Последние новости

ДЖАЗ В АРМЕНИИ

Еще одно посвящение

Не успели затихнуть разговоры среди джазменов и любителей музыки Еревана в связи с выходом в свет "Антологии армянского джаза", как появилась объемистая книга "Джаз в Армении" Армена ТУТУНДЖЯНА, посвященная 75-летию джазового искусства в Армении и его любимому Еревану. Оригинальность ситуации заключается в том, что и Армен Тутунджян, и Левон Малхасян (продюсер и автор идеи вышеназванной "Антологии") относятся к одному и тому же поколению ереванцев, музыкантов, джазменов, и начинали они и добивались серьезных успехов в одном и том же небольшом джазовом коллективе еще в начале 70-х годов. И хотя творческие пути их потом разошлись, любимое дело - играть и представлять джаз - они не оставили.

ЕСЛИ АУДИО-"АНТОЛОГИЯ" ДАЛА ЛЮБИТЕЛЯМ ВОЗМОЖНОСТЬ послушать в прямом смысле слова исторические записи, то книга Армена Тутунджяна позволяет знакомиться с этой самой историей. Причем знакомиться в мельчайших деталях и подробностях. Книга большая, выполнена в формате альбома. Издание содержит огромное количество (более 500!) прекрасных, уникальных архивных фотографий, которые автор искал и находил в архивах и частных коллекциях. А еще особо хочется отметить наличие в книге большого количества прекрасных живописных работ разных авторов, созданных, очевидно, под влиянием прослушивания джаза или посвященных ему. Вообще, забегая вперед, надо отметить отличную работу издательского медиа-холдинга "Антарес". Прекрасный дизайн (отлично поработали дизайнеры Лусине Даштоян и София Арутюнян) и качество печати, цвета, наконец, суперобложка - все это делает чтение особо приятным и вносит свою лепту в создание общего яркого впечатления о книге.

Армен Тутунджян попытался в своей работе (кстати, готовил он ее около трех лет) представить всех, кто когда-либо играл джаз на армянской земле и приумножал его славу. Книга условно поделена на три составляющие - рассказ о событиях, происходивших на джазовой сцене Армении, рассказы об армянских джазменах и воспоминания самого автора. Хорошо зная музыканта, педагога и популяризатора джаза, можно с уверенностью утверждать, что все факты, изложенные в книге, абсолютно безошибочны, а даты точны. Книга представляет также некий экскурс в историю возникновения джаза, его проникновения в Европу, СССР и Армению. Затем 1938 год - год появления у нас Государственного джаз-оркестра п/у Артемия Айвазяна, эпоха Константина Орбеляна, малые составы и, наконец, день сегодняшний.

Периодически, в хронологическом порядке поданы краткие биографии, описан творческий путь пятидесяти музыкантов, внесших особый вклад в развитие этого жанра у нас в Армении. Есть и представления семидесяти музыкантов, так сказать, второго эшелона, причем с присущей Тутунджяну аккуратностью все они разбиты по группам в соответствии с инструментами, на которых играют. Есть и отдельная глава, посвященная журналистам, дикторам, ведущим радио и телепрограмм, освещавших и пропагандировавших джаз и продолжающих делать это до дня сегодняшнего. И, конечно, представлена краткая выборочная дискография записей армянских джазменов.

БУДУЧИ АКТИВНЫМ УЧАСТНИКОМ СОБЫТИЙ УЖЕ ДАЛЕКОГО ПРОШЛОГО и непосредственным их участником - первых гастролей армянских музыкантов за пределами республики, всесоюзных фестивалей, победы в них, - Тутунджян рассказывает и обо всем этом. Достаточно подробно описаны и многие события - фестивали, гастроли звезд, конкурсы, даже пресс-конференции, проходившие за эти годы в Армении. Есть и постраничный указатель имен, упоминающихся в книге, увенчанной теплым эпилогом, который невозможно читать без доброй улыбки.

Словом, Тутунджяном проделана огромная работа по восстановлению всей истории этого жанра, так любимого миллионами людей в мире. Автор воздал по заслугам всем тем, кто, несмотря ни на какие трудности - идеологические, экономические, социальные, семейные, наконец, - продвигал это яркое искусство на нашей сцене и добился того, что сегодня армянские джазмены с удовольствием и уважением принимаются на площадках мира самого высокого уровня. Низкой поклон автору за такую работу.

Интересно отметить, что автор часто ссылается на старые, иногда даже архивные газетные статьи, что вполне нормально. Есть ссылки и на газету "Голос Армении", что особенно приятно. И тут хочется воспеть хвалу тем моим коллегам, кто писал и пишет об искусстве, о музыке и о джазе в частности. Благодаря им, их материалам пишется некая история, добавляются какие-то краски к сухой информации и статистике. Именно такие, кажущиеся на тот момент проходными и незначительными, материалы часто становятся единственными источниками для восстановления общей картины минувших дней. Более того, сейчас в музыкальном мире стало очень популярным, чтобы не сказать модным, издавать книги, составленные из одних лишь ранее опубликованных газетных и журнальных статей.

Разных времен, написанные разными авторами, печатавшиеся в разных по формату изданиях, собранные воедино и посвященные одному герою, они в результате создают некий мозаичный портрет человека или даже события. И главное, вероятность личной заинтересованности и необъективности характеристики кого-либо, в позитивной или негативной форме, полностью исключается - ведь писали разные люди в разное время. В этой связи хочется в очередной раз посетовать на отсутствие у нас некоего специализированного музыкального издания, создаваемого профессионалами - музыка есть, причем на любой вкус, а вот профессионального издания о музыке нет. Парадокс! Вот и приходится частенько читать на разных сайтах перлы доморощенных критиков, считающих, что писать о музыке легкое занятие и можно делать это без особой подготовки.

