Последние новости

ПРЕМЬЕРА ПЕРВОГО ФИЛЬМА "КЕСАБ"

В столичном "Медиацентре" состоялась ереванская премьера первого документального фильма из цикла "Кесаб". Авторами идеи этого проекта выступили Мхитарское единство в лице духовного пастыря Амазаспа Кешишяна, Норайр Мелконян, Нане Багратуни и Липарит Асатрян. Снимался фильм в течение 2009-2010 годов. Отметим, что в 2009 году Багратуни получила предложение от духовных отцов единства отправиться в этот район, населенный армянами-христианами, и сделать репортаж. Журналистский репортаж впоследствии превратился в серьезный документальный фильм. На показе и встрече присутствовали соавтор фильма и режиссер Нане Багратуни, журналистка из Кесаба Салби Сахтхчян и простой житель этого сирийского города Акоп Кортмосян. Далее последовало живое и непринужденное обсуждение киноленты.

НАПОМНИМ, ЧТО НАСЕЛЕННЫЙ АРМЯНАМИ РАЙОН КЕСАБ расположен на северо-западе Сирии в провинции АлепНаселенный армянами район Кесаб расположен на северо-западе Сирии в провинции Алеппо вблизи городов Александретта, Антиохия и Латакия, на расстоянии 3 км от побережья Средиземного моря. Он входит в состав мухафазы Латакия на границе с турецкой провинцией Хатай. Этот райский горный уголок - яблоко раздора между Сирией и Турцией - до сих пор оставался без какого-либо внимания, он был неизвестен и мало кем изучен.по вблизи городов Александретта, Антиохия и Латакия, на расстоянии 3 км от побережья Средиземного моря. Он входит в состав мухафазы Латакия на границе с турецкой провинцией Хатай. Этот райский горный уголок - яблоко раздора между Сирией и Турцией - до сих пор оставался без какого-либо внимания, он был неизвестен и мало кем изучен.

Первая картина цикла посвящена долгой и богатой на события и происшествия истории этого города. Главные действующие лица картины - простые жители Кесаба, от мала до велика, которые в общем-то и рассказывают ее. Нет цены этим воспоминаниям. Присутствие армян в Киликии и в прибрежных районах Ассирии засвидетельствовано еще со времен Тиграна Великого. Во времена нашествия египетских мамлюков и в первом периоде Мамлюкского султаната в результате погромов и насилия в основном пострадали армянские, греческие и ассирийские деревни провинции Антиохия. Спасаясь от преследований и резни, армяне находили пристанище в горном Кесабе. В XII веке здесь утвердились крестоносцы. Потом уже районом владело Киликийское армянское государство. В XVI веке район был захвачен Османской империей. А в XIX веке Кесаб был включен в состав Александреттской области, которая наряду с Аданой и Марашем составляла территорию армянонаселенной Киликии. В 1918 году англичане захватили Кесаб и передали французам, а в 1920 году он был включен в состав Сирии, переданной под мандат Франции. 20 лет спустя в Кесабе началось восстание против включения в состав Турции, после чего в Кесаб приехал папский посланник в Сирии и Ливане. Увидев положение армян, он обратился к Папе Римскому. Важную роль сыграл также кардинал Григор Петрос Агаджанян. В результате только район Кесаб присоединился к Сирии, однако земельные участки его жителей остались в составе Турции.

Армянская церковь в КесабеПРИСУТСТВИЕ АРМЯН В ЭТОМ ПОСЛЕДНЕМ ОПЛОТЕ КИЛИКИЙСКОГО ЦАРСТВА засвидетельствовано с XVI века, но армянская община окончательно cформировалась в XVIII веке. В 1848 году в самом Кесабе, по данным миссионеров, насчитывалось 300 домов, а в начале XX века здесь проживало около 5000 армян. Кроме самого Кесаба, из 13 соседних деревень района 9 были населены армянами: Галатуран, Дузхадж, Эски Фрэн, Эскюран, Экиз Олуг, Чаглачиг, Чинар, Пагчшгаз, Че Керкюня. Население занималось земледелием, шелководством, пчеловодством и разными ремеслами. Накануне Геноцида армян в 1915 году в Кесабе жило около 8 тысяч армян. Все они были депортированы в пустыню Дейр-Эз-Зор, из них 5 тысяч погибли. В 1920-е годы в Кесабе проживало более трех тысячи армян. В последующие десятилетия в результате эмиграции из Кесаба и ближних деревень численность армян значительно уменьшилась. В 1950-60-х годах тысячи армянских семей переселяются в Ливан, США и Канаду. В 1946 году Кесаб официально становится частью независимой Сирийской Арабской Республики.

