НАЦИОНАЛЬНОЕ АРТ-СОКРОВИЩЕ - ДОСТОЯНИЕ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ
Квартет им. Комитаса - будут ли равные права у первого среди равных?
Случаются в нашей журналистской жизни темы, оставляющие после себя не послевкусье даже - ощущение недосказанности, эдакую горчинку в бочонке с медом. Презентация книги-альбома "Посвящение", вышедшей в свет к 90-летию Национального струнного квартета им. Комитаса, была, бесспорно, этим самым бочонком с медом. Почему же осталось это чувство - недостаточности, неудовлетворенности, если хотите, недооцененности?
ЕСЛИ ВДУМАТЬСЯ, МЫ ЖИВЕМ В ЭПОХУ НЕ ЯВЛЕНИЙ, А ИХ ИМИДЖЕЙ... Но даже если правда, что жажда - ничто, а имидж - все, прежде Государственному, а с недавних пор Национальному струнному квартету им. Комитаса не о чем переживать. "Искусство армянских гостей яркое и сверкающее, как солнце их родины" - это цитата из той самой книги-альбома, родившаяся после очередных гастролей. Впрочем, лучше воспользоваться словами Эдуарда Мирзояна: "Квартет имени Комитаса является одним из высочайших достижений армянского национального исполнительского искусства, его гордостью. Его концерты - это всегда великая музыка, с первой ноты до последней..." Эдуард Михайлович сказал - как гвоздь забил.
Из вполне свежих воспоминаний руководителя и первой скрипки квартета, уникального музыканта-виртуоза, которому посвящали свои произведения многие большие композиторы, профессора, народного артиста, лауреата Государственной премии Эдуарда Тадевосяна: "Были в Финляндии, где параллельно выступали "Виртуозы Москвы", потом в Швеции. Это были такие марафонские концерты - по три в день, чтобы участники имели возможность слушать друг друга. Допустим, начало в семь вечера и до глубокой ночи... Казалось бы, холодная шведская публика, но аплодировали нам минут пятнадцать. Я как руководитель квартета даже не считаю, что это наша заслуга. Это было данью величия, гения Комитаса. Потому что, где бы, в какой бы точке мира мы ни играли его музыку, публика воспринимает ее как свою. Поразительно! Три часа ночи - сидят, слушают затаив дыхание. Или, скажем, в Африке, в Мозамбике - огромный зал, забитый до отказа. И во время "Вагаршапатского танца" встает женщина - в ней примерно центнер, на спине ребенок - и начинает танцевать. "Вагаршапатский танец" длится минуты четыре, а их ритуальные танцы - минут сорок. И она возмущенно кричит: "Почему так коротко? Только-только вошли во вкус". Фантастика! Вот это и есть та общенациональная культурная ценность, которая становится сокровищем мировой культуры".
ИМЯ ГЕНИЯ АРМЯНСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ МУЗЫКИ КОМИТАСА ВОШЛО в сокровищницу мировой культуры, и квартет его имени уже 90 лет не только благоговейно нес это имя, как знамя, как родовой герб, по всему миру. Талант и мастерство артистов, в разные годы играющих в квартете, сделали и их самих неотъемлемой частью мирового музыкального процесса, который эти эмиссары истинного высокого искусства заставляли на разных языках говорить не только о собственной исполнительской виртуозности, но и об армянской музыке. Об армянской музыке, которую они, простите за дискредитированное слово, именно что повсюду пропагандировали.
"Обязательно! - восклицает Эдуард Зурабович. - Даже в советское время, когда мы ездили через Госконцерт, который ставил очень жесткие условия - семьдесят пять процентов или хотя бы половина должна была быть русская и советская музыка. И я четко говорил - нет! Мы обязательно будем играть западноевропейскую музыку, классику, основоположников квартетного жанра, и минимум половину программы должна составлять армянская музыка. Причем это не всегда сходило с рук, бывали случаи, когда в Госконцерте становились углом и за границу нас не посылали. Правда, бывало, что это не сходило с рук им. Скажем, после того как из той же Швеции дважды приходило приглашение на наше имя, им предлагали другой квартет, а они ответили: или этот, или никакой, нас вынуждены были отправить".
К 90-летию квартета им. Комитаса вышла книга-альбом "Посвящение". Вышел документальный фильм о работе квартета. Вышел диск-бокс из трех дисков - произведения в исполнении разных составов в разные периоды. И это хорошо, это замечательно. Но того звучного, всеобщего праздника музыки, того концерта или цикла концертов, который предполагает юбилей коллектива, чье место и значение в панораме отечественной культуры давно установлены и неоспоримы, так и не случилось. Точнее, случилось. Только не в Армении, которой квартет на протяжении девяти десятилетий приносит славу, а в России, где не забыли один из лучших струнных коллективов бывшего Советского Союза.
