Последние новости

ШУШИНСКИЕ КОВРЫ УЖЕ В СТЕПАНАВАНЕ

Шушинский музей ковров расширил ареал своего присутствия в Армении. Очередная выставка экспонатов музея открылась на днях в Степанаване, в Доме-музее Степана Шаумяна, при полном аншлаге.

ТОРЖЕСТВЕННАЯ ЦЕРЕМОНИЯ ОТКРЫТИЯ СОСТОЯЛАСЬ 18 МАЯ, в Международный день музеев, и собрала около 400 посетителей. Среди них были не только представители разных сфер культуры, но и степанаванцы разных возрастов и профессий. Местную интеллигенцию и молодежь это событие очень обрадовало, они были благодарны основателю Музея ковров Шуши Вардану Асцатряну за возможность соприкоснуться с ценным пластом арцахской армянской культуры, чудом спасенным в ходе 44-дневной войны.

 Выставка экспонатов Шушинского музея ковров открылась на днях в Степанаване, в Доме-музее Степана ШаумянаОтметим, что в ноябре прошлого года часть ковровой коллекции Вардана Асцатряна была выставлена в Ванадзоре, в Краеведческом музее Лори-Памбака, вызвав живой интерес не только у ванадзорцев, но и у жителей окрестностей. Экспозиция до сих пор пользуется большим успехом, ее посещают также гости Ванадзора и жители разных уголков нашей страны. Каждый старается восполнить знания по армянскому ковроделию, которое с давних времен было развито во всех регионах исторической Армении, в том числе и в Арцахе, где имело свои особенности. Экскурсоводы музея, познакомившись из рассказов Вардана Асцатряна с историей, видами, символикой и другими деталями ковровых экспонатов, сегодня передают эти знания посетителям, содействуя распространению информации об армянском искусстве ковроделия, о многообразии его типов, техник изготовления, стилистических особенностей по ковроткацким регионам и о многом другом.

Выставка в Степанаване открылась параллельно с ванадзорской. В нее вошло несколько десятков экспонатов конца XVIII - начала XX веков. Среди них ковры из разных регионов Арцаха, есть также западноармянский и лорийский образцы. Часть арцахских ковров ранее не выставлялась даже в Шуши. Как отметил Вардан Асцатрян, он планировал обновить экспозицию в Шуши, но война помешала реализации этих планов. Часть ковров удалось эвакуировать. Вардан Асцатрян вывез их в Ереван под обстрелом, но хранящиеся в запасниках экспонаты, увы, достались врагу. Спасенные ковры в течение года экспонировались в Ереване, в Музее-институте архитектуры им. Ал.Таманяна, а затем начался период поиска новых решений в отношении бесценной коллекции. Обещания предоставить шушинскому музею новое помещение в Ереване остались висеть в воздухе, и тогда родилась идея сделать выставку ковров передвижной.

"С предложением организовать выставки у себя ко мне почти одновременно обратились музеи разных городов Армении. Первая региональная выставка открылась в  Ванадзорском краеведческом музее Лори-Памбака. Почти одновременно мы договорились и со степанаванским Домом-музеем Степана Шаумяна, но была зима, и ввиду отсутствия необходимых условий для хранения ковров экспозицию пришлось отложить до весны. А весна у сотрудников музеев напрямую ассоциируется с 18 мая - Международным днем музеев, вот мы и решили приурочить открытие выставки к этому дню", - рассказал Вардан Асцатрян.

 Выставка экспонатов Шушинского музея ковров открылась на днях в Степанаване, в Доме-музее Степана ШаумянаВ ТОМ, ЧТО ЕЩЕ ОДНА ВЫСТАВКА МУЗЕЯ КОВРОВ ШУШИ ОТКРЫЛАСЬ ИМЕННО В СТЕПАНАВАНЕ, в Доме-музее Шаумяна, есть своя символика. "Столица Арцаха Степанакерт и город Степанаван Лорийского марза Армении имеют практически одно и то же название, данное в честь революционера Степана Шаумяна. Исторически носящий название Вараракн (до ХIХ века), Степанакерт получил нынешнее название в 1923 г., то есть 100 лет назад", – сказал Вардан Асцатрян.

Основатель Музея ковров Шуши также подчеркнул, что сегодня, когда налицо явные попытки маргинализации армянского общества и отрыва нового поколения армян от своих корней, традиций, культуры, организация выставок, где представлены самобытные пласты национального наследия, особенно важна.

