АРТИСТ, БРОДЯГА И ПОЭТ
20 марта в ереванском Центре искусств им. Джерарда Гафесчяна открылась выставка под названием "Регентаг". На ней представлены уникальные, своеобразные произведения австрийского архитектора, живописца и дизайнера Фриденсрайха Хундертвассера из личной коллекции Джерарда Гафесчяна - восхитительное портфолио из 10 работ.
НАЗВАНИЕ "РЕГЕНТАГ" СИМВОЛИЧНО. ОНО ОЗНАЧАЕТ "ДОЖДЛИВЫЙ ДЕНЬ". Художник считал, что только в течение дождливого дня можно правильно воспринять и восхититься реальной красотой окружающей среды, природы, ее естественными цветами и оттенками. Ведь в такие минуты она омыта животворящими струями одной из самых мощных стихий - воды. Именно к этому знаменательному событию и было приурочено мероприятие из традиционного цикла галереи под названием "Встреча с искусством", которая состояла из нескольких частей.
Сразу после презентации работ австрийского мастера последовал показ номинированного на Оскар Американской киноакадемии короткометражного документального фильма режиссера Петера Шамони "Регентаг Хундертвассера", продюсером которого является знаменитый французский кинодеятель Анатоль Доман.
Картина эта была создана в 1971 году, еще при жизни художника, и подробно рассказывает о его биографии, творческой деятельности и самой личности художника-творца. Фриденсрайх Хундертвассер (имя его в переводе означает "богатый миром") учился в Венской академии изящных искусств, где испытал влияние художников-экспрессионистов и символистов - Уолтера Кампманна и Эгона Шиле, а также примитивиста Пауля Клее и модерниста Густава Климта. Он много путешествовал, долгие годы провел на Востоке. В Японии он изучал традиции акварели и живописи, на островах Океании и в африканских странах - народное искусство. Так возник его интерес к орнаментальности и декоративности в изображении, появилось желание понять связь человека и природы.
Любопытен тот факт, что он всего один день проучился в Школе изящных искусств Парижа. А много позже основал свою собственную универсальную академию всех творческих областей под названием "Пинторариум". Живописные и графические работы Хундертвассера, представленные на выставке, в основном многоцветны и геометричны, могут показаться абстрактными, но это совсем не так: за каждой картиной закреплена четкая концепция. Его картины и гравюры отличаются абстрактной пестротой красок и мягкими линиями. Спирали - любимый элемент и деталь живописца - были для него символом гармонии, жизни и свободы. Мне лично они напомнили улыбающуюся сияющую радугу и движение хиппи.{gallery}Golos/2014/03.2014/21/tokm-21{/gallery}
АНАЛОГИЧНО С АНТОНИО ГАУДИ (КОТОРЫЙ БЫЛ ЕГО АРХИТЕКТУРНЫМ ИДОЛОМ), Хундертвассера тоже отличают бурный энтузиазм, буйная фантазия, неповторимый стиль и необычная архитектурная концепция, а также тяготение к необычайно ярким цветам и большая любовь к природе, необъятное желание органичного и гармоничного слияния с ней. Хундертвассер - приверженец экологического, или органического зодчества, патриарх экодвижения и зачинатель так называемого движения зеленых.
Художник часто любил повторять, что "дома состоят не из стен, - это иллюзия, а из окон". Свою архитектурную концепцию он описал в нескольких теориях и манифестах и на практике реализовал в десятках различных проектов. Он был уверен, что нельзя жить в одинаковых домах-коробках: людям от этого тесно и плохо. Каждый жилец имеет право смотреть из своего окна и разукрасить или как-то изменить стену вокруг него. Идеальный дом для Хундертвассера - это безопасная, комфортная нора, сверху покрытая травой, со множеством глаз-окон. Это как раз подходило для Новой Зеландии, где он много и долго работал (поклонники "Властелина колец" Толкиена обязательно вспомнят подобные уютные домишки милых обитателей этих краев - маленьких хоббитов).