"Наш тур начался в Калуге, где проходил конкурс камерных форм, и нас попросили его открывать, - рассказывает Эдуард Тадевосян. - После этого сыграли в Москве, потом был Петербург. Концерты прошли очень достойно... Вернулись и улетели в Токио. Серию концертов в Японии организовал наш посол господин Погосян - интеллигентнейший человек и блестящий профессионал, который, кстати, был проректором в токийском университете. Это был прекрасно организованный тур по пяти городам Японии. Кстати, они прислали нам много произведений с просьбой сыграть. Одно уже сыграли, такой сводный концерт - новый квартет Чаушяна, посвященный 100-летию Геноцида, и вот японского композитора. О том, что это очень музыкальная страна, мне рассказывал еще мой профессор Леонид Коган, которого в Японии нарекли Императором музыки. Вот представился случай убедиться самому. Концерты прошли очень хорошо".
А ДО ЯПОНИИ БЫЛИ КОНЦЕРТЫ В ДАНИИ И НОРВЕГИИ, организованные усилиями Министерства культуры РА совместно с Госсотрудничеством... нет, не современный человек Эдуард Зурабович Тадевосян. Не желает запоминать, что мы живем в эпоху имиджа и пиара. Вот сейчас снова скажет: концерты прошли хорошо... "Да не умею я так! - реагирует на упрек в невладении современным арт-политессом первая скрипка комитасовского квартета. - Приехать и кричать: фурор, публика неистовствовала! Чего говорить? Если тебе доверили представлять армянское искусство за рубежом, изволь быть достойным и держать планку. Что значит "как блестяще прошли концерты!". А что, они должны были пройти плохо?"
А квартет все-таки проходит блестяще! Как недавно в Польше, в Люблине, где ему довелось выступать в рамках мероприятий, посвященных 100-летию Геноцида, и где на концерте присутствовал самый бомонд и представители дипкорпуса, демонстрирующие восторг без дипломатической сдержанности. Хотя Эдуарда Тадевосяна, кажется, заводит не столько оглушительный успех, к которому за долгие годы творческой карьеры музыкант-виртуоз, возможно, и привык. Стимулом для него становится аудитория, приобщенная, искушенная, умеющая услышать и воздать по заслугам.
"Они же не сегодня заново начали приобщаться к академической музыке, это воспитывается с младых ногтей. И у нас когда-то существовала Филармония школьника. И меня, маленького, отец брал за руку и вел на концерт, - ностальгирует Эдуард Тадевосян. - Когда ребенок с этого возраста приходит в зал, слушает сначала биографию композитора, чтобы составить какое-то представление об эпохе, о произведении, потом музыку... Это воспитывало, и где-то к концу школы ты уже почти профессиональный слушатель. Потом это дело закрыли... В рамках борьбы с коррупцией в школах - видимо, приобщение детей к музыке - самый сильно коррумпированный сегмент... К счастью, нам удалось буквально лбом пробить эту стену. Так что этот процесс восстанавливают. И сейчас в Малом зале Бабаджаняна мы несколько концертов в год играем для школьников. В последний раз я просто остановился и поблагодарил детей. То, что внимательно слушают родители и педагоги, - это понятно, но, когда дети внимательно вслушиваются и пытаются вникнуть, такое дорогого стоит. Это ведь воспитание целого поколения! Так что есть надежда, что следующее поколение уже будет пограмотнее и не будет спрашивать друг у друга на концерте: а это что за инструмент?"
В вопросе грядущего поколения Эдуард Тадевосян вполне оптимистичен. Вот только в том, что квартет им. Комитаса доживет до той поры, когда концертные залы вновь заполнятся подготовленной, образованной публикой, уверенности нет. И это не непомерные требования избалованного успехом и славой артиста. Это трезвое осознание того, что жизнь коротка, искусство вечно, но кушать хочется всегда. И, наверное, симптоматично, что в нынешнем составе на протяжении десятилетий мужского квартета вместе с Эдуардом Тадевосяном и Александром Косемяном выступают Сюзи Ерицян и Асмик Варданян. Думается, это не дань сбалансированной гендерной политике. При нынешних хилых закромах и в наших традициях женщина, особенно молодая, легче может позволить себе играть из любви к искусству.
