Последние новости

20 ЛЕТ СПУСТЯ

27 апреля 1991 года в газете "Голос Армении" была опубликована статья об Араме Карабекяне, тогда еще молодом музыканте, в преддверии своего столь желанного переезда в Армению и сотрудничества с армянскими музыкантами.

СПУСТЯ 20 С ЛИШНИМ ЛЕТ ЕГО НЕ СТАЛО. УШЕДШЕГО В РАСЦВЕТЕ СИЛ, мы его сегодня вспоминаем, разделяя радость осуществившейся мечты о творчестве на родине и осознавая глубокую горечь потери. Даже самые строгие критики соглашаются, что наследие, которое Арам Карабекян оставил нашему городу, стране и культуре, неоценимо. Но сколь эфемерным бы ни было искусство, воплощенное в звуках, да не обратится в пепел благородный труд преданного жреца искусства.

Автор этой статьи, ныне проживающая в США, восстановила эту статью из архива. Было странно и необычно осознавать, что от дистанции, отделявшей ее тогда от зарубежного гостя Арама Карабекяна, не осталось и следа. Мы все - зарубежные деятели на родине или соотечественники за рубежом - потомки одного рода и племени, и "наше сердце в горах"...


"МЕНЯ ЗОВУТ АРАМ"

Так, словами одного из известных циклов рассказов Сарoянa можно было бы начать знакомство с дирижером Арамом Карабекяном, тем более что с героями этих рассказов его многое роднит: молодой американец армянского происхождения с ясными и чуть-чуть грустными глазами... Добавим к этому сдержанную, но выразительную мимику, строгую, но гибкую жестикуляцию, выдающую в нем представителя одной из самых сложных исполнительских профессий.

ГОВОРЯТ, ЧТО ДИРИЖЕРСКОЕ ИСКУССТВО, ПОМИМО ВСЕГО ПРОЧЕГО, требует еще и наличия телепатических данных, подразумевающих способность передачи на расстоянии и внушения своей воли другим музыкантам (оркестрантам) языком взгляда, жеста, движения, объединенных потоком огромной внутренней энергии. И когда она достигает цели, то удесятеренная уже волей и энергией множества исполнителей, она возвращается в зал, воплощенная в музыку и несущая людям радость.

Такова магия дирижерской палочки, таково чудо высечения музыки без прикосновения к источнику звука, подвластные Араму. Критики пишут о нем: "Арам Карабекян - один из лучших молодых дирижеров на сегодняшней сцене. Наблюдать, как он руководит своим ансамблем, уже само по себе радостно. Он работает с элегантной утонченностью и огромным достоинством" (Дж. Бреннер "Пост-газет"); "Один из самых тонких интерпретаторов музыки, дирижер Арам Карабекян убеждает, что имеет сказать нечто новое даже в наиболее известных сочинениях" (Д.Теч, "Дейли Ричмонд"); "Неизменное удовольствие доставляет встреча с энергичным, гибким, всегда гармоничным и благодарным искусством дирижера Карабекяна (А. Томмасини, "Бостон глоб").

...Получил блестящее музыкальное образование в Америке (Бостонская консерватория, консерватория Нью-Ингленд, известные тангливудские семинары) и в Европе (университет в Майнце, летняя академия в Сиенне) у таких всемирно известных музыкантов, как Ф. Феррара, Г. Мейер, С. Челибидаке.

...Покорил крупнейшие концертные залы США, Германии, Югославии, Греции.

...Обладатель премии Американского общества композиторов, авторов и издателей за оригинальные, смелые программы и премии Вулсин за лучшее исполнение.

...Автор ряда оркестровых и камерных сочинений, бакалавр музыки по композиции, главный гостевой дирижер мюнхенского оркестра "Синфониетта", сооснователь и художественный руководитель греческого интернационального музыкального фестиваля "Моливос", основатель, художественный руководитель и главный дирижер бостонского камерного оркестра "Синфонова"...

ВОТ ЛИШЬ СУХОЙ КОНСПЕКТ ТВОРЧЕСКОЙ БИОГРАФИИ 36-ЛЕТНЕГО МУЗЫКАНТА, динамичного и в то же время внутренне сосредоточенного, остроумного и очень серьезного, удивительно обязательного и совсем не похожего на знаменитость. Между тем имя Арама Карабекяна хорошо известно в Старом и Новом Свете, где он живет и часто гастролирует. За восемь лет своего существования (с 1983 г.) его оркестр, в составе которого, кстати, нет ни одного армянина, за исключением самого дирижера, успел завоевать прочный авторитет и занять особое, неоспоримое место среди множества высококлассных коллективов.

