ПОД ЗНАКОМ ДЕГУМАНИЗАЦИИ
Монолог рассерженного интеллигента
Один из важнейших феноменов культуры - премьера, вынесение на всеобщее обозрение только что созданного произведения искусства, вызывающее живой диалог художника с его современниками. И независимо от реакции публики, пусть даже и резко негативной, зерно при этом попадает в почву, незримо прорастает в ней, оказывает реальное воздействие на развитие художественных вкусов.
Мы восполняем
пробелы собственной истории, и это помогает сегодня разобраться в том, что в
искусстве является истинным предметом нашей гордости. Однако как мало наше
внимание привлечено к тому, что назовут наследием завтра - к творчеству наших
современников. Можно смело утверждать, что нам неведом многоликий пласт
сегодняшней художественной культуры, в котором лишь беспристрастное время
разграничит для наших потомков фамилии и имена.
ЧТО СЕГОДНЯ БЕСПОКОИТ ОСОБЕННО В НАШЕЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ? У нас все еще мало исполняются произведения современных авторов. Многие коллективы благополучно "выезжают" на классике, исполняя ее на приличном уровне далеко не всегда. Подобная тенденция имеет мало общего с задачами подлинного искусства. Бывают, конечно, и исключения, но это исключения из правил. Между тем еще четверть века назад произведения современных армянских композиторов пусть редко, но все же попадали в программы оркестров. Тогда легче было судить о направлении творческих поисков наших композиторов. Армянская музыка должна сохранить свой национальный облик, но в современном понимании этого определения. Композитор - не только современник слушателей, но и в определенном смысле "вестник из будущего". Он обязан быть этим вестником. Так было всегда, и история музыки показывает, что динамика развития музыкального искусства определяется направленностью поиска композиторов и исполнителей.
Сегодня смысловая наполненность музыки начинает исчезать.
Композиторы все чаще увлекаются коллажами, фактурными вставками. С годами
убеждаешься, что есть только одна правда в искусстве - это правда художника,
которому есть что сказать. Но чтобы что-то сказать в искусстве, надо быть
личностью, уметь сопереживать, принимать на себя чужую боль. Это было нормой и
правилом жизни таких деятелей культуры, как Шостакович, Хачатурян, Паруйр
Севак, Минас... Казалось бы, разные по своему менталитету, по своей творческой
харизме, они проповедовали главную истину искусства - обнажать боль, трагизм и
драматизм своего времени. И осмысливать отношение к ним как к неотъемлемой
нравственной составляющей человека на Земле. Когда-то Малер говорил, что сердце
художника - камертон, на котором играет Вселенная. Это понятие является глубоко
чуждым для многих наших авторов, тем более что компьютерная технология способна
создавать нечто звукообразное, не неся при этом никакой ответственности. Так
что технологическая сторона совершенно ни при чем. Она существует сама по себе.
Никакая технология не спасет от убожества мыслей.
ТЕХНОЛОГИЯ
ДОКАЗАЛА ПОЛНУЮ СВОЮ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ. ЧТО ОСТАЛОСЬ ОТ АВАНГАРДА? Практически ничего. Вся эта
технология сегодня предается забвению, потому что она практически бесплодна.
Сегодня наша музыкальная ситуация весьма печальна, она
зеркально отражает ситуацию в республике. Причина видится в том, что в течение
всей истории Армении менталитет нации мутировал в сторону крайнего
индивидуализма. Этот крайний субъективизм порождает крайне наплевательское,
снисходительно-высокомерное отношение к коллеге в искусстве или в других
областях, что и губит страну. К этому добавляется еще общая ситуация в мире,
которая так или иначе просачивается в республику. Этим объясняются огромные
пробелы в системе образования. К примеру, для студентов - будущих композиторов
и вообще музыкантов литература существует только на русском языке, она не
переведена. А большинство студентов сегодня не владеет русским. У нас нет
многих фундаментальных работ по социологии музыки, которыми пользуются студенты
других консерваторий. В результате наши студенты пребывают где-то в каменном
веке. Если бы Армения была двуязычной республикой, этот пробел можно было бы
преодолеть.
Мы отгорожены от внешнего мира, и это при внешнем
стремлении интегрироваться в этот мир. За это приходится расплачиваться
бегством из республики. Идет деградация наших культурных ценностей. Чтобы
убедиться в этом, достаточно послушать, что звучит сегодня в нашем эфире: все
отдано на откуп шоу-бизнесу, безвкусице, телевизионной пошлости, безыдейным,
нелепым сериалам, которые деформируют сознание молодежи. Армянские композиторы
- Спендиаров, Хачатурян, Егиазарян, Оганесян и целый ряд других авторов
практически не звучат. И к этому следует добавить неприятие армянской музыки,
которое бытует среди наших музыкантов, которые считают ее второсортной. Не
случайно такие композиторы, как Хачатурян, Бабаджанян, Тертерян, получили
широкое признание далеко за пределами Армении. Ряд композиторов так бы и умер в
безвестности, не будь у них возможности исполняться за рубежом. Здесь наша
музыка мало кому нужна. Попытки композиторов спасти ситуацию зачастую обречены
на провал.
НАЧИНАЕТСЯ НОВАЯ
ЭПОХА - ЭПОХА ДЕГУМАНИЗАЦИИ. ОНА ОТВЕРГАЕТ ВСЕ СВОЕ гуманистическое прошлое и вместе
с этим уничтожает все способы создания подобной культуры. Это страшный удар по
поколению, которое работало, опираясь на гуманистические традиции. Свою
решающую роль в этом сыграли и две величайшие войны XX века, породившие
беспрецедентный цинизм, жесткий рационализм, терроризм, плоды которых мы
сегодня пожинаем. Дегуманизация - флаг нашего времени, а экономика определяет
все.
