СВОЙ ОТВЕТ ВОЙНЕ
У моего дедушки не было пальцев на ногах. Ни одного. В детстве я была уверена, что это просто анатомическая особенность дедушек как таковых. Потом узнала, что он потерял их на Великой Отечественной. В конце ноября 1941 года часть, в которой он служил, попала в окружение под Таганрогом.
ДЕД МОЙ КОМАНДОВАЛ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕМ И НОЧЬЮ НА ХЛИПКИХ РЫБАЧЬИХ ЛОДКАХ вывел своих через Азовское море. Говорят, стоял в ледяной воде до тех пор, пока не прошел последний солдат, за которого он отвечал. Они вырвались из окружения у Ейска, сегодня это такой курорт на южном побережье Азова. Вырвались без потерь. Не считать же отмороженные и ампутированные пальцы командира потерей.
После госпиталя он опять вернулся на фронт, был тяжело
ранен, его долго и трудно лечили, потом комиссовали и отправили в тыл. Я узнала
обо всем этом уже после его смерти: вычитала в книге об армянских педагогах,
участвовавших в Великой Отечественной, услышала от его сослуживцев и друзей,
узнала от папы. Сам он об этом никогда и ничего не говорил. Правда, раз в году,
9 мая, надевал все свои медали и орден "Знак Почета" и шел на парад,
но и это он делал молчаливо и сдержанно.
И вот что, как мне кажется, очень важно и очень
по-армянски: орден он получил не на войне и не за военные подвиги, а совсем за
другое - за учреждение школ в горных селах и культурно-просветительскую
деятельность в Лорийской области Армении, но для него открываемые им школы,
преподавание, культуртрегерская деятельность - это его личный ответ нацизму,
личный фронт, чрезвычайно важный для нашего национального сознания. И поэтому
мирный орден воспринимался им как абсолютно боевой, воинский, а значит - более
чем уместный на параде Победы.
Я рассказываю сегодня о своем любимом деде не для того,
чтобы похвастаться. Просто мне кажется, что это в целом свойственно армянскому
народу: некоторая, может быть, нелинейность мышления, отраженная еще в нашем
эпосе "Сасна црер", в русском переводе очень уж приглаженно
называющемся "Сасунские богатыри", хотя вернее было бы перевести
"Сасунские иррационалисты". Конечно, если нужно, мы умеем воевать и
доказывали это не раз. Но так уж сложилось, что для нас, армян, книги,
искусство, красота и возвеличивание интеллекта - самый адекватный ответ на
насилие, смерть, разрушение.
Пожалуй, это трудно объяснить, но я попробую.
КОГДА В 1941 ГОДУ
ГЕНИЙ АРМЯНСКОЙ ЖИВОПИСИ МАРТИРОС САРЬЯН мучительно ждал весточки от сына, который сразу
после финского фронта оказался на передовой Великой Отечественной, художник
нарисовал цветы и фрукты. Большой красочный натюрморт, поражающий витальностью,
пропитанный солнечным светом и жаждой жизни. И это - его ответ войне. И после,
на другой картине, нейтрально названной "Из жизни художника. Портрет Люсик
Сарьян", не так легко понять, почему в руках жены художника плод - то ли
персик, то ли мандарин, - хотя в зеркале отражается белый контур конверта и
напряженный взгляд самого Сарьяна. Но вот она, карточка сына-фронтовика:
Сарьяны ждут письма, и в уголке выписана дата: все тот же кромешный 1941-й.
В ходе войны Сарьян рисует снова и снова: цветы, фрукты,
пейзажи и людей - архитекторов, литературоведов, актеров, врачей, поэтов - за
пять лет он нарисует с невиданной для себя плодотворностью около 200 картин - и
это его ответ войне, его оружие против гибели и заката цивилизации. И когда
война наконец закончилась, он нарисовал не только возвращение своего сына, но и
огромный натюрморт - кажется, собрав на нем все возможные армянские цветы в
знак благодарности солдатам-победителям.
Именно во время войны, 25 ноября 1943 года, Иосиф Орбели,
Степан Малхасянц, Виктор Амбарцумян, братья Алиханяны и др. основали Академию
наук Армянской ССР - это тоже была своя особая национальная линия фронта. В том
же 43-м Арам Хачатурян написал балет "Гаянэ", премию за который полностью
перечислил армии, а входящий в этот балет "Танец с саблями" стал
своего рода визитной карточкой не только композитора, но и, пожалуй, всей
армянской симфонической музыки ХХ века.
