СВЕТ НЕИСТОВОГО БЕТХОВЕНА
Завершающим аккордом ушедшей осени стало исполнение симфоническим оркестром Национального академического театра оперы и балета им. А.Спендиарова (главный дирижер Карен Дургарян) Девятой симфонии Бетховена. За дирижерским пультом - Джордж Пехливанян, дирижер, давно снискавший симпатии ереванской публики.
ВПЕРВЫЕ МЫ С НИМ ПОЗНАКОМИЛИСЬ В САМОМ НАЧАЛЕ 90-х ГОДОВ. В те годы художественный руководитель армянского филармонического оркестра Лорис Чкнаворян не раз приглашал в Ереван этого молодого талантливого дирижера и скрипача. Концерты Джорджа проходили с неизменным успехом, вызывая бурную реакцию слушателей. Потом был долгий перерыв. Наша публика вспоминала его с нежностью: его чуткие руки, контакт с оркестром, отменный вкус, музыкальность, тонкое понимание музыки. Играл он всегда хорошо, но некоторые концерты проводил с каким-то особым вдохновением и радостью.
Родился будущий скрипач и дирижер в Бейруте, где получил
музыкальное образование. Потом он какое-то время работал в музыкальной школе,
обучая детей игре на скрипке. В 1975 году семья переехала в США. Дирижерскому
искусству Джордж учился у знаменитых музыкантов Пьера Булеза, Лорина Маазеля,
Фердинанда Ляйтнера. Через несколько лет Джордж Пехливанян стал первым американским
дирижером, удостоенным Гран-при на дирижерском конкурсе во Франции. С тех пор
он получил широкое признание, стал сотрудничать с лучшими симфоническими и
оперными оркестрами мира - Лондонским филармоническим, Венским симфоническим
оркестром, Филармоническим оркестром Израиля, Национальным оркестром
Санта-Чечилия, Берлинским филармоническим, Гамбургским и Чикагским
симфоническими оркестрами, оркестром миланского Ла Скала и другими.
Д.Пехливанян активно дирижирует и оперными спектаклями.
Замечательный интерпретатор музыки классического
репертуара, Джордж неизменно выступает и как первооткрыватель и неутомимый
пропагандист современных авторов. Даже самый скромный перечень некоторых
премьер Пехливаняна современных композиторов поражает размахом творческих интересов
дирижера. Ощущение новизны, невольного удивления мы испытали на первых же
концертах в Ереване. Безотчетную симпатию публики он вызвал и своим обликом.
Вот он становится перед пюпитром - невысокая мальчишеская фигура, пластичные
руки, отчетливый взмах. Контакт с оркестром устанавливается мгновенно, внимание
сосредоточено только на музыке. И так прочен этот контакт, что сразу
устанавливаются какие-то новые, прежде неизвестные условия восприятия музыки.
Когда Джордж за пультом, у оркестра свое неповторимое
звучание, свой темп - насыщенный, праздничный, легкий, подвижный. Ритм
пульсирует, наполняет каждую фразу, волю исполнителя, таит в себе
выразительность его игры, сообщает произведению жизнь. Парадоксально то, что в
его облике нет ничего властного, а воздействие, которое он оказывает на
оркестр, - гипнотическое. Есть это и в пластике, и в музыке, которую исполняет
оркестр под его управлением.
ПЕХЛИВАНЯНУ ОЧЕНЬ
БЛИЗОК БОГАТЫЙ МИР ЛИРИЧЕСКИХ ЧУВСТВ, в нем живет тонкое ощущение музыки, требующее изысканных
оркестровых красок, отточенных форм исполнения. В Ереване помнят его
вдохновенные исполнения Сибелиуса, Четвертой симфонии Чайковского, Десятой
симфонии Шостаковича, "Весны священной" и Концерта для скрипки с
оркестром Стравинского, Первого концерта для скрипки с оркестром С.Прокофьева и
Концерта для скрипки и оркестра Белы Бартока (солировал Рубен Агаронян),
обжигающие неожиданной новизной.
Летом нынешнего года с насыщенной и разнообразной
программой Д.Пехливанян успешно выступил в Большом зале филармонии им.
А.Хачатуряна с Государственным молодежным оркестром (главный дирижер Сергей
Смбатян). Этот концерт был посвящен его юбилею - 50-летию со дня рождения.
И вот новая встреча. На сцене Национального театра оперы
и балета им. Спендиарова Пехливанян выступал впервые. Бетховенская Девятая симфония для каждого дирижера
является Рубиконом. Это испытание огнем. Потом все уже можно мерить до и после
нее. И вот после каждого исполнения (а это произведение играли многие) невольно
думаешь, что чем больше жизненный опыт человека, тем сильнее луч, который
освещает глубину созданного Бетховеном шедевра, а дна все-таки не видно.
Бетховен неисчерпаем. Всегда оказывается что-то осуществленное не до конца.
Именно поэтому он должен быть в репертуаре каждого серьезного дирижера.
К чести оперного оркестра, звучал он слаженно,
стройно, убедительно. Здесь он не сбор инструментов, где каждый играет свое
слово, а потом все вместе, здесь сам оркестр - один инструмент. Пехливанян,
безусловно, дирижер высокого класса. Искушенный мастер колористического письма,
он умело использует оркестровые краски, свойства ударных и струнных
инструментов, хорошо владеет широким
"мазком", о чем свидетельствуют две первые части симфонии и великолепный
финал. Менее убедительной, как мне показалось, была третья часть.
