Последние новости

СТОЛИЦА ГРЕЗ НА БИЕННАЛЕ В ВЕНЕЦИИ

7 июня в Венеции под девизом "Основы" открылся 14-й Международный архитектурный биеннале. Он посвящается исследованию, а также пересмотру мировой истории архитектуры и градостроительства периода 1914-2014 гг. В биеннале представлены 65 национальных павильонов. Армения показывает около 250 объектов под названием "Ереван - столица грез". Армянский павильон подготовили и представили кураторы Рубен АРЕВШАТЯН и Георг ШОЕЛХАМЕР. На днях Рубен Аревшатян вернулся из Венеции и подробно рассказал об этом важнейшем форуме.

- По масштабу и количеству аккредитованных журналистов, а также гостей, предварительных просмотров и открытий национальных павильонов нынешний биеннале приравнивается к проходящим в Венеции биеннале современного искусства. Его куратором стал всемирно известный голландский архитектор Рем Колхас. Девизом он выбрал такое понятие, как "Основы". Для национальных павильонов главный куратор архитектурного биеннале предложил иной девиз - "Осваивая модернити". По словам Колхаса, архитектура, которая некогда создавалась для конкретных мест и ландшафтов, стала взаимозаменяемой и глобальной. Национальная идентичность, казалось, была принесена в жертву современности. Высказываясь о национальных павильонах, Колхас подчеркивает: "Выставки в национальных павильонах создадут глобальный обзор эволюции архитектуры к единой, современной эстетике, и в то же время покажут, как в условиях глобализации выживают национальные культуры, продолжающие существовать и развиваться в условиях интенсификации международного сотрудничества".

7 июня в Венеции под девизом 'Основы' открылся 14-й Международный архитектурный биеннале.

- Получается, что главным намерением Рема Колхаса было дать пространство самой архитектуре, а не громким именам и архитектурным бюро?

- Совершенно верно. Колхас сам подготовил для биеннале большую выставку в центральном павильоне "Джиардини", где он рассматривал основы архитектуры от потолка до пола, от лестницы до уборной, от стены до дверной ручки. Например, можно проследить эволюцию камина, который когда-то выполнял в домах двойную функцию - средства отопления и среды для общения. Теперь в наших домах ее поделили между собой центральное отопление и телевизор. Или возьмем балкон: как он эволюционировал, как он служил трибуной для различных личностей, провозглашавших с него наступление новых исторических моментов, и во что этот важнейший архитектурный элемент трансформировался.

- Что представила Армения?

- Каждый национальный павильон имеет свою форму представления. К примеру, павильон Португалии был выполнен в форме публикации из газеты, другие страны, в том числе и Армения, имеют выставочные и издательские части. В выставочной части нашего павильона представлены три различные модальности модернистского мышления в армянской архитектуре XX века. Первая, естественно, - это таманяновская школа, которая обычно не рассматривается как образец модернистского направления или мышления с чисто стилистической точки зрения. Второй этап - это школа конструктивистов-опровцев (организация пролетарских архитекторов Армении), чьи представители вывели на первый план социальный аспект в архитектуре. Это стало основной причиной их конфронтации с таманяновской школой. Третье направление - это сформированный в период 1960-х второй неонациональный стиль, ярким представителем которого был народный архитектор СССР Рафаел Исраелян. Фактически по нашему павильону можно проследить историю конфликта трех школ культуры модернити. Таманяновская школа представлена в первую очередь Генпланом Таманяна, его сооружениями (Оперный театр, Дом правительства), a также зданиями разных архитекторов иных периодов. Идеи конструктивизма выражены в зданиях Самвела Сафаряна, Микаела Мазманяна, Оганеса Маркаряна, Каро Алабяна, Геворка Кочара, направление имело интересное продолжение в работах архитекторов с середины 1950-х до начала 90-х.

