Последние новости

ЗОВ КРУНКА НА ТАШКЕНТСКОЙ СЦЕНЕ

В органном зале Государственной консерватории Узбекистана впервые состоялся концерт из произведений армянского вокально-хорового искусства. В программе в исполнении Камерного хора прозвучали сочинения классиков жанра Комитаса, Макара Екмаляна и Александра Арутюняна, а также современных авторов Даниэля Еражишта и Артура Бобикяна.

"КОНЦЕРТУ ПРЕДШЕСТВОВАЛА КРОПОТЛИВАЯ, НО УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ РАБОТА. Каждый из вокалистов, представителей разных культурных предпочтений (по национальной принадлежности – в основном узбеки и русские. – Прим. авт.) сумел проникнуться особым лиризмом материала из духовного наследия армянского народа", - говорит хормейстер и художественный руководитель Лусине АЙРУНЦ. Солист хора Шавкат ДЖУМАЕВ дополняет сказанное: "Покоряют полифония и музыкальная выразительность старинных армянских песен. Они словно просветляют душу". Каждое из произведений - от первых "Сурб" и "Амен Хайр Сурб" Екмаляна до блестящих, восклицательных "Гарун" и "Крунк" Комитаса - находило отклик в душе слушателя, завороженного голосами солистки Рузанны АКУПДЖАНОВОЙ и хора на потрясающем празднике высокого вокального стиля.

В предисловии музыковед, дипломант IV международного конкурса-фестиваля "Возрождение" в Гюмри Кристина БАБАСЯН совершила краткий экскурс по долгой и насыщенной истории армянской музыкальной культуры, истоки которой восходят к глубокой древности. Слушатели узнали о древних крестьянских песнях - оровелах, к IV-III вв. до н.э. преобразовавшихся в самобытную одноголосную гусанскую песню; о духовных гимновых песнопениях - шараканах, появившихся в V-VI вв., и о другом направлении монодической музыки - таге, своими истоками вместе с шараканами восходящем к гусанскому творчеству (один из наиболее известных светских тагов "Крунк" ("Журавль"), созданный в позднем средневековье, прозвучал в ташкентском концерте. – Прим. авт.); об ашугском искусстве, возникшему в середине XVI в., и о композиторской традиции, началом которой послужило создание в 1868 г. Тиграном Чухаджяном первой армянской оперы "Аршак Второй".

По своему географическому положению и по своей историко-культурной особенности Армения всегда значилась на перекрестье двух миров. В отличие от стран Востока, где материал для пения и игры не сочинялся, а всегда заново интерпретировался, музыкальная культура Армении рано соприкоснулась с личностью композитора. В 80-е годы XIX в. собиратели народных песен - композиторы Кара-Мурза, Макар Екмалян и Комитас положили начало созданию армянской многоголосной музыки. На рубеже веков творили основоположник армянского романса Р. Меликян, автор первой в Восточной Армении национальной оперы "Ануш" А.Тигранян, основатель симфонической школы А.Спендиаров, эстафету которых приняли Арам Хачатурян и другие гениальные авторы XX в.

И ВСЕ ЖЕ НАИБОЛЬШАЯ ЗАСЛУГА ЗДЕСЬ ПРИНАДЛЕЖИТ КОМИТАСУ. Для армян он эталон, уникальный в своем возвышенном служении искусству художник - грустный романтик и крупный реформатор. Одержимый сверхидеей постичь истину, основатель армянской композиторской школы издал более двух тысяч народных песен, выделил сугубо национальную музыку, имеющую отличную от всех эстетику, довел до высочайшего уровня искусство многоголосия и предпринял попытку срастить края трещины между восточным и западным полюсами мировой музыкальной культуры. Армянская композиторская школа послужила основой для развития и национального хорового искусства.

В последней четверти XIX в. Кара-Мурза – главный подвижник распространения многоголосья в армянском быту - создал более 90 армянских народных хоров в разных концах Закавказья и юга России, возродив тем самым армянскую музыкально-общественную жизнь как в Восточной, так и в Западной Армении, да и в целом в Турции. "Сочинения армянских композиторов – это огромное музыкальное наследие. Прежде нам доводилось исполнять отдельные народные песни в переводе на русский язык, - делится своими чувствами солист хора Элмурад Таджиев, - но тот колорит, та глубокая подлинность, которые скрываются в каждом из произведений духовной программы, ни с чем не сравнятся".

