ГЛАВНОЕ - ОПРЕДЕЛИТЬ ВЕКТОР
Прошло несколько месяцев с тех пор, как поэт, публицист, экономист Сэда Вермишева вернулась в Ереван из Москвы, где она в последнюю четверть века реализовывала свою активную жизненную позицию, участвовала в общественно-политической жизни и России, и Армении, представляя интересы и позицию Армении в вопросах Карабаха. В прежние наши встречи мы в основном касались самых разных вопросов общественно-политического, социального характера, где литературе уделялось минимальное место. Сегодня приоритет отдан именно ей.
- Сэда Константиновна, литература сегодня выполняет свою миссию?
- Функция литературы сегодня трансформирована на развлекательность. Сегодня у нее отнята роль воспитателя, властителя дум, как это было до и в годы советской власти. Дело в том, что, скажем, в дореволюционной России не было таких наук, как социология, политология. Литература вбирала, концентрировала в себе все социальные и духовные установки. Она была гонима и любима одновременно. Она была духовным центром человечества и даже подвергалась преследованиям. Ныне эта функция литературы отнята сознательно, по объективным причинам, потому что уже существуют политология, социология как науки, где можно себя проявить. Сейчас у нас общество потребления. Духовный человек ограничен в своих материальных желаниях, он - созидатель. А общество потребления развивает в человеке не самые лучшие его качества. И если раньше властителями дум были писатели, то сегодня - представители средств массовой информации, которые куда-то нас направляют, являются дымовой завесой перед хищными и алчными устремлениями финансового капитала. Они в большинстве своем управляют нашим сознанием, а ими управляют те, кто их содержит, магнаты.
Ни издания в золотом тиснении поэтической классики, ни современные поэтические издания - подделки, ни авторские песни не оказывают, на мой взгляд, влияния на общественное сознание в той мере, в какой это было в прошлом. Философия постмодернизма, как известно, прямо противоположна духовной доминанте русской литературы, культуры в целом, в том числе ее советской ипостаси. Она противоречит и классической традиции, и мировой культуре. Философия постмодернизма - это отрицание самой иерархии понятий добра и зла, их уравнение. Это отказ от построения понятийного ряда по вертикали, выстраивание его лишь по горизонтали.
Говоря иначе - это фотографическое восприятие и отображение мира, хотя задача искусства - оказывать влияние на наше сознание и формулировать нравственную шкалу ценностей. Господство постмодернизма во всех сферах современной жизни разрушает привычное для людей восприятие мира, лишает привычных смыслов, ведет к деградации общественного сознания, к ломке традиций.
- Какие идеалы могли бы послужить образцом, строительным материалом для национального самосознания?
- Русская литература во многом сохранила свои традиции. Кто создавал русскую литературу? Русские дворяне. Они были правящим классом и тем не менее этот правящий класс выделял из своей среды писателей, которые были против того строя, к которому сами принадлежали. Можете представить ситуацию, чтобы нынешние олигархи выступили против олигархов. Что-то не припомню такого. Но вот эта традиция русской литературы - разоблачения и выдвижения других лучших идеалов, направлений, по которым человечество может развиваться, это в русской литературе было выражено очень сильно. Эта традиция еще не ушла. Но ее всячески изгоняют. Эти писатели нищенствуют, они в тени. О них мало кто знает: их книги не попадают на полки. О премиях и мечтать не приходится.
Армянская литература никогда не была социальной, она была национальной. Русская литература была привлекательна тем, что она никогда не подчеркивала национальность. Она говорила о социуме, о преследованиях маленького человека, который мог быть кем угодно - русским, армянином, грузином. Значение имело духовное состояние героя, его угнетенность, а не этнические качества. Этим она была заразительна и важна для всех. Она была воспитателем для разных народов. Армяне же были лишены государственности, вот почему на первый план выходили этнические качества, этнические вопросы.
- Но разве Туманян не подчеркивал в основном социальный аспект? В "Гикоре" на первый план выходит общечеловеческое, а не этноцентричное начало.
- Мы говорим в целом об армянской литературе, а она этноцентрична. Сегодня этноцентризм архаичен. Надо выходить на другой уровень. И поэтому надо думать, как менять вектор и мыслить иными категориями.
- А это возможно, если ныне все говорят об оскудении духовного мира человека?
