Последние новости

ВОЛШЕБНО ЗВУЧАЛА "ВОЛШЕБНАЯ ФЛЕЙТА"

В минувшее воскресенье в зале Академического театра оперы и балета царила музыка Моцарта. Огромную сцену заполнили симфонический оркестр театра, хор, солисты. В концертном исполнении звучала "Волшебная флейта".

Эта опера великого композитора, нередко услаждавшая слух меломанов всей Европы, у нас в Армении никогда не шла, хотя в концертном исполнении ее премьера состоялась несколько лет назад. Огромный интерес к концерту на этот раз подогревался еще и тем, что за пультом симфонического оркестра стоял наш гость - известный дирижер из Швейцарии Микаел Вендеберг, уже успевший полюбиться нашей оперной публике.

ГОВОРЯТ, КОГДА ЖДЕШЬ КАКОЙ-ТО ВСТРЕЧИ С ОСОБЫМ НЕТЕРПЕНИЕМ, неизбежно приходит разочарование. Слава богу, этого не произошло. Эта встреча с ним на ереванской сцене стала одним из самых приятных и радостных музыкальных событий начала второй половины сезона. Репетиции Вендеберга с оркестром, солистами, хором стали уроком истинно творческой работы, пронизанной чувством ответственности перед театром и перед публикой, взаимным желанием прочитать неувядающую партитуру внимательно, внятно, артистично.

В концертном исполнении, свободном от многих подробностей и конкретно-исторического фона, действие было перенесено в область чувств, до предела обостренных. Самая серьезная трудность для исполнителей музыки Моцарта заключается в том, что она затрагивает духовные сферы. Приблизиться к миру духовности Моцарта - задача не из легких. И разучить в короткий срок - в какие-нибудь три-четыре репетиционных дня - было делом нелегким. Удивил оркестр, осиливший это произведение, сыгранность и отчетливость деталей, особенности моцартовского звучания, ясность общей концепции.

Чувство колорита у дирижера рождено из кристального вслушивания в структуру музыкальной ткани. В этом смысле он - музыкант необычных, нетрадиционных решений. Поэтому звучал оркестр на хорошем уровне, отличаясь балансом групп, культурой оркестрового музицирования. С поразительным достоинством дирижер передал стиль и достоинства конкретного музыкального текста. Ни на миг музыка не переставала быть живой и прекрасной.

Напомним, что за плечами 40-летнего дирижера опыт работы с самыми известными европейскими оркестрами. Обладая прекрасными дирижерскими качествами - великолепной техникой, умением рационально использовать репетиционное время, завидной музыкальностью и артистическим обаянием, - Микаел Вендеберг всегда желанный гость любых сценических площадок, в том числе и оперных. В качестве дирижера он принимал участие в престижных международных фестивалях Европы. В 2008-2010 гг. Вендеберг работал ассистентом знаменитого Даниеля Баренбойма в оперном театре Берлина, затем в течение года возглавлял оркестр Мангеймского оперного театра, а с 2011 года является директором художественного оперного театра Люцерна. Сейчас он - художественный руководитель ансамбля Contrechamps.

ВОСТОРЖЕННО, ГОРЯЧО ПРИНИМАЛА ПУБЛИКА СОЛИСТОВ - Перча Каразяна (Тамино), Зограба Зограбяна (бас Зарастро), Асмик Торосян (сопрано, Царица ночи), Аревик Гюлбудагян (сопрано, Памина), Липарита Аветисяна (тенор, Моностатос), Арнольда Кочаряна (баритон, Папагено - птицелов), Диану Арутюнян (Папагена); первую даму - сопрано Магду Мкртчян, вторую - Лилит Согомонян, третью - Гоар Азизян (контральто) и других.

Эмоциональной заразительностью, способностью органично жить на сцене отличало исполнение Перча Каразяна. Его светлый, легкий голос парил под сводами зала. Необыкновенной естественностью, красотой вокала захватила публику и исполнительница партии Царицы ночи Асмик Торосян. Ее ария - "В груди моей пылает жажда мести" - звучит демократически страстно. Отметим также совершенную дикцию, удивительную окраску голоса, тончайшую нюансировку, а главное - силу чувств Магды Мкртчян. Великолепен был бас Зограб Зограбян в партии Верховного жреца Зарастро. Свою партию (особенно арию "Вражда и месть нам чужды...") он исполнил отлично. Великолепный, устойчивый бас, отличное чувство сцены, партнера. Насыщенно и эмоционально звучит его голос, радуя яркостью певческого тона на всем диапазоне партии. Замечательный образ Папагено-птицелова воссоздан Арнольдом Кочаряном. Одним лишь голосом - красивым баритоном, способным передать разнообразную эмоционально-психологическую гамму - певец воссоздает внутренний мир своего героя.

