Последние новости

ДИАЛОГ С ВЕЧНЫМ В МАТЕНАДАРАНЕ

В ереванском Институте древних рукописей Матенадаран открыта выставка работ выдающегося армянского художника Мартироса Сарьяна под названием "Мартирос Сарьян: диалог с вечным".

"Дом-музей художника сейчас ремонтируется, в связи с чем мы решили открыть выставку в стенах Матенадарана, чтобы любители живописи могли насладиться работами мастера", - сказала директор музея Рузан Сарьян. - Эта замечательная идея возникла у руководства Матенадарана. Дело в том, что на время ремонта практически все работы Сарьяна были перевезены в Институт древних рукописей. Вот мы и приняли решение совместить приятное с полезным.

С МАТЕНАДАРАНОМ ТВОРЧЕСТВО САРЬЯНА БЫЛО СВЯЗАНО ЕЩЕ С 1901 ГОДА. Будучи учеником московского художественного училища, приехав в Армению, Мартирос Сергеевич посетил Матенадаран, который тогда хранил свои богатства в Эчмиадзине. "Он был поражен древними книгами и рукописями, работами Тороса Рослина и других средневековых мастеров, - рассказывает главный хранитель фондов дома-музея Софья Сарьян. - Это посещение сыграло важную роль в его творчестве, фактически под влиянием Матенадарана он создал многие свои шедевры".

На выставке представлено 31 полотно, охватывающее все периоды творчества великого армянина. В первом зале экспонируются 7 акварельных работ самого раннего периода из цикла "Сказки и мечты". Здесь же выставлены книги, иллюстрированные Сарьяном. "Издавая вместе с Егише Чаренцем эти замечательные книги, Сарьян фактически возродил культуру армянской книжной иллюстрации, - говорит Р.Сарьян. - Здесь можно увидеть антологию армянской поэзии под редакцией Валерия Брюсова, народные сказки и другие замечательные издания".

Во втором зале выставлен эскиз первого автопортрета мастера 1909 года, такие яркие работы, как "Шагающая женщина", "К роднику", "Сказка". Известно, что на это время приходятся многочисленные встречи Сарьяна со многими писателями и поэтами Серебряного века, а с 1907 года он стал членом брюсовского литературно-художественного кружка "Свободная эстетика". "Мы часто говорим сегодня о культурной политике, - продолжает Р.Сарьян. - Но в то время люди не говорили, а фактически делали ее. То, что сделал тогда Брюсов, на долгие десятилетия сформировало связи представителей культуры разных народов. Тому свидетельством сотрудничество Сарьяна и Станиславского (художник оформил второе действие спектакля "Золотой петушок"), Cарьяна и Мандельштама, Cарьяна и Ахматовой. Все это было заложено во времена кружка "Свободная эстетика". И, глядя на первый автопортрет Сарьяна, вспоминаешь именно этот период".

Визитной карточной Дома-музея является картина "У Колодца в жаркий день" (1908). Она попала в музей из коллекции известного дипломата Амо Арутюняна. На полотне изображено древо жизни и жизнь вокруг него. "Здесь я хочу вспомнить детские годы Сарьяна, блестяще описанные им в книге "Из моей жизни". Его семья выехала в степь, фактически ничего не имея, - рассказывает Р. Сарьян. - 9 детей вместе с родителями должны были начать жизнь с нуля. Это было тяжелое время. Отец и старшие братья начали рыть колодец. Все это навсегда осталось в памяти Сарьяна и позже вылилось в эту замечательную работу.

ЧТО КАСАЕТСЯ ЗРЕЛОГО ПЕРИОДА, УЖЕ В 1910 ГОДУ ДВЕ КАРТИНЫ САРЬЯНА попали в Третьяковскую галерею. Третий зал рассказывает о самом продуктивном периоде творчества.

Картина "Египетские маски" была изрезана самим автором в годы, когда его преследовали и называли формалистом. Сарьян испытал глубокое разочарование и уничтожил несколько своих работ. Благодаря ведущему специалисту московского реставрационного научного центра Гаврилина "Египетские маски" обрели вторую жизнь.

В начале 20-х годов Мартирос Сарьян переезжает в Армению и навсегда связывает свою жизнь с родной землей. Начинается самый замечательный период его творчества - это циклы пейзажей и натюрмортов. Они представлены в четвертом зале. Это картины "Арагац", "Сказка", "Автопортрет: три возраста", "Цветы", "Ереванский дворик весной" и другие.