Сегодня можно с грустью признаться, что на фоне продолжающегося угрожающего падения критериев наша духовная культура стала объектом признания лишь для избранных. На сцене и телеэкране безраздельно господствует коммерческая песенная индустрия, а молодое поколение проявляет подчас не самые взыскательные запросы и отдает предпочтение популярным исполнителям так называемого рабиса. Следуя нормальной логике, мы не вправе осуждать кого-то за другой вкус. Но если вдруг наступило такое время, когда нам всем не до культуры, это тоже серьезный диагноз.

Речь идет о приоритетах, которые надлежит выстраивать как в семье, так и в обществе. Без излишних разговоров о безоговорочных приоритетах познакомить молодого человека с тем самым предметно-содержательным, что по-настоящему обогащает, с "музыкой значений", как образно обозначил ее композитор Тигран Мансурян. Возрожденное армянское хоровое искусство в качестве оплота музыкальной культуры вполне может стать национальной идеей армян. Подобно множеству европейских стран, в которых оно чрезвычайно популярно. К примеру, каждый третий житель Латвии независимо от возраста поет в хоре, и по-особенному примечательны знаменитые массовые праздники, ставшие неотъемлемой частью национального бытия и духа прибалтийцев.

ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ХОРОВОЕ ИСКУССТВО СТАЛО НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕЕЙ, у армян имеются все исторические основания. Ведь к тому времени, когда Европа только открывала глаза в виде появившихся у нее "Григорианских хоралов" (а к своей эпохе Возрождения она придет лишь пятьсот лет спустя), армяне обладали весьма внушительным многовековым наследием. Бесценный духовный багаж в дороге истории пригодился не раз: в советское время, когда вера насильственно изгонялась из народной памяти, некоторые из песен заменяли в душах людей молитву.

Как ни парадоксально, но полезными они оказываются и с позиции медицины. Упоминанием трактата выдающегося средневекового ученого-энциклопедиста Ованеса Ерзнкаци (XIII в.) под названием "Толкование грамматики" Комитас в своей небольшой, но весьма примечательной статье "Врачевание музыкой" свидетельствует о древней традиции музыкальной терапии в средневековой Армении. Что касается недавних исследований, то шведскими учеными обнародованы следующие результаты: хоровое пение синхронизирует сердечный ритм, регулирует активность так называемого блуждающего нерва, отвечающего за эмоциональное состояние, и обеспечивает тот же эффект, что и дыхательные упражнения. Возрождая хоровое пение на профессиональном и особенно на фольклорно-любительском уровне в качестве своей духовной опоры, мы возрождаем Соборность, Общение, Патриотизм. Все то, чего нам сегодня так недостает в нарушенной системе ценностей.

Мы не заметили, что создали мир, в котором утрачено одно из главных качеств человека: умение и желание размышлять. Кричать, изобличать, протестовать - это да. Остановиться, подумать, сделать выводы - это нет. Мы окончательно разучились сопереживать, плохо объединяемся и предпочитаем оставаться каждый за себя. Это удручает, но надо искать. То, что позволит людям оставаться людьми со всеми их принципами, политическими взглядами и жаждой разрушения границ.

Остается надеяться на искусство. Искусство, в котором художник не ищет, но находит истину. Истину, сокрытую в достоверно-строгом, как доктрина, неиссякающей красоты армянском самобытном напеве. Словно линия, связывающая день сегодняшний с вечностью, он не утратил универсального свойства воздействия, остается созвучным мыслям и устремлениям современника. Своим искусством вокалисты ташкентского камерного ансамбля, разрушив все границы и преграды, подарили слушателям - представителям общины и многочисленным гостям - "смысл", сокрытый в традиционном армянском искусстве, который, словно вырвавшись из ласковых объятий голосовой стихии, парил над залом. Подарили радость ощущения не потерявшихся во времени произведений и позволили почувствовать правду о цивилизации – не чуждой, но прежде неведомой, которую однажды, много веков назад, нашли и оставили потомкам бессмертные творцы армянской духовной культуры.

г.Ташкент

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ВОКРУГ ЗАТУХАЮЩЕГО КОСТРА
      2020-08-18 11:08
      2280

      Завершающим мероприятием для молодежи, прибывавшей по программе "Ари тун" со всех концов диаспоры, был традиционный большой костер с участием либо президента страны, либо главы правительства.