Не менее иррациональным может показаться другой армянский
ответ войне. В 1945 году, когда вся огромная страна только-только пыталась
оправиться от пережитого потрясения и везде строились и восстанавливались
заводы и фабрики, коммуникации и дома, в Ереване тоже было начато грандиозное
строительство. Именно в 1945 году мы начали строить Матенадаран - хранилище
древних и средневековых рукописей. Казалось бы, это абсурдно, гораздо логичнее
поднимать экономику и производство, но ставший теперь уже неотъемлемой частью
нашей страны, символом нашего возрождения Матенадаран - это в первую очередь
ответ хаосу и энтропии, наш ответ войне.
ОЧЕВИДНО, ЧТО
ПРИМЕРЫ ТАКОГО РОДА МОЖНО МНОЖИТЬ И МНОЖИТЬ. Но я бы хотела успеть сказать вот что: в нашем
университете есть замечательный кабинет русской литературы и культуры имени
академика Лихачева - знаковой фигуры не только для русской, но и для мировой
культуры ХХ века. Несколько лет назад к нам на научную конференцию приехали
представители Пушкинского дома и привезли бесценный дар, значение которого
трудно переоценить. Это книга "Оборона древнерусских городов",
написанная Дмитрием Сергеевичем в 1942 году. За годы войны им было написано еще
несколько книг: "Национальное самосознание Древней Руси",
"Новгород Великий: Очерк истории культуры Новгорода 11-17 вв.",
"Культура Руси эпохи образования Русского национального государства",
а также множество статей.
Это был его ответ войне. Но именно книга "Оборона
древнерусских городов" была написана и издана Дмитрием Сергеевичем в
блокадном Ленинграде, в том самом, в котором ему пришлось хоронить умершего от
голода отца. А на конверте, в котором нам ее подарили, - надпись, сделанная
рукой автора: "Единственный сохранившийся экземпляр. Не потеряйте!" И, мне кажется, это очень важно здесь и
сейчас - будь то в нашем университете или в мире в целом - не потерять эту
способность и этот дар: создавать и пестовать красоту и интеллект как наш ответ
смерти, разрушению и войне.
По крайней мере, я
в это верю.
Лилит МЕЛИКСЕТЯН,
заведующая кафедрой мировой литературы и культуры Российского-Армянского
(Славянского) университета
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2013-09-14 00:00
"Вот и лето прошло, словно и не бывало"... Но сохранившаяся еще со школьной скамьи привычка мысленно подводить его итоги, готовясь к незамысловатому сочинению, делает свое дело, тем более что этим летом было как минимум одно совершенно особенное событие, точнее встреча, обернувшаяся чередой событий.Для меня эта история начиналась еще осенью с разговора с солнечной и доброй писательницей Наринэ Абгарян, которая не только радуется каждому встреченному ею хорошему и талантливому человеку, но и спешит поделиться этой радостью. Так вот, осенью Наринэ мне сказала: "Есть такой чудесный человек, Меэйлис Кубитс. Я уверена, он вам понравится. Он такой повзрослевший Маленький Принц. Помогите ему, пожалуйста!" Потом уже ближе к зиме был примерно такой же разговор с Арманом Сагателяном: мол, есть такой хороший человек, Меэйлис Кубитс, его нужно поддержать. Такие рекомендации дорогого стоят. Но в чем и как поддержать, тогда было не очень понятно даже самим рекомендующим, уверенным в одном: Кубитс предложит только что-то замечательное.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2021-11-23 09:36
Случайная встреча с маршалом Бабаджаняном в октябре 1970 года на всю жизнь мне запомнилась.
-
2021-07-23 10:28
Эссе "В тот год, как обычно, вот такая стояла жара во Фресно", - сказал представившийся мне пожилой человек. И добавил, опустив глаза и протянув мне руку: "Я друг Сарояна". Мы прошли с ним виноградники и вошли в кафе. "Друг Сарояна" продолжил: "Я был тогда студентом последнего курса, а Сароян жил свое последнее лето. О том, что писатель смертельно болен, я узнал позже.
-
2021-04-01 09:46
Героя Арцаха генерал-майора Аркадия Тер-Тадевосяна знают все армяне и гордятся им. Его мало кто называл по фамилии или имени-отчеству. Для армян он был просто Командосом. Это герой, который руководил действиями сил самообороны Карабаха при освобождении Шуши в 1992 году, и сразу после завершения операции крепко заснул, не попав в победные репортажи. Тер-Тадевосян - военный, который на протяжении всей жизни служил стране и народу, переживал за каждое упущение, а боль от потери Шуши в 2020 году просто скосила его. Он ушел из жизни спустя несколько месяцев.
-
2020-11-27 10:54
Она не была похожа на образ других первых леди cвоего времени - cуровых, строгих, амбициозных. Рита Александровна Саргсян любили за хрупкость, непосредственность, обаяние и доброту.