Последние новости

ЗА ФАСАДОМ СЕЛЬХОЗРЫНКА

О ценах оптовых и розничных

Столичные плодовоовощные рынки радуют глаз изобилием, но цены при этом кусаются. Еще выше цены на все виды сельскохозяйственных продуктов в курортном Дилижане. Может быть, потому, что на месте сельхозрынка построили огромный жилой дом для сотрудников филиала Центробанка? Так или иначе, но жителям приходится туго. В условиях безработицы и резко сократившихся трансфертов из России их семейный бюджет трещит по швам, а то и вовсе не выдерживает такой нагрузки. 

 Уже много лет на всех уровнях обсуждается вопрос: стоит или не стоит очистить рынок сельхозтоваров от перекупщиков?Без посредников никак?

На улице Гетания в мелких лавках, где нет никаких условий для хранения овощей и фруктов, торговля идет вяло. Хозяин одной из них рассказал, что скоропортящийся товар завозят ночью с оптовых рынков Ванадзора.

А ДОРОГО ВСЕ ПОТОМУ, ЧТО В ЛОРИ СЕЛЬХОЗСЫРЬЕ ПОСТУПАЕТ из хозяйств Араратской долины усилиями перекупщиков. Если прибавить по всем этим издержкам еще и расходы на транспорт и вычесть стоимость испорченного за сутки товара (5-10% от вала), то получаются цены, которые обеспечивают продавцу минимальный доход. Некоторые дилижанцы едут за покупками в областной центр Тавуша  Иджеван, где цены заметно ниже. Но в итоге из-за транспортных расходов, преодолев 60 км дороги, опять оказываются в убытке.

Экономической подоплеки в свистопляске цен лишь малая толика,  говорят специалисты. А разгадку отправляют искать за фасадом сельхозрынка.

Чтобы разобраться в ситуации, надо в первую очередь выяснить, кто хозяин на оптовом и розничном рынках? Уж конечно, не фермер. Кто получает прибыль? Опять же не производитель сельхозпродукции, а перекупщик. Между тем руководители армянского сельскохозяйственного сектора все годы независимости придерживались мнения, что в рыночных условиях жизнь сама подсказывает оптимальные пути-дорожки, ведущие с крестьянского подворья на городской прилавок. И вот уже почти четверть века они утверждают, что организовать торговлю без посредников невозможно. Отвечает ли армянский рынок сельскохозяйственных товаров современным требованиям в результате такой политики? Достаточно ли продуктивна его деятельность? Не перегибают ли палку перекупщики и воротилы агробизнеса в погоне за прибылью?

Все эти сложные вопросы, адресованные правительству, пока не имеют однозначных ответов. В итоге горожане ропщут и называют существующую систему взаимоотношений мафиозной. Открытие новых рынков не ломает установившиеся стереотипы, и ждать, что время и труд все перетрут, наивно. Накопленный капитал явно не станет работать в стиле западного менеджмента. Фермер по-прежнему гол как сокол, а потребитель все туже затягивает пояс из-за постоянно растущих цен на все виды сельскохозяйственного сырья.

Когда три года назад министр сельского хозяйства Серго Карапетян открывал Арабкирскую сельскохозяйственную ярмарку, он твердо рассчитывал, что торговые ряды займут сами производители. Однако перекрыть дорогу перекупщикам даже в отдельно взятом районе - задача почти непосильная. Они проникают всюду и диктуют свои правила игры. И пока нет альтернативных мест, перекупщики будут буквально сражаться за свои доходы.

Крестьянину - вершки, перекупщику - корешки

Если дождаться конца рабочего дня любого ереванского рынка, то можно увидеть, как продавцы целыми ящиками выкидывают потерявшие вид овощи и фрукты в мусорные баки. Статистика по столице удручающая: ежедневно в летне-осенний сезон на свалку отправляются тонны скоропортящегося сельскохозяйственного сырья только для того, чтобы не снижать цены.

НА РЫНКЕ ПРАВЯТ БАЛ ПОСРЕДНИКИ. НЕ КАЖДЫЙ КРЕСТЬЯНИН в состоянии везти свою продукцию на реализацию в город. Ему выгоднее, не отрываясь от повседневных забот, совершать оптовую сделку с городским "купцом". Однако крестьянин в результате всегда в убытке: условия-то ставит нахрапистый закупщик. Сложилась целая система, когда посредники скупают оптом у сельчан всю продукцию, а потом продают втридорога. Доходы оседают в их карманах, а в бюджет идут крохи, если вообще государству что-то перепадает.

