Последние новости

НУЖНЫ МЕНЕДЖЕРЫ

Из традиционных в Александрополе более 80 ремесел и кустарных промыслов до наших дней сохранились всего 22: металлообработка, камнетеска, деревообработка, рукоделие, ювелирное дело, кузнечное дело и т.д. Вместе с этим появились новые, до этого не характерные для региона виды ремесел, которые вошли в обиход благодаря наличию в Гюмри профтехучилища художественного направления: гобелен, макраме, художественная обработка кожи, чеканка по дереву и т.д.

Собственно говоря, и иные из этих 22 ремесел на грани исчезновения: на весь город сегодня всего один медник, специалист по производству мушурбы...

Понятно, что подобное положение дел сложилось по той причине, что промышленное производство и ширпотреб вытеснили кустарное производство, однако нетрудно было заметить, что обеды, варенья, соленья и даже питьевая вода, изготовляемые в алюминиевых кастрюлях и тазиках и хранимые в стеклянных банках, лишены прежних вкусовых качеств.

Из традиционных в Александрополе более 80 ремесел и кустарных промыслов до наших дней сохранились всего 22: металлообработка, камнетеска, деревообработка, рукоделие, ювелирное дело, кузнечное дело и т.д.

Идея возрождения народных ремесел муссировалась в городской газете с конца 70-х годов: в публикациях утверждалось, что домашние хозяйки понапрасну изводят продукты питания, стол покидают национальные традиционные блюда, и, чтобы изжить сложившийся дискомфорт, необходимо возродить преданные забвению народные ремесла. Для этого предлагалось финансировать группы обучения, ответ же городских и республиканских властей был однозначен: необратим технический прогресс, на смену старым и изжившим себя ремеслам приходят новые рабочие профессии, которые являются своеобразным продолжением кустарных промыслов (имелись в виду действующие в ХПТУ N10 профессии).

ПОСЛЕ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ ИДЕЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ НАРОДНЫХ РЕМЕСЕЛ неожиданно обрела больше сторонников, однако ее адепты руководствовались иными соображениями. По данным на 1 января 1987 г., в Ленинакане проживало 228,2 тыс. чел., 134,6 тыс. из них были трудоустроены, сравнительный анализ и статистические данные естественного прироста и оттока населения Гюмри за 90-е годы со всей неопровержимостью доказывали, что в 2005-2015 гг. число лиц пенсионного возраста в 2,5 раза будет превосходить численность трудоспособного населения.

Сторонники идеи утверждают, что с возрождением народных ремесел будут создаваться новые рабочие места и тем самым удастся частично сократить численность отъезжающих семей. Возможно, это и так, если бы не одно существенное обстоятельство: при тотальной безработице крайне низка покупательная способность населения, а для реализации изделий ремесленного производства вне Гюмри необходимы были определенные возможности и финансовые средства. Именно на этом и прогорели многие энтузиасты ремесленного производства: в начале 90-х годов на городском рынке можно было увидеть карасы различных емкостей, люди подходили к ним, любовались их окраской, щелкали по бокам, наслаждаясь их мелодией, и... отходили со вздохом. Потом карасы исчезли навсегда.

Чуть позже один из керамистов города (сейчас он преподает в Академии искусств) основал у себя дома керамический цех и стал бесплатно обучать ремеслу большую армию гюмрийских подростков. Тогда я бывал у него: мастерская напоминала пчелиный улей - одни лепили и мастерили, а другие разрисовывали уже готовые изделия. Поразила и кладовая мастерской, до отказа набитая готовой продукцией. Позже бездействующей стала и эта мастерская...

При инвестициях и финансовой поддержке государства проблема возрождения народных ремесел в принципе разрешима: после землетрясения последние представители династий кузнецов, до этого никогда не бравшие в руки дедовские инструменты, заделались кузнецами, да такими, что диву даешься. Их изысканные узорчатые плетения украшают сегодня купола церквей, окна и балконы домов, ворота особняков, экстерьеры квартир.

В НАЧАЛЕ ЭТОГО ГОДА НЕДАВНИЙ ВЫПУСКНИК АКАДЕМИИ ИСКУССТВ ТАРОН АСАТРЯН представил фонду Чинишян свой проект участка ковроткачества, производства керамических изделий и бижутерии. И малого гранта оказалось достаточно, чтобы основать цех. Он развернулся в полукруглых подвальных помещениях Дома-музея О.Шираза: директор музея Ара Папанян, один из энтузиастов возрождения народных ремесел, с радостью предоставил их инициативной группе. По словам Тарона, выбор места не был случайным: во-первых, музей расположен в центре города, а во-вторых, его часто посещают зарубежные туристы, при надлежащей рекламе они после посещения музея могут спуститься в подвальные помещения и приобрести сувениры.

Практичным оказался Тарон и в выборе партнера: он пригласил старшим мастером потомственного керамиста Вагаршака Асатряна. Асатряны родом из Карса, переехали в Александрополь в 1915 г. В 80-х годах, когда В.Асатрян учился в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии, он во время летних каникул изготовлял несколько сотен кофейных чашечек и блюдец, которые раскупались в Ленинграде за шесть рублей комплект. После института работал на мебельной фабрике резчиком по дереву, декоратором в городском драмтеатре, преподавал в пединституте, консерватории.