"КВАРТЕТ ОЧЕНЬ СЛОЖНЫЙ ЖАНР, - ГОВОРИТ ЭДУАРД ТАДЕВОСЯН. - В большом оркестре, скажем, первые скрипки - пять пультов, десять человек. Между нами говоря, по-настоящему играют трое-четверо. А если кто-то заболеет, всегда найдется замена. У меня каждый инструмент - один человек. И если, не дай бог, кто-то уходит, надо все начинать сначала... Для огромного симфонического оркестра нашлись покровители, и это прекрасно, иначе, возможно, мы бы его лишились. Но, если мои артисты видят, что получают в два с лишним раза меньше, чем оркестранты, хотя по госмеркам это не самая низкая зарплата, мне очень сложно их удержать. Жить ведь хочется всем, а тем более молодым. Я не прошу ничего особенного - всего лишь равных условий. Участники квартета плюс два человека администрация - вот весь наш коллектив, и он тоже имеет право получать достойное вознаграждение. Не знаю, может, это я не заслужил достаточного уважения. Или кто-то считает, что комитасовский квартет - это пройденный этап. 90 лет - более чем достаточно"...
Не достаточно! Совсем не достаточно! И если кому-то не интересно слушать воздухосотрясательные речи о высоком искусстве, стоит подумать о том, сколько средств и сил придется вкладывать в создание нового культурного явления, способного приносить стране такие дивиденды чести и славы, какие приносил и приносит на протяжении всей истории существования квартет Комитаса. Да и удастся ли вот так, с наскока, что-либо адекватное создать? Ох, сомневаюсь... И вообще никому лучше не будет, если еще чего-то настоящего, истинного, уже можно сказать - непреходящего не будет. Да и права сегодня ни у кого нет вот так вослед классическому герою заявить: я тебя породил, я тебя и убью".
Впрочем, что это мы сразу вдались в пессимизм? Ведь недаром Государственному струнному квартету им. Комитаса присвоили статус Национального. Дело за малым. Чтобы присвоители наконец догадались, что статус этот не только предписание играть национальную музыку - этим квартет давно и успешно занимается и без предписаний. Национальный - это не только обязанности, но и права. В том числе и право на особое финансирование - как во всем большом белом мире. Коль скоро речь идет о национальном культурном достоянии, то и содержать его полагается всей нацией. Впрочем, квартету им. Комитаса вполне хватило бы одной, но серьезной и постоянной меценатской поддержки. Меценатство в наших реалиях не колхоз. В смысле дело не добровольное. Значит, круг опять замыкается на государстве... А мы, разумеется, не станем сомневаться в том, что коллективу, давно и прочно завоевавшему славу национального достояния, будет воздано по заслугам - во всех смыслах.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-22 12:12
Ереванский Государственный театр музыкальной комедии им. А. Пароняна только что вернулся из поездки в Китай. Вернулся и сразу объявил о премьере мюзикла "Ереван 2024". Отыграют - и опять на фестиваль, на сей раз в Россию. Дальше вернутся и приступят к реализации большого международного проекта. И это не считая спектаклей, с завидной регулярностью выходящих на Малой сцене театра. Что самое удивительное: все это громадье работы театр осуществляет без получения грантов от государства. "Работай качественно, имей сто друзей и - жизнь удалась!", - считает директор театра Каро ШАХБАЗЯН.
-
2024-11-21 10:33
"Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической? В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".
-
2024-11-20 10:25
Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-10-23 09:52
"Я солнцем вскормленный язык моей Армении люблю... Я - и в крови, и сироту - свой Айастан, как яр, люблю..." - в форсированной фразировке, в кличе, взрыве рождалось то, что не расскажешь и не опишешь... Так читал строки Чаренца Хорен Абрамян. И вот теперь с таким же хриплым раем торжества читал их поэт, музыкант, подюсер Рубен Мхитарян...
-
2024-06-10 10:22
Евразийская промышленная кооперация откладывается Председатель Коллегии наднациональной Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Бакытжан Сагинтаев, выступая на сессии «10 лет ЕАЭС – эффекты, приоритеты, перспективы» в рамках завершившегося в субботу XXVII Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-24), отметил, что к юбилейной дате ЕАЭС подошел с существенными результатами.
-
2024-02-15 09:34
На состоявшейся в субботу в Аштараке встрече с инициативной группой «ГД» Пашинян говорил о легитимной основе своей политики, о правовой легитимности, общественной легитимности, политической и идейной легитимности, упомянул про кадастровую бумагу и про то, что народ хочет мира. К теме легитимности вернемся в конце разговора, а начнем с фразы, произнесенной на этой неделе.
-
2024-01-20 10:58
На днях инициатива «Защитники Амулсара» выступила с открытым письмом в адрес председателя правления ЕАБР Николая Подгузова, заместителя председателя правления банка Дениса Ильина, директора представительства банка в Армении Армена Мелкикяна. В нем, в частности, в очередной раз приводится позиция жителей общины Джермук, а именно – «Амулсар должен остаться горой, и точка». Также в письме отмечается, что любое содействие проекту Амулсарского металлического рудника «является авантюрой и обречено на провал».