Последние новости

КВАРТЕТ им. КОМИТАСА: ЧТО УСЛЫШАЛ ГОСПОДЬ

Если календарно, Государственный струнный квартет им. Комитаса отметил свое 90-лете еще в прошлом году. Но юбилейная книга-альбом "Посвящение", презентация которой состоялась в Национальной библиотеке, вышла в свет совсем недавно. Не в пример армянскому, русское слово "посвящение" меньше отзвуков "служения". А квартет им. Комитаса – это именно благороднейшее, высочайшее служение, посвящение всего себя без остатка. Музыке, искусству, культуре.

ГОВОРЯТ, ИМЯ – ЭТО СУДЬБА. СВЯТОЕ ИМЯ КОМИТАСА СВЕТИЛО И НАПРАВЛЯЛО музыкантов-виртуозов, заставляя их играть божественную музыку, которая вызывала неизменный восторг в любом уголке мира, у людей самых разных культур, вероисповеданий, представлений. И в их представлении маленькая, а зачастую неведомая страна, обладающая такой сияющей жемчужиной, вырастала до размеров могучего культурного пространства и заставляла повторять вослед Дебюсси, сказавшем когда-то о Комитасе – "Если Господь не услышит и это, что вообще он способен услышать?".

Концерт квартета им. Коситаса… Cvartet by Komitas concert… Concerto Komitas cvartetto… Греческий, арабский, иероглифы… Афиши, афиши, афиши… Афиши едва ли не на всех узнаваемых языках составили вернисаж фойе Национальной библиотеки, где проходила презентация книги-альбома "Посвящение", выпущенной при поддержке Министерства культуры РА к юбилею квартета.

90 лет прошло с того времени, как в году 1924 в Москве по инициативе студентов-армян Московской консерватории Авета Габриеляна, Левона Оганджаняна, Микаела Терьяна и Сергея Асламазяна родился квартет, которому в 1932 году было присвоено имя Комитаса – и это было поступком со стороны тогдашних властей Армении. На раннем этапе начинание молодых музыкантов поддержал цвет московской alma mater музыкального искусства - педагог квартетного класса, доктор искусствоведения Евгений Гузиков, такие мастера старшего поколения, как С. Василенко, Ф. Блуменфельд, К. Сараджев, К. Игумнов. Специально для квартета начали писать именитые композиторы, особое место в его репертуаре заняли обработки классических произведений, принадлежавшие виолончелисту квартета Сергею Асламазяну…

В НОЯБРЕ 2014 ГОДА, СОВЕРШАЯ КОНЦЕРТНОЕ ТУРНЕ В ОЗНАМЕНОВАНИЕ СВОЕГО 90-ЛЕТИЯ, квартет выступил в Малом зале Санкт-Петербургской филармонии. С концертом из произведений Чайковского и Комитаса в обработках Асламазяна. А дальше были большие гастроли по Японии - Токио, Осака, Нагое, Мусашино и Токорозава. Члены правительства Японии, главы дипломатических представительств, дипломаты, деятели культуры и тысячи по определению сдержанных японцев-меломанов не скрывали своего восторга перед квартетом, который открывал перед ними свою Родину посредством музыки Комитаса, Хачатуряна и Мирзояна. Об этом на презентации "Посвящения" рассказывала представительница организации "Япония-Евразия", инициатора этих гастролей, свидетельница ошеломляющего успеха армянских музыкантов на своей родине.

90 лет бессменного успеха. 90 лет - таланта, творческого поиска и титанической работы. 90 лет, вписавших золотую главу в книгу современной отечественной культуры. И книга-альбом "Посвящение" как живое воплощение этой славной главы. Ее составитель Хачатур Дадаян проделал работу огромную, а на презентации был взволнован всерьез. "Два года назад директор квартета и мой друг Самвел Месропян предложил мне сделать такую книгу. Я согласился не раздумывая. Сразу скажу почему – мне предстояло соприкоснуться с национальным достоянием. Квартет Комитаса – именно национальное достояние. Это заставило меня с трепетом отнестись к каждой странице, к каждой афише. Эдвард Тадевосян привез мне тонны архива, и я понимал, что это пласты культуры, вобравшие в себя жизнь творческих людей, больших артистов, над которыми возвышались две вершины - Авет Габриелян и Эдвард Тадевосян.

Наша работа шла следующим образом - дней шесть я компоновал материалы, а потом наступал день, который я про себя называл днем страшного суда. Приходил маэстро, "принимал работу" - он постоянно стоял во главе процессе, направлял, решал, что необходимо оставить, а от чего можно отказаться. Еще один момент. Я был уверен, что открывать книгу должно слово Эдварда Тадевосяна. Маэстро долго отказывался, наконец мы его уговорили, и это была запись часа на полтора. А в результате он оставил от огромного текста только маленький фрагмент…

Это действительно была трудная работа. Заметьте – это квартет, который имеет самую долгую в мире историю. И еще это единственный мононациональный квартет – в нем играли исключительно армянские музыканты. В книге были несколько очень близких мне страниц - в главе "Пресса о квартете" была информация о том, как квартет выступал с концертами в Степанакерте в самом пекле войны… Не случайно эта книга называется "Посвящение". Эти люди всех себя без остатка посвятили музыке, национальному искусству, а каждое подобное служение должно иметь свое воздаяние".

