ГЛАВНОЕ - ПРОПАГАНДА АРМЯНСКОЙ МУЗЫКИ
В последние два десятилетия мне не раз приходилось встречаться с нашим соотечественником, живущим ныне в США, известным скрипачом, руководителем Международного лос-анджелесского фестиваля "Дилижан" Мовсесом ПОГОСЯНОМ. С ним легко, приятно, интересно разговаривать. Во всяком случае от него можно услышать глубокие суждения по самым важным проблемам музыки. Вот и на этот раз, несмотря на то что времени у него было в обрез, он обстоятельно ответил на наши вопросы. Встреча наша состоялась через пару дней после концерта Национального филармонического оркестра, где вместе с супругой - замечательной скрипачкой Варди Мануелян, одаренным пианистом Артуром Аванесовым он исполнил одно из ярких произведений Альфреда Шнитке - Concerto Crosso N1 для двух скрипок, фортепиано и струнных.
- Мовсес, с момента нашей последней встречи прошло лет пять. Что изменилось в вашей творческой жизни?
- Было много творческих событий в разных сферах музыки. Много премьер, концертов. А изменилось то, что я стал больше внимания уделять преподаванию. Это направление деятельности меня по-настоящему увлекает. Очень горжусь успехами моих студентов в Калифорнийском университете. С другой стороны, у нас трое детей в семье, и они также радуют. Двое из них станут музыкантами. Старший сын успешный виолончелист, он окончил Джульярдскую академию. А девочка в этом году будет поступать в класс альта.
- Помнится, несколько лет назад вы были обеспокоены проблемой учебы детей в Америке...
- Тогда меня беспокоил вопрос: как помочь развитию детей без особого ущерба для собственного творчества. Но, слава богу, нам удалось передать детям любовь к музыке, а выбор профессии мы оставили за ними.
- Мовсес, ваша музыкальная деятельность исключительно многообразна. Расскажите, пожалуйста, о том, как происходило расширение ее границ.
- Я вырос в Ереване. Моими учителями в разное время были такие мастера, как Левон Зорян, Вилли Мокацян - в Ереване и Валерий Климов - в Московской консерватории. Они были очень глубокими, серьезными и требовательными музыкантами. И что самое важное, чему я стараюсь следовать им как педагог - они влияли на личность ученика.
Со временем, уже в молодые годы появился определенный стимул в связи с признанием: сперва в нашей стране, а потом и за рубежом после первых поездок, которые тоже принесли успех. Факт выступлений на международных конкурсах, открывшаяся в связи с этим широкая дорога международной концертной деятельности - тоже были большим стимулом для меня.
- А какое место в ваших программах занимает армянская музыка?
- Еще в молодые годы играл Арама Хачатуряна, "Рапсодию" Арно Бабаджаняна, Сонату Адама Худояна, которую мне рекомендовал мой незабвенный педагог Вилли Мокацян. Я ее играл на всех конкурсах. Помню, с каким чувством я поехал на пленум Союза композиторов СССР с Александром Арутюняном играть его Сонату - поэму для скрипки и фортепиано. Особое место в моей галерее армянских авторов занимает блестящий современный композитор Ваче Шарафян, с которым меня связывает исключительная дружба. Горжусь, что был причастен к созданию и исполнению десятка его произведений, включая его скрипичные сонаты, два фортепианных трио и замечательное произведение "Четыре времени года" на стихи Нарекаци, посвященное мне произведение "Цветущие звуки". Вообще Шарафян - востребованный автор. Его произведения исполняют на Западе, его играл один из выдающихся современных музыкантов - Ио-Ио-Ма. Я благодарен судьбе и за дружбу с Тиграном Мансуряном. Серия "Дилижан" укрепляет контакты и с другими армянскими композиторами. За годы своей музыкальной деятельности я сыграл массу премьер - произведений наших авторов. Но, конечно, музыкальная картина мира сейчас необыкновенно разнообразна. Перед исполнителем - множество дорог в разных музыкальных культурах. Главное - искать и находить общее в этих разбегающихся культурах. Существует ли что-то, способное объединить их, - вот вопрос, который всегда стоит передо мной, вот идея, которая меня увлекает.
- А как развивается ваш фестиваль "Дилижан"?
- Этот фестиваль проходит довольно интенсивно, он развивается. Осенью у нас начнется 12-й сезон фестиваля. Мы заказали композиторам новые сочинения и уже имеем около 37 сочинений.
