Последние новости

ЛИТЕРАТУРА В ОЦЕНКЕ ИСТОРИИ

В издательстве "Гитутюн" ("Наука") под редакцией академика Арама Григоряна на русском языке вышла в свет монография профессора Жени Калантарян "История армянской литературно-теоретической мысли IV-ХIХ веков".

Сегодня, когда утеряны критерии оценок, когда наука переживает нелегкие времена, появление книги, отвечающей всем научным требованиям, написанной на основе глубокого проникновения в армянскую литературную мысль, поистине событие.

ЖЕНЯ КАЛАНТАРЯН НЕСКОЛЬКО ДЕСЯТИЛЕТИЙ МНОГО И ПЛОДОТВОРНО РАБОТАЕТ в Ереванском государственном университете на кафедре армянской литературы и воспитала не одно поколение филологов. Вдумчивый и серьезный ученый, Калантарян - автор многих книг, аналитических статей, опубликованных в газете "Гракан терт", член Союза писателей РА. В таком постоянном сочетании научной, педагогической деятельности и творческого потенциала - вся жизнь филолога, и трудно сказать, где наиболее полно раскрываются грани ее таланта.

Интерес к истории литературной критики Армении с древних времен - это одна из ипостасей ее научной деятельности. Ее книги рождаются как итог глубокого погружения в исследуемый материал. А если это глубины литературной мысли начиная с древности, то и весь ход ее работы связан с серьезным анализом самих истоков, историографии, вопросов методики, стиля, структуры творчества Мовсеса Хоренаци, Саака Партева, Езника Кохбаци, Павстоса Бюзанда. Агатангеоса, Давида Анахта... В своей исследовательской деятельности она руководствуется словами Хоренаци: "Армяне могут и должны иметь собственную литературу национального содержания, поскольку национальная действительность и прошлая история дают для этого достаточно оснований".

Последовательно рассматривая литературную мысль VI-IХ веков, Женя Калантарян скрупулезно исследует труды армянских авторов на фоне богатых исторических событий, отразившихся в них. В VII в. в Армении был заметен подъем. В 652 г. Теодорос Рштуни заключил союз с арабами. Армения стала нейтральной страной. Григор Мамиконян и Ашот Багратуни укрепляют страну еще больше. Литературе дают импульс такие значимые имена, как Себеос, Анания Ширакаци, Степанос Сюнеци, Католикос Комитас... Возведены такие храмы, как Звартноц, Гаяне, Рипсиме, Одзун... Каганкатваци пересказывает "Илиаду" Гомера. Развиваются естественные науки.

ЛИТЕРАТУРНАЯ МЫСЛЬ В Х-ХVI ВЕКАХ НЕРАЗРЫВНО СВЯЗАНА С ПОЛИТИКОЙ. Этот период ознаменовался такими именами, как Ашот Еркат, Григор Нарекаци, Григор Магистрос... Были возведены монастыри Татев, Ахпат, Санаин, Кечарис... По мнению таких ученых, как М. Абегян, В. Чалоян, М. Мкрян и др., в Армении Х века, раньше, нежели в Европе, началось раннее Возрождение, выразившееся в светском характере созданных произведений в самых различных областях искусства. Особая страница - Киликийское царство, его высокая национальная культура.

Отдавая дань своей специальности, филологии, автор создает увлекательный труд с привлечением богатейшего литературного материала. Поэтические цитаты в строгом повествовании делают его легким для чтения, верно отвечают заявленному в аннотации назначению: для филологов и широкого круга читателей.

История Армении в таком литературном разбросе стала в монографии особенно интересной, доступной, доказывая обобщающий характер литературы и ее значение во все времена. Глубокий анализ литературных произведений на фоне исторических событий позволяет раскрыть суть и характер толкований, в том числе и грамматических. Прослеживаются и исчезающие в ХV-ХVII вв. традиции в долгий и горестный для армян трехсотлетний исторический период после падения Киликийской Армении. Но и тогда культурная жизнь продолжалась благодаря творчеству таких поэтов, как Аракел Багишеци, Аракел Сюнеци, Григорис Ахтамарци, Нагаш Овнатан, наконец, Наапет Кучак, светлая любовная лирика которого и сегодня трогает души. В те же века развивалось искусство переписи рукописей. Интересно, что многие переписчики вели аналитическую, сравнительную работу, высказывали свое мнение. Такое критическое отношение, безусловно, развивало литературный вкус, искусство редактуры.

