ЕГО МУЗЫКА ВОБРАЛА В СЕБЯ ВСЕ ЖАНРЫ
"Была вечеринка. Мой приятель, такой же застенчивый и неприметный в нашей дворовой компании, как и я, играл на рояле. Всем было весело, и он был в центре внимания. Мне до смерти захотелось научиться эдак небрежно наигрывать мелодии популярных песенок и чтобы все на меня смотрели" - так пришел в музыку выдающийся композитор и пианист Хэрби Хэнкок. Человек, стоявший у истоков нескольких новых жанров музыки, вписавший свое имя золотыми буквами в мировую историю музыки и, наконец, в ходе своей пятидесятилетней музыкальной карьеры добравшийся до Еревана.
Вот уже пара недель, как в нашей столице идут разговоры о предстоящем концерте Хэрби Хэнкока и двух его партнеров, не менее выдающихся джазовых музыкантов - барабанщика Вини Колаюты и басиста Джеймса Джинуса. Шутка ли, к нам едет обладатель 14 премий Грэмми, один из наиболее влиятельных джазовых музыкантов XX века!
ХЭРБЕРТ ДЖЕФФРИ ХЭНКОК РОДИЛСЯ 12 АПРЕЛЯ 1940 г. В ЧИКАГО. Его можно назвать вундеркиндом фортепиано. Начав обучаться музыке в семилетнем возрасте, он сразу же привлек к себе внимание специалистов: в 11 лет исполнил Концерт для фортепиано Моцарта с Чикагским симфоническим оркестром, а джаз начал играть в средней школе под влиянием Оскара Питерсона и Билла Эванса. Еще он увлекался электроникой и в результате получил два образования - в области музыки и электротехники.
В
большой джаз Хэрби попал по протекции трубача Дональда Берда в 1960 году. После
двух лет сессионной работы с Бердом он подписал контракт с Blue Note Records в
качестве сольного исполнителя. Его дебютный альбом Takin Off имел невероятный
успех благодаря хиту Watermelon Man, который до сих пор исполняют все, и в
самых разных стилях. В 1962 году "черный принц" джаза трубач Майлз
Дэвис пригласил Хэнкока присоединиться к The Miles Davis Quintet. За пять лет
работы с Дэвисом Хэрби и его коллеги Уэйн Шортер (тенор-саксофон), Рон Картер
(контрабас) и Тони Уильямс (барабаны) записали много классики джаза и
новаторских альбомов, которые возвестили о рождении нового стиля музыки -
джаз-фьюжн. В 1966 году он написал музыку к культовому фильму Микеланджело
Антониони Blow Up, что стало началом успешной карьеры в кино- и телевизионной
музыке.
После
ухода Дэвиса Херби Хэнкок собрал новую группу под названием The Headhunters и в
1973 году записал альбом Head Hunters, с суперхитом "Хамелеон". Этот
альбом стал первым платиновым альбомом в истории джаза. В 1986 году за звуковую
дорожку к фильму "Около полуночи", в котором сыграл самого себя, он
получил премию Американской киноакадемии "Оскар" за лучшую музыку к
фильму. Он записывает альбом-посвящение "Мир Гершвина" в связи со
столетним юбилеем композитора. Другая его работа, "Реки", посвящение
певице-поэтессе Джонни Митчелл, завоевывает еще одну премию Грэмми в самой
престижной номинации - "Лучший альбом года", а его последняя работа в
звукозаписи - альбом Imagine - он создал вместе с артистами поп-сцены, сделав
аранжировки хитовых песен, принадлежащих самым разным авторам и исполнителям.
ДЖАЗ ХЭНКОКА СОДЕРЖИТ В СЕБЕ ТАКЖЕ
ЭЛЕМЕНТЫ РОК- И СОУЛ-МУЗЫКИ. Джазовые
импровизации музыканта включают в себя уникальную смесь джаза, блюза и
современной классической музыки. Некоторое время проработав в группе Майлза
Дэвиса, Хэнкок смог переопределить роль джазовой ритм-группы и выступил одним
из первых архитекторов жанра пост-бибоп. Позднее он стал одним из первых
джазменов, внесших в инструментарий джаза современные электронные инструменты.