НО ВЕРНЕМСЯ К КНИГЕ. У МЕНЯ ВСЕ ЖЕ ЕСТЬ ОДНА ПРЕТЕНЗИЯ К АВТОРУ, правда, абсолютно личного характера. Мне часто приходилось при общении спорить с тезкой и пытаться найти истину в вопросе о существовании армянского джаза. Не джаза в Армении (это не обсуждается), а именно армянского джаза. Это извечный вопрос и тема для многочисленных и долгих обсуждений в среде музыкантов. Так вот очень жаль, что в своей книге наш ветеран сцены, радиоэфира, джазового преподавания, телеэкрана обошел эту тему, не показал, не доказал свою точку зрения, с тем чтобы раз и навсегда зафиксировать ее, а ограничился лишь небольшим резюме со сравнительной характеристикой ритмики в музыке африканских народов и существующей в армянской народной музыке. Последняя фраза книги - "...успехи нашего джаза... свидетельствуют о том, что джазовая музыка является частью национальной культуры Армении" - так и не дает ответа на этот извечный и важный вопрос. А значит, споры на эту тему будут продолжаться.

В том, что книга нужная и важная для сотен тысяч любителей джаза в Армении и поклонников искусства армянских джазменов, и в том, что она сослужит хорошую службу людям, изучающим джаз, сомнений нет, и автор может считать свою задачу выполненной.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПЕСНИ ЕРЕВАНА В БОСТОНЕ
      2019-01-24 11:09
      3810

      Имя Самвела ГАЛСТЯНА стало известно в 80-е годы. Он родился в Ереване, свое музыкальное образование начал в Музыкально-педагогическом училище имени А.Хачатуряна. Это были годы, когда в Армении наблюдался мощный подъем культурной жизни и музыка, хорошие песни звучали повсюду.

    • ПРИГЛАСИЛИ СЛУШАТЕЛЕЙ ДО ТРЕХ ЛЕТ ОТ РОДУ
      2019-01-22 11:23
      4322

      О необходимости повышения культуры - в частности, музыкальной - говорится много. В том, что этим надо заниматься, убеждать никого не надо. Кого ни спросишь - все за. Всем не нравится, что происходит в нашем теле- и радиоэфире, на сценах залов и клубов. Все говорят: надо что-то делать!

    • О БЕДНОМ ПЕШЕХОДЕ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО!
      2019-01-18 11:24
      1403

      Говорят, что быть назойливым некрасиво. И повторять одно и то же десятки раз не стоит. Можно прослыть надоедливым. Но как же быть, скажите на милость, если люди с первого, второго и даже третьего раза не понимают или же, скорее всего, делают вид, что не понимают? Да, признаюсь, что на тему,  о которой пойдет речь, уже приходилось высказываться на страницах газеты. Но, в отличие от других случаев, на эти публикации те, к кому были обращены призывы принять меры, никак не отреагировали.

    • ХАЛТУРНЫЙ НОВЫЙ ГОД
      2019-01-17 13:44
      3261

      Как известно, воспоминания детства самые стойкие. Вот и я недавно, в праздничные дни, вспомнил, как родители водили меня на елку в Дом офицеров. Большая живая елка, яркие шары, Дед Мороз со Снегурочкой водят хороводы с детьми вокруг елки, просят их рассказать стишок или спеть песенку. Потом были целлофановые мешочки с подарками - конфеты, печенье, мандарины.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • КНИГА О ХНАЗ
      2019-11-15 11:31
      165

      Не прошло и двух лет после бума, вызванного в литературно-читательских кругах Армении повестью "Иноземец Мучик из Армении", как ее автор Арцви БАХЧИНЯН представил на суд читателя свою вторую художественную книгу. Новая повесть названа весьма сатирично "Хназ из ПГТ (поселок городского типа) Тчахтчаван", что можно перевести на русский как "Смирена из ПГТ Болотино", и стала логичным продолжением первой, обогатив современную армянскую литературу героями-типажами, коими сегодня пестрит наша действительность.

    • ОДА НЕРОЖДЕННОМУ СЫНУ
      2019-11-05 13:52
      1174

      Тема абортов одна из самых обсуждаемых на стыке науки и морали во многих современных странах. Полемика сторонников и противников абортов разворачивается вокруг основного постулата: с какого срока беременности эмбрион можно считать человеком, личностью и исходя из этого с какого момента прерывание беременности можно приравнять к убийству.

    • БАКИНСКАЯ ЛОВУШКА ДЛЯ ШВЕДОВ
      2019-10-28 11:23
      1161

      Бакинский режим организовал очередную информационно-пропагандистскую провокацию в Европе. На днях, согласно Trend Life, в Стокгольме под эгидой Фонда поддержки Азербайджанской диаспоры в рамках проекта "Мост между Азербайджаном и Швецией" прошла презентация сборника CRY писательниц Гюнель Анаргызы и Лейлы Бегим. Сообщается, что в сборник на английском языке вошли "Карабахские рассказы" писательницы Гюнель Анаргызы и поэма "Плач по Карабаху" поэтессы Лейлы Бегим.

    • "ЦЕНИТЕ ВРЕМЯ, КОГДА МОЖНО СПРЯТАТЬСЯ ЗА СПИНУ МАМЫ"
      2019-10-25 16:35
      2684

      Того всплеска популярности джаза, который был  в Армении в 60-70-х годах,  нет. Тогда выступали большие оркестры  и композиторы, которые сочиняли  джазовую музыку: Константин Орбелян, Cтепан Шакарян, Мартин Вартазарян, Константин Петросян. Эта была и  целая плеяда исполнителей, ансамблей, оркестров. Это было начало, а сейчас выросло достойное поколение новых музыкантов.