На выставке представлена и одна из последних картин великого мастера. Написал он ее в 1991 году. Это космический пейзаж. Взор мастера как бы сверху. Сарьян очень часто ездил в Бюракан к Виктору Амбарцумяну, подолгу гостил у него и много работал. Сарьян держал кисть в руке до последних дней жизни.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • CКОЛЬКО ЛЕТ ЗЕМЛЕ?
      2024-10-14 10:22

      Креационисты уверены, что наша планета и вся Вселенная были созданы Богом примерно 6000-10000 лет назад, как это описано в Книге Бытия. Насколько это реально?

    • В РИГЕ СЛУШАЮТ АЗНАВУРА
      2024-10-14 10:08

      В актовом зале Балтийской международной академии состоялся концерт памяти Шарля Азнавура. Армянская община Латвии провела его в канун 1 октября, когда шесть лет назад великий шансонье ушел из жизни. На мероприятие были приглашены представители посольств Франции и Армении. Об этом корр. "ГА" сообщил латвийский писатель, журналист и общественный деятель Александр Геронян.  На концерте, который в переполненном зале вели Арина Амбарцумян, Евгения Арутюнян и Александр Геронян, звучали в основном любимые всеми хиты Маэстро. Ведущие говорили на латышском и русском языках, переходя временами на французский и армянский.

    • НОВЫЙ ПРЕПАРАТ ПРОТИВ РАКА
      2024-10-12 10:19

      Американская компания Agenus в течение года намерена выпустить на рынок противораковый препарат нового типа. Об этом заявил в беседе с агентством Sputnik Армения исполнительный директор компании, предприниматель армянского происхождения Гаро АРМЕН в ходе Всемирного конгресса информационных технологий WCIT 2024, прошедшего в Ереване. "Несколько лет компания искала альтернативы химической и лучевой терапии. Наилучшей из них является иммунная система самого пациента, возможности которой до конца не изучены, но которая может творить чудеса, - cказал Гаро Армен. - В испытаниях препарата нового лекарства принимает участие и Центр гематологии и онкологии имени Еоляна в Ереване.

    • ОТ ДИКОГО ЗЕРНА ДО ЧУДЕСНОГО НАПИТКА
      2024-10-10 11:06

      Мнений по поводу того, откуда человечество узнало кофе, масса. Однако, все без исключения исторические факты говорят о том, что родиной кофе считается Африка, а точнее – Эфиопия. Первые зерна были привезены именно из Эфиопии в Йемен, и отсюда уже напиток распространился по всей планете.





    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ВЫСТАВКА НИНГЕ - СОЗЕРЦАНИЕ СОКРОВЕННОЙ КРАСОТЫ
      2023-08-01 09:15

      "...И откроется вдруг сокровенная красота...". Сокровенная красота - так называют тайную, сокрытую душу вещей. Которую непременно почувствуешь, но не в первую очередь. Сначала восхищает красота в ее общепринятом, эстетическом смысле - утонченная и изысканная, она завораживает, не давая отойти от выставочной витрины...

    • СТАВЬ НА БЕЛОЕ, СТАВЬ НА КРАСНОЕ - ВЫИГРАЕТ ЗЕРО
      2023-07-21 10:47

      Муссирующиеся на протяжении последнего месяца разговоры получили подтверждение - в Матенадаране прошли выборы директора, в результате которых, как и ожидалось, место замминистра ОНКС и главного куратора культуры оказалось свободным. Вот только кажется, вопрос, кто станет следующим мини-министром, журналистов интересует гораздо больше, чем главных заинтересантов, то есть деятелей культуры.  В контексте реализуемой ныне "культурной политики" давно стало очевидно - ставь на белое, ставь на красное, все равно выиграет зеро.

    • АРТ СТУДИЯ «СЕДРАКЯН» ПРИГЛАШАЕТ НА ВЫСТАВКУ
      2023-07-01 09:54

      Арт Студия «Седракян» открылась около года назад, но уже может гордиться успехами своих юных учеников: воспитанники этого творческой организации сегодня предстали перед широкой публикой пусть как начинающие, но уже художники.

    • СИНТЕТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО АНАТОЛИЯ АВЕТЯНА
      2023-06-17 10:36

      В Союзе художников Армении прошла выставка авторских работ одного из талантливейших мастеров отечественного арта Анатолия Аветяна. Рассчитанная на одну неделю выставка продлилась еще 7 дней, что позволило большему числу ереванцев и гостей столицы соприкоснуться с магией творчества Аветяна, в которой живопись гармонично сливается с техникой работы по металлу, а декоративность одних панно лишь подчеркивает глубину замысла других.