"Сегодня враг стремится стереть или присвоить нашу культуру, однако проведение даже одной подобной выставки способно разрушить его ползучую экспансию, - уверяет Вардан Асцатрян. – Осознавая вызовы времени, я решил создать условия для знакомства большого числа соотечественников с палитрой арцахских ковров, чем и продиктована организация выставок в регионах Армении. Особенно важно, что выставки в Ванадзоре и Степанаване посещает молодежь, которой и предстоит стать преемниками достижений армянского народа в разных сферах культуры. Ведь если какой-либо специалист, например, дизайнер или архитектор вырос на национальной культуре, то ее отголоски обязательно проявятся в его работе. Ковры - особые образцы не только национальной культуры, но и мышления народа, это зеркало, в котором посредством узоров и орнаментов отображено его мировоззрение, верования, традиции и многое другое, на чем строится его национальное самосознание и сохраняется связь с наследием предков. И я рад, что выставки в двух лорийских городах пользуются успехом у соотечественников".

 Выставка экспонатов Шушинского музея ковров открылась на днях в Степанаване, в Доме-музее Степана ШаумянаОтметим, что после эвакуации Музея ковров из Шуши в Армении резко увеличился интерес к искусству национального ковроткачества и наметились тенденции к его более детальной презентации обществу. Немаловажную роль в этом сыграли и две научные статьи, опубликованные Варданом Асцатряном на русском языке в "Вестнике общественных наук" и "Вестнике арменоведения". Первая статья "Концептуализм в символике орнаментальной стилистики армянских ковров" уже вышла и в английском переводе. Не исключено, что статьи будут переведены и на армянский язык, но, по мнению директора Музея ковров Шуши, сегодня, когда Азербайджан стремится присвоить древнюю культуру армян, особенно в сфере ковроделия, об истории и особенностях армянских ковров в первую очередь необходимо рассказывать миру.

"Подход нашего музея к искусству ковроделия, к его орнаментальной символике заключается в том, что мы стремимся дать ответы на вопрос "что такое армянский ковер по своей сути, смысловому содержанию?" Ведь ковры кроме своей бытовой функции являются и предметом искусства, а изображения на них тесно связаны с национальным мышлением. Статья основана на новом концептуальном подходе к исследуемой теме, ее оценили в НАН РА и, понимая ее важность, разрешили мне расширить объем, выйдя за рамки нормативов, которые обычно применяются к научным статьям", - отметил Вардан Асцатрян.

Говоря о присвоении Азербайджаном армянского искусства ковроткачества, он подчеркнул, что новые народы, создавая свои государства, не имея своих традиций и культуры, строят их, как правило, на достижениях древних народов, присваивая их. Это нормальный ход истории, но здесь важно другое: готовы ли мы, армяне, отдать свое наследие другому народу, тем более вражескому? Или мы продолжим бороться за сохранение собственного наследия? Для главы шушинского Музея ковров ответ очевиден и связан с его нынешней инициативой – сделать арцахские ковры достоянием всего армянского народа, распространить информацию о них как среди армянского, так и международного сообщества, показав принадлежность богатой культуры Арцаха к армянской многовековой культуре.

Основная тема:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПАМЯТНИКИ КАШАТАГА В КНИГЕ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
      2024-04-27 11:14

      "Историко-культурное наследие Нагорного Карабаха в зонах конфликта" - так названа объемная книга-альбом, вышедшая на днях в Ереване на английском языке и презентованная в Музее истории Армении. Мероприятие было приурочено ко Дню памятников и исторических мест и собрало полный зал ереванцев, беженцев из Арцаха, а также занимающихся арменоведением иностранцев - всех тех, кому небезразлична судьба монастырских комплексов, церквей, крепостей, мостов, хачкаров, надгробий с армянскими надписями и других немых свидетелей многовекового присутствия армян на этой древней земле.

    • АРМЯНСКИЙ СЛЕД КИПРА
      2024-04-25 12:06

      Прошедшая в Доме камерной музыки им. Комитаса фотовыставка "Армянские памятники Кипра" вызвала широкий интерес армяно-греческой общественности нашей страны, а также гостей из Кипра, представляющих как армянскую диаспору островного государства, так и его общественно-политические круги. Познакомиться с армянским историческим следом на дружественном Кипре собрались также деятели разных сфер Армении и Арцаха. Среди гостей были глава Международной школы UWC-Дилижан Адам Армански, председатель Армянского национального комитета Кипра Акоб Казанджян, профессор хирургии, бывший член Европарламента, представляющая интересы Армении и Арцаха, Элени Теохарус, профессор, хирург и бывший председатель НС РА Ара Баблоян, Омбудсмен Республики Арцах Гегам Степанян, бывший госминистр Арцаха Артак Бегларян и другие. Выставка сопровождалась концертом: в исполнении музыкантов Государственного камерного оркестра Армении звучали народные, классические и другие произведения двух наших стран. Событие состоялось за несколько дней до Дня памяти жертв Геноцида армян 1915 г., который вместе с армянами больше ста лет назад пережили греки и ассирийцы.

