Последние новости

КАМЕРНАЯ ЭСТЕТИКА АЙКА КОЧАРЯНА

18 июля в рамках международного кинофестиваля "Золотой абрикос" в столичном кинотеатре "Москва" состоялась премьера первого полнометражного игрового фильма американского режиссера армянского происхождения Айка Кочаряна "Прошу тебя, будь нормальной". Картина была заявлена в основном конкурсе "Армянская панорама" и удостоилась двух призов нынешнего киносмотра, в том числе и специальной награды Союза кинематографистов - статуэтки "Царица Нуард".

ЧИТАТЕЛЬ, ВЕРОЯТНО, ПОМНИТ ОТЦА РЕЖИССЕРА, ЯРКОГО АРМЯНСКОГО актера Владимира Кочаряна, который блистал своей игрой в фильме "Зажженный фонарь" Агаси Айвазяна, воплощая на экране острую внутреннюю драму армянского художника-примитивиста, одного из виднейших представителей старшего поколения "тифлисской школы" армянской живописи - Вано Ходжабекяна. Не менее известна и его мать, актриса Карине Сукиасян. Зритель помнит ее по трогательному фильму "Айрик" Генриха Маляна.

Айк Кочарян жил в Армении до 20 лет. Проучившись в Ереванском государственном художественно-театральном институте 3 года, вместе с родителями он переехал в Америку, в многонациональный мегаполис Нью-Йорк. Здесь Кочарян учился в Бруклинском колледже на факультете фотографии и режиссуры. Уже в начале своей творческой биографии, еще будучи студентом, Кочарян очень много фотографирует. И молодой талант не остается незамечанным - его приглашают на работу в качестве фотожурналиста. Вскоре хобби превращается в профессию и средство заработка. Он начинает участвовать в различных выставках (персональных и коллективных), экспозициях, где в одном выставочном пространстве его работы соседствуют с фотографиями ведущих американских и европейских фотохудожников, определяющих лицо современной фотографии, диктующих моду, выявляющих тенденции...

Нью-Йорк, Сакраменто, Хьюстон. Все Восточное побережье рукоплескало самобытному таланту молодого фотографа. Многие частные и общественные галереи боролись за право приобретения хотя бы одной его работы. Это были галереи Марло, Джеймс Коган, Робин Райс, международный центр фотографии Нью-Йорка, музей "Эппл" в Сакраменто. Фотографии Кочаряна печатались в самых авторитетных журналах и газетах США. За свои достижения в области художественной фотографии и расширения ее эстетических возможностей Кочарян неоднократно удостаивался престижных наград, в том числе главного приза ежегодного конкурса фотографии, организованного известным журналом "Смитсон". Кочарян работал и в Африке. Фотографируя, он объездил весь белый свет - от Прибалтики до Панамы.

Режиссер армянского происхождения Айк Кочарян

ОСНОВНЫМ ИСТОЧНИКОМ ВДОХНОВЕНИЯ МОЛОДОГО ХУДОЖНИКА ВСЕГДА БЫЛ и остается город Нью-Йорк ("Большое яблоко"), его впечатляющие урбанистические пейзажи. В суровых и строгих графических силуэтах и очертаниях города, наполненных сдержанными, холодными цветами, фотограф находит поэзию и смело отражает ее на пленке. В этих работах явственно проступает тенденция романтизации городского пространства и быта. Кочарян ловит нервный пульс бурной жизни мегаполиса, ее ритм и динамику, увековечивая быстротечное время, ауру центра и окраин города, быстро изменяющиеся среду и атмосферу, создавая законченный, цельный художественный образ. Кочаряна-фотографа отличает своеобразное изобразительно-пластическое видение мира, вещей и людей. Особо нужно отметить запечатленные им глубокие психологические портреты - пронзительные образы своих современников. Художник отразил свое время и среду обитания в прекраснейших лицах людей...

Со временем "визуальный ряд", верхняя оболочка действительности перестала удовлетворять Кочаряна. Он всерьез задумался над глубинными вопросами бытия. Он подумал о человеке, живущем совсем рядом, поблизости. И твердо решил обратиться к режиссуре. Он начал с "короткого метра" - создал 6 замечательных короткометражных картин, среди них восхитительная минималистическая "Чарли", которая завоевала главный приз на нью-йоркском кинофестивале Thirteen/ WNET Reel 13. В 2012 году на экраны мира вышла картина "Манхэттенский романс" режиссера Брайана Госта (не путать с одноименным фильмом Стивена Робертса 1935 года), автором сценария и продюсером которой выступил Айк Кочарян. Главные роли в этой картине исполнили звезды французского экрана Изильд ле Беско и Жан-Марк Барр. Последний известен нашему зрителю по фильмам "Голубая бездна" Люка Бессона и "Европа" Ларса фон Триера. Фильм этот - интересная вариация на извечную тему мужчина и женщина. Любовь друг к другу, любовь к городу... Бурный, одновременно нежный городской роман, ода великому чувству и человеческому гению, сотворившему величественное городское пространство.