Несмотря на всю свою экспериментальность, его музыка мелодична и доступна
массовому слушателю, благодаря чему музыканту удалось снискать популярность и у
слушателей более легкой, нежели джаз, музыки.
Вот
уже два года, как кроме композиторской и исполнительской деятельности Хэрби
Хэнкок занимается просветительской и общественной работой, направленной на
развитие и популяризацию джаза во всем мире. Он является послом межкультурного
диалога ЮНЕСКО, а также председателем Джазового института им. Телониуса Монка.
Как
можно догадаться, в организации этого события (а это действительно событие для
музыкальной жизни нашего города) принял активнейшее участие, как всегда, Левон
Малхасян. Всем хорошо известно, что он уже несколько лет пытается привезти
Хэнкока с концертом в Ереван. "ГА" писал о том, как пару лет назад,
когда Малхас летал в Швейцарию на знаменитый джаз-фестиваль в Монтре, одной из
целей его поездки было "выловить" Хэнкока и уговорить его приехать и
выступить в Ереване. При общении с ним мне показалось, что он до конца не
верит, что ему все-таки удалось это сделать.
"Легче
организовать и провести полномасштабный фестиваль с массой разных артистов, чем
принять одну звезду такого уровня. Его технический райдер (условия, на которых
артист готов приехать и выступить. - Прим.
автора) по объему сравним с хорошим романом классика литературы - несколько
сот страниц, где учтено практически все:
от марки микрофона на сцене до вкусовых качеств орешков на столе в
гримерке артиста. Почти все требуемое оборудование мы нашли в Ереване, а
кое-что пришлось везти и из других городов. Конечно, в одиночку такой проект
осилить нельзя, прекрасно сработали все партнеры - продюсерский центр ONE
PRODUCTION, МЕЦЦО Продакшн и особо надо поблагодарить спонсоров предстоящего
концерта: Росгосстрах, Ардшининвестбанк и UСom.
МУЗЫКАНТЫ, КОТОРЫЕ ПРИЕЗЖАЮТ С ЛИДЕРОМ,
ТОЖЕ ОЧЕНЬ ИЗВЕСТНЫЕ. Барабанщик
Винни Колаюта хорошо известен в мире музыки благодаря своим техническим навыкам
и музыкальному разнообразию. Он играл с большим числом музыкантов - Френком
Заппой, Стингом и даже одно время работал с компанией Avedis Zildjian Cymbal
над созданием новой серии тарелок и цимбал. Музыкант до сих пор считается
наиболее востребованным для записи альбомов, саундтреков для фильмов, TV и
радиоэфиров. А его страсть к самосовершенствованию просто поражает. Что
касается басиста Джеймса Джинуса, то он одинаково великолепно владеет как
контрабасом, так и электрогитарой и успел засветиться в коллективах таких звезд
джаза, как Хорас Силвер, Бенни Голсон,
Ли Конитц, Чик Кориа, Боб Джеймс и многих других выдающихся музыкантов. Так что
концерт обещает стать просто уникальным. Со времен приезда другого титана
джаза, Чика Кориа, и его группы Origin (а было это в 2000 году) Ереван не видел
и не слышал джазменов такого масштаба.
Специально
для читателей "ГА" открою маленький секрет: мы готовим сюрприз для
американского музыканта. Он станет первым обладателем уникальной Антологии
армянского джаза, состоящей из 10 лазерных альбомов и замечательно оформленного
фотоальбома с архивными фотографиями. Мы эту антологию готовили больше года, и
первая партия должна увидеть свет буквально за пару дней до приезда большого
музыканта. Надеюсь, он найдет время познакомиться с армянским джазом. А вот
свободного времени у него не так уж и много. Сразу после Еревана он летит в
Италию, затем в Люксембург, Хорватию, Сербию, Чехию, Австрию, Швейцарию...
Домой попадет лишь к Новому году... Ведь дома его ждут супруга Джиги Хэнкок, с
которой он состоит в браке с 1968 года (удивительное постоянство в наше время
для суперзвезды), и дочка Джессика.