На достойном уровне был и хор, который не вызвал особой радости во время репетиции. Умение собраться, сконцентрироваться в момент концерта - тоже особое достоинство. Как и всегда, замечательно проявила себя концертмейстер скрипичной группы Гаянэ Абрамян. Все штрихи у нее были разработаны до точности, слитность и отчетливость игры - беспредельны.

Публика долго и восторженно аплодировала и дирижеру, и оркестру, хору и в особенности солистам.

- Я рад, что снова довелось встретиться с коллективом, который я успел полюбить, - сказал Микаел Вендеберг. - Артисты хорошо прочувствовали внутреннюю суть музыки, эпоху и соответственно этому правильно исполняли. Надеюсь, что эта опера в будущем займет достойное место в репертуаре театра. Я с удовольствием принял бы участие в постановке спектакля. Рад был продолжить знакомство с вашим коллективом. Благодарен за созданные благоприятные условия в течение всех дней работы в Ереване. Часто бывая на гастролях в разных странах, я все больше убеждаюсь, что музыка облагораживает, помогает общению с людьми. Она учит гармонии, приносит мир.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • НЕУГАСИМЫЙ ФАКЕЛ ПОЭЗИИ
      2021-08-05 09:31
      6994

      В Гандзе отреставрирован выставочный зал Дома-музея Ваана Терьяна Говорят, истинный поэт тот, чье сердце вмещает чувства, одновременно волнующие многих. Именно таким был Ваан Терьян - поэт с ярко выраженной индивидуальностью. Его поэзия - порыв к духовному идеалу, порыв большой искренности, глубоких раздумий. Терьяновскую лирическую строгость, когда даже самые интимные слова содержат поэтическое достоинство и художественную волю, трудно соразмерить с каким-нибудь иным лирическим явлением современной поэзии.

    • ДЕНЬ ПАМЯТИ ДЖИВАНИ
      2019-07-30 13:42
      4147

      Июль в Джавахке отмечен двумя яркими событиями: Днем Дживани в Карзахе и Днем поэзии Ваана Терьяна в Гандзе, где родился выдающийся лирик. Оба эти события стали настоящим праздником поэзии для жителей Джавахка, гостей из Армении и различных районов Грузии.

    • ЕЩЕ ПРИ ЖИЗНИ ОН СТАЛ ЛЕГЕНДОЙ
      2018-09-03 15:30
      2369

      "Географические границы государств проходят через моря и горы, а границы искусства через сердца людей, объединяя их". Эти слова композитора Роберта Амирханяна можно отнести и к всенародному любимцу Иосифу Кобзону, чей уход из жизни опечалил всех, кто знал этого удивительного человека и прекрасного певца.

    • ЧУХАДЖЯН: ЖИЗНЬ МУЗЫКИ И ПАМЯТЬ О НЕМ
      2018-06-08 15:32
      3415

      К 150-летию оперы "Аршак Второй" Юбилейный спектакль Аршак Второй, состоявшийся недавно на сцене Национального академического театра оперы и балета им. А.Спендиарова, прошел при полном аншлаге. Он был посвящен 150-летию создания этого крупного произведения Тиграна Чухаджяна, ознаменовавшего собой рождение оперного искусства как в армянской музыке, так и на всем Ближнем Востоке.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ГЕВОРГ АКОПЯН НА СЦЕНАХ МИРА
      2022-01-20 09:25
      2571

      В настоящее время он числится в ряду лучших мировых певцов. Благодаря своему таланту, который дан ему свыше и неустанному труду Геворг Акопян заслуженно приобрел широкую международную популярность.

    • "БЕЗУМСТВО ХРАБРЫХ – ВОТ МУДРОСТЬ ЖИЗНИ"
      2022-01-17 10:14
      4528

      Художественные пики ушедшего года Если оглянуться на ушедший год, ситуация в стране, да и в целом мире, складывалась непросто на многих направлениях. Естественно, это отразилось и на художественной жизни. Осенью ковид продолжил свою мощную атаку, неспокойной была и политическая обстановка. В общественное сознание то и дело просачивалось бестолковое, бренное, поверхностное. Однако художественная жизнь не остановилась: некоторые руководители концертных организаций, театров проявили просто чудеса духовной твердости и непоколебимости.

    • КОГДА ЗА ПУЛЬТОМ – МАСТЕР
      2021-12-10 09:39
      6631

      Большой концертный зал им. Арама Хачатуряна. На сцене – Государственный симфонический оркестр Армении (художественный руководитель и главный дирижер Сергей Смбатян).

    • НА ОПЕРНОЙ СЦЕНЕ – "ТОСКА"
      2021-11-24 09:33
      5209

      "Истинный вкус состоит в чувстве соразмерности и сообразности", - обмолвился некогда поэт. Эти слова в полной мере соответствуют замечательному спектаклю "Тоска" Пуччини на сцене Национального академического театра оперы и балета им. А. Спендиарова. В минувшую пятницу спектакль прошел с большим успехом, набрав огромную аудиторию в амфитеатре, где я сидела, хотя спектакль был вовсе не премьерным.