Последние новости

ОВАНЕС ДЖИБЯН В ВЕНЕ И ЕРЕВАНЕ

Об этом музыканте ереванские джазовые фанаты узнали лишь в конце прошлого года в ходе ереванского фестиваля, посвященного 75-летию армянского джаза. Ованес Джибян оказался таким же внешне и по характеру, какой и его музыка, аккуратным, изящным.

Он приехал к нам вместе с певцом Майком Моссессяном и перкуссионистом Нельсоном Херрера из столицы Австрии, где уже много лет они играют вместе. Раньше Ованес преподавал классическое фортепиано и джаз в музыкальной школе им. Франца Шуберта, но в последние годы ушел в "чистый джаз" и сейчас развивает свою собственную концепцию в этом жанре.

РОДИЛСЯ ОН В БЕЙРУТЕ, С ДЕТСТВА ЛЮБИЛ СЛУШАТЬ МУЗЫКУ, которая звучала в доме. Отец имел большую коллекцию грампластинок с серьезной классической музыкой, и в доме часто собиралась местная интеллигенция послушать музыку, поговорить, обменяться мнениями. Но учиться музыке он решил сравнительно поздно. Начал он с музыкальной школы Текеян, затем была высшая школа Бейрута, но условия жизни в Ливане становились все труднее, гражданская война затронула все слои общества, и Ованес решил уехать продолжать учебу в Австрии. Он получил грант от государства и поступил в Венскую консерваторию Шуберта, где учился одновременно на двух отделениях, классической и джазовой музыки. Он закончил консерваторию с двумя дипломами: исполнителя классической музыки и джазового музыканта-импровизатора. В первое время он вращался в среде классических музыкантов, выступал, аккомпанировал, но джаз стал занимать все больше времени.

Будучи еще на родине, он слушал музыку в стиле блюз, играл ее. Джазом серьезно тогда не увлекался. Но, играя классические произведения, он время от времени уходил от написанного в партитуре и пытался высказать ту же музыкальную мысль по-своему, слегка импровизируя.

Через несколько лет, в конце 90-х, Ованес возвращается в Ливан и преподает музыку в консерватории Бейрута - классику, джаз и латиноамериканскую музыку. Еще будучи в Вене, он познакомился с музыкантами - уроженцами Кубы, которые играли свою музыку, набиравшую тогда в Европе популярность. Он подружился с кубинцами, немного поучился этому стилю и стал выступать с ними в клубах. Эти навыки пригодились и в Бейруте. Но вскоре началась война в Ираке, стало очень неспокойно, и, не желая подвергать себя и свою семью опасности, он вновь возвращается в Австрию. Ректор консерватории, где Ованес получил образование, сразу же принял его на работу, где он преподавал музыку в течение 4-5 лет. Затем он создает собственный джаз-коллектив. Началась их официальная карьера с успешного выступления в большом концертном зале, после чего приглашения на выступления посыпались как из рога изобилия. И сегодня он имеет возможность писать собственную музыку, исполнять и записывать ее, готовит материал к выпуску собственного аудиоальбома.

В ЕРЕВАНЕ ОН ПОЗНАКОМИЛСЯ СО МНОГИМИ МУЗЫКАНТАМИ. Его поразил Симон Долмазян, который за одну-две репетиции сумел овладеть репертуаром австрийских музыкантов и успешно выступить с ними на сцене филармонии. Он познакомился с Левоном Малхасяном, поиграл у него в клубе и договорился о выступлении в наступившем году. Ованес заявил, что приедет один, так как музыканты, которых он здесь услышал, являют собой мировой или как минимум европейский уровень и играть с ними одно удовольствие. А встреча с композитором Степаном Шакаряном просто привела его в восхищение.

В качестве одного из партнеров для будущего выступления он уже выбрал басиста Никогаеса Варданяна. По словам Ованеса, это музыкант мирового уровня. Найти ударника тоже не составит труда - в Ереване ему понравились многие. А от Государственного джаз-оркестра Армении он просто, простите за выражение, ошалел. И без сомнений поставил его на один уровень с лучшими европейскими джаз-оркестрами. Вообще об армянских музыкантах он отзывался с восторгом, отмечая высокое качество исполнения, великолепную технику, богатую фантазию, что, по его мнению, неудивительно. Это не первый его приезд на историческую родину. И каждый раз он отмечал одно и то же - в какую семью он бы ни приходил, почти везде в квартире стояло фортепиано и хотя бы один из детей занимался музыкой.

По словам Ованеса Джибяна, жизнь джазмена в Вене непроста, как, наверное, и везде, включая родину джаза. Несмотря на все красочные эпитеты, в красавице Вене лишь 4 процента жителей (это официальные данные) слушают классическую музыку. Ну а джаз - меньше одного процента. Все заполонили рок и поп-музыка. И, даже если ты очень хороший музыкант, прожить лишь одним джазом, исполняя и записывая его, практически невозможно. Нужно преподавать, не гнушаться выступлениями на корпоративах, презентациях, свадьбах и частных вечеринках, где, как мы понимаем, настоящий джаз звучит не часто.

КОНЕЧНО, В ВЕНЕ ЕСТЬ ЛЮБИТЕЛИ ДЖАЗА, И ДЛЯ НИХ ВСЕГДА НАХОДЯТСЯ соответствующие их вкусам места. Так, один клуб знаменит тем, что там звучит только авангардный джаз, другой заполняют любители традиционного джаза, знаменитый "Порги и Бесс" каждый день забит туристами, и выступают там чаще всего заезжие звезды. Есть даже клуб при консерватории, где, соответственно, пробуют свои силы студенты. А еще есть специальные места для профессиональных музыкантов, где они могут реализовать свои творческие идеи. Делается это вживую и в присутствии слушателей. И тем не менее, чтобы заработать на жизнь, музыкантам приходится крутиться и изыскивать различные пути выживания. Так же живет в Австрии Ованес Джибян.

