ФОТОИСТОРИИ ДЖОНА СТАНМАЙЕРА
В Ереване прошел мастер-класс фотографа из National Geographic
Американский фотохудожник с мировым именем Джон Станмайер из именитого издания National Geographic провел в Ереване ворк-шопы по фотоискусству. Мастер-классы проходили в арт-кафе "Аканат" и в ереванской штаб-квартире Всеармянского благотворительного фонда.
ПЕРЕД ВСТРЕЧЕЙ С ВЫДАЮЩИМСЯ ФОТОЖУРНАЛИСТОМ ОРГАНИЗАТОРЫ семинаров вкратце представили гостя, поведали всем присутствующим о его насыщенной, богатой на события творческой биографии. Станмайер начинал свою карьеру, работая для флоридской ежедневной газеты The Tampa Tribune. Именно в это время помимо основной работы Станмайера начали посылать в Европу, Африку и даже в Индию. Тогда начинающий фотограф сфокусировал свое внимание на горячих точках планеты - местах, где все время что-то происходит, и это "что-то" не всегда окрашено в позитивные краски. Работая на Ближнем Востоке и на Черном континенте, он не просто фиксировал реальность вокруг. Своими фотографиями, которые тогда уже издавались в ряде мировых изданий, он пытался привлечь как можно больше внимания к человеческим катастрофам, природным катаклизмам, которые не обходились без вмешательства человеческого фактора. Станмайер никогда не был пассивным созерцателем. Его снимки будто бы вторгались в ту реальность, которую запечатлевала камера, пытаясь изменить вектор развития событий.
20 с лишним лет Станмайер посвятил острым политическим событиям в горячих точках мира, злободневным общественно-социальным проблемам, вопросам прав человека. Именно с этого времени он начал сотрудничать с нью-йоркским журналом Time и с вашингтонским изданием National Geographic. Эта работа предоставила ему возможность колесить по всему земному шару, побывать в самых разных странах мира, увидеть порой диаметрально противоположные полюса реальности, культуру и быт самых разных народов, живущих на нашей планете. Но главное - это человеческие истории, которые никогда не оставляли фотографа равнодушным. Истории, которые задевали за живое. И этот нерв чувствуется в каждом снимке автора. Пульс, бьющийся, несмотря ни на что. Как признается сам Станмайер, мир, который он объездил за свою жизнь, люди, которых он встречал, необратимо изменили его, поменяли уклад мыслей, мировоззрение и взаимоотношение с самим собой и людьми вокруг. Они также изменили его отношение к профессии, дали ему возможность осознать всю важность дела, которым он занимается, - насущная необходимость рассказывать миру правду и ничего, кроме нее.
"Я НЕ ОТКРЫВАЛ ФОТОГРАФИЮ, ФОТОГРАФИЯ ОТКРЫЛА МЕНЯ. До 18 лет я не умел видеть кадры, даже толком пользоваться фотокамерой. Хотя первое фото сделал в 13 лет фотоаппаратом своего отца. В молодости я даже не мог представить, что фотография будет так много значить для меня. Могу сказать иначе - я начинал свою карьеру фотографа еще в детстве, когда сделал, то есть собрал, наш первый школьный альбом. Именно тогда во мне появилась тяга к фотоискусству. Жажда запечатлевать все интересное, а может, и малоинтересное. А уже сопоставляя сделанные изображения, я мог рассказывать людям ту или иную историю. Историю, которая глубоко волновала меня. Я понимал, что с помощью выразительных снимков и правильных акцентов могу фокусировать внимание людей на болевых точках, чтобы они задумались, взволновались. И самым большим вызовом для меня было не сдаваться. Я советую всем без исключения никогда не опускать рук. Человек всегда должен быть влюблен в то, что он создает. А ведь я, как и все вы, начинал свой путь, преодолевая многочисленные сложности, отчаяние и даже переступая через самого себя. Сегодня у вас есть практически все. Созидайте и ни в коем случае не бойтесь ошибаться. Работайте каждый день, открывая что-то новое, неизведанное", - советует фотограф.
Станмайер рассказывает, что путешествия действительно сильно меняют человека, его восприятие действительности, расширяют его кругозор. Но что самое главное - они многому учат!.. По его словам, можно смело спрашивать любого совета именно у того человека, кто много ездил по миру, кто много видел, а не у того, кто много знает из книг или фильмов. Ведь глубоко пережитый личный опыт дает очень многое для развития личности.
"Посмотрите вокруг, там столько человеческих историй! Я никогда не понимал журналистов, в том числе и фотожурналистов, которые говорят, что не находят тем. Я всегда был радикален в своем мнении о том, что вокруг все время что-то происходит интересное, неизвестное. Проходит простая, обыкновенная жизнь с ее радостями и печалями, трудностями и победами, потерями и приобретениями. Достаточно просто выйти на улицу - и на тебя посыплется шквал событий. Просто нужно тренировать глаз. Необходимо уметь смотреть и видеть! А то некоторые могут подолгу всматриваться и ничего не замечать, как некоторые слушают и не слышат абсолютно ничего. Нужно замечать самое важное и запечатлевать момент, ловить неповторимое мгновение. В этом и кроется магия жизни, в том, что каждый момент уникален и неповторим. Просто взгляните вокруг", - отмечает Станмайер.
