Последние новости

ГИГАНТСКИЙ ТВОРЧЕСКИЙ УМ

К 150-летию Николая Яковлевича МАРРА

Приподнимет одно веко (так и хочется сказать - крыло), и вспыхнет огонь зрачка, и мысль взлетит. Вялый вначале, как вулкан без разбуженной магмы, он через несколько мгновений уже клокочет, рождая миры. Жизнь обновляется, неудержимо стремится вперед, потом вновь замирает, впадает в спячку вынашивания.

КАВКАЗУ НЕСЛЫХАННО ПОВЕЗЛО С ЭТИМ ОДНИМ ИЗ ВЕЛИЧАЙШИХ УМОВ XX СТОЛЕТИЯ, посланным для обозрения его, Кавказа, древней жизни. Две ценности встретились: древнейшие цивилизации и великий исследователь. Николай Яковлевич Марр так же свободно и легко вписывается в панораму Армянского нагорья, как Толедо и Испания пропитывают и обволакивают таинственный дух Эль Греко.

Диву даешься, какие великие фигуры ученых дала миру Россия первой половины XX века: Вернадский, Чижевский, Вавилов, Флоренский, Марр, Бердяев, Ильин, Циолковский, Кольцов, Капица, Тимофеев-Рессовский и т.д. Да и не только ученых. Сколь скромно выглядят рядом с этим перечнем имена мыслителей второй половины века и наши времена. Пассионарность, ау!

Николай Яковлевич Марр помимо прочего был еще и замечательным арменоведом. В Ереване есть улица Марра. Более того, одна из улиц на раскопках Ани была названа в самом начале XX века именем Марра. Это, кажется, единственный случай, когда улица на раскопках имеет имя.

Любимый ученик Марра Иосиф Абгарович Орбели всей силой своей вулканической души был влюблен в Николая Яковлевича, и день смерти Марра он справлял каждый год как день траура. Под косвенным влиянием Марра Орбели создал отдел Востока Эрмитажа.

Марр мыслил архетипами, об этом свидетельствует его яфетическая теория, интерес к которой сегодня растет во всем мире. Перед читателями блистательно написанные воспоминания аспирантки Марра Ольги Михайловны ФРЕЙДЕНБЕРГ, опубликованные через много лет после смерти ее учителя.

"ЯФЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ БЫЛ ПЕРЕИМЕНОВАН В ИНСТИТУТ ЯЗЫКА И МЫШЛЕНИЯ. Я вижу Марра впервые, но этого не соображаю. С разговором посредине, живыми и живущими глазами, с полнотой жизни в разгаре, входит в комнату Марр, продолжая подавать руку, садиться, говорить, улыбаться. Мы сидим и прекрасно рассказываем, перебивая друг друга. Моя жизнь озарена! Марр звонит начальству и моментально проводит диссертацию и назначает день рассмотрения на факультете. Сложнейшее дело, которое можно было волочить десятки месяцев, он разрубает в пять минут, абсолютно без малейшей процедурности. Я ухожу, неся в руках свое сердце и новую жизнь. Рухнуло жестокосердие и темный бюрократизм вицмундирной науки. Человечьим, согретым, милым подуло в лицо. Реальность смещена. Каким образом этот человек принимает житейски-неведомого ему человека без социального положения и забрасывает его мыслями, планами, погружает его в глубочайшие проблемы. Он всегда открыт и досягаем - его жизнь для всех.

Однажды меня долго не допускали к нему. Когда я ему это рассказала, он страшно рассвирепел и стал жаловаться, что чиновники хотят сделать чиновником и его. Сказав это, он позвонил по какому-то номеру и спросил кого-то, когда будет Марр и можно ли его видеть. Каковы были ответы, я не знаю, но Марр начал кричать и ругаться в трубку, называя себя, - и тогда я поняла, что он звонил к одному из своих "охранителей".

Во время встреч Марр делился всеми мыслями и впечатлениями. Его умственная щедрость была изумительна, его откровенность и передача решительно всего прожитого им за последние дни текста жизни околдовывала. Известно, что искренность - это талант. Марр был сделан из стекла, он был образец благороднейшей открытости, как редкий случай осуществившейся нормы, задуманный для подлинного человека. Естественнее, чем он, не было человека. Что-то наивное и простое было в Марре, наивность была в его гигантском творческом уме, отмечавшая его особой отметкой среди людей его среды, которые казались умнее и ничтожней.

МАРР ПРЕДЛОЖИЛ МНЕ СЛУШАТЬ ЕГО ЛЕКЦИИ. Я НЕСКОЛЬКО ЛЕТ посещала палеонтологию речи, слушала историю армянской литературы, занималась у него грузинским языком. В аудитории он чувствовал себя в наибольшей близости к самому себе, как большой ученый он умственно творил во время лекции. В аудитории Марр раскрывался полностью. Во время устной речи Марр сыпал блестящими мыслями и сам не замечал, как эти мысли отлагались в парадоксы и афоризмы. То, что его выделяло, это его общая необычность, отсутствие условностей в его личностной компоновке. Неожиданность его облика сказывалась во всем. Он был доверчив, наивен и свеж, как дитя бедняка. Он был мыслителем: обнаженная идея ему была чужда. Это был человек великой умственной страсти. Вечно бодрствующая мысль и вечно бодрствующее внимание: это Марр. Тех, кто не работал или не мог на ходу делиться животрепещущей мыслью, он презирал, не скрывая презренья, хмурился, проходил мимо, был неучтив.

