Последние новости

"8 000 КИЛОМЕТРОВ" ЗАПАДНОЙ АРМЕНИИ – ПУТЬ К СЕБЕ

"Пап, а это кто? - Турок. - А это? - Турок. - А вон тот? - Тоже турок. - Пап, а тогда почему ты сказал, что мы едем в Западную Армению?". Крошка-сын к отцу пришел, и спросила кроха - это так, гипотетически...

 Вопросы, которыми задается звезда и действительно один из лучших наших актеров среднего поколения Самвел ТОПАЛЯН в авторском проекте "8 000 километров", отнюдь не гипотетические. И путь поиска ответов на них - мучительный, особенно когда тебе со всех сторон предлагают "альтернативные версии". Возможно, это путь гораздо более сложный, чем преодоление 8 000 километров, но это - дорога к Дому.

 "СЫН, Я БЫЛ В ЗАПАДНОЙ АРМЕНИИ. И ТЫ БЫЛ СО МНОЙ, И ТВОЯ СЕСТРЕНКА, и мама, и бабушка Агавни - мы все. Мы все там - пока в нас живет песня. И это мое путешествие стало для меня новой песней. Песней, которую я не сочинил, а увидел, почувствовал, воспринял на ощупь на дорогах Эргира. Сын, эта новая песня должна привести тебя к Нам. К нашему началу, к нашему дому, к его дверям. И эта дверь откроется тогда, когда в собственном доме мы обретем себя. Обретем себя и станем собой", - так заканчивается спектакль-личное высказывание Самвела Топаляна.

 "Не спектакль, а пафосный агитпроп", - скажете вы и будете неправы. Потому что ничего менее агитпропного, драйвового и веселого (местами до громкого зрительского хохота) и придумать нельзя.

 "8 000 километров" - это своеобразное "road movie", точнее, "road performance". Именно Самвел Топалян стал ведущим когда-то запущенного Общественным телеканалом цикла "Здравствуй, Эргир", посвященного Западной Армении. "Я еду в Западную Армению" громыхает в начале спектакле из динамика, вызывая смех зрителя и убивая пафос, на месте которого по ходу действа возникает та тончайшая лирическая нота, которая позволит герою сказать просто: Западная Армения. Вообще создается впечатление, что Самвел живет на звезде, что совершенно оторвался от реальности и не в курсе того, что нынче моднее рассуждать про "Западный Азербайджан", историческую Родину считать бессмысленным фейком, впрочем, как и Родину вообще... Но сейчас не об этом.

 "Увидеть Ани и не умереть, поймать рыбу в озере Ван, вплавь добраться до Ахтамара, посетить дверь Мгера, собственными глазами увидеть гору богов Немрут, побывать на месте сражения Айка и Бела и на месте пересечения четырех священных рек Армянского нагорья, которое, согласно легендам, и является библейским раем", - таковы были задачи, которые ставил перед собой ведущий телецикла. Но кроме их реализации он привез с собой из поездки кучу невероятных дорожных историй и феерично рассказывал их друзьям. "Это надо записать!", - настаивали они. Ну вот - записал, обработал и даже сыграл.

 Актерское мастерство и стенобитное обаяние Самвела Топаляна - это данность, исходящие обстоятельства. В новом монопроекте они настолько отточены, что спектакль воспринимается как совершеннейший во всех смыслах, а главное - импровизированный диалог со зрителем. Словно и не было большой работы и творческого поиска. А они, конечно, были.

 "8 000 КИЛОМЕТРОВ" САМВЕЛ ТОПАЛЯН, АКТЕР ТЕАТРА ИМ. ГЕНРИХА МАЛЯНА, сделал в соавторстве с Нарине Малян - режиссером, в спектакле "Генеалогия рода" в которой Самвел еще мальчишкой проявился так ярко. Вместе они и продолжили составление этой генеалогии рода, и в новом спектакле сошлось все - театральные и личные родовые корни актера, история его семьи - репатриантов из Западной Армении и великих тружеников и мастеровых, и корни рода армянского.

