НЕПОБЕДИМАЯ МУЗЫКА
Всего два с половиной месяца отделяют нас от 24 апреля 2015 года, когда все человечество будет отмечать 100-летнюю годовщину Геноцида армян. В серии концертов, которой музыканты Армении отмечают эту скорбную дату, особое место занял концерт Филармонического оркестра (главный дирижер и художественный руководитель - Эдуард Топчян) 30 января на сцене Академического театра оперы и балета им. А.Спендиарова. Дирижировал оркестром в этот день Рубен Асатрян. Спонсор концерта - ЗАО "Южно-Кавказская железная дорога".
В ПРОГРАММЕ КОНЦЕРТА НЕ БЫЛО НИЧЕГО СЛУЧАЙНОГО. Фортепианный концерт N2 Алексея Курбатова на темы Давида Мнацаканяна оп. 27, Концерт-поэма для трубы и оркестра Нубара Асланяна, посвященный памяти жертв Геноцида, Францу Верфелю и родителям автора - в первом отделении и знаменитая Вторая симфония Арама Хачатуряна - во втором. Основным эмоционально-философским содержанием этих разных по своей значимости произведений являются драматизм, страдание и надежда. Но во всем многообразии своих проявлений эти произведения несут не разрушение, а очищение, путь к новому этапу постижения бытия. Солисты - известный российский пианист и композитор Алексей Курбатов и прославленный трубач из Израиля Рам Орен.
Молодой пианист и композитор Алексей Курбатов - одна из
самых значительных фигур в современной музыке. В его музыке привлекают глубина
переживаний, предельная искренность высказывания, композиторское мастерство.
Напомним, что Алексею Курбатову через несколько дней - 12 февраля исполнится всего
32 года. Но он считается самым плодовитым и наиболее заметным среди
композиторов своего поколения. Окончил он Московскую консерваторию им.
П.И.Чайковского (классы фортепиано доцента Ю.Р.Лисиченко и профессора
М.С.Воскресенского). Занимался композицией у Т.Хренникова, Т.Чудовой и
Е.Терегулова. Его
Несмотря на молодость, Алексей - автор целого ряда
инструментальных и симфонических произведений. Это масштабные симфонические
полотна и камерные произведения, музыка к кинофильмам и различные переложения.
Как отмечал Тихон Хренников, "музыка молодого талантливого композитора
очень русская по духу. Это тем более ценно, что в наше время национальное
начало нередко нивелируется в творчестве современных композиторов".
В АРМЕНИЮ КУРБАТОВ
ПРИЕХАЛ ВО ВТОРОЙ РАЗ. СВОЙ КОНЦЕРТ НА ТЕМЫ Давида Мнацаканяна Алексей исполнил сам с
Филармоническим оркестром. Давид Мнацаканян - дипломат, работавший в Индии,
Швеции, Германии в качестве чрезвычайного посла Российской Федерации. Вырос он
в Ереване, где получил музыкальное образование, работал в оркестре. А музыку он
начал писать уже на склоне дипломатической карьеры. "Меня с ним познакомил
Александр Гиндин. Он предложил написать на темы Давида что-нибудь с оркестром.
Я так увлекся этой идеей, что получился по сути мой концерт с использованием
его темы. Таким образом получилось произведение с двумя авторами", - сказал перед концертом Курбатов.
Премьера этого произведения состоялась в 2013 году в
Московском международном доме музыки в исполнении А.Гиндина и симфонического
оркестра Москвы "Русская филармония", которым дирижировал Адрис Пога
(Бостон). Концерт поражает интонационной насыщенностью, напряженностью его
драматургии, могучим развитием и высокой духовностью мысли. Думается, что
эффект радостной и счастливой неожиданности, какой-то чудом сотворенной
первозданности искусства испытало и подавляющее большинство ереванской публики.
Музыкальный тон глубок и активен. При всей свободе рождения звука ощутимы здесь
упругость и мера - мера динамических, акцентных и тембровых соотношений, мера
прикосновения к клавишам, проверенная тонким вкусом. Эта мера
"невидима" еще и благодаря особой пластичности пианиста. Вот почему
его концерт не сокрушает пространство, а таит невыговоренную грусть, боль.