На полном ходу, в расцвете творческих сил, он свалился и сразу же предрек, что это его конец. Хотя только что боролся и горел, динамизировал науку.

Когда Марр выздоровел и все стали его навещать, я побоялась увидеть его погасшие глаза. У Марра не могло быть удара: мозговая болезнь аннулировала его, потому что его вечно бодрствующее сознание не знало и не могло знать помрачения. Марр, боящийся работы, переставший умственно работать, уже не был больше собой. Говорят, у него сделались виноватые глаза: он, несомненно, пережил потрясающую драму. И он стал медленно умирать, уже не зная душевного покоя. У него появилась боязнь людей и жизни, и он соматически таял, в тоске от мучивших его призраков, - когда в реальности вся страна чтила его и готовилась к празднику его юбилея.

Я все в нем любила: мощь, стихийность, душу ребенка. Он не был теоретиком и не владел мыслью. Она владела им. Стиль этого человека изумителен. Он думал об одном всегда, ночь и день. Для него не существовало ничего, кроме палеонтологической семантики в приложении к отдельным словам. Здесь он был мастер, артист, гений, бог. Он поражал наивностью душевной, высокой простотой, очищенностью от всего корыстного и мелочного. Как гений, он был односторонен и ничем, кроме творчества, не обладал.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "ПОКЛОНИТЕСЬ ОТ МЕНЯ СПАССКОМУ..."
      2018-11-16 15:27

      К 200-летию И.С.Тургенева Спасское-Лутовиново. Дуб. Пруд. Луг за усадьбой. Голубые огоньки колокольчиков в скошенной траве. Липы старого парка. Сидели на старом спиленном стволе, который при жизни Ивана Сергеевича, возможно, был живым могучим деревом.

    • БОГЕМА
      2018-10-03 15:56

      Все меньше и меньше в мире людей, чья слава не просто весома, а подтверждена каждой минутой долгой жизни. Все меньше в мире огромных талантов, все меньше в мире людей, отмеченных Богом. Людей, столько сделавших для своего народа.

    • ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
      2018-03-16 15:30

      Если мне позволено будет поразмышлять над вопросом, над которым давно уже бьются глубокомысленные ученые, я опишу все это с точки зрения гуманитария и творческого человека, в частности, писателя. Тема, что и говорить, волнующая. Мышление, рождение идей, поиск интеллектуальных решений – все это не может не волновать. Но, вычленяя эту тему, сознаем ли мы, что почти ничего не знаем об этой области, да, возможно, и никогда не узнаем? О, мне понятно дерзновение молодых, которые считают, что дерзновение хорошо во всяком деле, но хорошо ли оно там, где, может быть, брода нет?

    • ТАКОЕ РАЗНОЛИКОЕ СЛОВО
      2017-12-01 15:53

      Я долго избегала сцены, то есть устных выступлений. Пожалуй, слишком долго. В советские годы я еще как бы не добирала солидности. Потом грянула перестройка с ее круглосуточной болтовней. И пришла литература Серебряного века. Я жадно читала. Потом началось Карабахское движение, а с развалом СССР и блокада Армении. Тут уж все сидели по своим холодным углам. 

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • НЕУТОМИМЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ЗАПАДНОАРМЯНСКОЙ ПЕЧАТИ
      2024-11-09 11:32

      К 85-летию Альберта ХАРАТЯНА Уходящий год был юбилейным для доктора исторических наук, профессора, члена-корреспондента НАН РА Альберта Арменаковича ХАРАТЯНА, человека, внесшего большой вклад в изучение истории западноармянской прессы.

    • АРМЯНИНА В АРМЯНИНЕ НЕ УБЬЕШЬ - ДОКАЗАНО HAYAT PROJECT
      2024-10-23 09:52

      "Я солнцем вскормленный язык моей Армении люблю... Я - и в крови, и сироту - свой Айастан, как яр, люблю..." - в форсированной фразировке, в кличе, взрыве рождалось то, что не расскажешь и не опишешь... Так читал строки Чаренца Хорен Абрамян. И вот теперь с таким же хриплым раем торжества читал их поэт, музыкант, подюсер Рубен Мхитарян...

    • УРОКИ ЗОРИЯ БАЛАЯНА
      2024-10-10 10:55

      К 90-летию писателя-публициста Хочу с самого начала внести некоторые уточнения и пояснения. Заметки эти вовсе не претендуют на сколько-нибудь полный и целостный охват жизни и деятельности Зория Балаяна. Это не очерк и не литературный портрет известного писателя-публициста и национально-общественного деятеля. Я не собираюсь перечислять здесь все его заслуги перед страной и народом и присвоенные ему правительственные и государственные награды, почетные звания, ордена и медали. Их много, их более чем достаточно, и исчерпывающие сведения о них можно найти в Википедии.

    • 10 ЛЕТ ЕАЭС: УСТРАНЯЯ «ШВЫ» И НАКЛАДЫВАЯ «ШИНЫ»
      2024-09-28 10:44

      О чем будут говорить на III Евразийском экономическом форуме в Ереване Дискуссию о том, стоит ли допускать на пространстве евразийской интеграции конкуренцию, можно считать завершенной. А ведь, помнится, как-то на одном из высоких собраний ЕАЭС представитель Беларуси даже говорил о недопустимости конкуренции между производителями и поставщиками услуг из стран «интеграционной пятерки». Вспоминается также, как несколько лет назад во время моего посещения Крыма директор флагмана крымской промышленности завода «Фиолент» несколько обиженно констатировал, что их электроинструментам приходится вступать в жесткую конкуренцию на российском рынке с российскими же и западными аналогами…