4 МАСТЕРА В ЦЕНТРЕ ТУМО
Администрация ТУМО недавно организовала встречу с четырьмя замечательными музыкантами, трое из которых в своем жанре поистине мировые величины. Серж Танкян - рок-музыкант, создатель и лидер всемирно известной группы System of a Down, Тигран Амасян, джазовый пианист, покоривший уже все сцены мира, Тигран Мансурян, классический композитор, талант и масштаб творчества которого признаны во всем мире, Лилит Пипоян, популярный автор и исполнитель.
В ЗАЛЕ ПРИСУТСТВОВАЛО НЕСКОЛЬКО СОТЕН ЧЕЛОВЕК разных возрастов, профессий и приверженностей в музыке - от эстрадного композитора и певца Айко до рэггей исполнителя, лидера группы "Реинкарнация" Роланда Гаспаряна, от музыкальных журналистов до тинэйджеров, делающих первые шаги в области электронной музыки. Вел встречу молодой композитор и пианист, хорошо известный в области современной музыки Артур Аванесов. О чем говорили?
Беседа началась с вопроса о том, что сейчас часто пишут
новую музыку на слова старых и даже древних, средневековых поэтов. Интересно ли
это сегодняшней молодежи и насколько актуальна подобная поэзия в наши дни?
Лилит Пипоян ответила утвердительно и объяснила, что средневековые поэты, да и
вообще настоящие мастера писали слова и пишут об общечеловеческих, непреходящих
ценностях, которые вряд ли могут устареть - любовь, дружба, совесть, верность.
А Тигран Мансурян в подтверждение этих слов привел четверостишие, написанное
сотни лет тому назад и звучащее абсолютно современно. Затем разговор перешел к
обсуждению основ армянской музыки, корней, ее дня сегодняшнего, направления
движения и развития. Вспоминали Комитаса и его творчество, говорили о
совместимости и взаимовлиянии армянской и европейской классической музыки, о
том, что нам нужно для развития нашей культуры, а что - нет...
Конечно, говорили о засилье низкопробной музыки в нашем
эфире и на сцене. Один из слушателей, обратившись к Мансуряну, спросил, до
каких пор подобная музыка будет литься в наши уши, в частности, молодежи,
приучая ее к пошлости. Не пора ли на официальном уровне запретить ее. Ответ
композитора в первый момент несколько обескуражил, но затем стало понятно, что
он прав. Большой музыкант объяснил, что культура вообще и музыка, в частности,
есть отражение нашей настоящей жизни. Какая жизнь, такое и искусство. И пока
она, жизнь, будет такой, ее отражение в искусстве попросту не может быть
другим. Поэтому запрещать ничего не следует - все равно это не искоренит
существующей пошлости (вспомните, сколько вещей запрещали - от музыки
"Битлз" до узких брюк - и они все равно заполоняли жизнь). Поэтому
нужно исправить нашу жизнь, улучшить ее, довести до нормального уровня, и тогда
все само собой наладится. Не будет человек, живущий в нормальных условиях,
имеющий возможность выбора одежды, профессии, способа и места отдыха, слушать
такую музыку. Вся эта шелуха и пена уйдут сами собой вместе с остатками старой,
некачественной и недостойной жизни.
СЛЕДУЮЩИЙ ВОПРОС
КАСАЛСЯ НАСТРОЕНИЯ, КОТОРОЕ СОЗДАЕТ АРМЯНСКАЯ МУЗЫКА. Почему она чаще всего грустная,
навевающая тяжелые мысли, неужели мы обречены вечно пребывать в тоске? На что
Серж Танкян ответил, что это вполне естественно, ведь как было сказано ранее,
музыка - отражение нашей жизни, а сотни лет нахождения под игом малодружелюбных
соседей не могли добавить веселых красок в музыку. В то же время музыка,
которую сочиняет и играет сам Танкян, трудно назвать грустной. Главное, не ее,
так сказать, внешние черты, а тот посыл, тот смысл, или как сейчас модно
говорить, тот мессидж, который она в себе несет. Если они зовут к новой жизни,
к новым свершениям, к новым высотам, то она не может быть грустной или
тоскливой. В каком бы темпе или ритме она ни звучала.
