Последние новости

ДВЕ ЛЮБВИ АРАМА АВАКЯНА

Джордж Авакян - личность легендарная: продюсер, журналист, организатор, сделавший так много для развития джаза и популярной музыки. Но есть еще один Авакян – Арам, младший брат Джорджа, который тоже был не менее активным участником джазовой и киножизни. Режиссер, продюсер и фантастический фотограф, работами которого во всех этих областях восхищаются любители искусства до сих пор.

РОДИТЕЛИ ДЖОРДЖА И АРАМА ПРИЕХАЛИ В АМЕРИКУ В 1923 ГОДУ ИЗ ГРУЗИИ. Семья Месропа Авакяна в Иране имела небольшую фабрику и магазин по продаже ковров. Когда ситуация в стране стала накаляться, его отец решил переехать в Грузию. Там же жила семья Манушак. Месроп и Манушак встретились и поженились. Родился старший сын – Джордж. А в 1923 году обе семьи перебрались в Америку. Отец Месропа открыл магазин персидских ковров на Пятой авеню в Нью-Йорке, семья жила в достатке. А в 1926 году в Нью-Йорке родился Арам "Эл" Авакян. Месроп, будучи человеком образованным, отдал сына в лучшую школу поблизости от дома. После школы Арам закончил и Йельский университет. Его мать Манушак, увидев диплом сына, в сердцах воскликнула "Боже! Я мать дипломированного сына! Хвала тебе, Всевышний!" (Через десяток лет большая часть ее семьи вернулась в Советскую Грузию и попала в мясорубку сталинских репрессий.)

Во время Второй мировой войны Арам служил во флоте авиационным диспетчером на авианосце в Тихом океане. А после окончания войны получил грант от правительства на учебу в Европе. Арам остановился на Франции, в Сорбонском университете. Там он выбрал в качестве своей будущей профессии французский язык и литературу. Вместе с ним учились еще несколько американских студентов. Вместе они сначала ознакомились с французской джазовой сценой, а затем и сами начали играть. Они стали частью парижской богемы – играли, пили, гуляли. А в остальное время писали и играли, а в результате попали во многие литературные и музыкальные сборники и журналы. Дружба и совместная работа этой группы музыкантов-литераторов продлилась до конца их жизни.

ФРАНЦУЗСКИМ АРАМ ОВЛАДЕЛ В СОВЕРШЕНСТВЕ. Как-то разему это очень помогло. Когда однажды к Джорджу обратились с звукозаписывающей фирмы "Коламбия" с просьбой записать радиоинтервью для французских журналов с американскими музыкантами Бенни Гудменом, Четом Бейкером и Гарри Джеймсом, тот обратился к младшему брату за помощью. Так как названные музыканты не говорили по-французски, а за интервью давали хорошие деньги, то Арам пошел на небольшую хитрость. Он написал ответы для Чета Бейкера по-английски с французской транскрипцией. И тот читал их в эфире в таком виде. Все прошло более чем успешно, никто не понял, что Чет не знает французского, – у него был прекрасный слух, и он с первого раза мог правильно воспроизвести французскую фонетику. Что касается Бенни Гудмена, то Арам... сам отвечал по-французски за короля свинга. За океаном никто ничего не понял, и посчитали задачу выполненной на "отлично".

Другим увлечением Арама была фотография. Он нигде не учился этому искусству. Просто начал практиковаться, и у него это отлично получилось. Он начал фотографировать все подряд. И вот однажды Джордж предложил ему прийти на студию во время записи джазовой пластинки и немного пофотографировать. Сделанные Арамом фотографии очень понравились всем, и он стал практически штатным фотографом всех сессий, которые выполнял его старший брат. Втянувшись в это дело, он фотографировал не только играющих джазменов, но и все, что было связано с джазом, – именно ему принадлежат знаменитые фотографии похорон гиганта джаза Чарли Паркера, отдыхающего на кровати после затяжного джэм-сейшна пианиста Эрролла Гарнера, Дюка Эллингтона на репетиции, задумчиво сидящего с сигаретой Чета Бейкера, и другие. И до сегодняшнего дня три его портрета еще одного гиганта джаза, Майлса Дэвиса, выставлены в портретной галерее Смитсоновского института.

Кстати, первая встреча Майлса и Арама была достаточно непростой. "Что это за рубашка на тебе? Разве ты не знаешь, что я ненавижу белые рубашки?" - спросил Майлс Арама. Но через несколько минут, убедившись, что Арам работает профессионально, сменил гнев на милость. Хотя, если честно, то Майлс должен был быть особенно благодарен Араму. Ведь это именно Арам настоял на том, что Джордж Авакян вытащил его из той ямы, в которую Дэвис попал из-за своего пристрастия к наркотикам, и занялся его раскруткой. И после первого же альбома Miles Ahead, записанного Майлсом Дэвисом вместе с оркестром Гила Эванса и спродюсированного Джорджем Авакяном, Майлс стал Майлсом.

