Последние новости

ИДЕТ БОРЬБА ЗА УМЫ

Большой выставкой, развернутой в трех залах Дома художника Армении, современные армянские мастера кисти и резца отмечают трагическую дату - 100-летие Геноцида армян.

Прошел целый век с тех пор, как турецкий ятаган поднялся над нашим народом в Османской Турции. Сегодня почти не осталось живых свидетелей трагических событий 1915 года, тех, кто пережил Геноцид, исход из родных мест, кто нес в себе страдания целого народа, не познав радости детства. Но сегодня нет армянина, в душе которого не горел бы огонь памяти. Память сердца никому не позволит забыться. Трагедия армянских скитаний всегда стояла и за плечами многочисленных армянских художников, в особом свете показывая им мир и жизнь.

Прошел целый век с тех пор, как турецкий ятаган поднялся над нашим народом в Османской Турции.

ГЛАВНАЯ, НА НАШ ВЗГЛЯД, ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ЧЕРТА ВЫСТАВКИ - ЕЕ ВЫСОКАЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ. Хочется всемерно подчеркнуть это слово, вложив в него изначальный великолепный смысл яростного, страстного, бескомпромиссного художнического соучастия в народной жизни, истории народа, его прошлом, настоящем и будущем, воплотившегося в сотнях картин и скульптурных работ, отражающих общенациональную боль.

Эта черта - гражданственность - традиционна для армянской культуры. Она обращала художников и поэтов, писателей и композиторов минувшего века к армянской действительности, открывала их сердца страданиям народа, заставляла мир услышать их гневный голос протеста. И сегодня эта традиция - одна из главнейших. Следуя ей, армянские художники создают произведения высокого социального и патриотического накала, многие из которых войдут в сокровищницу отечественной культуры, неся грядущим поколениям правду нашей истории. В выставке приняли участие художники всех поколений. А третий этаж Дома художника представил работы студентов Ереванского художественного училища им. Ф.Терлемезяна.

Экспозиция свидетельствует, что одни и те же темы и события рассматриваются современными художниками с разных сторон: они могут реконструироваться более или менее достоверно, приобретая подчас новое глубинное содержание, могут воссоздаваться и по тем следам, которые остались в памяти людей, в документах, в предметах, фотографиях.

Тема памяти трактуется подчас очень лично, с глубоким подтекстом, выражая отношение художников к памяти погибших, рассказывая о них, ушедших, переживших все ужасы резни. И потому такие разные по образному строю картины, как "Воспоминание" Эдуарда Абаджяна, "Спасенные" Геворка Чанчяна, "Черное изгнание" Аветика Акопяна, "Лишенные родины" Аветика Аветисяна, "По ту сторону Арарата" Сурена Сафаряна и другие сходны явственно звучащей мыслью о связи времен, о прошлом, которое нельзя предать забвению.

Отличительная черта выставки - ее высокая гражданственность.

МОЩНО, СУРОВО И ОДНОВРЕМЕННО С ЯВНЫМ ВНИМАНИЕМ К ЦВЕТУ написана картина "Реквием" Анатолия Григоряна. Энергия цвета, его плотность и "вещественность" живописной лепки, обладая подчеркнутым собственным характером, образуют активную и динамичную ноту композиции. Символическая тема скорби трактована в эпическом плане, где отсутствуют конкретные приметы времени и где ведущую ноту образуют скорбные и мужественные музыкальные аккорды.

Исполненные скорбной боли картины "У хачкара" Левона Коджояна, "Молитва" Айсер Матевосян, "Арарат" Ваана Кочара, "Воспоминания" Артура Ованесяна, "Спасенные после Дер-эль-Зора" Амбарцума Багдасаряна, "Апрель" Эд.Варданяна затрагивают такие пласты переживаний людей, которые никогда не уйдут из памяти народной. Картина Левона Коджояна "У хачкара" наполнена таким напряжением скорбящей фигуры, таким драматизмом, что становится как-то жутко от столь остро выраженной человеческой боли. В другой картине на останках каменных строений возвышается грузная и тяжелая фигура женщины будто высеченная тоже из камня. Ее думы нелегкие, она вся согнулась от прошедших лет, в ней сконцентрирована боль человечества. Фигура женщины, данная как часть целого, единого мира, воспринимается памятником трагическому прошлому.