Очаги армянской культуры создавались в разных странах - Индии, Польше, Италии, Голландии - как итог исторической судьбы гонимого народа. Это приводило к скрещиванию национальных и западных классических традиций. В самой Армении и на Востоке положение было иным: исключения - Исраел Ори в национально-освободительном движении и Саят-Нова - певец при грузинском царском дворе. Яркий пример армянской культуры в Европе - мхитаристы. Все диктовалось необходимостью защитить на чужой земле армянские национальные интересы, что и стало основой их плодотворной деятельности, которая имела сугубо арменоведческий характер, а литературоведческие работы носили филологическую направленность с определенным схоластическим духом, против которого восставал Микаел Налбандян.

ПРИХОД К КЛАССИЦИЗМУ БЫЛ ОБУСЛОВЛЕН СТРЕМЛЕНИЕМ К ТОЧНОСТИ стиля, к рационализму. Обращаясь к вопросам поэтики, автор монографии находит сходство армянской и французской систем. Отдельная глава посвящена вопросам истории литературы, влиянию В. Белинского на армянскую литературу.

В начале ХIХ в. наблюдался упадок, и только роман Х. Абовяна "Раны Армении" стал новым этапом развития литературы и критики. Журналы "Арарат", "Юсисапайл", "Мегу Айастани", создание Абовяном нового литературного языка - все помогло отображению в литературе национального характера. Эту тоску армянского народа, подмеченную Абовяном, верно определил Ст. Назарян: "Армянский народ истосковался по литературе простого народа, доставшимся нации писаниям на чистом и ясном армянском ашхарабаре..." Не этой ли мудростью легко объяснить любовь народную именно к таким писателям и в наше время. Я имею в виду в первую очередь Гранта Матевосяна.

Конец ХIХ в. - это переход от романтики и созерцания, от надежд и мечтаний в литературе к реальности, практицизму. Это и смена литературных направлений, острая борьба. Новые взгляды, критический реализм нашли свое воплощение в творчестве А. Ширванзаде, А. Пароняна. Сатира последнего сыграла заметную роль в этом процессе. Но могучий талант Раффи становился своеобразным преодолением нового. Раффи считал литературу средством воздействия на умонастроения в обществе. И здесь снова заметно влияние В. Белинского.

В новом тысячелетии следовало бы серьезно задуматься над этим, когда литература утрачивает свою воздействующую силу на общество. И тогда, в конце ХIХ в., и сегодня с писателей сорван "покров мистической таинственности, что открыло вместо пророка простого человека".

ТЕМА, ВЫБРАННАЯ АВТОРОМ, СВОИМ ОХВАТОМ ВЫЗЫВАЕТ ОГРОМНЫЙ ИНТЕРЕС. За всем этим научная отдача Жени Калантарян, которая подарила читателям большой и важный труд, где самое главное заключается в строгой и позитивной оценке зарождения и развития армянской литературной критики, ее неразрывной связи с историей. А история рождала деятелей культуры и литературные направления. Автор остается верной духу времени, отображению его требований. Эпоха, отдаленная от нас веками, благодаря языку и стилю изложения понятна и близка. Язык повествования - легкий и доступный - помогает постичь уроки прошлого и все величие Армении.

Изданная на русском языке монография расширяет круг читателей, а значит, помогает новому открытию нашей страны.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "ГРИГОР-СТРОИТЕЛЬ"
      2016-03-02 15:46
      2665

      Так называется книга, выпущенная недавно московским издательством "Городец". Она посвящена жизни и деятельности патриота, первого секретаря ЦК КП Армении Григория Артемьевича Арутюняна. Ее автор - Нами Микоян, воспитанная этим замечательным человеком и его супругой Ниной Григорьевной. Именно они сыграли огромную роль в становлении ее личности, определили ее жизненный путь и мировосприятие.