Очень многие фотографии и негативы Арама Авакяна были впоследствии использованы студией "Коламбия" в качестве обложек для пластинок и до сих пор выставлены в галерее студии. Но большая часть фотографий Арама долгое время находилась в архивах студии, которую вместе со всем содержимым позже выкупила фирма СОНИ. И лишь через много лет весь фотоархив, созданный Авакяном, был передан в дар его семье. Все фотографии сохранились в великолепном состоянии, выставлены вместе и представляют собой некую галерею замечательных музыкантов, создавших целую эпоху в джазе.

А ЕЩЕ АРАМ УВЛЕКСЯ КИНЕМАТОГРАФОМ. И ПЕРВАЯ ЖЕ ЕГО РАБОТА объединила в себе две его страсти: джаз и кино. Вместе со старшим братом в 1959 году они сняли знаменитейший в истории джаза фильм "Джаз летним днем". Джордж продюсировал, Арам редактировал и писал сценарий, в качестве режиссера выступил Берт Штерн. Фильм этот в весьма оригинальной форме показывает атмосферу, царящую на крупнейшем и старейшем в мире джазовом фестивале в Ньюпорте. Как писали критики, "это практически художественный фильм, документирующий крупное музыкальное событие". На протяжении полутора часов камера следит за аудиторией, мы видим и исполнителей, и реакцию слушателей на их игру, при этом музыка не лезет на первый план и в то же время картинка не мешает ее слушать. Фильм считается лучшим в своей категории всех времен.

Кроме того, Арам участвовал в разных ипостасях в создании многих фильмов – в качестве режиссера, сценариста, редактора... Это и известная у нас картина "Девушка на ночь", и знаменитый фильм на Западе "Конец пути", и "Полицейские и воры". За фильм "Конец пути" он получил "Золотого леопарда" на кинофестивале в Локарно в 1970 году. А саундтреком фильма, естественно, занимался Джордж Авакян. Журналы "Эсквайр" и "Плейбой" посвятили восторженные статьи и рецензии на десятке страниц. Это действительно было признание. Фильм настолько понравился американской публике, что знаменитый режиссер Стивен Содерберг даже снял фильм о том, как снимался "Конец пути".

Но Арам не только снимал фильмы. Он преподавал секреты мастерства режиссера и сценариста в Университете Нью-Йорка, работал в качестве сценариста и редактора телевизионных сериалов на канале CBS.

В ХОДЕ СЪЕМОК "ДЖАЗ ЛЕТНИМ ДНЕМ" АРАМ ВСТРЕТИЛ АКТРИСУ И ПИСАТЕЛЯ ДОРОТИ ТРИСТАН, которая затем в течение пятнадцати лет была его супругой и стала матерью его двоих детей - дочери Александры и сына Тристана. Прелюбопытнейший факт: дочь и сын поделили поровну пристрастия отца. Александра стала великолепным фотографом. Ее работы печатаются в крупнейших журналах мира, а сын Тристан стал гитаристом, и, конечно, джазовым. А кем они еще могли стать – дядя легендарный джазовый продюсер, отец - фотограф и киношник...

Александра известна в мире фотоискусства как специалист высшего класса, работающий в горячих точках, снимающий мировые конфликты, автор многих выставок. Она часто вспоминает в своих интервью, как отец учил и воспитывал ее. "Он выкладывал все мои очередные фотографии на роскошном персидском ковре у нас в комнате и разбирал одну за другой. И, если ему не нравилось, как я сняла тот или иной объект, он заставлял меня переснимать его до тех пор, пока не был удовлетворен моей работой. Когда я снимала известных людей – музыкантов, писателей, спортсменов, он предупреждал, что эти идолы, запечатленные на фотографиях, не всегда оказываются хорошими людьми в жизни и надо быть осторожней. И еще он всегда говорил, что главное предназначение фотографии - это запечатлеть на века жизнь семьи. Он был необычайно добр и внимателен ко всем членам своей семьи. Иметь такого сильного и доброго отца, который верит в тебя, - самое прекрасное для дочери".

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПЕСНИ ЕРЕВАНА В БОСТОНЕ
      2019-01-24 11:09

      Имя Самвела ГАЛСТЯНА стало известно в 80-е годы. Он родился в Ереване, свое музыкальное образование начал в Музыкально-педагогическом училище имени А.Хачатуряна. Это были годы, когда в Армении наблюдался мощный подъем культурной жизни и музыка, хорошие песни звучали повсюду.

