ДАНЬ ЛЮБВИ ГЛУБОКОЙ
Фасад дома N43 по столичному проспекту Месропа Маштоца украсила еще одна мемориальная доска. На ней начертано имя выдающегося деятеля армянской культуры, второго ректора Ереванской консерватории, ученого, музыковеда, эстетика и философа, создателя первого в Армении симфонического оркестра Аршака Адамяна, оставившего глубокий след в истории культуры Армении. Открытие памятной доски состоялось в рамках масштабных мероприятий, связанных с юбилеем этого оркестра, ныне носящего почетное имя Национального филармонического оркестра Армении. Автор мемориальной доски - архитектор Левон Варданян.
Мимо этого дома невозможно пройти равнодушно. Здесь в разное время жила и творила блестящая плеяда армянских деятелей культуры, чьи имена навечно вписаны не только на фасаде дома, но и в историю нашей культуры. Это и Анушаван Григорьевич Тер-Гевондян - один из основоположников армянской симфонической музыки, автор опер, балетов, вокально-симфонических произведений, человек поистине образованный, эрудированный. Это и выдающийся режиссер Вардан Аджемян, бесконечно любимый композитор Арно Бабаджанян и многие другие, чьи имена у всех на слуху.
Феномен личности Аршака Адамяна - в магическом воздействии на тысячи и тысячи человеческих душ. Ведь благодаря его уму, стараниям и энергии мы имеем оркестр, который родился в самые суровые для Армении годы, после Геноцида армян в Османской Турции, в первые тяжелые дни становления республики. В высказываниях тех, кто собрался на открытии, особенно в слове профессора Ереванской консерватории Армена Будагяна, Аршак Адамян предстал широко образованным музыкантом, философом и эстетиком, смело и творчески мыслящим, человеком тончайшей души и ума. В наследство филармонии он оставил блестящих артистов, которые впоследствии самым активным образом влияли на музыкальную жизнь страны.
А.Адамян был человеком непростой судьбы, прожил творчески насыщенную жизнь, отличался принципиальностью в подходе к сложным и важным проблемам бытия. Важно вспомнить, что брат Аршака Абгаровича Ованес был изобретателем цветного телевидения, а его сестры Евгения и Елена Адамян в свое время образовали европейский фортепианный дуэт "Сестры Адамян", который пользовался огромной популярностью. Сам Аршак Адамян получил замечательное образование: учился в Петербурге на юридическом факультете и в Берлине - в консерватории Штерна. После Романоса Меликяна он возглавил Ереванскую консерваторию, работал там всего два года, но сумел за это время организовать оркестр, преодолеть массу препятствий на пути к его становлению и дать старт на долгие годы, оставить после себя непреходящий свет. Это дано только единицам и ярким индивидуальностям.
ИСТОРИЯ ОРКЕСТРА ДО СЕГО ВРЕМЕНИ ВОЛНУЕТ НРАВСТВЕННОЙ СИЛОЙ, мужеством ее создателей. Минуты истинных музыкальных откровений всплывают в памяти, когда вспоминаешь его историю, неразрывно связанную со становлением национальной музыкальной культуры, композиторского и исполнительского творчества.
В разные годы Аршак Адамян работал в Тифлисе, Ленинграде, Ереване (в академии РА, в Институте философии (тогда он был отделением Академии наук). Он оставил огромное количество научных трудов - очерков, музыковедческих, философских исследований, трудов по эстетике. Он никогда не был чистым музыкальным критиком. Замечательная особенность его личности - своеобразный энциклопедизм. Подлинный музыкальный деятель, собиратель и воспитатель талантов, наставник молодых музыкантов, глубокий ученый, воспитавший не одно поколение молодых кадров - все это он включил в арсенал своего богатейшего опыта.
Знания и опыт Аршака Адамяна никогда не были "вещью в себе". Потребность узнать для него была неотделима от потребности поделиться с другими. Здесь и проявились его незаурядные качества: методологическая вооруженность, великолепное публицистическое дарование, образный язык, редкая память. Его научные труды наглядно показывают эволюцию взглядов ученого. В проблемных статьях и научных трудах - "Из истории эстетической мысли средневековой Армении" (его кандидатская диссертация по эстетике), в многочисленных статьях по эстетике (огромный архив из 2300 единиц находится в Музее литературы и искусства им. Чаренца) очевидно все большее расширение научного горизонта ученого. Адамяна всегда отличала упорная работа мысли, острый интерес к разным родам искусства (масса статей по театру), живой интерес к людям, которые его окружали. Художник всегда был очень силен в исследовательских работах ученого. Его научные очерки и размышления были бы невозможны без того глубокого разреза истории, который он производил умным ножом исследователя. В своих суждениях он принципиально отказывался от уклончивых оценок, смягчающих формулировок. И все же не следует, конечно, думать, что Адамян был целиком погружен в теоретические научные изыскания, лишь в этом находил источник вдохновения. Сила его как раз в том и заключалась, что он был человеком глубоко современным, превосходно понимающим значение новой и решающей полосы в истории армянской культуры.