Думаю,
не стоит забывать и о том факте, что он является послом доброй воли ЮНЕСКО и
организатором Международного дня джаза. И кто знает, если музыканту понравятся
музыка армянских джазменов, организация его приезда и выступления и наша
публика, какая идея может возникнуть у него в голове. Каждый год один из
городов мира становится столицей джаза, и вдруг он решит... Но это я, наверное,
уже размечтался..."
В уже упоминавшемся 2000 году, когда
Ереван ждал Чика Кориа, Левон Малхасян все время твердил: "Не поверю и не
успокоюсь, пока не увижу Чика, стоящего под крылом самолета в аэропорту
"Звартноц"! Наверняка некие подобные чувства обуревают его и на сей
раз. Шутка ли - принимать самого Хэрби Хэнкока!
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2019-01-24 11:09
Имя Самвела ГАЛСТЯНА стало известно в 80-е годы. Он родился в Ереване, свое музыкальное образование начал в Музыкально-педагогическом училище имени А.Хачатуряна. Это были годы, когда в Армении наблюдался мощный подъем культурной жизни и музыка, хорошие песни звучали повсюду.
-
2019-01-22 11:23
О необходимости повышения культуры - в частности, музыкальной - говорится много. В том, что этим надо заниматься, убеждать никого не надо. Кого ни спросишь - все за. Всем не нравится, что происходит в нашем теле- и радиоэфире, на сценах залов и клубов. Все говорят: надо что-то делать!
-
2019-01-18 11:24
Говорят, что быть назойливым некрасиво. И повторять одно и то же десятки раз не стоит. Можно прослыть надоедливым. Но как же быть, скажите на милость, если люди с первого, второго и даже третьего раза не понимают или же, скорее всего, делают вид, что не понимают? Да, признаюсь, что на тему, о которой пойдет речь, уже приходилось высказываться на страницах газеты. Но, в отличие от других случаев, на эти публикации те, к кому были обращены призывы принять меры, никак не отреагировали.
-
2019-01-17 13:44
Как известно, воспоминания детства самые стойкие. Вот и я недавно, в праздничные дни, вспомнил, как родители водили меня на елку в Дом офицеров. Большая живая елка, яркие шары, Дед Мороз со Снегурочкой водят хороводы с детьми вокруг елки, просят их рассказать стишок или спеть песенку. Потом были целлофановые мешочки с подарками - конфеты, печенье, мандарины.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-10-12 10:28
Два дня на сцене Русского театра Тбилисский Государственный армянский драматический театр им. Петроса Адамяна играл свою последнюю премьеру - "Хануму" в постановке руководителя театра Армена Баяндуряна, в качестве художественного руководителя постановки выступил великий грузинский режиссер Роберт Стуруа. Успех был отвальный…
-
2024-08-29 10:11
Арммоно работает без отпусков. Участие в четырех международных фестивалях, две награды и приглашения на новые театральные форумы - таковы результаты ереванского фестиваля по итогам расслабленного сезона. Последнее достижение - вчера делегация Арммоно вернулась с Международного фестиваля "Островский-FEST" в Кинешме, где спектакль "В Канаду с двумя чемоданами" (продукция театра-фестиваля "Armmono", Армения) был удостоен специального приза.
-
2024-07-20 10:03
Санкт-Петербургский театр балета имени Леонида Якобсона вновь предстал перед ереванским зрителем. Театр уже посещал Армению в марте 2023 г., представив балет «Дон Кихот». Тогда питерские артисты смогли показать ереванскому зрителю непревзойденный русский балет.
-
2024-05-03 12:41
Джаз - это не только музыка, это самоощущение. Джаз дает музыканту уверенность и чувство собственного достоинства - это особая профессиональная категория. Джаз дает слушателю особое ощущение свободы - так работает умение импровизировать, играть не только по нотам. Каждая встреча с джазом - это праздник эмоций, фонтан энергичных импровизаций, пробуждающий в нас лучшие чувства, дарующий высокое эмоциональное наслаждение, призывающий задуматься о подлинных нравственных ценностях.