    • ГРЕХ АРТИСТА - ОБМАНЫВАТЬ ЗРИТЕЛЯ...
      2015-12-09 15:06
      1664

      Подумать только: Геннадию Хазанову 70! В такое трудно поверить, настолько понятие "солидность", а тем более "старость" неприменимы к нему. Он все так же импозантен, легок, сохраняет форму, молодость духа, а его чувство юмора, как и прежде, всегда окрашено добротой. Его благородство, несомненно, врожденное. Именно оно лишило его злости, желания уязвить, обидеть, склонности к насмешке.

    • РУКОПИСИ НЕ ГОРЯТ
      2015-09-30 15:28
      2079

      Известная истина: рукописи не горят. И когда узнаешь о ценном документе, сохраненном и оставшемся потомкам, наполняешься не только гордостью, но и уважением к тому, кто причастен к этому. А если это человек другой национальности, русский дворянин, понявший и принявший сторону древнего христианского народа, его ценности, такое "открытие" становится еще более ценным. О значении армянского Матенадарана, одного из крупнейших мировых хранилищ древних рукописей, говорить не приходится. Матенадаран постоянно дарует нам новые находки. Об одной из них, вернее, об истории "находки" и человеке, причастном к ней, наш рассказ.

    • ГОАР ГАСПАРЯН В ВОСПОМИНАНИЯХ
      2015-08-17 13:37
      4558

      О великой певице XX в. Гоар Гаспарян написано множество статей. Ею восхищались более чем в пятидесяти странах мира, ее приглашали в самые престижные оперные театры, но она осталась в своей Армении, в скромной квартире с видом на Арарат... 






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • НЕ ПЕТЬ ОН НЕ МОГ…
      2021-10-19 09:51
      1890

      В зале Малого театра при Национальном центре эстетики на днях прошла презентация книги воспоминаний Заслуженного артиста Арм.ССР, певца, которого по праву прозвали «патриархом русского романса», - Эдуарда Сергеевича Багдасаряна. Называется книга «Не петь я не мог».

    • ЮБИЛЕЙ ДОСТОЕВСКОГО В ЕРЕВАНЕ
      2021-10-18 10:19
      2973

                      Когда в 2009 году доктор филологических наук Михаил Давидович Амирханян организовал в Ереване первую Международную конференцию по сквозной теме "Русские классики: русская и национальные литературы", трудно было предположить, как все обернется дальше. Проект был приурочен к "круглым датам" русских писателей и начался с Гоголя. За 12 лет не обделили вниманием и других классиков - от Пушкина до Булгакова.

    • 8 ПОЛОЖЕНИЙ "КОДЕКСА ЧЕСТИ"
      2021-09-30 10:24
      1924

      История армянской армии насчитывает тысячелетия, имеет давние традиции и сформированную в веках систему ценностей, дошедшую до наших дней в трудах известных летописцев. Обширные письменные источники исследовал историк и политолог, директор Центра стратегических исследований "Арарат" Армен АЙВАЗЯН. Результаты исследований он изложил в книге "Кодекс чести армянского воинства", презентованной 27 сентября в Культурном центре "Текеян".

    • ФРЕСКИ АХПАТА В АЛЬБОМЕ АРА ЗАРЯНА И КРИСТИН ЛАМУРЕ
      2021-09-07 11:48
      3670

      Потрясающей красоты и глубокого содержания книгу-альбом преподнесли на днях специалистам и любознательным читателям архитектор-реставратор Ара ЗАРЯН и художник-реставратор Кристин ЛАМУРЕ из Италии. "Ахпат. Реставрация фресок церкви Сурб Ншан, 976-991 гг., X-XIII вв." - так назвали авторы свой монументальный труд, посвященный уникальному фресковому наследию, которое дошло до нас из глубины веков и стало сегодня доступным посетителям благодаря титанической работе Ара и Кристин.