Я приезжал сюда 4 года назад с большой программой и артистами, но наш основной сезон длится год. Это шесть концертов армянской и западноевропейской музыки и обязательно новые произведения, написанные по нашему заказу. Для наших концертов мы привлекаем музыкантов мирового класса, таких как концертмейстер Лос-Анджелесского филармонического оркестра Мартин Шалифу, всемирно известный альтист Пол Колетти, виолончелист экстракласса Петер Ступф, невероятно одаренная певица Тони Арнольд и другие. Мы не выбираем исполнителей по национальному признаку, что, на мой взгляд, верно. Ведь когда армянскую музыку исполняют не армяне, да еще такого высокого класса, воздействие этой музыки многократно увеличивается. Наши концерты в США имеют огромный успех. После первых же концертов в США они были названы суперсерией. Наша главная задача - показать все лучшее в армянской музыке. Помимо тех композиторов, которых я назвал - Тиграна Мансуряна, Ваче Шарафяна, у нас задействован и молодой автор Артур Аванесов, написавший несколько лет назад сочинение для голоса и скрипки под названием "Мой свет", который мы исполнили с Тони Арнольд. Нами задействован и итальянский композитор Паоло Каваллоне. Он не имел представления о нашем наследии, получив от меня записи Комитаса, воодушевляется армянской музыкой и пишет сочинение, в основе которого - армянская музыка.
Напомним нашим читателям, что в свою первую программу фестиваля Мовсес Погосян включил Квартет Эдварда Мирзояна, стоявшего у истоков создания Дома творчества в Дилижане. В следующем концерте он предложил премьеру произведения В.Шарафяна для двух скрипок, которое автор посвятил исполнителям - Мовсесу Погосяну и Варди Мануелян. В концертах фестиваля принимали участие также знаменитая скрипачка Ани Кафафян и выдающаяся альтистка Ким Кашкашян. Продолжая мысль о 12-м фестивале "Дилижан", Мовсес добавил:
- В новом сезоне прозвучит и новое произведение (премьера) композитора Месчана Петросяна (он родился в Ереване, сейчас живет в Париже, по нашему заказу он написал фортепианное трио, которое мы будем играть). В нашем фестивале примут участие два композитора - отец и сын Карталяны, которые живут сейчас в Лос-Анджелесе. И так параллельно я пытаюсь на возможном уровне играть музыку, которую люблю. Потому и приглашаю артистов, с которыми внутренне близок. Мне очень дорог Сергей Бабаян - превосходный музыкант, тончайший пианист, присутствие которого украсит любой фестиваль. Мы с ним нередко общаемся, хотя живет он в Нью-Йорке.
- Как музыкант вы чувствуете себя реализованным? Удалось ли добиться того, о чем мечталось в юности?
- Вставая каждое утро, я чувствую, что начинаю с нуля. Всегда есть чувство, что очень далек от цели.
- У вас есть возможность общения со множеством выдающихся исполнителей. Это ведь тоже что-то добавляет к вашему опыту...
- Для меня кумиром в исполнительском искусстве на сегодняшний день является греческий скрипач Леонидас Ковакус. Живет он в Лондоне. Для меня он - эталон исполнителя, который прежде всего подходит к музыке как музыкант. Он знает партитуру от и до. Для него главное - автор. Я слушал, как он играл Скрипичный концерт Прокофьева. У него многому можно научиться. И в то же время у него начисто отсутствует нездоровый эгоизм. У него все идет из желания максимально отразить замысел композитора, а проблема самоутверждения ему чужда. Кумиром для меня является и Марта Аргерих. Каждый раз, слушая ее фортепианную игру, получаю новый заряд.
- Меняется ваше отношение к музыке, которую вы играли давно?
- Постоянно меняется. Впечатления меняются в зависимости от вашего состояния, от малейших внешних факторов - быть может, от атмосферного давления. Сегодня я играю, допустим, Моцарта совершенно иначе, чем в юности. Когда я слушаю свою старую запись, сегодня она кажется быстрой, а завтра может показаться медленной. Меняется представление. Возможно, я сегодня так же бы выкладывался, играя Моцарта, но интерпретация будет другой. Идет постоянная эволюция. Это необходимый фактор нашего развития. Если наступит момент, что я сегодня буду играть как раньше, значит, что-то во мне неладное творится. Вот почему я всегда в восторге от Сергея Бабаяна. Он постоянно меняется, совершенствуется изо дня в день. У него все время работает мысль: а как бы это сыграл сам автор. Это свойство подлинного таланта.
Но когда мы на сцене, мы должны выключить кнопку самоанализа. На сцене мы должны утверждать свою интерпретацию. Наши сомнения на сцене никому не нужны. В этом плане мне очень помогают наблюдения за спортсменами. Ведь им выпадает огромное количество стрессов. Между нами, исполнителями и спортсменами, много общего. Спортсмены могут быть великолепны во время тренировок, но, как часто видишь, по разным причинам сдают нервы и они не могут достичь нужного результата. И в то же время кто больше работает во время тренировок, тот во время матча достигает плавности во всем. Того же самого мы хотим добиться в своем деле. Настоящий артист умеет себя собрать (если ему, разумеется, не мешают какие-то особые обстоятельства) именно в данном концерте в каких-то особенно ответственных условиях. Меня этому научил мой концертный опыт, который и теперь считаю самым ценным опытом.