    • ПОСОЛ АРМЕНИИ ОТВЕДАЛ УЗБЕКСКИЙ ВИНОГРАД
      2019-08-22 10:21
      2490

      18 августа в ташкентской Армянской Апостольской Церкви Св.Филипоса праздновали Успение Богородицы и знакомились с первым в истории двух независимых стран послом Армении в Узбекистане. Отмечаемый с V века, четвертый из пяти великих праздников Армянской церкви символизирует уход из жизни Богородицы Св. Марьям, утверждавшей веру своим присутствием, остающейся утешением и назиданием для всех христиан, а для армянской женщины - воплощением добродетельной матери, хранительницы семейной святости, чистоты и преданности.

    • СТИХИЯ ЖИЗНИ ВАРДАВАРА
      2019-08-06 14:18
      1350

      28 июля в ташкентской Армянской Апостольской Церкви Cв.Филипоса отмечался праздник Преображения Господня - один из пяти главных в годовом цикле Армянской Церкви и связанный с важнейшим событием земной жизни Христа, описанным в Евангелиях. О преображении, случившемся со Спасителем, когда Он поднялся для молитвы на гору Фавор близ Назарета, говорил тер Ованнес Григорян в своем обращении к прихожанам. И, казалось, во время богослужения в храме, где звучал священный Патараг (Литургия), вместе с каждым словом из библейской истории, поведанной духовным наставником армян Узбекистана, происходило то самое незримое таинство постижения высокого смысла.

    • ПАЛОМНИКИ ОТПРАВИЛИСЬ ПО ПУТИ АПОСТОЛА
      2019-07-30 10:00
      2159

      В течение трех дней - с 25 по 27 июля - сотни верующих собрались в одном из старейших армянских храмов Ирана, продолжая выразительную церковную традицию, передаваемую из поколения в поколение. Об этом 3 июля, предваряя событие, сообщил информационный портал Tehran Times.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ДЖАЗ-ФЕСТ В ОСЕННЕМ ЕРЕВАНЕ
      2021-10-20 10:05
      3284

      В столичном джаз-клубе "Улиханян" стартовал любопытный проект – Фестиваль армянского джаза "4Seasons - Autumn" ("4 Сезона - Осень"). Любопытство вызвано как "передвижным" названием фестиваля, которое будет меняться в соответствии с сезоном, так и идеей, заложенной в основу новоявленного джаз-феста, кстати, с армянским уклоном. Как отметил джазовый обозреватель, редактор сайта armjazz.info и инициатор мероприятия Армен Манукян, началось все с осознания ситуации с данным музыкальным жанром в Армении.

    • ОСЕННИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ВСТРЕЧИ
      2021-10-04 09:19
      6581

      На днях с самой высокой ноты взял старт становящийся уже традиционным международный музыкальный фестиваль “Армения”, который знаменует собой начало шестнадцатого концертного сезона Государственного симфонического оркестра РА. Фестиваль был основан совместными усилиями художественного руководителя и главного дирижера оркестра Сергея Смбатяна и президента Европейского фонда поддержки культуры Константина Ишханова при поддержке МОНКС РА.

    • Закар КЕШИШЯН: "ГДЕ ЛЮБОВЬ, ТАМ ВСЕГДА ЕСТЬ ЖИЗНЬ"
      2021-09-03 10:38
      2902

      С нашим бейрутским соотечественником Закаром Кешишяном мы договорились встретиться в одной из гостиниц Степанакерта, где он поселился больше месяца назад. После перерыва из-за пандемии, затем войны Закар наконец вернулся в Арцах, чтобы вновь собрать свой знаменитый хор "Варанда" и устроить цикл концертов, которые будут слышны в его родном Шуши. Ведь там он оставил не только свой дом, полностью разграбленный азербайджанскими оккупантами, но и огромную любовь к Шуши, его жителям и своим ученикам, многих из которых унесла война.

    • ЛЮБИМЕЦ ВРЕМЕНИ И СУДЬБЫ (ВИДЕО)
      2021-08-28 10:42
      4890

      Не стало Владилена Александровича Бальяна - композитора, народного артиста Армении, музыкально-общественного деятеля. Он прожил без малого целый век, наполненный событиями, яркими и интересными встречами, любимой работой. Бесспорно, он был любимцем своего времени и судьбы вообще. Был типичным и ярким представителем своего XX века и начала нового времени, своей эпохи.