В армянском контексте примечательно, что большая часть перечисленных архитекторов после 1955 года вернулась к прерванным эпохой сталинизма функционалистским принципам проектирования, создав школу, из которой вышли практически все наши именитые архитекторы - представители позднего модернизма, чьи работы также продолжали логику архитектуры социального общества. Несмотря на то что творческие подходы таманяновской архитектуры и функционалистской школы, основанной опровцами, с самого начала подвергались обоюдной жесткой критике, формируя тем самым атмосферу активного дискурса (относительно понятий, таких, как - национальное или же универсальное и т.д.), тем не менее в итоге был сформирован Ереван - цельный и в то же время очень разнородный, столица грез многих архитекторов, город, который, к великому сожалению, сегодня мы теряем.

И наконец, третий блок экспозиции посвящен второму неонациональному стилю, совпавшему с парадигмальным сдвигом в культурной, социальной, экономической и политической ситуации Армении эпохи 1960-х. В поисках индивидуальности и новой идентичности в архитектуре этого периода появляются кардинально новые эстетические подходы, продолжающие старый дискурс относительно истинно национального в архитектуре. Влияние архитектора Рафаела Исраеляна на процесс формирования нового языкового мышления в армянской архитектуре было колоссальным. Будучи очень мягким по характеру человеком, он в своей критике относительно хрущевской политики универсализации и типизации архитектуры был чрезвычайно жестким и последовательным. Формируя новый язык в национальной архитектуре 60-х, Исраелян, как и многие другие архитекторы, постоянно пересматривал и формировал иные формы коллективной идентичности, выражавшей себя в новой архитектуре.

- На биеннале вы представили и три замечательных фильма...

- Да, в экспозиции мы использовали разные медиа, а также различные формы архивов. Первый фильм, а точнее, отрывок из фильма Леонида Енгибарова "Путь на арену". Тот эпизод, когда он засыпает на лестницах старого Каскада и видит сон о своей возлюбленной, о своей мечте, проецируя свои грезы на типичную для Еревана архитектурную среду 60-х. Мы использовали этот фрагмент как осевую метафору всей выставки, в которой можно проследить всю историю архитектуры Еревана XX века. Второй фильм - "Архитекторы". Это известная лента о трех замечательных архитекторах Армении - Артуре Тарханяне, Спартаке Хачикяне и Граче Погосяне. Но в фильме рассказывается и о других талантливых зодчих, таких как Сашур Калашян, Гурген Мушегян, выступает известнейший теоретик архитектуры Юрий Яралов. Третья картина, раскрывающая парадигмальную суть эпохи 1960-х в Армении, это гениальный фильм Артавазда Пелешяна "Мы".

- Были ли отзывы о "столице грез"?

- В этом году наш павильон расположился в отдельном здании на территории дворца Зенобио, где располагалась семинария "Мурад Рафаелян". Хотя армянская выставка находится далеко от главных выставочных павильонов, с первых дней она стала одной из самых посещаемых. К нам приходят много известных архитекторов, кураторов и искусствоведов, которые оставляют в книге записей восторженные отзывы

- А кто получил Золотого льва?

- Он достался павильону Кореи, представившему интересную выставку об архитектуре северной и южной Кореи. А за вклад в мировую архитектуру Золотого льва получила известный меценат, архитектор Филис Ламбер. В своей благодарственной речи она сделала очень интересное заявление относительно того, что этот биеннале на самом деле беспрецедентный, так как рассказывает не об архитекторах, а об архитектуре как таковой. И это хорошо, что архитектура начала рассматриваться вне узкого архитектурного круга с различных междисциплинарных позиций. Это, по мнению Филис Ламбер, внушает надежду на то, что архитектура в ближайшем будущем снова приобретет свое истинное предназначение.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ШЕДЕВРЫ РЕНЕССАНСА ОЖИЛИ В ЕРЕВАНЕ
      2022-12-06 10:24
      1113

      В ереванском Музее современного искусства впервые открылась мультимедийная выставка "10 великих художников Возрождения". На ней представлены произведения 10-ти всемирно известных итальянских художников эпохи Возрождения: Боттичелли, Беллини, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Джорджоне, Венето, Тициан, Тинторетто, Веронезе.