На вопрос, касавшийся новой армянской музыки и новых
музыкантов, ответил Тигран Амасян. Он говорил о новой жизни средневековых
музыкальных творений, о тех формах, в которых эти произведения могут зажить
новой, интересной для молодежи, жизнью. Рассказал о своих проектах, опытах и
экспериментах со средневековой армянской духовной музыкой. Упомянул о том, что
со своей новой программой он уже дал много концертов по всему миру и еще даст,
доведя их количество ровно до ста, отдавая дань памяти 100-летию страшной
трагедии народа. А вот говоря о молодых музыкантах, он выразил сожаление, что у
нас, несмотря на большое количество талантливых молодых музыкантов, очень
немногие реализуют свои дарования. Вспомнил о том, что у Ваагна Айрапетяна,
нашего лучшего джазового пианиста, с ним, Тиграном, учились еще несколько
ребят. Талантливые, подававшие большие надежды. Но в результате настоящим
музыкантом стал только он один. Где те остальные? По его словам, талантливых от
природы ребят у нас гораздо больше, чем во многих развитых странах. И учебные
заведения у нас ничем не хуже западных. В знаменитой музыкальной школе Америки,
которую он посещал, ему дали не больше знаний, чем те, что он получил на
занятиях в Ереване. Другое дело, что там созданы все условия для занятий.
Молодому музыканту стоит только захотеть - и к его услугам 24 часа открытые кабинеты
с инструментами, где можно сутки напролет играть, оттачивая свое мастерство и
претворяя в жизнь свои задумки.
А еще в ходе обсуждения звучали в записи новые
произведения - камерное сочинение "Господи, помилуй" Сержа Танкяна,
посвященное Геноциду армян, которое он написал вместе с греческим композитором,
и "Завет" Тиграна Мансуряна, а Лилит Пипоян вместе с Тиграном
Амасяном дуэтом исполнили вживую "Я спустился с гор" Комитаса.
Вопросов звучало
много, не все нашли ответа, но и то, что удалось услышать, должно сослужить
хорошую службу тем, кто и впрямь интересуется музыкой, ее историей, основами.
Встреча стала еще одной прочитанной страницей путеводителя по миру армянской
музыки.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2019-01-24 11:09
Имя Самвела ГАЛСТЯНА стало известно в 80-е годы. Он родился в Ереване, свое музыкальное образование начал в Музыкально-педагогическом училище имени А.Хачатуряна. Это были годы, когда в Армении наблюдался мощный подъем культурной жизни и музыка, хорошие песни звучали повсюду.
-
2019-01-22 11:23
О необходимости повышения культуры - в частности, музыкальной - говорится много. В том, что этим надо заниматься, убеждать никого не надо. Кого ни спросишь - все за. Всем не нравится, что происходит в нашем теле- и радиоэфире, на сценах залов и клубов. Все говорят: надо что-то делать!
-
2019-01-18 11:24
Говорят, что быть назойливым некрасиво. И повторять одно и то же десятки раз не стоит. Можно прослыть надоедливым. Но как же быть, скажите на милость, если люди с первого, второго и даже третьего раза не понимают или же, скорее всего, делают вид, что не понимают? Да, признаюсь, что на тему, о которой пойдет речь, уже приходилось высказываться на страницах газеты. Но, в отличие от других случаев, на эти публикации те, к кому были обращены призывы принять меры, никак не отреагировали.
-
2019-01-17 13:44
Как известно, воспоминания детства самые стойкие. Вот и я недавно, в праздничные дни, вспомнил, как родители водили меня на елку в Дом офицеров. Большая живая елка, яркие шары, Дед Мороз со Снегурочкой водят хороводы с детьми вокруг елки, просят их рассказать стишок или спеть песенку. Потом были целлофановые мешочки с подарками - конфеты, печенье, мандарины.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-10-23 09:52
"Я солнцем вскормленный язык моей Армении люблю... Я - и в крови, и сироту - свой Айастан, как яр, люблю..." - в форсированной фразировке, в кличе, взрыве рождалось то, что не расскажешь и не опишешь... Так читал строки Чаренца Хорен Абрамян. И вот теперь с таким же хриплым раем торжества читал их поэт, музыкант, подюсер Рубен Мхитарян...
-
2024-09-26 11:26
Как жалок шут на троне короля, Как глуп народ, который то позволил. Роберт Бернс
-
2023-04-20 10:01
Обладатель Золотой медали ЮНЕСКО, лауреат международных конкурсов признанный виолончелист Сергей Косемян широко известен не только в Армении, но и за рубежом. С сольными концертами он выступал во Франции, Мексике, США и других странах. Сегодня Сергей живет и работает в Америке, но не теряет связи с родиной. Более того, будучи вовлеченным в разные международные проекты за пределами Армении, он несколько лет назад получил предложение стать одним из участников балетной мегапостановки в Ереване.
-
2023-03-28 10:15
Скрипач Вардан Погосян при участии пианиста и композитора Артура Тадевосяна выпустил очередной видеоклип «Поэма» («Poeme»). Трогательная, насыщенная эмоциональным содержанием и смысловой нагрузкой музыкальная композиция появилась на Youtube три недели назад и уже набрала около 12 тысяч просмотров. «Поэма» продолжает активно шествовать по Сети, притягивая новых слушателей богатством музыкальных красок, проникновенным исполнением и талантом исполнителей.