P.S. Непосредственно перед прилетом в Ереван Ованес принял участие в ежегодном фестивале киномузыки "ТрансАтлантик Фильм фестиваль" в Польше. Он представлял работы другого армянского музыканта, живущего в Австрии (нашего соотечественника), Вига Зартмана. Две представленные ими работы шли на победу, но в последний момент награда уплыла у них из рук. Но ни тот ни другой не комплексуют по этому поводу. Зато удалось показаться на крупном международном музыкальном форуме. Шутка ли - ежегодно участвуют в нем 3-4 тысячи конкурсантов из 12-15 стран. Так что участие в этом конкурсе уже большая удача.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПЕСНИ ЕРЕВАНА В БОСТОНЕ
      2019-01-24 11:09

      Имя Самвела ГАЛСТЯНА стало известно в 80-е годы. Он родился в Ереване, свое музыкальное образование начал в Музыкально-педагогическом училище имени А.Хачатуряна. Это были годы, когда в Армении наблюдался мощный подъем культурной жизни и музыка, хорошие песни звучали повсюду.

    • ПРИГЛАСИЛИ СЛУШАТЕЛЕЙ ДО ТРЕХ ЛЕТ ОТ РОДУ
      2019-01-22 11:23

      О необходимости повышения культуры - в частности, музыкальной - говорится много. В том, что этим надо заниматься, убеждать никого не надо. Кого ни спросишь - все за. Всем не нравится, что происходит в нашем теле- и радиоэфире, на сценах залов и клубов. Все говорят: надо что-то делать!

    • О БЕДНОМ ПЕШЕХОДЕ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО!
      2019-01-18 11:24

      Говорят, что быть назойливым некрасиво. И повторять одно и то же десятки раз не стоит. Можно прослыть надоедливым. Но как же быть, скажите на милость, если люди с первого, второго и даже третьего раза не понимают или же, скорее всего, делают вид, что не понимают? Да, признаюсь, что на тему,  о которой пойдет речь, уже приходилось высказываться на страницах газеты. Но, в отличие от других случаев, на эти публикации те, к кому были обращены призывы принять меры, никак не отреагировали.

    • ХАЛТУРНЫЙ НОВЫЙ ГОД
      2019-01-17 13:44

      Как известно, воспоминания детства самые стойкие. Вот и я недавно, в праздничные дни, вспомнил, как родители водили меня на елку в Дом офицеров. Большая живая елка, яркие шары, Дед Мороз со Снегурочкой водят хороводы с детьми вокруг елки, просят их рассказать стишок или спеть песенку. Потом были целлофановые мешочки с подарками - конфеты, печенье, мандарины.

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ВДАЛИ ОТ РОДИНЫ И С РОДИНОЙ В ДУШЕ
      2024-10-07 10:24

      Армяне живут на Дону уже 245 лет. Их предки - в далеком прошлом выходцы из столицы Багратидов Ани и окрестных сел - были вынуждены оставить родную землю и прекрасный процветающий город из-за постоянных набегов турок-сельджуков и разрушительных землетрясений. Покинув Ани, беженцы преодолели множество испытаний, потом надолго осели в Крыму, где их жизнь складывалась в целом неплохо, но тесная связь Крымского ханства с Турцией оставалась фактором риска.

    • ШАТКИЕ МАКЕТЫ БЕЗОПАСНОСТИ ОТ ПАШИНЯНА
      2024-09-16 09:57

      Неформальные TED-беседы на Всемирном армянском саммите 17 сентября в Ереване открывается II Всемирный армянский саммит, но 2-й он только для Пашиняна, скромно ведущего отсчет исторической летописи современной Армении исключительно с себя, хотя до него таких форумов было целых 6. Собственно в первый день никакой работы не будет: только вечером состоится официальная пышная церемония открытия мероприятия, на которую правительство Пашиняна в условиях треснувшего госбюджета с целью напустить пыль в глаза финансовых средств не пожалело. Да вот будет ли от этого хоть какой-нибудь толк?..  Судя по опубликованной на сайте Офиса главного уполномоченного по делам диаспоры программе, все сведется к пустым разговорам без какой-либо конкретики, очередным манипуляциям Пашиняна, который попытается указать представителям зарубежных армянских общин их место в судьбе Армении («всяк сверчок знай свой шесток»), и принятию под занавес форума очередной ничего не значащей декларации-резолюции.

    • ВПЕРВЫЕ
      2024-08-29 10:11

      Арммоно работает без отпусков. Участие в четырех международных фестивалях, две награды и приглашения на новые театральные форумы - таковы результаты ереванского фестиваля по итогам расслабленного сезона. Последнее достижение - вчера делегация Арммоно вернулась с Международного фестиваля "Островский-FEST" в Кинешме, где спектакль "В Канаду с двумя чемоданами" (продукция театра-фестиваля "Armmono", Армения) был удостоен специального приза.

    • ПИТЕРСКИЙ БАЛЕТ В ЕРЕВАНЕ
      2024-07-20 10:03

      Санкт-Петербургский театр балета имени Леонида Якобсона вновь предстал перед ереванским зрителем. Театр уже посещал Армению в марте 2023 г., представив балет «Дон Кихот». Тогда питерские артисты смогли показать ереванскому зрителю непревзойденный русский балет.