Об этом свидетельствуют выдержки из десятков статей и рецензий на выступления "Синфонова". Boт несколько выдержек: "Ансамбли, обладающие оригинальной самобытностью, не столь частое явление сегодня, но камерный оркестр "Синфонова", несомненно, имеет свой собственный голос" ("Нью-Йорк таймс"); "Мастерское дирижирование и впечатляющие программы отличают "Синфонова" от других камерных оркестров" ("Бостон глоб"); "Изумительно мягкое звучание оркестра "Синфонова" неотразимо" ("Нью-Йорк таймс").

ПРЕДОСТАВИМ ТЕПЕРЬ СЛОВО ЕГО КОЛЛЕГАМ - известным зарубежным исполнителям. Ф. Крутин (сопрано): "Арам Карабекян и "Синфонова" обладают стремлением и искусством раскрывать человеческие сердца. Мир так нуждается в этом!" А. Гафафян (скрипка): "Мои самые счастливые музыкальные впечатления последних лет связаны с "Синфонова". Д’Анна Фортунато (сопрано): "Не многие оркестры способны на столь привлекательное сочетание великолепно составленных программ и страстных, но изысканных интерпретаций, как "Синфонова", под сверхэмоциональным, вдохновенным руководством Арама Карабекяна!"

Не знающий остановок в пути и преград в творчестве этот "отважный молодой человек на летящей трапеции" (название другого сборника рассказов У. Сарояна) находится сегодня в расцвете своих творческих сил, в гуще новых планов и замыслов. В сезоне 1991/92 гг. ему предстоят выступления в Чехословакии, Югославии, Германии, Люксембурге.

По приглашению Ереванской госконсерватории А. Карабекян недавно приезжал в Армению, чтобы обсудить интересные и многообещающие планы будущего сотрудничества. Будем надеяться, что оно состоится и порадует слушателей встречей с новой и интересной творческой личностью, представляющей богатое яркими именами исполнительское искусство зарубежных армян.

Прощаясь, мы спросили у Арама, как он относится к перспективе знакомства с армянской аудиторией и к тому, что статья о нем будет называться "Меня зовут Арам". На это с присущим ему остроумием и непосредственностью дирижер ответил: "Если это пароль, то единственным моим отзывом может быть лишь один: "и мое сердце в горах" (У. Сарoян).

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • АРМЯНИНА В АРМЯНИНЕ НЕ УБЬЕШЬ - ДОКАЗАНО HAYAT PROJECT
      2024-10-23 09:52

      "Я солнцем вскормленный язык моей Армении люблю... Я - и в крови, и сироту - свой Айастан, как яр, люблю..." - в форсированной фразировке, в кличе, взрыве рождалось то, что не расскажешь и не опишешь... Так читал строки Чаренца Хорен Абрамян. И вот теперь с таким же хриплым раем торжества читал их поэт, музыкант, подюсер Рубен Мхитарян...

    • "ЖИВУ ИДЕЕЙ СДЕЛАТЬ НАШ МУЗЕЙ ЛУЧШИМ В МИРЕ"
      2023-06-23 10:09

      Точнее, " уже два года живу идеей сделать наш музей одним из лучших в мире в своем роде и вернуть ему былую славу"... Об этом мечтает режиссер, заслуженный деятель искусств Армении и вот уже третий год директор Национального центра эстетики им. Г. Игитяна Ваан БАДАЛЯН. И трюизм "мечтать не вредно" в данном случае кажется неуместным. Потому что в Центре делают все и больше, чтобы мечта стала реальностью.

    • Сергей КОСЕМЯН: Я НИКОГДА НЕ ТЕРЯЛ СВЯЗИ С АРМЕНИЕЙ
      2023-04-20 10:01

      Обладатель Золотой медали ЮНЕСКО, лауреат международных конкурсов признанный виолончелист Сергей Косемян широко известен не только в Армении, но и за рубежом. С сольными концертами он выступал во Франции, Мексике, США и других странах. Сегодня Сергей живет и работает в Америке, но не теряет связи с родиной. Более того, будучи вовлеченным в разные международные проекты за пределами Армении, он несколько лет назад получил предложение стать одним из участников балетной мегапостановки в Ереване.

    • В «ОЖИДАНИИ» МИКАЭЛА ТАРИВЕРДИЕВА
      2023-03-08 10:20

      Микаэл Таривердиев известен широкой публике как композитор кино, создатель музыки к таким знаковым фильмам советского кинематографа, как «Семнадцать мгновений весны», «Король-олень», «Ирония судьбы, или С легким паром», «Земля, до востребования» и многих других. На его счету более 70 фильмов, музыка к которым до сих пор согревает сердца.