НА СЦЕНУ ПОДНЯЛСЯ САМ МАЭСТРО. ЭДВАРД ТАДЕВОСЯН – народный артист, лауреат Государственной премии, первая скрипка, руководитель квартета с 1976 года. Под шапкой совсем поседевших волос его скульптурное лицо только еще больше стало напоминать мраморное изображение римского патриция. А эти уникальные руки, почти пятьдесят лет не выпускающие из рук гварнери, эти прекрасные, живущие своей отдельной жизнью пальцы по прежнему просятся на ван-дейковские полотна…

"Сегодня для нас действительно знаменательный день, потому что мы взялись подытожить деятельность музыкального коллектива, которая продолжается вот уже 90 лет. За эти годы сменялись музыканты, каждый из которых внес свою большую лепту в работу нашего коллектива. Меня уже сегодня спрашивали, что является залогом столь долгой жизни квартета, и я ответил – каждый работающий в нем музыкант всегда осознавал, что представляет страну, ее культуру, ее отношение к классической музыке, той музыке, состояние которой сегодня, увы, не назовешь периодом расцвета. В этой книге мы никого не забыли – не просто отметили поименно, а представили всю их деятельность в квартете.

Я хочу поблагодарить каждого, кто способствовал тому, чтобы эта книга появилась на свет. Министерство культуры, поддержавшее нас финансово, издательство "Тигран Мец", в котором она вышла. Это был нелегкий труд, который потребовал двух лет работы. Представьте коллектив, который прошел 90 лет творческого пути – никого не забыть, основываться только на фактах, никакой беллетристики! Я помню, когда мы вместе отмечали 50-летие, Авет Габриелян сказал мне – ты обязан отметить семидесятилетие, дальше твое дело. Сегодня история квартета перешагнула девятый десяток. И если там, наверху, этого захотят – я имею в виду не только Всевышнего, но и руководство нашей страны, – мы продолжим свою деятельность".

А потом был концерт, когда вослед поэту хотелось воскликнуть – как умеют эти руки эти звуки извлекать!.. Авет Габриелян руководил квартетом Комитаса 52 года. Эдвард Тадевосн – пока только 40… Давайте жить с уверенностью, что там, наверху – я имею в виду не руководство нашей страны, а Всевышнего – ему предписано отметить 100-летие Государственного струнного квартета им. Комитаса, национального достояния Армении.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПАРОНЯНОВЦЫ: "ЕРЕВАН 2024", ШАНХАЙ И "ПРАЙМТАЙМ"
      2024-11-22 12:12

      Ереванский Государственный театр музыкальной комедии им. А. Пароняна только что вернулся из поездки в Китай. Вернулся и сразу объявил о премьере мюзикла "Ереван 2024". Отыграют - и опять на фестиваль, на сей раз в Россию. Дальше вернутся и приступят к реализации большого международного проекта. И это не считая спектаклей, с завидной регулярностью выходящих на Малой сцене театра. Что самое удивительное: все это громадье работы театр осуществляет без получения грантов от государства. "Работай качественно, имей сто друзей и - жизнь удалась!", - считает директор театра Каро ШАХБАЗЯН.

    • "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ" - НО СВЕТ БЕЗУСЛОВНО НАСТУПИТ!
      2024-11-21 10:33

      "Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической?  В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".

    • "ТЕАТРАЛЬНАЯ АКУСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА – ШКОЛА, СПОСОБНАЯ БЫТЬ УСЛЫШАНОЙ"
      2024-11-20 10:25

      Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...

    • НАЙТИ ТО, ЧЕГО СЕГОДНЯ ВСЕМ ТАК НЕ ХВАТАЕТ...
      2024-10-29 10:55

      С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • НЕУТОМИМЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ЗАПАДНОАРМЯНСКОЙ ПЕЧАТИ
      2024-11-09 11:32

      К 85-летию Альберта ХАРАТЯНА Уходящий год был юбилейным для доктора исторических наук, профессора, члена-корреспондента НАН РА Альберта Арменаковича ХАРАТЯНА, человека, внесшего большой вклад в изучение истории западноармянской прессы.

    • АРМЯНИНА В АРМЯНИНЕ НЕ УБЬЕШЬ - ДОКАЗАНО HAYAT PROJECT
      2024-10-23 09:52

      "Я солнцем вскормленный язык моей Армении люблю... Я - и в крови, и сироту - свой Айастан, как яр, люблю..." - в форсированной фразировке, в кличе, взрыве рождалось то, что не расскажешь и не опишешь... Так читал строки Чаренца Хорен Абрамян. И вот теперь с таким же хриплым раем торжества читал их поэт, музыкант, подюсер Рубен Мхитарян...

    • УРОКИ ЗОРИЯ БАЛАЯНА
      2024-10-10 10:55

      К 90-летию писателя-публициста Хочу с самого начала внести некоторые уточнения и пояснения. Заметки эти вовсе не претендуют на сколько-нибудь полный и целостный охват жизни и деятельности Зория Балаяна. Это не очерк и не литературный портрет известного писателя-публициста и национально-общественного деятеля. Я не собираюсь перечислять здесь все его заслуги перед страной и народом и присвоенные ему правительственные и государственные награды, почетные звания, ордена и медали. Их много, их более чем достаточно, и исчерпывающие сведения о них можно найти в Википедии.

    • 10 ЛЕТ ЕАЭС: УСТРАНЯЯ «ШВЫ» И НАКЛАДЫВАЯ «ШИНЫ»
      2024-09-28 10:44

      О чем будут говорить на III Евразийском экономическом форуме в Ереване Дискуссию о том, стоит ли допускать на пространстве евразийской интеграции конкуренцию, можно считать завершенной. А ведь, помнится, как-то на одном из высоких собраний ЕАЭС представитель Беларуси даже говорил о недопустимости конкуренции между производителями и поставщиками услуг из стран «интеграционной пятерки». Вспоминается также, как несколько лет назад во время моего посещения Крыма директор флагмана крымской промышленности завода «Фиолент» несколько обиженно констатировал, что их электроинструментам приходится вступать в жесткую конкуренцию на российском рынке с российскими же и западными аналогами…