На должном уровне выступил и оркестр под управлением
Рубена Асатряна. Это не было привычным состязанием в мастерстве и виртуозности,
а столь отвечающий духу музыки Курбатова разговор солиста, мятущегося поэта и
более мудрого, но так хорошо его понимающего друга - оркестра.
Трехчастный концерт - поэма "Храбрецы Сипана"
композитора Нубара Асланяна, живущего ныне в Израиле, начинается с цитируемой
чтецом известной фразы Гитлера: "Кто сегодня говорит о резне армян?"
В музыке поэмы использованы "Отче наш...", произведения Комитаса и
Екмаляна, фрагменты песен "Скорбь Аданы", "Крунк",
"Майр Аракси аперов" и другие. Во второй части противопоставлены друг
другу мелодия турецкой песни и мужественный армянский "Кочари". В
третьей - звучит средневековая тема Dies irae в качестве символа смерти. В
финале под звон колоколов чтец произносит название вилайетов, в которых был
осуществлен Геноцид. В качестве солиста в концерте-поэме выступил известный
израильский трубач Рам Орен. Противопоставление духа разрушения и
жизнеутверждающего начала составляет основу концепции и этого сочинения.
В ЭТОМ
ПРОИЗВЕДЕНИИ - ОТЗВУКИ ГРОЗНЫХ СОБЫТИЙ, ПОТРЯСШИХ ВСЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО. Это драматическая поэма борьбы,
исполненной священной ненависти к туркам-варварам, грубо поправшим идеалы
свободы, добра, справедливости. Она уводит слух в какую-то неопределенную
перспективу и рисует в ней свои образы, логичные и мимолетные одновременно,
завораживающие не раз повторяющимися музыкальными оборотами и
мотивами-символами. Звук трубы, прорываясь через вибрирующие тембры оркестра,
доносится как далекий таинственный голос, бередящий сердце неизведанностью
того, что он в себе несет.
В это сочинение Нубар Асланян вложил огромные душевные
силы. По признанию автора, последние ноты написаны 24 апреля 2005 года. В тот
же год концерт-поэма была издана израильским музыкальным центром.
Во втором отделении с большим успехом дирижер Рубен
Асатрян и Филармонический оркестр исполнили Вторую симфонию Арама Хачатуряна -
произведение выдающееся, сильное, самобытное. Симфония была написана в 1943
году и впервые исполнена в том же году в Большом зале Московской консерватории
Государственным оркестром СССР под управлением Б.Хайкина. На нашей сцене она
исполнялась неоднократно. Хотя Вторая симфония посвящена Великой Отечественной
войне, она актуальна и сегодня. В ней мы слышим скорбь, зовущую к мщению,
взволнованную песнь о духовном величии героизма народа, преодолевшего горе,
страдание и смерть на трудном, тернистом пути к победе над мрачными силами
зла...
Оркестр звучал во
всю мощь своих возможностей. Чувствовалось, что музыка, не раз исполнявшаяся им
в концертах, проросла в душу каждого оркестранта. Как это неоценимо важно для
полноценного воссоздания партитуры!
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-05-18 10:51
(Одна из страниц непревзойденной коллекции Галуста Гюльбенкяна) Нефтяной Талейран. Мистер пять процентов. Самый загадочный человек своего времени. Гений аналитики... Рядом с именем Галуста Гюльбенкяна эти метафоры, определения не нуждаются в кавычках, потому что они с ним слились безраздельно и не кажутся стертыми во времени. Потому что по отношению к нему они оказываются неожиданно точными. Судя по фотографиям, он не похож на делового человека, нефтяного магната, одного из самых богатейших людей своего времени. Скорее всего, его облик говорит об интеллигентности, о принадлежности к интеллектуальному кругу людей. Обаяние как дар особой привлекательности было подлинным даром артистичности. И тем не менее, он был представителем коммерческого мира.