НАСТАЛО ВРЕМЯ ДЛЯ ПОДЛИННОГО ДЕБЮТА. КОЧАРЯН БЫЛ ВПОЛНЕ ГОТОВ К НЕМУ. Взыскательный ереванский зритель и жюри конкурса "Армянская панорама" во главе с именитым европейским кинокритиком Жан-Кристофом Феррари очень тепло приняли его работу. Фильм "Прошу тебя, будь нормальной" повествует о молодом драматурге Викторе и его подруге Мари. На первый взгляд они очень разные. Виктор -романтик, идеалист, неисправимый мечтатель. Его влекут мир искусства, театральные подмостки. Это его обиталище, то пристанище души, где он чувствует себя защищенным. Мари – существо более земное, нет, она не мещанка, просто другая, обычная, что ли. Живет повседневными заботами, к высшим материям не стремится, не рефлексирует. А когда оказывается, что Мари ждет ребенка, наступает жизнь на горло Виктора, когда думать следует не о ночной романтической прогулке, а о приобретении стиральной машины. И в Викторе начинается сильная внутренняя борьба. Он встает на тяжелейший и ответственный путь выбора пути жизни. В этой ситуации он остается совсем один, наедине с самим собой, скованный и отчужденный даже от самого себя...

Фильм этот - камерная реалистическая психологическая драма, в чем-то даже герметичная, исследующая хрупкие и нежные человеческие взаимоотношения. Обычная, простая, чистая и понятная, строгая и четко выверенная, выстроенная композиция, движущаяся по замедленной оси, выявляющая скорее внутреннюю, нежели внешнюю, динамику и напряженный, нервный ритм. Картина эта отражает реальность на языке самой реальности. Она плотно прикована к человеку и ко всему человеческому.

Не могу не отметить блестящую работу оператора и художника фильма. Суровые зимние пейзажи, проникнутые сдержанными холодными тонами и оттенками, будто гармонируют с внутренним состоянием главных героев картины, выражая их отчужденность, отсутствие связей, боль и омертвение чувств. Эти переливающиеся цвета показывают их внутренний вакуум, пустоту, белые пятна души, отсутствие всяких теплых человеческих чувств, способных согреть сердце и душу.

Также грамотную работу проделал и звукорежиссер фильма. Голоса и шумы города так органично обработаны, что вплетаются в ткань произведения и гармонируют с общим изобразительным рядом фильма. Кстати, нужно отметить, что американское кино Восточного побережья всегда отличалось от стандартной голливудской продукции. Фильм Кочаряна тому подтверждение. Картина близка именно нью-йоркоской школе кино, которое каждый год в широком спектре представлено на ежегодном кинофестивале "Трайбека", организованном Робертом де Ниро, а также и на фестивале независимого кино "Сандэнс".

Ну и еще одно подтверждение тезиса о том, что когда человек талантлив, он талантлив во всем. Айк Кочарян - обладатель прекрасного голоса. В свободное время он отдается во власть Эвтерпы - музы лирической поэзии и музыки. Кстати, наш талантливый соотечественник уже успел выпустить целых 3 диска с записями собственных авторских песен.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "ПЕРЕХОД" О КОНЦЕ 80-х - НАЧАЛЕ 90-х
      2016-11-02 15:00

      Продюсер Гоар Игитян и режиссер Артавазд Хачикян скоро выпустят на экраны свой новый фильм - плод длительной совместной работы. Картина называется "Переход" и поднимает очень острую и злободневную проблему миграции.

    • "АБРИКОСОВОЕ ДЕРЕВО" ЗАЦВЕЛО В ОКТЯБРЕ
      2016-10-26 16:19

      В начале октября в Айгедзоре, в гостинице, а по совместительству и культурном центре народного искусства "Шелковый путь", и параллельно в Гюмри и Уджане проходил уже второй по счету международный фестиваль этнографического и антропологического кино "Абрикосовое дерево". Организаторы форума - центр "Шелковый путь" и Фонд народного искусства и ремесел "Ангуйц" ("Узел"). Действенную поддержку фестивалю оказали Министерство культуры РА, Фонд развития национального кино "Золотой абрикос", Фонд армянского кино "Фильмадаран" и Российско-Армянский (Славянский) университет.