- Расскажите еще о том, о чем я вас не спросила.
- Несколько месяцев назад я приехал сюда со своими студентами. Уже три года, как я руковожу группой студентов в Калифорнийском университете - струнный квартет и вокалисты. Они, иностранцы, имеют возможность глубинного изучения армянской музыки, учат квартеты армянских авторов - Сарьяна, Мирзояна, Мансуряна, а певицы (первые две с Ваче Барсумяном в Глендейле работают над Спендиаровым, Мирзояном, Аланом Ованесом) поют на чистом армянском языке. Они учатся бесплатно - их учебу финансирует анонимный донор, взамен они должны исполнять армянскую музыку. Они идеально выступили в Доме Комитаса. Комитаса они исполняли великолепно, с блестящим произношением, что даже здесь невозможно. Как педагог и армянин я был чрезвычайно горд.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-22 09:48
Очерк. Из журналистского блокнота ...Рассвет. Ереван словно искрится дымчатым тюлем, пропитанным свежестью. Он не такой, как днем. Поэтичнее. Без жгучих запахов шаурмы и других съедобных продуктов, многочисленных уличных кафе и их посетителей, разносчиков-курьеров, снующих в быстром темпе то тут, то там, разметая прохожих. А пока слишком рано. Сейчас раздастся звонок в дверь, и деловой день раскрутится во всем своем торопливом напряжении.
-
2024-11-15 10:34
16 ноября исполняется 85 лет со дня рождения замечательного композитора Роберта АМИРХАНЯНА В эти дни музыкальная общественность Армении - коллеги, поклонники таланта признанного мастера, композитора, новатора эстрадно-лирической песни, народного артиста Армении, музыкально-общественного деятеля, профессора Ереванской консерватории Роберта Амирханяна - празднуют его юбилей. Он вошел в армянскую музыку как личность, обладающая своей эстетической позицией, своим пониманием жизни, с желанием говорить с современниками о современности. Роберт Амирханян, творящий свой неповторимый образный мир, видящий действительность через кристалл своего искусства, обладающий уникальной палитрой, своим собственным "алфавитом", - явление самобытное и редкое в нашей музыке.
-
2024-11-13 10:24
Два вечера в Ереване с триумфальным успехом играл выдающийся российский пианист Денис МАЦУЕВ Его приезд был инициирован руководством самого престижного международного фестиваля "Ереванские перспективы" художественным руководителем, композитором Степаном Ростомяном и главным менеджером Соной Ованесян при поддержке Министерства образования, науки, культуры и спорта РА и ВТБ (Армения). Фестиваль этот не заигрывает со своей публикой: он действительно любим ею, а его концерты, представляя самых знаменитых исполнителей мира, всякий раз поражают своей неожиданностью и новизной звучания. Они будят в нас живые ассоциации, без чего, как известно, любой концерт независимо от уровня исполнения остается бездыханным.
-
2024-11-06 10:40
Недавно Национальный филармонический оркестр Армении под управлением Эдуарда Топчяна завершил свой самый крупный проект начала нового сезона - Ереванский международный фестиваль классической музыки.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-10-23 09:52
"Я солнцем вскормленный язык моей Армении люблю... Я - и в крови, и сироту - свой Айастан, как яр, люблю..." - в форсированной фразировке, в кличе, взрыве рождалось то, что не расскажешь и не опишешь... Так читал строки Чаренца Хорен Абрамян. И вот теперь с таким же хриплым раем торжества читал их поэт, музыкант, подюсер Рубен Мхитарян...
-
2023-04-20 10:01
Обладатель Золотой медали ЮНЕСКО, лауреат международных конкурсов признанный виолончелист Сергей Косемян широко известен не только в Армении, но и за рубежом. С сольными концертами он выступал во Франции, Мексике, США и других странах. Сегодня Сергей живет и работает в Америке, но не теряет связи с родиной. Более того, будучи вовлеченным в разные международные проекты за пределами Армении, он несколько лет назад получил предложение стать одним из участников балетной мегапостановки в Ереване.
-
2023-03-28 10:15
Скрипач Вардан Погосян при участии пианиста и композитора Артура Тадевосяна выпустил очередной видеоклип «Поэма» («Poeme»). Трогательная, насыщенная эмоциональным содержанием и смысловой нагрузкой музыкальная композиция появилась на Youtube три недели назад и уже набрала около 12 тысяч просмотров. «Поэма» продолжает активно шествовать по Сети, притягивая новых слушателей богатством музыкальных красок, проникновенным исполнением и талантом исполнителей.
-
2023-03-08 10:20
Микаэл Таривердиев известен широкой публике как композитор кино, создатель музыки к таким знаковым фильмам советского кинематографа, как «Семнадцать мгновений весны», «Король-олень», «Ирония судьбы, или С легким паром», «Земля, до востребования» и многих других. На его счету более 70 фильмов, музыка к которым до сих пор согревает сердца.