Символическая тема героизма и скорби в эпическом плане трактована в картинах "Богоматерь с младенцем" Роберта Элибекяна, "Реквием" Вана Унаняна, в триптихе (представлена только одна картина) Ахтанака Шаумяна, композиции Левона Тадевосяна. Эти произведения, как впрочем и многие другие работы, выходят за рамки конкретно-исторического события и обретают широкий символический смысл. Решая целый ряд формальных задач в передаче движения, экспрессии и достигая, безусловно, большого технического мастерства, художники не теряют при этом конкретности изображаемого. Возникает тема борьбы, протеста. Это главное. И уже здесь ощущается сила их творческого темперамента. В портрете Гургена Яникяна, созданного Кареном Агамяном, не просто тип человека, а символ, попытка дать образ большого обобщения. Образ, созданный художником, обладает острым политическим и психологическим подтекстом.

В экспозиции нашла свое яркое выражение и тема непреклонности духа народа. В картинах "Согомон Тейлирян" Бориса Акобяна, "Вера" Арутюна Арутюняна, "Защитник" Сергея Мальцева, композиции Сейрана Гаспаряна, "Крепость Ван" Папаза Алояна, "Датапартум" Юрия Егиазаряна, "Зартнир, Лао" Карена Смбатяна, трагическое и героическое начала образуют единое целое, что является чрезвычайно характерным и для многих работ других мастеров. В них мы видим и отражение той сарьяновской истины, что "никогда ни в какие века нельзя умертвить народ, когда он не хочет умирать. И, значит, тщетны старания всех тех насильников, которые хотели и хотят неволить свободу и права, пойти против человека, против естества и разума. Все равно рано или поздно побеждает человек, естественно, и разум, побеждают лиловые горы, пурпурный рассвет, стремительные зеленые тополя и Арарат, вечно чистый и величавый Арарат..."

Чтобы предотвратить катастрофу, необходимо довести до сознания человечества всю необратимость ее последствий, надо бороться за умы.

ОСОБОЕ МЕСТО НА ВЫСТАВКЕ ЗАНИМАЮТ ЖИВОПИСНЫЕ И СКУЛЬПТУРНЫЕ произведения, отражающие образ Комитаса - трагический символ Геноцида армян. В живописных полотнах "Сона яр" Френка Гаспаряна, "Народ споет" Симона Галстяна, "Комитас" А. Мхитаряна, "Возрождение" Ваагна Галстяна, "Вардапет Комитас" Генриха Сиравяна, "Последнее посещение" Арутюна Овсепяна, "Комитас" Агарона Ованесяна (эти два художника - студенты Художественного училища им. Ф.Терлемезяна). Смотря на многие работы этого плана, думаешь: нет, армянин, даже если он захочет, бессилен отвернуть сердце от этой страны, хотя бы потому, что она вызвала из небытия комитасовскую "Весну" и сделала ее позывными своей радиостанции, возвещающими жизнь и созидание.

Щемящее ощущение боли и гнева вызывает фигурка мальчика, упавшего на землю у разрушенного храма. Картина исполнена обличительного пафоса. Кажется, сами руины древнего храма, сами камни взывают к отмщению, шлют проклятия зловещим преступникам.

Радует, что на выставке представлены довольно зрелые, талантливые работы студентов-терлемезяновцев - Армана Оганяна, Анаит Барсегян, Ваге Егяна, Офелии Варданян, Ани Манукян и других. Пронзительно скульптурное мастерство Гора Ованесяна, представившего три работы, символизирующие возрождение народа.

Живописные полотна и произведения скульпторов разных поколений, отразившие самую горчайшую тему - тему Геноцида стали своего рода свидетельскими показаниями, наполненными чувством личной ответственности за происходящее в мире, духовной твердости. И в этом их непреходящая ценность. Они воспринимаются как гневный протест против любых злодеяний, любых преступлений против человечности. Ведь в мире и сегодня звучат угрозы новых войн. Невольно вспоминаются слова замечательного поэта Р.Рождественского о том, что никакой, даже гениальный роман и никакая самая талантливая поэма не могут остановить летящую пулю. "Однако война, прежде чем начаться на полях или морях земного шара, обязательно начнется в человеческих умах, а борьба за человеческие умы - это уже наше писательское, гражданское дело"...