Однофамильцам удалось привлечь к своей производственной деятельности талантливую молодежь, в основном студентов старших курсов Академии искусств. Волонтеры работают с упоением, осознавая, что теория без практики мертва. И все же...

Сегодня и перед производственным участком Асатрянов встала известная проблема: как реализовать готовую продукцию, чтобы хоть частично оплатить труд сотрудников?

Ясно, что в условиях Гюмри данная проблема неразрешима. Почему бы не взяться за ее решение Министерству культуры и управлению туризма Министерства экономики РА?

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "НОР АТИК": ПРОДУКТЫ ИЗ КУКУРУЗЫ
      2018-12-07 16:17
      3540

      Летом прошлого года в приграничном селе Бавра Ширакской области состоялось официальное открытие мини-завода "Нор атик" по производству продуктов из кукурузы. Капитальное обновление здания было осуществлено усилиями  Фонда "Айастан" (помогли три семьи аргентинских армян через программу ENPARO), а оборудованием производство оснастила организация промышленного развития UNIDО ООН.

    • ГЮМРИЙСКИЕ СТАРИКИ ОПЯТЬ ЖДУТ
      2018-12-05 15:48
      1673

      В Гюмри сегодня много стариков, одиноких, лишенных опоры и больных. В течение 30 лет несколько раз был произведен переучет бездомных, нуждающихся в квартирах, многие старики по состоянию здоровья не могли простаивать часами в очередях за справками. Так они лишились права на квартиру. Сработал и другой вариант: отпрыски вернулись из-за границы, обзавелись справками, получили квартиры, продали их и преспокойно вернулись к себе, вновь оставив престарелых родителей на произвол судьбы…

    • УЧЕБНИК ДЛЯ СТРОИТЕЛЕЙ И СЕЙСМОЛОГОВ
      2018-12-05 15:20
      1515

      В связи с 30-летием Спитакского землетрясения вышел в свет иллюстрированный альбом, посвященный декабрьской трагедии 1988 г. Подборку материалов и комментарии этого научно-популярного издания осуществил доктор геологических наук Сергей НАЗАРЕТЯН. 21 ноября в зале заседаний радио "Мариам" состоялась презентация книги-альбома, а днями раньше она была представлена в Ереване.

    • ГЮМРИ ИЗДАЕТ НЕИЗДАННОГО ШИРАЗА
      2018-11-14 16:02
      864

      Ованес Шираз был не только одним из самых талантливых, но и подчеркнуто национальных поэтов Армении. Вот почему в советской стране, в которой культивировалась единая культура народов СССР, его творческая судьба складывалась нелегко. Многие произведения тормозились цензурой, случалось, искажались. С 2014 года сотрудники Дома-музея О.Шираза приступили к изданию неопубликованных произведений Шираза (в архиве поэта около 3 тыс. стихотворений). Вышел в свет первый том "Антип эджер" Шираза: публикация осуществлена под редакцией заслуженного деятеля науки РА, доктора-профессора филологии Самвела Мурадяна при финансовой поддержке мэрии Гюмри.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ДУХИ И КУКЛЫ "КАТХАКАЛИ"
      2020-01-11 16:00
      1714

      …Куклы в пестром роскошном одеянии смотрят почти человеческими глазами. В голове невольно начинают играть ситар и прочие восточные инструменты, глиняные актеры на пьедесталах словно оживают и увлекают за собой в замысловатый танец ненастья и божественной благодати. В преддверии Нового года в Центре искусств "Нарекаци" состоялась выставка кукол "Фантастические духи" Андраника и Тагуи АСАТРЯН.

    • САКРАЛЬНЫЙ МИНИМАЛИЗМ -
      2019-12-16 13:00
      2683

      - это выставка трех молодых талантливых художников в экспозале ереванского офиса AGBU и уже неделю принимающих посетителей. Лилит Бачач, Яро Забавский и Ашот Н. Григорян работают в разных жанрах, но объединены способностью глубокого восприятия мира, умением находить ценное и строить на этом свое самобытное искусство. И если Лилит и Ашот отдают предпочтение краскам и кисти, то ипостасью Яро является керамика.

    • ШЕДЕВРЫ ГАГИКА ГЕВОРКЯНА
      2019-11-08 12:09
      2946

      Расписные яичные шедевры можно легко принять за знаменитую коллекцию Фаберже, если бы… не размеры, которые значительно превышают привычные. Примечательно, что аналогов подобной идеи в мире нет и потому дизайнерская концепция армянского Фаберже охраняется авторским правом.

    • ЗАГАДОЧНЫЙ МИР СТЕКЛА ГЕНРИХА НИКОЯНА
      2019-11-04 12:10
      3328

      Встреча с произведениями художника-дизайнера Генриха Никояна всегда приносит огромную радость, - радость открытия нового мира, эмоционального, духовно насыщенного и глубоко искреннего. В своем творчестве на протяжении многих лет Генрих Суренович остается верен себе, своему художественному кредо. Его искусство обращено к человеку, к стремлению пробудить в нем чувство красоты.