    • "ПИСЬМА ЛЮБВИ И СОГЛАСИЯ МЕЖДУ АРМЕНИЕЙ И РИМОМ"
      2022-12-03 10:08
      1595

      В ереванском Институте древних рукописей "Матенадаран" им. Месропа Маштоца открылась выставка под названием "Константин Великий и Трдат Великий. Армяно-римский союз в истории и изображениях". На ней представлены более 15 бесценных экспонатов, посвященных встрече и переписке первого христианского римского императора и первого христианского армянского царя. В беседе с корр. "ГА" научный сотрудник "Матенадарана" Аида ЧАРАХЧЯН отметила, что выставка приурочена к 30-летию установления дипломатических отношений между Арменией и Италией.

    • УНИКАЛЬНЫЕ ФРЕСКИ КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА
      2022-11-30 10:45
      3325

      В 2023 году Армения отметит 1720-летие Кафедрального собора Св. Эчмиадзина. Работы по срочному укреплению и капитальному ремонту главного собора Армянской Апостольской Церкви начались в 2017 году с целью уберечь храм от опасности разрушения. В последний раз укрепление святыни проводилось в 1950-1960-х годах и носило частичный характер.

    • ЦЕЛЬ ПАЛАТЫ – ОСТАНОВИТЬ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ БЕСПЕРДЕЛ
      2022-11-29 10:30
      2671

      В минувшую субботу в Палате архитекторов Армении прошли выборы председателя правления. Им стал Александр БАДАЛЯН. В правление Палаты вошли известные градостроители, архитекторы, конструкторы, реставраторы. В своем выступлении Александр Артемович поблагодарил за доверие и пообещал сделать все, чтобы Палата стала не просто совещательным органом, а смогла влиять на градостроительные процессы в республике.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ИЗ МОСКВЫ С ДВУМЯ ГРАН-ПРИ
      2022-10-18 11:18
      2526

      Второе воскресенье октября в Армении считается днем ее столицы – города Еревана, который долгие годы праздновался в рамках проекта «Ереван – Эребуни». В этом году праздник не состоялся: ситуация вокруг Армении и в мире тревожная.

    • «СВЯЩЕННАЯ ЗЕМЛЯ»: СВЕРХУ И СНИЗУ (Видео)
      2022-10-12 09:36
      2454

      В Европе стартует показ нового документального фильма об Армении и Арцахе «Армения Сакра» (Armenia terra sacra), 65-минутный документальный фильм французско-армянского режиссера Нарека Восканяна, будет показан в Париже и других городах Европы в ближайшее время. Фильм является вторым полнометражным документальным фильмом режиссера после «Сокровищ Армении». Принимаются любые предложения, связанные с показом фильма...

    • КНИГА-АЛЬБОМ О ДАДИВАНКЕ ПРЕДСТАВЛЕНА В ИТАЛИИ
      2022-03-04 09:55
      1863

      На днях широкие круги итальянской общественности получили возможность познакомиться с одной из жемчужин армянского средневекового зодчества – монастырем Дадиванк и его знаменитыми фресками. Произошло это в итальянской провинции Беллуно, где в музее замка Палаццо Фульчис (Palazzo Fulcis) двое самоотверженных специалистов – архитектор-реставратор Ара Зарян и художник-реставратор Кристин Ламуре организовали презентацию авторской книги-альбома «Монастырь Дади – Дадиванк: консервационная реставрация фресок 1297 г. в церкви Катогике, построенной в 1214 г.».

    • ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО ГЕНОЦИДА ТРЕБУЕТСЯ КОНКРЕТНАЯ РАБОТА
      2022-02-24 10:17
      3253

      В последнее время, в связи с поступающей информацией о возможном визите экспертов ЮНЕСКО, а также известным заявлением министра культуры Азербайджана, тема защиты культурного наследия на оккупированных территориях Республики Арцах вновь чрезвычайно актуализировалась. Со всех сторон раздаются требования предпринять соответствующие меры для защиты культурного наследия и предотвращения культурного геноцида. Мы же попытаемся в настоящей статье в этом контексте рассмотреть вопрос о том, что именно мы можем и должны сделать, какая подготовительная работа должна быть проведена и как необходимо реагировать на существующие вызовы.