- Есть такая формулировка: человек - падший ангел. Вот над этим падшим ангелом надо все-таки работать. Вот если выращиваешь какое-то растение, у тебя может вырасти роза или терновник. То же самое и с падшим ангелом - в зависимости от того, какое качество в нем актуализировано. Мне кажется, чем дальше, тем больше будет актуализироваться худшее в человеке. И это во всем мире. Это объективная реальность. А именно то, что человечество растет количественно, а жизненно важные ресурсы истощаются. Земля не безгранична. Помните, раньше у нас было плановое хозяйство: оно критиковалось. А сейчас идет мировое планирование в интересах все тех же олигархов, финансовых структур. Поэтому я не думаю, что будут культивироваться благородные качества. Огромный слой людей, которые были и в которых превалировали благородные начала, вымирают. И если не совсем эти люди исчезли, то влачат жалкое существование. У них не развиты хватательные инстинкты хищников. Такая порода людей - людей общественной пользы, вымирает. Это поколение людей уходит.
Все-таки советская власть давала возможность оставаться собой. При всех ограничениях все-таки культивировались все семь христианских заповедей. Конечно, были и те, кто нарушал их, но в целом вектор был задан такой: служить отечеству не за страх, а на совесть, помогать ближнему... Культивировалось все это, а сейчас культивируются деньги, которые решают все. Ты можешь быть талантливым, умным, полезным стране, но ты не можешь себе позволить даже малейшую медицинскую помощь. У тебя нет денег. Мы не хотим понять, что эта установка - монетаризм, монетарная система.
Выражение "раскрученные люди" становится нормой. Что значит раскрученный? О художественных достоинствах писателя никто не говорит. Говорят о раскрученности тех, кто льет воду на мельницы олигархов.
- Сэда Константиновна, вы не находите что XX век не обеспечил плавного - перехода к нынешнему веку?
- Картина мира сегодня иная, чем та, какой она нам представлялась еще относительно недавно. Бурно идут процессы, которые пока трудно оценить однозначно. Это касается всех сфер - научно-технической, экономической, философии, морали.
Опасным мне кажется переход от утверждения примата труда к утверждению примата потребления. Сегодня не труд определяет развитие общества, а потребление, не то, сколько оно может произвести, а сколько потребить. Но чтобы планета Земля и человечество продолжали существовать, между потребностями человека, его желаниями необходимо существование какой-либо ограничивающей инстанции. Этой инстанцией может быть сам человек, его собственные ограничители или ограничители внешние, к которым относятся и религиозные законы, и общественные. Сегодня и внутренние, и внешние ограничители сняты формулой либерализма в идеологии и философией постмодернизма - в нравственной сфере. И хотя это и плохо, тем не менее симметрично формуле потребления как основному двигателю развития производства. Ресурсы же Земли, как я уже отметила, ограниченны.
- Как разрешить это противоречие, как уйти от опасности, которая стоит за этим объективным процессом?
- Здесь я хочу коснуться вопроса религии. Существует некая религиозная спесь, присущая в основном христианству. Я далека от мысли оспаривать или утверждать что-либо в сфере, в которой не считаю себя компетентной, тем более ставить какую-то религию выше другой. Однако я не могу не отметить тот факт, что сегодняшние государства, придерживаясь в качестве государственной идеологии либерализма, а в духовной - христианства, вошли в глубокое философское противоречие с самими собой. Христианские заповеди несовместимы с либерализмом. Практически ислам гораздо ближе сегодня к христианским заповедям, чем, к примеру, западное христианство. Потребительство и либерализм смыкаются и разрушают основы христианства и основы человеческого бытия. За что и могут быть наказаны воинственным исламом.
Сегодня в противовес и параллельно с глобализмом развивается и крепнет мусульманское течение - интегризм, которое предполагает объединить множество стран, и они противопоставят свой шариатский мировой порядок мировому порядку Запада.
Так, может быть, через ислам, через интегризм будут введены ограничения в обществе потребления? Может быть, в этом случае общество неограниченного потребления и неограниченной свободы, называемое цивилизованным, будет не только ограничено в своем неограниченном потребительстве и свободе его реализации, но просто разрушено? И здесь мне вспоминается Блок и его мысль относительно белых братьев, которых будут жарить люди иной расы. Добавим - иной философии и иной религии. Тем более что в этом случае речь идет о кровных интересах той части человечества, которую принято называть "золотым миллиардом".
- Какие надежды вы связываете с будущим? Каковы ваши прогнозы?
