно "Бумаге Армении" обеззараживающих и оздоровляющих город и людей.

(Забегая вперед, отмечу, что после встречи с Вазо я попросил режиссера Гарника Саргсяна продемонстрировать мне свой немой (как выяснилось потом, "говорящий" и даже кричащий от боли) фильм "Белая бумага" (оператор Арутюн Папоян). Землетрясение, панорамы разрушений и новостроек, а в новых больницах, школах и на новостройках знатные люди города - Тун шинох Вардан, заслуженный архитектор РА Рафаэл Егоян, ангел-хранитель инвалидов Австрийской деревни - медик Сукиас Агаларян и другие. Через весь фильм красной нитью прошли выступления Джага, его песни, мужественный и чуть надтреснутый голос стали смысловым дополнением к фильму.

Потом наши выставки, концерты и демонстрация фильма состоялись в Гренобле, Факубе и Париже. И всюду триумф. Странное дело: у себя дома мы редко по достоинству оцениваем свои работы и работы коллег, а за рубежом удостаиваемся повышенного внимания. Может, это связано с нашим стремлением к совершенству и идеалу?

Наша встреча с парижанами состоялась в Центре Армянского благотворительного общества Франции (АБОФ), на которой присутствовали не только руководство и члены общества, посол РА во Франции Виген Читечян, но и множество французов и искусствоведов из европейских стран. И вновь полный триумф: посетителям выставки, участникам концерта и зрителям фильма верилось с трудом, что рождение талантов и создание всего этого возможно в Гюмри, все еще не оправившегося от землетрясения...

ЗА НАШИМ СТОЛИКОМ ВОЦАРИЛАСЬ ТИШИНА, каждый из нас думал о своем...

- Вазо, а какова цель твоего посещения Гюмри?

- Более 6 лет меня не было в Гюмри, за это время в моей квартире все обветшало, требуется капитальный ремонт: дом без хозяина стареет быстро, а сдавать внаем не хочу. Отремонтирую квартиру и снова на пару лет уеду во Францию - есть интересные задумки и проекты, а затем вновь вернусь в Гюмри. Как говорится, "в гостях хорошо, а дома - лучше!"

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ГЕРОИЧЕСКИЙ ХОЛМ В ГЮМРИ
      2020-08-19 10:47
      2350

      10 лет назад, 20 августа 2010 года, в Гюмри состоялось открытие Холма чести, мемориального комплекса, посвященного русским офицерам, погибшим в русско-турецких войнах 1828, 1855 и 1877 гг., в котором приняли участие президенты России и Армении Дмитрий Медведев и Серж Саргсян.

    • "НОР АТИК": ПРОДУКТЫ ИЗ КУКУРУЗЫ
      2018-12-07 16:17
      3946

      Летом прошлого года в приграничном селе Бавра Ширакской области состоялось официальное открытие мини-завода "Нор атик" по производству продуктов из кукурузы. Капитальное обновление здания было осуществлено усилиями  Фонда "Айастан" (помогли три семьи аргентинских армян через программу ENPARO), а оборудованием производство оснастила организация промышленного развития UNIDО ООН.

    • ГЮМРИЙСКИЕ СТАРИКИ ОПЯТЬ ЖДУТ
      2018-12-05 15:48
      2009

      В Гюмри сегодня много стариков, одиноких, лишенных опоры и больных. В течение 30 лет несколько раз был произведен переучет бездомных, нуждающихся в квартирах, многие старики по состоянию здоровья не могли простаивать часами в очередях за справками. Так они лишились права на квартиру. Сработал и другой вариант: отпрыски вернулись из-за границы, обзавелись справками, получили квартиры, продали их и преспокойно вернулись к себе, вновь оставив престарелых родителей на произвол судьбы…

    • УЧЕБНИК ДЛЯ СТРОИТЕЛЕЙ И СЕЙСМОЛОГОВ
      2018-12-05 15:20
      1818

      В связи с 30-летием Спитакского землетрясения вышел в свет иллюстрированный альбом, посвященный декабрьской трагедии 1988 г. Подборку материалов и комментарии этого научно-популярного издания осуществил доктор геологических наук Сергей НАЗАРЕТЯН. 21 ноября в зале заседаний радио "Мариам" состоялась презентация книги-альбома, а днями раньше она была представлена в Ереване.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ТРИЕДИНСТВО В ДОМЕ-МУЗЕЕ АРАМА ХАЧАТУРЯНА
      2021-09-29 10:51
      3504

      В Доме-музее Арама Хачатуряна в рамках Дня европейского наследия открылась выставка живописных работ кандидата педагогических наук, доцента Российско-Армянского университета Ануш Бабаян. Необычные картины созданы на рисовой бумаге в технике китайской живописи и объединены общим названием "Визуальные подсказки вселенной". Выставка - не только встреча с изысканным творчеством, но и возможность приобрести эти произведения с благой целью: часть полученной с продажи суммы художница намерена передать на восстановление армянских воинов-героев, пострадавших в ходе 44-дневной войны в Арцахе...

    • В ЕГО ПОЛОТНАХ СВЕТ ДОБРА И НАДЕЖДЫ
      2021-07-17 10:31
      4432

      Если вам доведется побывать в общине Малатия-Себастия столицы, остановитесь у высотного дома N38/2 по улице Исакова: в этом доме на десятом этаже находилась мастерская Карена Смбатяна. Теперь хозяин мастерской больше никогда не войдет в нее. В 2008 году его не стало. Но если вы любите живопись, помните художника, вы не пройдете мимо этого дома равнодушно. Может быть, это будет всплывшая в памяти картина "Рахаб" или "Автопортрет", воспоминание о пережитом художественном впечатлении от его последнего вернисажа в Доме художника Армении - искусство живописца было щедро на впечатления.

    • ЖАН ЖАНСЕМ С НАМИ НАВСЕГДА
      2021-07-15 10:21
      4646

      Мы живем без оглядки. Остановиться нет времени, полюбоваться - тем более. Иногда забываешь, что судьба осчастливила нас городом, где много музеев и галерей. Появляются они часто и в самых неожиданных местах. И, слава богу, что в наше рыночное время, далекое от искусства, открываются не только торговые точки - магазины, рестораны, кафе с зазывными вывесками, но и музеи, галереи, созданные усилиями, энергией, а главное - средствами подлинных патриотов.

    • НАПРАВЛЕННОСТЬ ЗАМЫСЛА
      2021-06-24 11:26
      8816

      По сравнению с нашими традиционными выставками развернутая ныне в зале ереванской галереи "Никогосян" (Фонд Николая Никогосяна) экспозиция выглядит несколько необычно. Обозревателю же, которому многие годы доводилось описывать эти выставки в печати и по мере сил - когда намеком, когда между строк - содействовать преодолению стилевой одномерности, нынешний показ вроде бы и вовсе должен давать повод для ликования. Ведь ушло в прошлое волевое давление, призванное, вопреки реальному положению дел, демонстрировать всепобеждающую приверженность лишь к тем творческим позициям, которые некогда приносили лавры маститым руководителям республиканского Союза художников.