СУЩЕСТВЕННУЮ ЧАСТЬ ВНУТРЕННЕЙ ЖИЗНИ УЧЕНОГО СОСТАВЛЯЮТ его дружеские взаимоотношения с коллегами, композиторами, учеными. Они не всегда складывались гладко - были и расхождения, и споры (а споры между друзьями подчас не менее остры, чем с противниками). Временами столкновения становились болезненными, но оставалась неизменной человеческая близость, та теплота дружеского участия, которая всегда была так дорога Адамяну и так важна.
Об одном из этих конфликтов рассказал Эдвард Михайлович Мирзоян с присущим ему юмором в книге "Фрагменты": "Родители мои неоднократно выступали в роли миротворцев. Однажды стало известно, что между Романосом Меликяном и Аршаком Адамяном возник конфликт, и, чтобы помирить, родители пригласили их к себе домой "на чашку чая" (мы жили тогда на Царской). Из своей комнаты я слышал оживленную беседу гостей. Поначалу все шло мирно. Но вот в разговоре появились "высокие нотки" и атмосфера накалилась. В кульминационный момент открылась дверь в спальню, где я лежал, вошел Романос Меликян, взял бутылку, стоявшую на ломберном столике, сунул во внутренний карман пиджака и ушел вообще... Благородная, добрая миссия моих родителей завершилась провалом... Таков был Романос Меликян - гордый, непримиримый, убежденный в своей правоте".
Плодотворная творческая жизнь Аршака Адамяна длилась до последних дней его жизни. И замечательно, что память об этом бескорыстном энтузиасте увековечена не только в сердцах всех, кто его знал, но и на фасаде дома, где он жил - беспокойно и ярко.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2023-07-12 14:01
Под занавес завершающегося концертного сезона 2022/23 года Государственный симфонический оркестр Армении под управлением Сергея Смбатяна даст два знаковых и чрезвычайно интересных концерта, посвященных важнейшей музыкальной дате года –150-летию со дня рождения величайшего композитора XX века – Сергея Рахманинова.
-
2022-04-09 10:11
14 апреля Национальный академический театр оперы и балета им. А. Спендиарова представит публике очередную премьеру - новую постановку оперы Авета Тертеряна «Сома.Огненное кольцо». Этой премьерой коллектив театра отметит знаменательную дату – 125-летие со дня рождения великого армянского поэта Егише Чаренца.
-
2019-04-27 07:59
29 апреля в Провиденсе (штат Род-Айленд, США) состоится большой концерт, посвященный памяти жертв Геноцида армян в Османской Турции. Программа концерта включает произведения духовной музыки, средневековых армянских композиторов, а также сочинения современных авторов на духовные темы. Проводит это мемориальное мероприятие музыкальный руководитель церкви Св. Саака и Месропа композитор и дирижер Константин Петросян.
-
2018-07-25 15:11
В Ереване с успехом прошел международный фестиваль духовой музыки, посвященный Александру АРУТЮНЯНУ Музыка, пожалуй, одна из главных в том перечне вечных ценностей, которые не требуют перевода, а потому во все времена объединяют человечество вопреки всем происходящим вокруг нас политическим ситуациям, безумствам и катастрофам. Это тот единый культурный код, который позволяет победить всему доброму, заложенному в человеке. Вот и на этот раз музыка победила, несмотря на неблагоприятные для нее условия.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-09 11:32
К 85-летию Альберта ХАРАТЯНА Уходящий год был юбилейным для доктора исторических наук, профессора, члена-корреспондента НАН РА Альберта Арменаковича ХАРАТЯНА, человека, внесшего большой вклад в изучение истории западноармянской прессы.
-
2024-05-23 10:39
Для внесения вопроса об импичменте в повестку парламента оппозиционным фракциям не хватает одного голоса. С 12 мая в обращение запущены слухи о том, что покинувший фракцию "Честь имею" Ишхан Закарян мог бы подписать соответствующий документ. После его общения с архиепископом Багратом Галстаняном оппозиция не исключает подобное развитие ситуации. В связи с этим мы решили напомнить читателям самые яркие эпизоды карьеры этого политического персонажа.
-
2024-05-22 13:33
22 мая – день рождения командующего операцией по освобождению Шуши, Героя Арцаха, генерал-майора Аркадия Тер-Тадевосяна – легендарного Командоса.
-
2024-04-29 16:04
В возрасте 27 лет скоропостижно ушел из жизни спортивный журналист Давид Мартиросян. Эту печальную новость сообщила пресс-служба ФК "Пюник", в котором наш коллега с января 2024 года работал генеральным директором.