Сегодня заместителем Бога на Земле является компьютер: на
него молятся, он определяет все. А это преступление, ибо нигде не было указано
на грядущий кризис всего гуманизма. Человек сделал это своими руками, и он
ответит перед грядущим судом. Безусловно, это произойдет. Ведь не случайны
сегодняшние чудовищные социальные конфликты, катаклизмы. Ужасающая жестокость,
царящая сегодня в мире, заряженном ненавистью, обернется взрывом. Не случайно
фашизм появился в XX веке. После него даже смешно говорить о средневековых
жестокостях, ибо он продемонстрировал такую глубину падения человека, что
нельзя предположить что-либо хуже. И сегодня мы живем в ситуации взаимного
устрашения, пока это не будет устранено - ничего не изменится.
Видимо, порядочность, доброту сегодня надо ценить выше
интеллигентности. Время великих интеллигентов, когда люди шли на жертвы ради
высоких целей, прошло. Пусть превалирует доброта - именно она - а не красота -
сегодня спасет мир.
Каким видится будущее нашей молодежи? Наш народ способен
порождать таланты. Слава богу, это еще не находится в ведении управляющих
человеческими способностями. Или они еще не научились до конца зомбировать
людей.
Это радует, но вызывает пессимизм полное равнодушие к той
продукции, которая у нас еще создается. К сожалению, наша республика все время
стремится к изоляции. Это самый порочный путь. Возможно, если бы мы еще были способны бороться с недостатками, что-то
удалось бы изменить. К сожалению, мы только приспосабливаемся... И это
становится нормой. Когда прибегают к элементарной эксплуатации, нельзя
рассчитывать на то, что кто-то выдаст полноценную продукцию. Надо вкладывать
средства, чтобы была отдача...
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-22 09:48
Очерк. Из журналистского блокнота ...Рассвет. Ереван словно искрится дымчатым тюлем, пропитанным свежестью. Он не такой, как днем. Поэтичнее. Без жгучих запахов шаурмы и других съедобных продуктов, многочисленных уличных кафе и их посетителей, разносчиков-курьеров, снующих в быстром темпе то тут, то там, разметая прохожих. А пока слишком рано. Сейчас раздастся звонок в дверь, и деловой день раскрутится во всем своем торопливом напряжении.
-
2024-11-15 10:34
16 ноября исполняется 85 лет со дня рождения замечательного композитора Роберта АМИРХАНЯНА В эти дни музыкальная общественность Армении - коллеги, поклонники таланта признанного мастера, композитора, новатора эстрадно-лирической песни, народного артиста Армении, музыкально-общественного деятеля, профессора Ереванской консерватории Роберта Амирханяна - празднуют его юбилей. Он вошел в армянскую музыку как личность, обладающая своей эстетической позицией, своим пониманием жизни, с желанием говорить с современниками о современности. Роберт Амирханян, творящий свой неповторимый образный мир, видящий действительность через кристалл своего искусства, обладающий уникальной палитрой, своим собственным "алфавитом", - явление самобытное и редкое в нашей музыке.
-
2024-11-13 10:24
Два вечера в Ереване с триумфальным успехом играл выдающийся российский пианист Денис МАЦУЕВ Его приезд был инициирован руководством самого престижного международного фестиваля "Ереванские перспективы" художественным руководителем, композитором Степаном Ростомяном и главным менеджером Соной Ованесян при поддержке Министерства образования, науки, культуры и спорта РА и ВТБ (Армения). Фестиваль этот не заигрывает со своей публикой: он действительно любим ею, а его концерты, представляя самых знаменитых исполнителей мира, всякий раз поражают своей неожиданностью и новизной звучания. Они будят в нас живые ассоциации, без чего, как известно, любой концерт независимо от уровня исполнения остается бездыханным.
-
2024-11-06 10:40
Недавно Национальный филармонический оркестр Армении под управлением Эдуарда Топчяна завершил свой самый крупный проект начала нового сезона - Ереванский международный фестиваль классической музыки.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-10-23 10:32
С 18 по 20 октября в разных уголках Армении прошли Дни Арцаха, наполнившие ярким светом и теплом нашу обыденность и сердца людей. В течение трех дней жители разных регионов продолжали знакомиться с богатством арцахской культуры и творчества арцахцев, отраженным в живописи, музыке, песнях и танцах, народно-прикладном искусстве, национальных играх и, конечно же, кухне.
-
2024-10-23 09:52
"Я солнцем вскормленный язык моей Армении люблю... Я - и в крови, и сироту - свой Айастан, как яр, люблю..." - в форсированной фразировке, в кличе, взрыве рождалось то, что не расскажешь и не опишешь... Так читал строки Чаренца Хорен Абрамян. И вот теперь с таким же хриплым раем торжества читал их поэт, музыкант, подюсер Рубен Мхитарян...
-
2023-04-20 10:01
Обладатель Золотой медали ЮНЕСКО, лауреат международных конкурсов признанный виолончелист Сергей Косемян широко известен не только в Армении, но и за рубежом. С сольными концертами он выступал во Франции, Мексике, США и других странах. Сегодня Сергей живет и работает в Америке, но не теряет связи с родиной. Более того, будучи вовлеченным в разные международные проекты за пределами Армении, он несколько лет назад получил предложение стать одним из участников балетной мегапостановки в Ереване.
-
2023-03-08 10:20
Микаэл Таривердиев известен широкой публике как композитор кино, создатель музыки к таким знаковым фильмам советского кинематографа, как «Семнадцать мгновений весны», «Король-олень», «Ирония судьбы, или С легким паром», «Земля, до востребования» и многих других. На его счету более 70 фильмов, музыка к которым до сих пор согревает сердца.