Кесабский ученый, культуролог и этнограф Акоп Чолакян и арабский ученый Низар Халили поведали нам историю города в датах и фактах, а обычные жители рассказывали нам свои частные истории, камерные драмы. Эта обильная информация послужила авторам прочной базой к созданию такого вот ценного исторического очерка. Человеческие трагедии особенно прослеживаются во время погромов в Киликии в 1909 году и Геноцида армян 1915 года. Это были истории людей, которые не избежали насильственного выселения и депортации. Самым пронзительным впечатлением от просмотра данного фильма оказались горькие воспоминания 102-летней жительницы Кесаба Галилии Манчикян, которая рассказывает, как татуировка на ее руке в тот ужасный год чудом спасла ей жизнь. Спасшиеся после этих событий жители Кесаба и ближайших деревень возвращаются и восстанавливают свои дома. После такого грабежа армянские и иностранные благотворительные организации поспешили с помощью населению пострадавших деревень Кесабского района.

Здание культурного центра МисакянаВСКОРЕ В КЕСАБЕ БЫЛИ ОТКРЫТЫ СИРОТСКИЙ ПРИЮТ, общество вдов и детская мастерская. Здесь действовали Армянская Апостольская Церковь Св. Богородицы, Армянская Католическая Церковь Св. Михаила Архангела и Армянская Евангелистская Церковь Св. Троицы, а также Национальное учебное объединение, Армянское евангелистское объединение мучеников, армянские благотворительные католические школы и Национальный культурный центр Саакян с воскресной школой. Делаются попытки восстановления экономики, в частности, начинается широкомасштабное строительство. В Кесабе и в окружающих деревнях реконструируются церкви, школы и здания многочисленных культурных центров, которые стоят и по сей день. Многие из этих зданий еще продолжают служить армянам района.

В этой замечательной интереснейшей документальной картине очень добросовестно и образцово представлены жизнь и тайны существования кесабцев, национальное самосознание и культурные особенности. Это островок армянской национальной идентичности, который просуществовал в условиях трехстороннего соседства с мусульманами, турками и арабами. Фильм - неоценимое документальное свидетельство истории, прошлого, повествующее о культуре и быте, национальных традициях и обычаях местных жителей, об их занятиях, разных ремеслах. Это люди добрые и честные, трудолюбивые и работящие, глубоко верующие. И стараются передать все эти накопленные годами ценности своим будущим поколениям. С огромной любовью запечатлена на пленку и показана животворящая природа этого горного края. Все это звучит сегодня особенно остро, болезненно и злободневно после последних событий в регионе, в связи с кровопролитной братоубийственной гражданской войной в Сирии.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "ПЕРЕХОД" О КОНЦЕ 80-х - НАЧАЛЕ 90-х
      2016-11-02 15:00

      Продюсер Гоар Игитян и режиссер Артавазд Хачикян скоро выпустят на экраны свой новый фильм - плод длительной совместной работы. Картина называется "Переход" и поднимает очень острую и злободневную проблему миграции.

    • "АБРИКОСОВОЕ ДЕРЕВО" ЗАЦВЕЛО В ОКТЯБРЕ
      2016-10-26 16:19

      В начале октября в Айгедзоре, в гостинице, а по совместительству и культурном центре народного искусства "Шелковый путь", и параллельно в Гюмри и Уджане проходил уже второй по счету международный фестиваль этнографического и антропологического кино "Абрикосовое дерево". Организаторы форума - центр "Шелковый путь" и Фонд народного искусства и ремесел "Ангуйц" ("Узел"). Действенную поддержку фестивалю оказали Министерство культуры РА, Фонд развития национального кино "Золотой абрикос", Фонд армянского кино "Фильмадаран" и Российско-Армянский (Славянский) университет.