Эти слова поэта могут быть адресованы и художникам. В отличие от писателей, художники говорят на международном языке, содержание, смысл их произведений не требует перевода, доступно всем народам планеты. Чтобы предотвратить катастрофу, необходимо довести до сознания человечества всю необратимость ее последствий, надо бороться за умы. И борьба идет напряженная, полная драматизма. Понять корни этой трагедии, оценить ее глубину - это ли не задача художников, подтверждением которой и является данная выставка.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • К ГЛУБИНАМ ТВОРЧЕСТВА
      2022-11-23 10:48
      2557

      Известно: в темные ночи звезды светят ярче. И в наши дни происходят события, которые дарят людям ни с чем не сравнимую радость общения с искусством, заставляя их видеть мир иными глазами.

    • НЕСРАВНЕННАЯ ХИБЛА ГЕРЗМАВА
      2022-11-21 15:02
      4687

      Она покоряет с первого появления на сцене. Прежде всего очаровательным, каким-то огненным обликом и сияющей улыбкой. А потом, когда начинает петь – изумительным голосом с тембровой окраской редкой красоты, широким диапазоном, где словно нет никаких тесситурных ограничений, богатыми интонационными возможностями, которым, кажется, нет предела. Этот яркий союз певицы и артистки с драматическими дарованиями продемонстрировала на сцене Большого зала им. А. Хачатуряна народная артистка России и Абхазии, сопрано Хибла Герзмава.

    • РАБОТАЛ С ВООДУШЕВЛЕНИЕМ
      2022-11-17 09:13
      3521

      Зачем люди ставят памятники? Чтобы не забыть нечто очень для них важное: человека или события, изменивших привычное течение их жизни. Вот и этот четырехметровый памятник, установленный в парке "Акведук" в год 80-летия битвы за Москву, является своеобразным символом. На главном фасаде постамента высечено: "Героям 13-й Ростокинской дивизии народного ополчения города Москвы. Всем участникам Великой Отечественной войны". Его авторы - заслуженные художники России и Армении Ваге и Микаэль Согоян, сыновья одного из крупнейших скульпторов второй половины XX и начала нового столетия Фрида Согояна, творчество которого прочно вошло в историю советской монументальной пластики.

    • СЮРПРИЗЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОСЕНИ
      2022-11-15 10:07
      2705

      Музыкальная афиша первой половины ноября порадовала ярчайшими именами: народный артист РФ, лауреат Государственной премии России, пианист-виртуоз Николай Луганский, один из корифеев современного дирижерского искусства Шарль Дютуа, звезда мирового оперного искусства, народная артистка России и Абхазии, покорившая почти все оперные сцены мира, Хибла Герзмава, известный австралийский дирижер Брайан Каслс-Онион…






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • К ПАСПОРТАМ НАНСЕНА ЧЕРЕЗ КВИЛТ БЛАГОДАРНОСТИ
      2022-11-17 09:46
      1507

      «Благодарность сквозь столетие» - так названо уникальное полотно, ставшее гвоздем не менее уникальной экспозиции, открывшейся на днях в Музее народного творчества им. Ованеса Шарамбеяна. На выставке всего шесть полотен – пять декоративных и одно насыщенное глубоким содержанием, уникальное, которое посвящено 100-летию утверждения знаменитых паспортов Фритьофа Нансена, спасших жизни сотен тысяч невинных людей.

    • ЧТОБЫ ПОМНИЛИ
      2022-11-14 10:15
      2867

      Как фамилия Давида, у которого на счету 15 подбитых танков? 19 ноября 2020 г. умер командир легендарной 5 бригады генерал Манвел Григорян. Его имя наводило ужас на азербайджанцев в годы первой войны за освобождение Арцаха. Во время апрельской войны 2016 г. генерал за сутки остановил продвижение противника на южном направлении, где азербайджанцы были близки к прорыву.

    • СОРОК И БОЛЕЕ ГРАЦИЙ ЭДУАРДА ИСАБЕКЯНА
      2022-11-11 10:47
      2279

      В Ереване открылась выставка работ народного художника Армении Эдуарда Исабекяна. Более 40 малоизвестных широкой публике полотен, представленных в его именной галерее, стали достойным украшением экспозиции, приуроченной к 108-й годовщине со дня его рождения. В выставочную коллекцию вошла графика, созданная Эдуардом Исабекяном на закате жизни.

    • ХАЧАТУР МАРТИРОСЯН: ПРЕРВАННОЕ МОЛЧАНИЕ
      2022-11-07 08:35
      2728

      В Национальном центре эстетики прошла персональная выставка картин известного художника-абстракциониста Хачатура Мартиросяна. «Трансформация», как названа экспозиция, заняла оба галерейных зала центра и нарушила длительную паузу в презентационном творчестве живописца.