Последние новости

НОСТАЛЬГИЯ ПО ТИФЛИСУ

В Доме-музее Арама Хачатуряна прошел вечер "Ностальгия по Тифлису". Зал был полон, что вполне естественно, ведь бывших тбилисцев не бывает. И ностальгия по городу, где они родились, по его музыке, неповторимому тифлисскому, пусть уже и ушедшему духу живет в сердцах всех. Много лет назад Арам Хачатурян сказал тогда еще молодому композитору Важе Азарашвили, что он прожил в Тбилиси всего 19 лет, но музыка тбилисских улиц и спустя годы все так же продолжает звучать в его душе.

ВЕЧЕР, СТАВШИЙ СИМВОЛОМ АРМЯНО-ГРУЗИНСКИХ СВЯЗЕЙ, ОТКРЫЛСЯ "Токкатой" Хачатуряна, которую исполнила директор Дома-музея, профессор Ереванской консерватории Армине Григорян. В ее же исполнении прозвучала "Старинная тбилисская" Важи Азарашвили. Надо сказать, что музыка Азарашвили, народного артиста республики, заслуженного деятеля искусств Грузии, лауреата государственных премий и премии имени Шота Руставели, почетного гражданина Тбилиси, сопровождала практически весь вечер. Его "Частушки и лезгинка" из "Грузинской сюиты", "На танцплощадке" и "Однажды в Америке" из сюиты "Ретро" с блеском исполнили лауреаты международных конкурсов пианистки - сестры Кристина и Регина Мейрабовы. А композитор сам спел свои песни, в том числе знаменитую "Маленькую девочку", написанную им еще в студенческие годы и принесшую ему первую славу.

В Доме-музее Арама Хачатуряна прошел вечер „Ностальгия по Тифлису„.Программа вечера была насыщенной и многообразной. Профессор Тбилисской консерватории Вилли Григорян спел куплеты из оперы Захария Палиашвили "Даиси". Зал дружно поддержал "Вино кахуро", без которого немыслимо праздничное грузинское застолье. Молодая тбилисская певица Тамара Яшакянц исполнила арию Ануш из одноименной оперы Армена Тиграняна, а лауреат международных конкурсов Бачана Цирквадзе - романс Мелитона Баланчивадзе "Когда смотрю на тебя" и арию герцога "Сердце красавицы" из оперы Дж. Верди "Риголетто".

Когда в Тбилиси был построен Театр оперы и балета, первыми исполнителями на его сцене были итальянские певцы, и, как заметил ведущий вечера Александр Пирадов, не имея возможности представить самих итальянских теноров, он тем не менее привез лучшую арию в исполнении молодого, но уже известного певца тбилисской оперы. Самвел Элбакян - артист тбилисского армянского театра им. П. Адамяна, одного из старейших театров Кавказа и единственного государственного армянского театра за пределами Армении - прочел монолог Пепо из одноименной пьесы Г. Сундукяна, впервые поставленной в Тбилиси, а также стихи Саят-Новы. В авторском исполнении лауреата международных премий Анри Мейрабова прозвучала импровизация на тему "Тбилисские песни и танцы".

Программа вечера была насыщенной и многообразной.АВТОР ИДЕИ И ОРГАНИЗАТОР ВЕЧЕРА АЛЕКСАНДР БОГДАНОВИЧ ПИРАДОВ, потомственный тбилисец, доктор технических наук, профессор, специалист по железобетонным конструкциям, известный коллекционер. Он не раз приезжал в Ереван, проводя здесь выставки картин тбилисских армянских художников, знакомил и с современной палитрой грузинских живописцев. В этот приезд он отобрал для экспозиции всего шесть работ: три принадлежат художникам тбилисской армянской школы живописи, чьи имена, к сожалению, звучат уже в прошедшем времени - Геворка Григоряна (Джотто), Альберта Дилбаряна, Левона Баяхчева, и три картины современных грузинских художников Шалвы Матуашвили, Темо Мачавариани и Левана Чогошвили. Все эти картины, разные по стилистике и манере исполнения, посвящены Тбилиси, его улицам и церквям, и даже натюрморт передавал настроение, подаренное Тбилиси художнику, а художником - нам. Александр Пирадов подробно рассказал об авторах этих работ. Рассказал он и о представленной в его домашней экспозиции работе французского художника армянского происхождения Эдгара Шаина "Безработный" (сухая игла, 1903 год). Офорт этот был подарен художником писателю Ширванзаде в Париже в 1910 году.

