Последние новости

МУЗЕЙ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ

Основанный в 1980 г. историко-архитектурный музей-заповедник "Кумайри" был ликвидирован Гюмрийской мэрией в 2004 г. с мотивировкой, что содержание данной общинной структуры - обременительная обуза для городской казны. Трудно было согласиться с этим: расходы на содержание нескольких штатных сотрудников были незначительными, пожалуй, дорого обходились казне их инициативы, ведь, как известно, одна из целевых задач заповедника - это создание музеев этнографии, ремесел, народного быта, именных музеев и т.д. И еще. Заповедник по роду службы обязан был сохранить в нетронутом виде историческую среду и памятники национального зодчества старого города, что шло вразрез с разгорающимся аппетитом застройщиков и их покровителей.

Терпимые гюмрийцы, "с пониманием относящиеся" ко всем финансовым трудностям в стране, в этом вопросе оказались несговорчивыми: девять лет подряд во всех инстанциях, в том числе и на выездном заседании коллегии Министерства культуры РА в Гюмри, их усилиями восстановление музея-заповедника "Кумайри" входило в самую актуальную повестку. Решением Совета старейшин города он был восстановлен 28 июня 2013 г.

В 2004 г., в год ликвидации заповедника, его сотрудники были заняты паспортизацией исторических памятников гюмрийского кладбища N1, где захоронены александропольцы начиная с середины XIX столетия. Другие кладбища города - образования уже XX столетия.

ЕСТЕСТВЕННО, У ГОРОДА, КОТОРОМУ, СОГЛАСНО НАСКАЛЬНЫМ КЛИНОПИСНЫМ ЗАПИСЯМ, СЕГОДНЯ 2788 ЛЕТ, были и другие кладбища, однако известны лишь места захоронения умерших и погибших начиная со второй половины XIX столетия: ботанический сад (был кладбищем местного населения), городской парк (был местом захоронения низших чинов русского воинства, погибшего при взятии Карсской крепости Лорис-Меликовым), Холм чести у Русской часовни (здесь похоронены русские офицеры, погибшие во время русско-турецких войн), территория железнодорожного вокзала и т.д.

В течение истекшего года сотрудники заповедника тщательно исследовали эти ранее неучтенные кладбища, после их паспортизации они объявлены зонами государственной охраны. Чтобы удостовериться в информации, пришлось даже производить раскопки на территории железнодорожного вокзала. В 1805-1905 гг. город и Александропольский уезд 12 раз подвергались эпидемическим заболеваниям, тогда местом захоронения умерших был избран район нынешнего железнодорожного вокзала.

Сказанное невольно наводит на мысль, что между заповедником "Кумайри" и Ширакским центром арменоведческих исследований НАН РА нет деловых связей: в противном случае сотрудникам заповедника не пришлось бы "подтверждать" уже известный факт, во всех подробностях освещенный центром. Это тем более странно, что в свое время иные сотрудники и волонтеры заповедника защитили свои диссертации по арменоведческим темам на основе своих собственных изысканий, сегодня же они сотрудничают только с ШЦАИ НАН РА. По поводу данного неестественного состояния дел директор центра, доктор филологических наук Серго Айрапетян отметил, что назрела необходимость поиска общих точек соприкосновения заповедника и центра.

В реестре охраняемых памятников Ширакской службы охраны историко-культурных заповедников и исторической среды Министерства культуры РА кладбище N1 значится как одна единица. Из сказанного следует, что вся территория кладбища находится под охраной государства, что трудно осуществить в условиях неизвестности мест и участков захоронения исторических лиц, описания надгробий и т.д. Дело, прерванное Гюмрийской мэрией в 2004 году, оказалось трудоемким и трудноосуществимым: в течение долгих лет горожане интенсивно уничтожали могильные плиты, после "расчистки" участков присваивали их, многие надписи и орнаменты или стерлись за давностью лет, или покрылись мхом. Для удобства исследования и паспортизации памятников вся территория кладбища разбита на участки (10х10 м).

МУЗЕЙ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ

СОТРУДНИКАМИ ЗАПОВЕДНИКА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПАМЯТНИКОВ определяются их типы (скульптуры малой формы, декоративные, зодческие), материал (в основном, черный камень), надписи на надгробиях и т.д. Из беседы с директором заповедника "Кумайри" Степаном Тер-Маркаряном можно заключить, что гюмрийское кладбище N1 - это музей под открытым небом, дающий исчерпывающие ответы на все вопросы не только исторического характера, но и современности. Судите сами. На кладбищах NN2 и 3 что ни могила - то громоздкое скульптурное изображение умершего, на кладбище N1 их нет вообще: только над одной могилой возвышается каменный конь (таково было желание покойного фаэтонщика). Для александропольцев важнее всего было дело, которым они служили людям: над лаконичной надписью об умершем можно увидеть мастерок и отвес - строитель, молот и горн - кузнец, раскрытая книга - учитель, зурна и дудук - музыкант и т.д.

Купцы первой гильдии Дрампяны оформление своего семейного кладбищенского участка поручали самому знатному каменотесу Александрополя (к сожалению, его имя не сохранилось в памяти потомков). Так вот дело рук этого мастера - это шедевры национального зодчества. У мастера был единственный сын - бездельник, пьяница, развратник, дебошир, словом, он был позором отца. Надо сказать, знатные мастеровые города ходили с высоко поднятой головой, благосклонно принимая поклоны людей, а этот, говорят, до самой смерти ходил с опущенной головой. Умер сын, знатный каменотес выполнил свой последний отцовский долг: с одной стороны обтесал грубокол и высек на камне следующие слова - "Беспутному сыну от отца". Ни даты рождения и смерти, ни имени отца и сына...