    • ПРИГЛАСИЛИ СЛУШАТЕЛЕЙ ДО ТРЕХ ЛЕТ ОТ РОДУ
      2019-01-22 11:23

      О необходимости повышения культуры - в частности, музыкальной - говорится много. В том, что этим надо заниматься, убеждать никого не надо. Кого ни спросишь - все за. Всем не нравится, что происходит в нашем теле- и радиоэфире, на сценах залов и клубов. Все говорят: надо что-то делать!

    • О БЕДНОМ ПЕШЕХОДЕ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО!
      2019-01-18 11:24

      Говорят, что быть назойливым некрасиво. И повторять одно и то же десятки раз не стоит. Можно прослыть надоедливым. Но как же быть, скажите на милость, если люди с первого, второго и даже третьего раза не понимают или же, скорее всего, делают вид, что не понимают? Да, признаюсь, что на тему,  о которой пойдет речь, уже приходилось высказываться на страницах газеты. Но, в отличие от других случаев, на эти публикации те, к кому были обращены призывы принять меры, никак не отреагировали.

    • ХАЛТУРНЫЙ НОВЫЙ ГОД
      2019-01-17 13:44

      Как известно, воспоминания детства самые стойкие. Вот и я недавно, в праздничные дни, вспомнил, как родители водили меня на елку в Дом офицеров. Большая живая елка, яркие шары, Дед Мороз со Снегурочкой водят хороводы с детьми вокруг елки, просят их рассказать стишок или спеть песенку. Потом были целлофановые мешочки с подарками - конфеты, печенье, мандарины.

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ВДАЛИ ОТ РОДИНЫ И С РОДИНОЙ В ДУШЕ
      2024-10-07 10:24

      Армяне живут на Дону уже 245 лет. Их предки - в далеком прошлом выходцы из столицы Багратидов Ани и окрестных сел - были вынуждены оставить родную землю и прекрасный процветающий город из-за постоянных набегов турок-сельджуков и разрушительных землетрясений. Покинув Ани, беженцы преодолели множество испытаний, потом надолго осели в Крыму, где их жизнь складывалась в целом неплохо, но тесная связь Крымского ханства с Турцией оставалась фактором риска.

    • ШАТКИЕ МАКЕТЫ БЕЗОПАСНОСТИ ОТ ПАШИНЯНА
      2024-09-16 09:57

      Неформальные TED-беседы на Всемирном армянском саммите 17 сентября в Ереване открывается II Всемирный армянский саммит, но 2-й он только для Пашиняна, скромно ведущего отсчет исторической летописи современной Армении исключительно с себя, хотя до него таких форумов было целых 6. Собственно в первый день никакой работы не будет: только вечером состоится официальная пышная церемония открытия мероприятия, на которую правительство Пашиняна в условиях треснувшего госбюджета с целью напустить пыль в глаза финансовых средств не пожалело. Да вот будет ли от этого хоть какой-нибудь толк?..  Судя по опубликованной на сайте Офиса главного уполномоченного по делам диаспоры программе, все сведется к пустым разговорам без какой-либо конкретики, очередным манипуляциям Пашиняна, который попытается указать представителям зарубежных армянских общин их место в судьбе Армении («всяк сверчок знай свой шесток»), и принятию под занавес форума очередной ничего не значащей декларации-резолюции.

    • С ИНТЕРЕСАМИ СИЛЬНОЙ ДИАСПОРЫ ПРИДЕТСЯ СЧИТАТЬСЯ
      2024-05-27 15:05

      Если разобраться, то бизнес – это связи, благодаря которым в основном и решаются все дела. А где их легче всего наладить? Естественно, в рамках крупных бизнес-форумов. Аналогичную задачу, по сути, решал и Армянский бизнес-форум-2024 (АБФ), состоявшийся 25 мая в центре российской столицы, собрав под сводами фешенебельного московского отеля The Carlton, Moscow свыше 300 предпринимателей из Армении и России. Организатором этого мероприятия традиционно выступила Ассоциация армянских предпринимателей (ААП) при поддержке группы компаний «Ташир», которая изначально заявила, что главная цель форума – стать важной платформой для объединения армянского бизнес-сообщества по всему миру, создать возможности для консолидации усилий и ресурсов с тем, чтобы дать новый импульс развитию экономики Армении и увеличить инвестиционные возможности для бизнеса.

    • ДЖАЗ - ДИАЛОГ РОЯЛЯ И СКРИПКИ
      2024-05-03 12:41

      Джаз  - это не только музыка, это самоощущение. Джаз дает музыканту уверенность и  чувство собственного достоинства - это особая профессиональная категория. Джаз дает слушателю особое ощущение свободы -  так работает умение импровизировать, играть не только по нотам. Каждая встреча с джазом -  это праздник эмоций, фонтан  энергичных импровизаций, пробуждающий в нас лучшие чувства, дарующий высокое эмоциональное наслаждение, призывающий задуматься о подлинных  нравственных ценностях.