    • Рубен ГАЛИЧЯН: "АЗЕРБАЙДЖАН СТРЕМИТСЯ УСТАНОВИТЬ КОНТРОЛЬ НАД АРМЕНИЕЙ"
      2024-04-25 11:40

      "Подписание мирного договора с Азербайджаном не даст Армении никакой безопасности. Безопасность можно завоевать одним путем - созданием мощной системы вооружений, равной с азербайджанской по своим возможностям. Это позволит противостоять поползновениям "соседей", в противном случае мы продолжим терять территории и суверенитет", - заявил на прошедшей в ЕГУ Международной научной конференции "Война, граница и культура" известный исследователь-картограф, автор многочисленных книг и статей по истории и картографии Кавказского региона Рубен Галичян.

    • Овик АВАНЕСОВ: "ПАМЯТНИКИ СЕЛ ТАВУША БУДУТ СТЕРТЫ, КАК И КАНАЧ ЖАМ В ШУШИ"
      2024-04-24 10:15

      В рамках прошедшей в ЕГУ Международной научной конференции "Война, граница и культура" кавказовед, защитник культуры из Арцаха Овик Аванесов выступил с докладом о задачах сохранения культурного наследия в приграничных зонах РА и связанные с этим вызовы. Он обратил внимание на два главных аспекта вопроса - физическую и нефизическую составляющие охраны памятников культуры и истории. По его мнению, физический аспект, в частности в Тавуше, изменился после эскалации 2014 г. и стал более явным после 44-дневной войны в Арцахе в 2020 г., когда азербайджанские ВС незаконно вторглись и заняли некоторые участки суверенной территории Армении, расположив там боевые отряды. Это стало угрозой не только местному населению, но и историко-культурным памятникам, поскольку и культурные ценности, и люди стали мишенью для вражеских сил.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • "ЖИВУ ИДЕЕЙ СДЕЛАТЬ НАШ МУЗЕЙ ЛУЧШИМ В МИРЕ"
      2023-06-23 10:09

      Точнее, " уже два года живу идеей сделать наш музей одним из лучших в мире в своем роде и вернуть ему былую славу"... Об этом мечтает режиссер, заслуженный деятель искусств Армении и вот уже третий год директор Национального центра эстетики им. Г. Игитяна Ваан БАДАЛЯН. И трюизм "мечтать не вредно" в данном случае кажется неуместным. Потому что в Центре делают все и больше, чтобы мечта стала реальностью.

    • МУЗЕЙ, ОВЕЯННЫЙ СВЕТОМ
      2022-08-18 09:16

      Среди круглых знаменательных дат этого года – полувековой юбилей Музея современного искусства. Летом 1972 года произошло событие, которое ознаменовало собой новый этап в художественной жизни не только Армении, но и всего бывшего Союза. Открытие первого и единственного в СССР Музея современного искусства в Ереване всколыхнуло и взбудоражило всех. Это был подлинный прорыв в художественной жизни страны и свидетельство ярчайшего подвига его создателя – Генриха Игитяна.

    • ПАРАДЖАНОВСКИЙ МУЗЕЙ ОТМЕТИТ 30-ЛЕТИЕ
      2021-07-24 09:30

      На здании Музея Сергея Параджанова не так давно появилась памятная доска о директоре музея Завена Саркисяна, занимавшего эту должность с 1992 года и скончавшегося в ноябре 2020-го. Этот человек предложил идею открытия в Армении музея, был знаком со знаменитыми кинорежиссером и сделал очень многое, чтобы донести до людей облик Параджанова.  

    • 30 ИСТОРИЙ В МУЗЕЕ ГЕНОЦИДА
      2021-04-23 10:07

      События 24 апреля 1915 года застали семью Гоар Гекчян из Сиса, как и сотни тысяч других армянских семей Западной Армении, врасплох. Муж Гоар в числе сотен других мужчин был убит младотурками, и ей ничего не оставалось, как сложить в сумку первые попавшиеся вещи, собрать шестерых детей и искать спасения подальше от родного дома.