 Повторимся, ни виртуозность Самвела Топаляна, ни ненавязчиво-точная режиссура Нарине Малян неожиданностью не стали. Сюрпризом оказался текст, написанный актером: выверенная выстроенность композиции, абсолютно косметическое наложение швов, органика переходов. Дом Чаренца в Карсе и тут же почти скетчевая сцена с турецким полицейским, "тысячелетних городов заветный камень" и уморительная сцена в гостинице. И "Крунк" голосом со старой пластинки - "Какую весть ты принес с Родины?". И эти десятки тонко подмеченных подробностей, параллели и пересечения, смешные реплики и невеселые мысли рождают ностальгию и гордость, рождают то чувство, что раньше нас родилось, рождают генеалогию рода.

 ... "Я видел косаря, работающего в поле. Видел дым очага и ощущал аромат свежеиспеченного лаваша. Слышал звон молотов в руках кузнецов, бьющих по наковальне. Видел пообещавшего матах старика и освященную соль на губах ягненка. Видел верующих, ставящих свечи в церквах. Видел идущих в школу детей... Детей... Детей, лежащих на земле. Того косаря, распластанного в поле. Старика, девушку, бабушку... Мою бабушку...", - и в обертонах актера дышит почва и судьба.

 "8 000 километров" - путешествие в Эргир, в которое артист взял нас с собой, и которое стало новой песней и для Самвела Топаляна, и для зрителя. В этой песне - дорога к Дому и путь к себе. Для каждого из нас.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • АКАДЕМГОРОДОК - ВЕСЕЛАЯ ИГРА, АКАДЕМГОРОДОК - ДОЖИТЬ БЫ ДО УТРА
      2024-12-18 09:54

      "В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань..." Не прав поэт: можно, еще как можно!

    • "ВАРЕЧКА" - 1 ГОД И 3 ПРЕМИИ
      2024-12-13 10:29

      "40 минут для полного самосожжения", - емкая характеристика, данная моноспектаклю "ВАРЕЧКА", продукции Международного фестиваля ARMMONO, в постановке Елены Варданян и исполнении Лилии Мукучян.

    • "ГОЙ" АНОНСИРОВАЛ АКТИВНУЮ ФАЗУ БОРЬБЫ
      2024-12-12 09:56

      Какое желание загадали, задувая свечи на торте в честь своего 36-летия, члены команды театра "Гой" им. А. Мазманяна? Это, конечно же, вопрос риторический... Ко дню своего рождения театр объявил о прекращении сидячей забастовки, которая продолжалась несколько дней и стала лишь еще одной формой почти двухгодичного "Гой"-протеста. Но Министерству... и культуры радоваться рано: театр объявил, что переходит в активную фазу борьбы.

    • ЧЕХОВСКИЙ-2025 - ДВА СПЕКТАКЛЯ ИЗ АРМЕНИИ
      2024-12-12 09:47

      Московский Международный фестиваль им. А. П. Чехова был и остается одним из знаковых театральных событий не только России, но и мирового театра. По традиции пресс-конференция, презентующая программу очередного, уже XVII Чеховского фестиваля, который пройдет в Москве с 23 мая по 25 июля 2025 года, состоялась на днях, в финале года уходящего.

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • "ВАРЕЧКА" - 1 ГОД И 3 ПРЕМИИ
      2024-12-13 10:29

      "40 минут для полного самосожжения", - емкая характеристика, данная моноспектаклю "ВАРЕЧКА", продукции Международного фестиваля ARMMONO, в постановке Елены Варданян и исполнении Лилии Мукучян.

    • "ЭЛЕКТРА" СИМОНА АБГАРЯНА - В ЕРЕВАНЕ
      2024-12-05 12:03

      5-6 декабря на сцене Национального театра им. Г. Сундукяна состоится показ спектакля " ЭЛЕКТРА НА ДНЕ" французской Compagnie des 5 roues, "Компании пяти колес". Автор пьесы и режиссер спектакля - артист с мировым именем, звезда фильмов «Арам» Роберта Кешишяна, «Арарат» Атома Эгояна и «Шрам» Фатиха Акина Симон АБГАРЯН.

    • "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ" - НО СВЕТ БЕЗУСЛОВНО НАСТУПИТ!
      2024-11-21 10:33

      "Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической?  В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".

    • "ТЕАТРАЛЬНАЯ АКУСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА – ШКОЛА, СПОСОБНАЯ БЫТЬ УСЛЫШАНОЙ"
      2024-11-20 10:25

      Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...