- Последние два десятилетия показали, сколь неожиданными могут быть повороты не только в личной, но и в общественно-политической жизни страны, политических систем, формаций. Сколь эфемерными могут быть надежды в многофактурной модели мира. Способность правильно определить вектор, тенденцию развития общества, исторических процессов является необходимым условием построения надежного настоящего и будущего нации, страны. Развал Союза не был закономерностью. Система нуждалась в совершенствовании, но не в разрушении. Отсюда те трагедии, которые сегодня переживают народы всего постсоветского пространства. Эфемерность самого нашего существования, Карабахское же движение не носило случайного характера. Поэтому естественно существование НКР. Свои надежды я связываю с возвращением к традициям человеческим, понятным, включая такие, как справедливость, равенство и другие добродетели. То есть возродиться через возвращение к самим себе. На чужих путях нас ждет перерождение, которое, не исключено, закончится вырождением.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-22 09:48
Очерк. Из журналистского блокнота ...Рассвет. Ереван словно искрится дымчатым тюлем, пропитанным свежестью. Он не такой, как днем. Поэтичнее. Без жгучих запахов шаурмы и других съедобных продуктов, многочисленных уличных кафе и их посетителей, разносчиков-курьеров, снующих в быстром темпе то тут, то там, разметая прохожих. А пока слишком рано. Сейчас раздастся звонок в дверь, и деловой день раскрутится во всем своем торопливом напряжении.
-
2024-11-15 10:34
16 ноября исполняется 85 лет со дня рождения замечательного композитора Роберта АМИРХАНЯНА В эти дни музыкальная общественность Армении - коллеги, поклонники таланта признанного мастера, композитора, новатора эстрадно-лирической песни, народного артиста Армении, музыкально-общественного деятеля, профессора Ереванской консерватории Роберта Амирханяна - празднуют его юбилей. Он вошел в армянскую музыку как личность, обладающая своей эстетической позицией, своим пониманием жизни, с желанием говорить с современниками о современности. Роберт Амирханян, творящий свой неповторимый образный мир, видящий действительность через кристалл своего искусства, обладающий уникальной палитрой, своим собственным "алфавитом", - явление самобытное и редкое в нашей музыке.
-
2024-11-13 10:24
Два вечера в Ереване с триумфальным успехом играл выдающийся российский пианист Денис МАЦУЕВ Его приезд был инициирован руководством самого престижного международного фестиваля "Ереванские перспективы" художественным руководителем, композитором Степаном Ростомяном и главным менеджером Соной Ованесян при поддержке Министерства образования, науки, культуры и спорта РА и ВТБ (Армения). Фестиваль этот не заигрывает со своей публикой: он действительно любим ею, а его концерты, представляя самых знаменитых исполнителей мира, всякий раз поражают своей неожиданностью и новизной звучания. Они будят в нас живые ассоциации, без чего, как известно, любой концерт независимо от уровня исполнения остается бездыханным.
-
2024-11-06 10:40
Недавно Национальный филармонический оркестр Армении под управлением Эдуарда Топчяна завершил свой самый крупный проект начала нового сезона - Ереванский международный фестиваль классической музыки.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2022-12-05 09:16
Союз писателей Армении презентовал сборник прозы и поэзии армянских авторов, обративших свой литературный интерес к России. Книга названа «Птица вдохновения» и стала очередным выпуском серии «Мы и мир», издаваемой по инициативе СП.
-
2022-12-03 09:54
Знаете, что происходит, когда в одном человеке сходятся физик и лирик? Большой взрыв! И рождается новый художник, с новой, совершенной матрицей! Как, в общем-то, и произошло с нашей героиней. Правда Лиана Шахвердян вовсе не физик по образованию, а математик. А математики не очень-то любят строиться в один ряд с физиками. Разные они очень. Одни ищут формулы, по которым решают задачи, другие пытаются объяснить, как работают эти формулы. Но, думаю, на сей раз нам простят столь вольное жонглирование определениями. Тем более, что речь пойдет не о физике, и не о математике, а о литературе, в которую Лиана Шахвердян ворвалась с оглушительным успехом.
-
2022-10-13 11:09
«Дневник артиллериста» - это свидетельства очевидца событий 44-дневной Арцахской войны, которые недавно были представлены на суд читателей в Ереване. Автор книги, изданной на общественные пожертвования в рамках литературной программы «Боевая дружба» при сотрудничестве фонда «Кохб» и издательского дома «Антарес», участник войны Альберт МКРТЧЯН.
-
2022-10-04 09:26
Запараллеленные в первых числах октября Ереванский книжный фестиваль и Международный конгресс переводчиков привели в нашу столицу множество гостей, чья среда обитания - литература. Многочисленные встречи, обсуждения, презентации, дискурсы и диспуты...