ДИРИЖЕР СТРЕМИЛСЯ
ПОДЧЕРКНУТЬ ВНУТРЕННИЙ ДРАМАТИЗМ МУЗЫКИ, намеренно обнажив контрасты, не боясь жестких и
резких звучаний. Действие, производимое музыкой, невыразимо: уже первые ее такты
захватывают еще до появления темы. И вот уже она увлекла вашу мысль, сообщила
ритм дыханию. Сначала подавляет что-то демоническое, огромное, властное, а потом слушателей охватывает
тихое, благоговейное чувство, сменяющееся в финале стихией радости, ликования.
Здесь и трепетность музыки Бетховена, и его проникновенный психологизм, и
импульсивная, страстная романтика и мудрость осознанной и пережитой трагедии, и
все перекрывающая, ликующая радость бытия, и, наверное, многое еще другое
воздействовало на нас через музыку.
Четко провел свою партию хор (хормейстер Радик Меликян).
В финальной части "Обнимитесь миллионы" воспринимается в данной
интерпретации скорее как набатный призыв. Свое
мастерство продемонстрировали певцы - солисты Оперного театра: тенор Саркис
Агамалян, сопрано Арцвик Демурчян, меццо-сопрано Лилит Григорян, баритон Погос
Беазбекян.
Публика долго и
восторженно аплодировала и дирижеру, и всему оркестру, и хору.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-15 10:34
16 ноября исполняется 85 лет со дня рождения замечательного композитора Роберта АМИРХАНЯНА В эти дни музыкальная общественность Армении - коллеги, поклонники таланта признанного мастера, композитора, новатора эстрадно-лирической песни, народного артиста Армении, музыкально-общественного деятеля, профессора Ереванской консерватории Роберта Амирханяна - празднуют его юбилей. Он вошел в армянскую музыку как личность, обладающая своей эстетической позицией, своим пониманием жизни, с желанием говорить с современниками о современности. Роберт Амирханян, творящий свой неповторимый образный мир, видящий действительность через кристалл своего искусства, обладающий уникальной палитрой, своим собственным "алфавитом", - явление самобытное и редкое в нашей музыке.
-
2024-11-13 10:24
Два вечера в Ереване с триумфальным успехом играл выдающийся российский пианист Денис МАЦУЕВ Его приезд был инициирован руководством самого престижного международного фестиваля "Ереванские перспективы" художественным руководителем, композитором Степаном Ростомяном и главным менеджером Соной Ованесян при поддержке Министерства образования, науки, культуры и спорта РА и ВТБ (Армения). Фестиваль этот не заигрывает со своей публикой: он действительно любим ею, а его концерты, представляя самых знаменитых исполнителей мира, всякий раз поражают своей неожиданностью и новизной звучания. Они будят в нас живые ассоциации, без чего, как известно, любой концерт независимо от уровня исполнения остается бездыханным.
-
2024-11-06 10:40
Недавно Национальный филармонический оркестр Армении под управлением Эдуарда Топчяна завершил свой самый крупный проект начала нового сезона - Ереванский международный фестиваль классической музыки.
-
2024-10-30 09:48
31 октября классику армянского зарубежья Эдгару ШАИНУ исполнится 150 лет Время, конечно, обладает могучей властью, меняет "глаз", совершенствует видение. Его действие порой оказывается непредсказуемым. Иногда с годами от былых увлечений мало что остается: легенда развенчивается, а яркий ореол вчерашних кумиров меркнет в глазах нового поколения. Не происходит ли нечто подобное и с Эдгаром Шаином, с его произведениями? Не останутся ли они в прошлом, безвозвратно отодвинутыми иными художественными веяниями?
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-10-23 09:52
"Я солнцем вскормленный язык моей Армении люблю... Я - и в крови, и сироту - свой Айастан, как яр, люблю..." - в форсированной фразировке, в кличе, взрыве рождалось то, что не расскажешь и не опишешь... Так читал строки Чаренца Хорен Абрамян. И вот теперь с таким же хриплым раем торжества читал их поэт, музыкант, подюсер Рубен Мхитарян...
-
2023-06-23 10:09
Точнее, " уже два года живу идеей сделать наш музей одним из лучших в мире в своем роде и вернуть ему былую славу"... Об этом мечтает режиссер, заслуженный деятель искусств Армении и вот уже третий год директор Национального центра эстетики им. Г. Игитяна Ваан БАДАЛЯН. И трюизм "мечтать не вредно" в данном случае кажется неуместным. Потому что в Центре делают все и больше, чтобы мечта стала реальностью.
-
2023-04-20 10:01
Обладатель Золотой медали ЮНЕСКО, лауреат международных конкурсов признанный виолончелист Сергей Косемян широко известен не только в Армении, но и за рубежом. С сольными концертами он выступал во Франции, Мексике, США и других странах. Сегодня Сергей живет и работает в Америке, но не теряет связи с родиной. Более того, будучи вовлеченным в разные международные проекты за пределами Армении, он несколько лет назад получил предложение стать одним из участников балетной мегапостановки в Ереване.
-
2023-03-08 10:20
Микаэл Таривердиев известен широкой публике как композитор кино, создатель музыки к таким знаковым фильмам советского кинематографа, как «Семнадцать мгновений весны», «Король-олень», «Ирония судьбы, или С легким паром», «Земля, до востребования» и многих других. На его счету более 70 фильмов, музыка к которым до сих пор согревает сердца.