ПРАЗДНИК ИСТОРИИ, ЖИЗНИ И ИСКУССТВА
Второй год подряд в древнем Шуши в преддверии славного праздника Дня независимости Арцаха устраиваются большие культурные события. Под открытым небом, в заранее избранных исторических местах разворачиваются оперные представления. И все время подготовки спектаклей, - репетиции, работы по установке звука, освещения, культурализации самого места, на котором устанавливаются покрытия и стулья, да и вся организационная работа, которой управляет энергичная Сарина Автандилян, автор проекта и художественный руководитель, превращают эти дни и недели для всех жителей города в своеобразные уроки возрождения национальной культуры.
МИСТИКА СМЕШИВАЕТСЯ С РЕАЛЬНОСТЬЮ. Умоленные небеса оказываются поразительно благосклонны к идее. В назначенный вечер стихает ветер, на небе тихо зажигаются звезды и сотни зрителей и слушателей, среди которых и государственные мужи, и люди искусства, и жители Шуши, и приезжие из Армении и России погружаются в торжественное состояние слушателя-зрителя.
Грандиозность этих представлений очевидна. Творческая
энергия музыкантов и поклонников, участников и спонсоров, собранная в
эпицентре, которым уже второй раз становится город Шуши, реально обновляет
историю этого древнего и благодатного края. Созидательную энергию народа
ощущаешь на каждом шагу. Она претворяется особенно ярко в культурном
пространстве. Какое сильное впечатление оставляет недавно отстроенная
выдающимся человеком Григорием Габриэлянцем, уроженцем Карабаха, великолепная,
изысканная Картинная галерея с прекрасным собранием картин, подаренных музею и
самими художниками, и известными коллекционерами. И посещение Министерства
культуры также оставляет впечатление творческого места, где все дышит любовью и
гордостью за свой край, за свою историю, все торжественно и выверенно, все
вдумчиво и душевно.
В прошлом году 1 сентября в Шуши перед величественным
фасадом старинного здания Реального училища, построенного в самом начале ХХ
века, было развернуто представление эпического масштаба. В исполнении
Филармонического оркестра Армении под управлением Эдуарда Топчяна, с участием
оперных певцов Армении и Арцаха звучала опера известного в середине ХХ века
композитора Андрея Бабаева "Арцваберд". Она была поставлена на сцене
Ереванского театра оперы и балета в 1957 году, шла несколько лет, снискала себе
широкую известность. Андрей Бабаев родился и вырос в Карабахе, учился и жил
впоследствии в Москве. Его опера, проникнутая песенностью этого края, вернулась
в родные пенаты.
А в этом году в Шуши звучала опера "Огненное
кольцо" Авета Тертеряна, родовые корни которого также в Карабахе. И эта
опера выдающегося композитора второй половины ХХ века стала новой ступенью в
воплощении проекта постановок опер под открытым небом в Карабахе, задуманного
Сариной Автандилян и горячо поддержанного супругой президента Армении Сержа
Саргсяна госпожой Ритой Саргсян, взявшей этот проект под свой патронат.
ПРАЗДНИК
СОСТОЯЛСЯ. БОЛЕЕ ТОГО, он сразу, в одночасье поднял уровень идеи организаторов на новую высоту:
как-никак опера Авета Тертеряна "Огненное кольцо" - одно из самых
ярких и новаторских произведений второй половины ХХ века.
Что же касается ее содержания, в основе которого -
рассказ А.Лавренева "Сорок первый", по которому в 1957 году был снят
одноименный фильм Григория Чухрая, получивший главный приз Каннского фестиваля
того же года, то оно, как показывает история, вечно и интернационально. Рассказ
идет о гражданской войне, в которой брат идет на брата, сын на отца, и слепая
ненависть к врагу сильнее чувства любви. Авет Тертерян и либретист оперы
Владимир Шахназарян перенесли события гражданской войны России 20-х годов ХХ
века, о которых идет речь в рассказе Лавренева, в Армению, где в те же годы в
горах Зангезура по тому же историческому "сценарию" шла своя местная
гражданская война. Сюжет Лавренева был одухотворен поэмой Егише Чаренца
"Неистовые толпы", строки которой произносит в опере Чтец.
Публицистическое звучание оперы, ее контрасты - от музыкальных эпизодов поистине
скульптурных форм, передающих стихийный натиск толпы, противостояние, до
поэтических сцен вспыхнувшей любви между врагами - девушкой революционеркой и
воином, оказавшимся у нее в плену, - снискали славу этому произведению. Опера
Тертеряна была поставлена в Германии, в городе Галле в 1974 году, позже, в
новой постановочной версии прозвучала на сцене Мариинского театра, была принята
к постановкам и в других театрах. Но пришли новые времена. Наш же театр вошел в
череду кризиcных периодов, усугубляющихся с каждым годом неумелым руководством
и заниженными критериями. И вот, словно бы на помощь нашей оперной классике, да
и музыкальному сообществу тоже, пришла Сарина Автандилян, вдохнувшая в работу
театра новую энергию.
Надо сказать, что добротному исполнению оперы Тертеряна в
Шуши способствовало участие лучших музыкальных коллективов Армении -
Государственного камерного хора Армении, художественным руководителем которого
является Роберт Млкеян, и Государственного камерного хора "Овер",
давно, стабильно и прекрасно работающего под руководством Соны Ованнесян.
Молодым артистам особенно повезло. Под изобретательным и властным руководством
режиссера Марии Саакян они звездно заблестели, продемонстрировали свои большие
возможности. Это относится в первую очередь к певцам, исполняющим главные роли,
- Рузан Манташян и Гургену Бавеяну, а также к артисту Армену Маргаряну,
исполняющему роль Чтеца.