-
2023-08-25 09:28
Два века с лишним отделяют нас от даты рождения великого художника-мариниста Ованеса Айвазовского, творчество которого определяет целую эпоху в истории мирового изобразительного искусства. Но интерес к его личности и искусству не ослабевает и сегодня. Не ослабнет и в будущем. Это судьба вечно живого искусства. После длительного перерыва в Национальной галерее Армении вновь открыта постоянная экспозиция его произведений, включая в себя одну из самых значительных по объему художественной ценности коллекции мастера в мире. По количеству работ великого мариниста Национальная галерея Армении занимает после музея в Феодосии второе место.
-
2021-08-05 09:31
В Гандзе отреставрирован выставочный зал Дома-музея Ваана Терьяна Говорят, истинный поэт тот, чье сердце вмещает чувства, одновременно волнующие многих. Именно таким был Ваан Терьян - поэт с ярко выраженной индивидуальностью. Его поэзия - порыв к духовному идеалу, порыв большой искренности, глубоких раздумий. Терьяновскую лирическую строгость, когда даже самые интимные слова содержат поэтическое достоинство и художественную волю, трудно соразмерить с каким-нибудь иным лирическим явлением современной поэзии.
-
2019-07-30 13:42
Июль в Джавахке отмечен двумя яркими событиями: Днем Дживани в Карзахе и Днем поэзии Ваана Терьяна в Гандзе, где родился выдающийся лирик. Оба эти события стали настоящим праздником поэзии для жителей Джавахка, гостей из Армении и различных районов Грузии.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2023-03-08 10:20
Микаэл Таривердиев известен широкой публике как композитор кино, создатель музыки к таким знаковым фильмам советского кинематографа, как «Семнадцать мгновений весны», «Король-олень», «Ирония судьбы, или С легким паром», «Земля, до востребования» и многих других. На его счету более 70 фильмов, музыка к которым до сих пор согревает сердца.
-
2022-11-21 14:57
Отечественные ценители классической музыки всегда рады встрече с талантливыми музыкантами - выходцами из Армении, продолжившими карьеру за рубежом и добившимися немалых успехов. К таким музыкантам, несомненно, относится и известная пианистка, лауреат фортепианного конкурса Emmanuel Durlet Бельгии, обладатель Почетного диплома Academia Chigianain Siena Анаит Чаушян, которая на днях выступит с концертом в Ереване. Музыкальная встреча с Анаит Чаушян состоится во вторник, 22 ноября, в Большом зале «Арам Хачатурян» и будет посвящена памяти ее отца - именитого композитора, заслуженного артиста Армении Левона Чаушяна. Изначально концерт планировался как часть 14-го Ереванского международного фестиваля музыки, но из-за событий на границе Армении в сентябре его пришлось отложить на время. Сегодня Анаит Чаушян находится в Лондоне, откуда и согласилась дать онлайн интервью «Голосу Армении».
-
2022-05-30 10:05
Откровенно говоря, на этот концерт шла без особого настроя. Атмосфера вокруг Большого зала филармонии им. А. Хачатуряна – митинги, наличие многочисленных палаток, необычайная суета и шум - не лучший фон для восприятия классической музыки. А оглушающая песня-призыв "Зартнир, Лао", того и гляди, разбудит не того, кого надо. Подобный прецедент уже был в Театре оперы и балета, когда в момент кульминации спектакля "Гаянэ" в центре партера вдруг возник огромный флаг явно с митинга и чей-то громовой голос неожиданно обратился к публике и ошалевшим участникам спектакля с боевым призывом объединиться, чуть ли не лишив чувств перепуганных танцовщиц на сцене. Поэтому стечение народа к дверям филармонии в день концерта можно было принять за демонстрацию – ощущение, что весь город намерен ворваться в пространство Большого зала, который и без того был заполнен до отказа.
-
2022-05-17 10:47
В августе 2021 г. у подножия древнего храма Гарни в Армении российский квинтет Moscow Classic Ensemble организовал благотворительный концерт, посвященный детям и их семьям, оставшимся без крова и родины в результате 44-дневной войны против Арцаха. Концерт прошел с большим успехом, а его устроители выполнили свою миссию - сбор средств для музыкальной академической школы им.Д.Газаряна и Школы искусств города Шуши, которые восстанавливаются после войны 2020 г. с нуля и, к сожалению, вне родного города.