В свою очередь переработчики держат в ежовых рукавицах закупочные цены. Если приглядеться к консервированным продуктам, то легко убедиться, что монополисты чувствуют себя вольготно и зачастую розничные цены в разы превышают себестоимость. Эти и другие головоломки местного масштаба пока не решаются, хотя рядового потребителя именно они интересуют в первую очередь. Власти редко усматривают в злостных нарушениях ценообразования вину монополистов и предпочитают обвинять торговых посредников и перекупщиков: мол, именно они взвинчивают цены, с них и спрос.

Уже много лет на всех уровнях обсуждается вопрос: стоит или не стоит очистить рынок сельхозтоваров от перекупщиков? Есть ли смысл заменять посредников некими структурами, способными взять на себя нелегкую ношу по закупке у крестьян на местах сельхозпродукции и ее сбыту? Однозначного мнения на сей счет среди чиновников нет. Одни охотно признают, что перекупщики - лишнее звено в цепочке "сельхозпроизводитель - рынок", стараниями которых цены всегда устремлены вверх. Другие утверждают, что акулы сельхозбизнеса - двигатели рыночного прогресса. Именно они, обладая капиталом, вкладывают средства в развитие этой важной сферы. Если их вывести из игры, то конструкция рухнет, а готовой замены нет. Возрождать сельхозкооперацию советского образца государству не по карману, да и  зарекомендовала себя эта форма не с лучшей стороны, будучи в прошлом  насквозь коррумпированной. Так что от добра добра не ищут - надо идти эволюционным путем. Всякая "перестройка" чревата  серьезными последствиями.

 Открытие новых рынков не ломает установившиеся стереотипыЧто может государство

Сейчас обслуживанием 335 тыс. мелконатуральных крестьянских хозяйств заняты десятки тысяч людей. Они работают на свой страх и риск, и благодаря их усилиям товар с полей и ферм в лучшем виде беспрепятственно и бесперебойно поступает на городской рынок.

ОБХОДИТЬ ТАКОЕ КОЛИЧЕСТВО ПОДВОРИЙ НЕ ПО СИЛАМ И СРЕДСТВАМ НИ ОДНОЙ организованной структуре. Вот уж когда цены взлетят вверх! Другое дело, что и мириться с растущим аппетитом владельцев крупных рынков нельзя. Наблюдается некое подобие монополизации этой сферы деятельности. Цены на тот или иной продукт мгновенно согласуются между хозяевами рынков.

Как сохранить усредненные цены? При желании власти вполне могут найти с главами администраций рынков общий язык и удерживать цены на доступном для большинства населения уровне. В городах есть немало дополнительных рыночных площадей, что позволяет снижать стоимость аренды. Но такой путь принимается в штыки воротилами агробизнеса. Трудно им отказаться от текущей в  карман привычной халявы,объясняют знатоки рынка.

Несколько иная атмосфера и нравы царят вокруг мясного прилавка. Почему скачут цены на все виды мяса? Имеет место банальный сговор или, может быть, наметилось снижение поголовья крупного рогатого скота, овец и свиней? "На самом деле, - говорят фермеры Тавуша, - значительно подорожали все виды кормов, и у нас нет уверенности, что стойловый период содержания животных мы сможем пройти без проблем". Нынешней зимой убой скота превысит все мыслимые нормы, прогнозируют они.

Для многочисленного сословия мелких фермеров ценовая нестабильность губительна. Неуверенность в завтрашнем дне у многих сдерживает желание расширять хозяйство. Да и статистика не добавляет им оптимизма. В Научном центре земледелия и защиты растений привели такие цифры. Львиную долю прибыли с урожая, выращенного трудом крестьян, забирают посредники. Прибыль по картофелю ежегодно в среднем распределяется так: 17% - крестьянину, 83% - перекупщику. По яблокам - соответственно 27% и 73%, а бахчевые культуры и вовсе  переходят в руки перекупщиков по цене ниже себестоимости. И только реализация винограда выглядит уже не как грабеж благодаря существующей системе оптовых закупок и договорных обязательств со стороны перерабатывающих предприятий.

Словом, нелегко разобраться, что на армянском сельхозрынке работает на прогрессе, а что тянет назад. Но определяться необходимо.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • МОДЕЛЬ ИСПАНСКАЯ - ЗЕМЛЯ АРМЯНСКАЯ
      2015-12-15 13:18

      Исполнительный директор страховой компании "Инго Армения" Левон Алтунян недавно заявил, что программа по страхованию сельского хозяйства свернута. Почему первый блин оказался комом?