В свое время одна часть Вены невероятно гордилась художником, а вторая возмущалась, полагая, что если дать архитектору возможность, то он обязательно сломает старый имперский стиль, уничтожит знаменитый стиль бидермайер и застроит классическую Вену своими разноцветными зданиями, похожими на жилища гномов из сказок Гофмана и братьев Гримм. Именитый искусствовед Эли Фор воскликнул бы: как и произведения Гауди, это mauvais ton (плохой тон) в современном искусстве! "Хундертвассер - это эклектический кич!" - восклицали его противники. "Хундертвассер - гений!" - парировали сторонники мастера. Эксцентричный, гениальный провокатор и мистификатор, преданный фанатик, артист, бродяга и вдохновенный поэт, Хундертвассер был признан гражданином мира, истинным космополитом, кардинально изменившим понятие красоты в архитектуре. Он оставил необыкновенные плоды своего творчества по всему миру. Ереванская выставка произведений выдающегося австрийского художника открыта для всех желающих ее посетить. Она продлится в течение трех месяцев - до 15 июня текущего года.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2016-11-02 15:00
Продюсер Гоар Игитян и режиссер Артавазд Хачикян скоро выпустят на экраны свой новый фильм - плод длительной совместной работы. Картина называется "Переход" и поднимает очень острую и злободневную проблему миграции.
-
2016-10-26 16:19
В начале октября в Айгедзоре, в гостинице, а по совместительству и культурном центре народного искусства "Шелковый путь", и параллельно в Гюмри и Уджане проходил уже второй по счету международный фестиваль этнографического и антропологического кино "Абрикосовое дерево". Организаторы форума - центр "Шелковый путь" и Фонд народного искусства и ремесел "Ангуйц" ("Узел"). Действенную поддержку фестивалю оказали Министерство культуры РА, Фонд развития национального кино "Золотой абрикос", Фонд армянского кино "Фильмадаран" и Российско-Армянский (Славянский) университет.
-
2016-10-25 12:02
В прокат выходит новый фильм о Геноциде армян В середине сентября текущего года в канадском городе Торонто проходил один из самых престижных и авторитетных мировых кинофестивалей. В нынешнем году он был особенно важен для нас, потому что в рамках киносмотра состоялась премьера фильма "Обещание", посвященного теме Геноцида армян в Османской Турции.
-
2016-10-24 15:45
Вышла в свет книга о талантливом роде Калемкарян 19 октября в Национальной картинной галерее Армении состоялась презентация новой книги известного художника, этнографа и антрополога Раздана ТОКМАДЖЯНА "Калемкаряны. Айнтап. Дамаск. Алеппо". Это роскошно иллюстрированный альбом-каталог, в котором представлена прославленная армянская семья Калемкарян, на протяжении 200 лет занимавшаяся обработкой металлов - золота, серебра, меди. Презентацию организовало Министерство диаспоры и лично министр Грануш Акопян.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2023-08-01 09:15
"...И откроется вдруг сокровенная красота...". Сокровенная красота - так называют тайную, сокрытую душу вещей. Которую непременно почувствуешь, но не в первую очередь. Сначала восхищает красота в ее общепринятом, эстетическом смысле - утонченная и изысканная, она завораживает, не давая отойти от выставочной витрины...
-
2023-07-29 11:25
29 июля (по старому стилю – 13 июля) 1817 года родился великий живописец Ованес Айвазовский 29 июля с 11 утра любители творчества художника смогут принять участие в церемонии у памятника Айвазовскому в Ереване и возложить цветы. Поклонникам мариниста будет интересно ознакомиться с экспозицией почтовых марок и открыток, посвященных творчеству Айвазовского. Выставка проходит в Центральной библиотеке им. Аветика Исаакяна в Ереване и продлится до конца недели. Аналогичная выставка проходила в разные годы в Минске, во Львове, Ереване и Санкт-Петербурге.
-
2023-07-01 09:54
Арт Студия «Седракян» открылась около года назад, но уже может гордиться успехами своих юных учеников: воспитанники этого творческой организации сегодня предстали перед широкой публикой пусть как начинающие, но уже художники.
-
2023-06-17 10:36
В Союзе художников Армении прошла выставка авторских работ одного из талантливейших мастеров отечественного арта Анатолия Аветяна. Рассчитанная на одну неделю выставка продлилась еще 7 дней, что позволило большему числу ереванцев и гостей столицы соприкоснуться с магией творчества Аветяна, в которой живопись гармонично сливается с техникой работы по металлу, а декоративность одних панно лишь подчеркивает глубину замысла других.