Это был вечер, окончания которого не хотел никто, - настолько объединила всех встреча в Доме-музее Арама Хачатуряна. Присутствовал на ней и посол Грузии в РА Тенгиз Шарманашвили.

Это был вечер, окончания которого не хотел никто, - настолько объединила всех встреча в Доме-музее Арама Хачатуряна.ПОД ЗАНАВЕС ВСТРЕЧИ Я ПОПРОСИЛА ВАЖУ АЗАРАШВИЛИ, простой перечень фортепианных и скрипичных произведений которого, не считая песен, занимает с десяток листов, ответить на несколько вопросов.

- Важа Шалвович, вы создатель ярких музыкальных образов родного Тбилиси. А это мог сделать, несомненно, только тбилисец.

- Я и есть коренной тбилисец. Я - плехановец, вырос на улице Марджанишвили, закончил известную всем в Тбилиси седьмую железнодорожную школу. Нашим директором был знаменитый Алеша Цинцадзе, один из старейшин системы образования Грузии. Он работал директором более полувека и видел нас насквозь. Но мы его не боялись, а уважали.

- Консерваторию вы тоже закончили в Тбилиси?

- Да. И когда заканчивал, в комиссии (шел тогда 1961 год) был Дмитрий Шостакович, который одобрительно отозвался о моем сочинении, поставил пятерку.

- А какой, на ваш взгляд, будет музыка XXI века?

- Надеюсь, что она приобретет большую музыкальность, душевность - то, что ей органически присуще. XX век был, скажем так, слишком зигзагообразен, и это отразилось на музыкальных образах - нередко в них доминировали жесткость, прагматизм, разобщенность...

- Наверное, сейчас, когда все определяют финансы, молодым трудно пробить себе путь к слушателю?

- Это сложно для всех - шипы безденежья не проигнорируешь. Сейчас самая большая проблема композитора - донести до слушателя свои новые произведения. Создание - лишь первый этап процесса. Затем вступают в действие иные реалии (необходимы средства на переписку нот, их издание и т.д.) Не менее болезненные вопросы - оплата самого труда композитора, охрана авторских прав, к сожалению, все еще порой беспардонно попираемых.

- Вы сказали, что впервые спели на публике в Ереване.

- Это произошло неожиданно даже для меня самого. Несколько лет назад, находясь перед концертом в Посольстве Грузии в Армении, где мы репетировали вместе с Мартином Вартазаряном мои "Ноктюрн" и "Сонату", я по его просьбе спел под собственный аккомпанемент свои песни. Присутствовавший при этом Левон Чаушян настоял, чтобы и на концерте я сам исполнил их. С тех пор и пою, хотя и очень редко. Однажды я решился на это и в Германии. Армения мне очень близка, я часто бывал здесь, с Эриком Аристакесяном мы дружили семьями, дружеские отношения связывали меня с Эдвардом Михайловичем Мирзояном, Александром Арутюняном. Они оставили замечательные произведения, которые исполняют и в моей стране. Сегодня я чувствую себя даже как-то неловко, получилось что-то типа "весь вечер на манеже Важа Азарашвили". Но мне приятна теплая реакция зала на наш вечер.

- Ваши ближайшие планы?

- Собираюсь записать несколько дисков своих фортепианных произведений вместе с участницами сегодняшнего концерта - сестрами Кристиной и Региной Мейрабовыми. Они талантливые пианистки, лауреаты многих международных конкурсов. А потом, возможно, вместе с ними дам концерт в Ереване.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПУСТЬ СБУДУТСЯ ВСЕ МЕЧТЫ
      2019-04-08 11:59
      2081

      В Центре эстетического воспитания детей им. Г. Игитяна проходит выставка работ Армине Галенц, которую она посвятила памяти своего отца, известного художника Саро Галенца. 10 апреля Армине исполнится 14 лет. В этот же день, только 109 лет назад 10 апреля 1910 года родился ее дед - выдающийся армянский художник Арутюн Галенц. Такое вот знаменательное совпадение. Бабушка, Армине Паронян-Галенц, в честь которой девочка названа, тоже была художницей. Так что, по-видимому, рисовать Армине Галенц-младшей предначертано самой судьбой.  

    • ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ: ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ И ФУНКЦИЯ
      2019-01-16 11:28
      6260

      Беседа с доцентом кафедры культурологии исторического факультета ЕГУ Юлией АНТОНЯН.

    • МЫ НАТРЕНИРОВАНЫ НА ГЕНЕРАЦИЮ НОВЫХ ЗНАНИЙ,
      2018-12-21 15:36
      6169

      говорит в интервью "ГА" директор НИИ физиологии им. Л.А. Орбели НАН РА доктор биологических наук Наира АЙВАЗЯН - Г-жа Айвазян, минувшей осенью в Ереване прошло много академических мероприятий, в том числе инициированных и напрямую организованных вашим институтом. Расскажите об этом подробнее.

    • САРО ГАЛЕНЦ - ПАМЯТЬ, ДЕЛА, ТВОРЧЕСТВО
      2018-12-21 14:55
      1170

      Чуть более года назад ушел из жизни Саро Галенц - тонкий художник, выделявшийся особым творческим почерком, человек  редкой одаренности, истинный интеллигент - без высокомерия, но с достоинством, без зазнайства, но с подлинным интеллектом, прямолинейный без грубости. События его личной жизни не становились достоянием общественности, он не заискивал перед коллекционерами, не заигрывал с прессой, он работал.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • СЛУХИ О ПРОРЫВЕ БЛОКАДЫ СИЛЬНО ПРЕУВЕЛИЧЕНЫ
      2019-02-08 17:19
      2039

      Когда в конце февраля 2017 года после встречи в Праге  заместителя главы МИД РФ Григория Карасина со спецпредставителем премьера Грузии по взаимоотношениям с Россией Зурабом Абашидзе было заявлено о решении реанимировать договор "О торговых коридорах", подписанный в 2011 году и позволяющий сторонам торговать и развивать транспортные коммуникации через Абхазию и Южную Осетию, не касаясь при этом проблемы их статуса, армянские СМИ, ссылаясь на экспертные оценки, заговорили ни много ни мало о возможности прорыва блокады Армении.

    • БАКУ ПРОВОЦИРУЕТ АНТИАРМЯНСКИЕ НАСТРОЕНИЯ. ГРУЗИНЫ, НЕ ПОДДАВАЙТЕСЬ!
      2019-01-24 20:45
      3967

      Было бы поистине удивительно, не выступи Азербайджан в своем привычном репертуаре – с истерикой и воплями, используя факт открытия на днях памятника погибшему участнику карабахской войны Михаилу Авагяну в его родном селе Бугашен (Ахалкалакский муниципалитет) для очередной политической провокации, призванной вбить клин в армяно-грузинские отношения. Кстати, сильно забегая вперед, скажем, что памятник герою в этом селе стоял еще с 1997 года - во дворе старой школы. Его просто решили заменить, потому что по чистой случайности памятник был поврежден.

    • В ОЖИДАНИИ ГОДО,
      2018-12-12 15:37
      11008

      или "Закон о театре примут, когда все театры развалятся" Не хотелось опускаться до банальностей типа "Спасение утопающих – дело рук самих утопающих", но, видимо, без трюизма этого не обойтись. Законопроект о театре, за который в последний месяц взялось Министерство культуры, стал темой обсуждения президиума Союза театральных деятелей, в который входят все художественные руководители и директора отечественных театров. Проходило обсуждение бурно, тем более что этому способствовал возникший вокруг армянского театра бэкграунд.

    • "КОНЦЕРТМЕЙСТЕРЫ АРМЕНИИ"
      2018-12-12 15:32
      13620

      Так называется книга доцента Ереванской консерватории, пианистки Саеник МАГАКЯН, вышедшая в Ереване в издательстве "Лусакн" Знакомство с этой книгой начинается с приятной неожиданности: радуют два небольших, но емких вступительных слова - народной артистки РА Светланы Навасардян и профессора Ереванской консерватории Шушаник Бабаян, звучащие культурно, грамотно и дающие ясное представление о содержании книги, ее значении для армянской музыкальной культуры.