Естественно, сотрудников заповедника интересует в первую очередь, какое место в истории города занимали усопшие, какой след они оставили в городе и Армении, ведь сегодня этот след уже забывается. Так, Рубен Дрампян стал основателем Государственной картинной галереи Армении, потомственный дворянин Никогайос Тигранян был слепым от рождения, но получил великолепное образование за рубежом, стал создателем армянского шрифта брайля, перевел на брайль "Раны Армении" Х.Абовяна. Кстати, в 1915 г. братья Тиграняны организовали перевозку армянских семей из Карса в Гюмри.

По завершении работ между заповедником "Кумайри" и ЗАО "Вечная память" (бывшее похоронное бюро) будут составлены охранные обязательства.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ГЕРОИЧЕСКИЙ ХОЛМ В ГЮМРИ
      2020-08-19 10:47
      2598

      10 лет назад, 20 августа 2010 года, в Гюмри состоялось открытие Холма чести, мемориального комплекса, посвященного русским офицерам, погибшим в русско-турецких войнах 1828, 1855 и 1877 гг., в котором приняли участие президенты России и Армении Дмитрий Медведев и Серж Саргсян.

    • "НОР АТИК": ПРОДУКТЫ ИЗ КУКУРУЗЫ
      2018-12-07 16:17
      4185

      Летом прошлого года в приграничном селе Бавра Ширакской области состоялось официальное открытие мини-завода "Нор атик" по производству продуктов из кукурузы. Капитальное обновление здания было осуществлено усилиями  Фонда "Айастан" (помогли три семьи аргентинских армян через программу ENPARO), а оборудованием производство оснастила организация промышленного развития UNIDО ООН.

    • ГЮМРИЙСКИЕ СТАРИКИ ОПЯТЬ ЖДУТ
      2018-12-05 15:48
      2367

      В Гюмри сегодня много стариков, одиноких, лишенных опоры и больных. В течение 30 лет несколько раз был произведен переучет бездомных, нуждающихся в квартирах, многие старики по состоянию здоровья не могли простаивать часами в очередях за справками. Так они лишились права на квартиру. Сработал и другой вариант: отпрыски вернулись из-за границы, обзавелись справками, получили квартиры, продали их и преспокойно вернулись к себе, вновь оставив престарелых родителей на произвол судьбы…

    • УЧЕБНИК ДЛЯ СТРОИТЕЛЕЙ И СЕЙСМОЛОГОВ
      2018-12-05 15:20
      2189

      В связи с 30-летием Спитакского землетрясения вышел в свет иллюстрированный альбом, посвященный декабрьской трагедии 1988 г. Подборку материалов и комментарии этого научно-популярного издания осуществил доктор геологических наук Сергей НАЗАРЕТЯН. 21 ноября в зале заседаний радио "Мариам" состоялась презентация книги-альбома, а днями раньше она была представлена в Ереване.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • МУЗЕЙ, ОВЕЯННЫЙ СВЕТОМ
      2022-08-18 09:16
      6554

      Среди круглых знаменательных дат этого года – полувековой юбилей Музея современного искусства. Летом 1972 года произошло событие, которое ознаменовало собой новый этап в художественной жизни не только Армении, но и всего бывшего Союза. Открытие первого и единственного в СССР Музея современного искусства в Ереване всколыхнуло и взбудоражило всех. Это был подлинный прорыв в художественной жизни страны и свидетельство ярчайшего подвига его создателя – Генриха Игитяна.

    • ПОД ЗНАКОМ "ГАЯНЭ"
      2022-05-20 10:13
      4233

      Знаменитому балету "Гаянэ" Арама Хачатуряна исполняется 80 лет. Эта дата легла в основу Международного дня музеев, прошедшего в ереванском доме-музее А.Хачатуряна под знаком "Гаянэ". Был задуман необычный формат празднования юбилея, в котором традиционные подходы и технологические новшества слились воедино, собрав вокруг творчества Маэстро аудиторию разных возрастов.

    • КНИГА-АЛЬБОМ О ДАДИВАНКЕ ПРЕДСТАВЛЕНА В ИТАЛИИ
      2022-03-04 09:55
      1792

      На днях широкие круги итальянской общественности получили возможность познакомиться с одной из жемчужин армянского средневекового зодчества – монастырем Дадиванк и его знаменитыми фресками. Произошло это в итальянской провинции Беллуно, где в музее замка Палаццо Фульчис (Palazzo Fulcis) двое самоотверженных специалистов – архитектор-реставратор Ара Зарян и художник-реставратор Кристин Ламуре организовали презентацию авторской книги-альбома «Монастырь Дади – Дадиванк: консервационная реставрация фресок 1297 г. в церкви Катогике, построенной в 1214 г.».

    • ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО ГЕНОЦИДА ТРЕБУЕТСЯ КОНКРЕТНАЯ РАБОТА
      2022-02-24 10:17
      3134

      В последнее время, в связи с поступающей информацией о возможном визите экспертов ЮНЕСКО, а также известным заявлением министра культуры Азербайджана, тема защиты культурного наследия на оккупированных территориях Республики Арцах вновь чрезвычайно актуализировалась. Со всех сторон раздаются требования предпринять соответствующие меры для защиты культурного наследия и предотвращения культурного геноцида. Мы же попытаемся в настоящей статье в этом контексте рассмотреть вопрос о том, что именно мы можем и должны сделать, какая подготовительная работа должна быть проведена и как необходимо реагировать на существующие вызовы.