    • МНОГООБЕЩАЮЩЕЕ "ОБЕЩАНИЕ"
      2016-10-25 12:02

      В прокат выходит новый фильм о Геноциде армян В середине сентября текущего года в канадском городе Торонто проходил один из самых престижных и авторитетных мировых кинофестивалей. В нынешнем году он был особенно важен для нас, потому что в рамках киносмотра состоялась премьера фильма "Обещание", посвященного теме Геноцида армян в Османской Турции. 

    • ВОЗВРАЩЕНИЕ
      2016-10-24 15:45

      Вышла в свет книга о талантливом роде Калемкарян 19 октября в Национальной картинной галерее Армении состоялась презентация новой книги известного художника, этнографа и антрополога Раздана ТОКМАДЖЯНА "Калемкаряны. Айнтап. Дамаск. Алеппо". Это роскошно иллюстрированный альбом-каталог, в котором представлена прославленная армянская семья Калемкарян, на протяжении 200 лет занимавшаяся обработкой металлов - золота, серебра, меди. Презентацию организовало Министерство диаспоры и лично министр Грануш Акопян.

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • Нунэ МАНУКЯН: "ФЕСТИВАЛЬ - ЭТО ПАЗЛ ИЗ ДОБРЫХ ДЕЛ"
      2024-11-12 12:28

      20-й Международный фестиваль детско-юношеских фильмов "Ролан" завершил работу. Он продлился всего 5 дней, с 5 по 9 ноября, но его охват был достоин юбилейной даты и стал демонстрацией масштабной деятельности, осуществленной за весь период жизни этого прекрасного праздника на отечественной кино-карте. Торжественная церемония закрытия фестиваля стала одним из ярких его событий. Одним - потому что каждый из фестивальных дней был полон взрывных мероприятий, которые вспыхивали морем детских улыбок, радости и счастья в разных уголках Армении. Ереван, Гюмри, Ванадзор, Гавар - детская и юношеская публика получили возможность не только окунуться в мир кино, создаваемый именно для нее и о ней, но и стать неразрывной частью культурной программы фестиваля.

    • ВДАЛИ ОТ РОДИНЫ И С РОДИНОЙ В ДУШЕ
      2024-10-07 10:24

      Армяне живут на Дону уже 245 лет. Их предки - в далеком прошлом выходцы из столицы Багратидов Ани и окрестных сел - были вынуждены оставить родную землю и прекрасный процветающий город из-за постоянных набегов турок-сельджуков и разрушительных землетрясений. Покинув Ани, беженцы преодолели множество испытаний, потом надолго осели в Крыму, где их жизнь складывалась в целом неплохо, но тесная связь Крымского ханства с Турцией оставалась фактором риска.

    • ШАТКИЕ МАКЕТЫ БЕЗОПАСНОСТИ ОТ ПАШИНЯНА
      2024-09-16 09:57

      Неформальные TED-беседы на Всемирном армянском саммите 17 сентября в Ереване открывается II Всемирный армянский саммит, но 2-й он только для Пашиняна, скромно ведущего отсчет исторической летописи современной Армении исключительно с себя, хотя до него таких форумов было целых 6. Собственно в первый день никакой работы не будет: только вечером состоится официальная пышная церемония открытия мероприятия, на которую правительство Пашиняна в условиях треснувшего госбюджета с целью напустить пыль в глаза финансовых средств не пожалело. Да вот будет ли от этого хоть какой-нибудь толк?..  Судя по опубликованной на сайте Офиса главного уполномоченного по делам диаспоры программе, все сведется к пустым разговорам без какой-либо конкретики, очередным манипуляциям Пашиняна, который попытается указать представителям зарубежных армянских общин их место в судьбе Армении («всяк сверчок знай свой шесток»), и принятию под занавес форума очередной ничего не значащей декларации-резолюции.

    • «ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЧИРЕТТЫ» ПРИЗНАНО ПОБЕДИТЕЛЕМ
      2024-07-17 10:04

      Торжественная церемония закрытия 21-го МКФ «Золотой абрикос» прошла в столичном Доме кино при полном аншлаге. На сцену один за другим выходили члены жюри, которые, объявляя свой вердикт, приглашали призеров и победителей.