    • МНОГООБЕЩАЮЩЕЕ "ОБЕЩАНИЕ"
      2016-10-25 12:02

      В прокат выходит новый фильм о Геноциде армян В середине сентября текущего года в канадском городе Торонто проходил один из самых престижных и авторитетных мировых кинофестивалей. В нынешнем году он был особенно важен для нас, потому что в рамках киносмотра состоялась премьера фильма "Обещание", посвященного теме Геноцида армян в Османской Турции. 

    • ВОЗВРАЩЕНИЕ
      2016-10-24 15:45

      Вышла в свет книга о талантливом роде Калемкарян 19 октября в Национальной картинной галерее Армении состоялась презентация новой книги известного художника, этнографа и антрополога Раздана ТОКМАДЖЯНА "Калемкаряны. Айнтап. Дамаск. Алеппо". Это роскошно иллюстрированный альбом-каталог, в котором представлена прославленная армянская семья Калемкарян, на протяжении 200 лет занимавшаяся обработкой металлов - золота, серебра, меди. Презентацию организовало Министерство диаспоры и лично министр Грануш Акопян.

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ПЕТЕРБУРГ – ТАКОЙ РАЗНЫЙ И ВСЕМИ ЛЮБИМЫЙ
      2024-10-29 10:46

      Известный журналист, режиссер, продюсер и сценарист документального кино Ашот ДЖАЗОЯН представил в Ереване свой новый фильм «Петербург! Жизнь в городе...». Фильм стал своеобразным зеркалом исторического прошлого и современных веяний в северной столице России, историй ее старожилов, трепетно относящихся к традициям города, и молодого поколения, которое полно решимости сохранить такой разный, но всеми любимый Петербург.

    • ВДАЛИ ОТ РОДИНЫ И С РОДИНОЙ В ДУШЕ
      2024-10-07 10:24

      Армяне живут на Дону уже 245 лет. Их предки - в далеком прошлом выходцы из столицы Багратидов Ани и окрестных сел - были вынуждены оставить родную землю и прекрасный процветающий город из-за постоянных набегов турок-сельджуков и разрушительных землетрясений. Покинув Ани, беженцы преодолели множество испытаний, потом надолго осели в Крыму, где их жизнь складывалась в целом неплохо, но тесная связь Крымского ханства с Турцией оставалась фактором риска.

    • ШАТКИЕ МАКЕТЫ БЕЗОПАСНОСТИ ОТ ПАШИНЯНА
      2024-09-16 09:57

      Неформальные TED-беседы на Всемирном армянском саммите 17 сентября в Ереване открывается II Всемирный армянский саммит, но 2-й он только для Пашиняна, скромно ведущего отсчет исторической летописи современной Армении исключительно с себя, хотя до него таких форумов было целых 6. Собственно в первый день никакой работы не будет: только вечером состоится официальная пышная церемония открытия мероприятия, на которую правительство Пашиняна в условиях треснувшего госбюджета с целью напустить пыль в глаза финансовых средств не пожалело. Да вот будет ли от этого хоть какой-нибудь толк?..  Судя по опубликованной на сайте Офиса главного уполномоченного по делам диаспоры программе, все сведется к пустым разговорам без какой-либо конкретики, очередным манипуляциям Пашиняна, который попытается указать представителям зарубежных армянских общин их место в судьбе Армении («всяк сверчок знай свой шесток»), и принятию под занавес форума очередной ничего не значащей декларации-резолюции.

    • С ИНТЕРЕСАМИ СИЛЬНОЙ ДИАСПОРЫ ПРИДЕТСЯ СЧИТАТЬСЯ
      2024-05-27 15:05

      Если разобраться, то бизнес – это связи, благодаря которым в основном и решаются все дела. А где их легче всего наладить? Естественно, в рамках крупных бизнес-форумов. Аналогичную задачу, по сути, решал и Армянский бизнес-форум-2024 (АБФ), состоявшийся 25 мая в центре российской столицы, собрав под сводами фешенебельного московского отеля The Carlton, Moscow свыше 300 предпринимателей из Армении и России. Организатором этого мероприятия традиционно выступила Ассоциация армянских предпринимателей (ААП) при поддержке группы компаний «Ташир», которая изначально заявила, что главная цель форума – стать важной платформой для объединения армянского бизнес-сообщества по всему миру, создать возможности для консолидации усилий и ресурсов с тем, чтобы дать новый импульс развитию экономики Армении и увеличить инвестиционные возможности для бизнеса.