ДЖОН СТАНМАЙЕР ПОБЫВАЛ БОЛЕЕ ЧЕМ В 100 СТРАНАХ МИРА, НО ОСОБОЕ впечатление на него произвел остров Бали, где он провел 5 лет своей жизни. Здесь он исследовал местную культуру, быт жителей и в итоге на основе обильного фотографического материала сумел сделать своеобразное антропологическое исследование жизни острова и островитян. А в 2012 году именитое издание Phaidon опубликовало его книгу под любопытным заголовком "Вопросы без ответов" (Questions Without Answers), посвященную конфликтным ситуациям в мире, различным дилеммам, которые до сих пор не разрешены и ищут разумных путей исхода, запечатленные объективами фотокамер.
Лауреат многочисленных профессиональных премий по фотографии, Станмайер не считает их чем-то очень уж значимым. Ведь таланта они точно не прибавляют. Уж не говоря о том, что они точно не учат видеть и понимать увиденное. Но, несмотря на это, Станмайер в 2001 году учредил премию по фотоискусству VII Photo Agency. Он искренне рад, что его работы выставлялись и продолжают выставляться в лучших музеях, галереях и выставочных залах, рассказывая миру о мире и живущих в нем людях.
Главное и основополагающее, что Станмайер ценит в жизни, - это семья, понятие дома, очага. Живет он на ферме в Беркшире (штат Массачусетс). Посреди поля с зелеными деревьями у него большой белый дом с фруктовым садом, где, особенно в летние месяцы, очень много светлячков. У Станмайера любящая жена, трое детей и две исключительно преданные собаки. Вот в такой идиллии и живет фотограф – в гармонии, которую он создал для себя и любимых людей. "Я всячески стараюсь быть счастливым. Мы все стремимся найти утешение, чувство равновесия в желании быть дома. И именно дом дает нам энергию, душевное спокойствие и надежду", - признается Станмайер.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2016-11-02 15:00
Продюсер Гоар Игитян и режиссер Артавазд Хачикян скоро выпустят на экраны свой новый фильм - плод длительной совместной работы. Картина называется "Переход" и поднимает очень острую и злободневную проблему миграции.
-
2016-10-26 16:19
В начале октября в Айгедзоре, в гостинице, а по совместительству и культурном центре народного искусства "Шелковый путь", и параллельно в Гюмри и Уджане проходил уже второй по счету международный фестиваль этнографического и антропологического кино "Абрикосовое дерево". Организаторы форума - центр "Шелковый путь" и Фонд народного искусства и ремесел "Ангуйц" ("Узел"). Действенную поддержку фестивалю оказали Министерство культуры РА, Фонд развития национального кино "Золотой абрикос", Фонд армянского кино "Фильмадаран" и Российско-Армянский (Славянский) университет.
-
2016-10-25 12:02
В прокат выходит новый фильм о Геноциде армян В середине сентября текущего года в канадском городе Торонто проходил один из самых престижных и авторитетных мировых кинофестивалей. В нынешнем году он был особенно важен для нас, потому что в рамках киносмотра состоялась премьера фильма "Обещание", посвященного теме Геноцида армян в Османской Турции.
-
2016-10-24 15:45
Вышла в свет книга о талантливом роде Калемкарян 19 октября в Национальной картинной галерее Армении состоялась презентация новой книги известного художника, этнографа и антрополога Раздана ТОКМАДЖЯНА "Калемкаряны. Айнтап. Дамаск. Алеппо". Это роскошно иллюстрированный альбом-каталог, в котором представлена прославленная армянская семья Калемкарян, на протяжении 200 лет занимавшаяся обработкой металлов - золота, серебра, меди. Презентацию организовало Министерство диаспоры и лично министр Грануш Акопян.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2021-06-14 09:48
Помните нашумевшую историю с абрикосами, которая произошла в прошлом году в России на фоне обострения ситуации на армяно-азербайджанской границе в районе Тавуша? Тогда азербайджанские бизнесмены - владельцы торговой сети "Фуд Сити" запретили продажу продуктов из Армении, в том числе абрикосов, а армянские торговцы при поддержке российских соотечественников сумели быстро реализовать фрукты на других рынках?
-
2020-10-29 16:14
О чем мечтают арцахские дети, для которых календарь оборвался на 27-м сентября, когда ранним утром их разбудил не луч солнца в окне или петух, а грохот обстрела и звук захлопнувшихся за отцами дверей. Война вырвала их из привычной жизни и бросила в руины. А их хрупкие, но уже столкнувшиеся с ужасами войны души продолжают верить в торжество добра и справедливости.
-
2020-09-17 11:38
Фотограф Армен Тер-Мкртчян - один из самобытных мастеров, разрушивших своим творчеством представления о фотографии как о фиксации мгновения здесь и сейчас. Работающий в одной из старых техник - резинотипии, сегодня он входит в число редких специалистов мира, увлеченных этим видом альтернативной фотографии.
-
2020-08-19 11:18
Пандемия, карантин, изоляция, оторванность от мира и людей... Ситуация особенно тяжело сказалась на людях творческих профессий, для которых общение с внешним миром сродни живительному роднику. Пережив первую волну шока, художники, скульпторы, фотографы и деятели других видов изобразительного искусства стали осмыслять единственно актуальную в разных уголках мира тему. Их творческий прорыв заметила известный фотограф Татев МНАЦАКАНЯН, решив собрать на единой площадке работы артистов разных художественных направлений.