ПРЕКРАСНО ЗАДУМАНА
ИДЕЯ ОТРАЖЕНИЯ ОПЕРНОЙ, певческой линии сюжета в балете, когда в пластике выражается то, что еще
не высказано, не спето, что еще скрыто. Блистательная артистка балета Рима
Пипоян прекрасно воплотила замысел балетмейстера Ара Асатуряна и режиссера
Марии Саакян; она мелькала, как огонь, у стен древней крепости, служащей
главным декором постановки, в своем ярко- красном длинном одеянии, воплощая
роковое пламя любви. И тут надо сказать о художнике постановки, талантливой
Астхик Степанян, так ярко проявившей свою фантазию в работе и над оперой
"Арцваберд", и здесь нашедшей интересные художественные решения.
Конечно, опера – это прежде всего музыка. Вы спросите:
как звучал оркестр? Скажу - неожиданно хорошо видна большая, скрупулезная
работа дирижера Рубена Асатряна, кстати, горячего поклонника музыки Авета
Тертеряна. Но идеального прочтения современной оперной партитуры в условиях
полевой работы вообще ждать не приходится. Поэтому надо просто приветствовать
усилия и дирижера, и оркестрантов, и всех технических работников по звуку,
микрофонам, свету, совместно добившихся выразительного звучания и впечатляющего
зрелища.
Состоявшиеся в Шуши оперные премьеры повышают
ответственность работы нашего оперного театра. Одно из свойств армянского
характера - мобилизация духа и сил. Это мы в полной мере ощутили в Шуши. Так
что же должно произойти, чтобы в рабочем режиме оперного театра появилась
творческая стабильность и шедевры армянского оперного искусства, как и
мирового, вновь завладели сценой и жизнью театра, как и вниманием слушателей и
зрителей? Мы сейчас можем сравнивать,
как оперы звучат в Шуши и как в Ереване. И то, что сегодня культурные контакты
с Карабахом вносят в жизнь искусства Армении новое дыхание, – уже очевидно.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2018-12-24 15:19
Эта прекрасная новость прозвучала как фанфары! Молодые композиторы - Арегназ Мартиросян и Барди Минасян завоевали первую и вторую премию на Международном музыкальном фестивале "Саят-Нова", уже более десяти лет учрежденном во Франции.
-
2018-10-31 15:26
Он прежде всего прекрасный пианист. Айку Меликяну интересно все - и классика, и современная музыка. Он во всем мастер - и в интерпретации произведений европейских классиков и романтиков, и в исполнении произведений современных композиторов. И здесь, в этой первостепенной миссии каждого исполнителя - держать руку на пульсе своего времени - он совершенный чемпион.
-
2018-10-05 15:34
Фонд содействия художественному образованию при Министерстве культуры Армении работает уже 10 лет. Перечислить все, что сделали его сотрудники во главе с руководителем фонда Нелли Саркисян, в одной статье трудно. Но есть документы, изданные сборники нот, методические бюллетени, целая сеть музыкальных школ, работающих под опекой фонда, в его методическом режиме.
-
2018-07-06 15:30
Я присоединяю свой голос в защиту армянской природы. В защиту чистой армянской воды и чистого воздуха, в защиту здоровья людей Армении. В защиту комфортного пребывания в Армении ее гостей - ведь известно, что одним из первых условий для путешественников и туристов является чистая, не вредная природная среда страны, куда они обратили свои взоры.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-10-28 10:57
Фрагмент экрана, светящийся в проеме не до конца закрытого занавеса, высвечивал черную дугу и рождал предвкушение - знаменитый ус Дали, глаз художника, смотрящий на время и человечество сквозь лупу, культовый глаз из "Андалузского пса"... Здесь и сейчас, в контексте целого часа непрерывных трансформаций сменяющих друг друга арт-ассоциаций, неожиданных метафор и ослепительной красоты, это было бы уместно и оправдано...
-
2024-07-26 10:25
"Знаете, почему я не использую слова? Портреты, дела, звуки, голоса, шум, музыка... все вместе говорит больше, чем слова. С помощью музыки и лиц вокруг фильма выстраивается "эмоциональное поле". Я стремлюсь к тому, чтобы звукозрительное сочетание уподоблялось не физической смеси элементов, а их химическому соединению. Я монтирую не только имеющиеся кадры, но и отсутствующие. Именно в этом причина того, что вы, смотря фильм, находите в нем что-то новое. Весь фильм создан, но половина фильма, половина кадров отсутствуют. Однако благодаря монтажу, музыке и образам они присутствуют в подсознании", - написал когда-то Артавазд ПЕЛЕШЯН, классик мирового кинематографа, которого Сергей Параджанов назвал «одним из немногих подлинных киногениев»...
-
2022-04-09 10:11
14 апреля Национальный академический театр оперы и балета им. А. Спендиарова представит публике очередную премьеру - новую постановку оперы Авета Тертеряна «Сома.Огненное кольцо». Этой премьерой коллектив театра отметит знаменательную дату – 125-летие со дня рождения великого армянского поэта Егише Чаренца.
-
2022-03-31 09:37
В Ереванском Драматическом театре им. Г. Капланяна на выпуске очередной спектакль. Актер и режиссер, заслуженный артист РА Григор ХАЧАТРЯН делает спектакль "Чучело". По собственному признанию, приглашает зрителя к откровенному разговору о том, что делает человека человеком.