    • ДВА ПОДХОДА К ГРАДУ
      2015-12-11 12:05

      У метеорологов есть копилка интересных наблюдений по уникальным природным катаклизмам, в том числе и по грозоградовым явлениям. Оказывается, самый продолжительный град на территории республики зафиксирован в Тавуше в 2004 году. 

    • РЕСТОРАНЫ ДЛЯ БЕЗРАБОТНЫХ
      2015-11-20 14:17

      На днях по местным телеканалам прошла информация о голодающих хищниках в Ширакском зоопарке. Показали обросшие бурьяном клетки с львицей и медведем, которые рвут и мечут от долгого недоедания. Однако удивляет не сама по себе ситуация в зоопарке, а позиция, занятая городской администрацией. Сообщили, что мэрия обсудила положение дел в зоопарке и фактически отстранилась от оказания помощи голодающим зверям. Симптом, тревожный во всех смыслах. Выходит, что городская власть расписалась в своем экономическом бессилии и отсутствии хоть каких-то ресурсов. 

    • ПЕРСИКИ ПО КОНТРАКТУ
      2015-11-17 12:45

      Рекордный урожай фруктов и возросшие показатели экспорта свежих плодов, кажется, убедили воротил агробизнеса в том, что плодоводство - дело прибыльное и есть смысл закладывать новые высокотехнологичные сады взамен устаревших карликовых, а также строить новые перерабатывающие предприятия поближе к источникам сельскохозяйственного сырья. Интенсификация отрасли сулит немалые выгоды, и уже есть примеры, когда инвестиции себя оправдали. Запоздалое прозрение наших предпринимателей произошло в результате некоторых шагов, которые за последние два года последовательно предпринимают правительство и Минсельхоз, в частности. Речь о готовящихся программах по развитию интенсивного садоводства.

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • …ТОЛЬКО ЧТОБЫ НЕ ЗАГОВАРИВАЛИ О БЕЗОПАСНОСТИ
      2024-11-07 10:12

      Власти Гегаркуника избегают вопросов безопасности региона Медиа-тур в Гегаркуникскую область обещал быть насыщенным. Инициаторы поездки в лице организации «Армянский Каритас» изначально заявили, что главная цель – выяснить, какова в приграничных общинах (в частности, в селах Сотк и Кут) миграционная ситуация. Да и вообще, существуют ли какие-либо программы занятости для местного населения, учитывая то, что единственным крупным предприятием в области было Сотское золотоносное месторождение, обеспечивающее несколько сот рабочих мест. Но после 44-дневной войны в Арцахе часть рудника вместе с Кельбаджарским районом перешла под контроль Азербайджана, в результате чего имеющиеся в Сотке рабочие места подверглись существенному сокращению. 

    • ГОЛОВОКРУЖЕНИЕ ...ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА
      2024-10-28 09:09

      В продолжение темы «Рис и сливы – вместо хлеба» «ГА» много пишет о неэффективности сельскохозяйственных программ правительства Пашиняна, в результате чего бездумно теряются десятки миллиардов драмов средств госбюджета, а тяжелое положение в аграрном секторе армянской экономики не выправляется. И вот очередной пример с заседания правительства 24 октября…

    • МИНИСТРУ ЭКОНОМИКИ ПРИВИДЕЛСЯ НА СЕЛЕ ТРИЛЛИОН ДРАМОВ!
      2024-10-26 11:09

      О тающих показателях армянской экономики Чем ближе к концу года, тем заметнее торможение армянской экономики. С каждым месяцем армянская экономика, так сказать, «оставляет за бортом» драгоценные проценты прежнего роста. 25-го октября национальный Статкомитет обнародовал свежий макроэкономический отчет за 9 месяцев, то есть за 3 квартала (относительно того же периода 2023 года), из которого видно, что отмеченная нами тревожная тенденция только усугубилась. По сути мы имеем дело с таким понятием, как ускорение торможения…

    • ВЕЛОСИПЕДИСТ ПРОДОЛЖАЕТ ПОЗНАВАТЬ МИР
      2024-10-18 10:00

      Велосипедные прогулки не прошли бесследно: премьер-министр Армении Никол Пашинян продолжает познавать мир. И это прекрасно! На последнем заседании правительства он задался вопросом: «Кто бросит, к примеру, свою спокойную, по нашим меркам, жизнь в Брюсселе, и приедет жить в деревню Мовсес, под обстрелами?»