Последние новости

ЖИТЬ КАК ЗВЕРЬ ИЛИ УМЕРЕТЬ КАК ЧЕЛОВЕК?

Состоялась премьера фильма "Последний житель"

В середине 1995 г. Цовинар Хачатрян по следам армяно-азербайджанского противостояния в годы Карабахской войны написала рассказ "Последний житель Гюрджевана". История, представленная на 9 страницах, основана на реальных событиях, связанных с насильственным выселением армян с исторических земель, в частности, из села Гюрджеван – родины супруга Цовинар Хачатрян. Рассказ был опубликован на литературном портале granish.org и вызвал живой интерес у читателей. Несколько лет назад он попал в руки известному режиссеру Дживану Аветисяну. Что из этого вышло, увидели гости, участники и поклонники Ереванского МКФ "Золотой абрикос", попавшие в рамках фестиваля на два премьерных аншлаговых показа фильма "Последний житель".

ДЖИВАН АВЕТИСЯН –  КРУПНАЯ ФИГУРА В СОВРЕМЕННОМ АРМЯНСКОМ КИНЕМАТОГРАФЕ. Несколько лет назад его полнометражная игровая картина "Теваник" была удостоена главного приза в номинации "Армянская панорама" "Золотого абрикоса". Новый фильм режиссер вновь представил в фестивальном конкурсе, не претендуя на приз во второй раз. Его цель – сначала показать фильм отечественной публике, а уже потом представить его зарубежному зрителю. Кинематографический "Последний житель" вышел далеко за рамки своего литературного прототипа. История из армянской действительности - поднятая авторами фильма проблема обрела общечеловеческую доступность и  понимание.

Главный герой фильма, пожилой Абгар (Александр Хачатрян) – единственный армянин, оставшийся в родном селе, где издревле жили его предки. После насильственного выселения азербайджанцами армян здесь не осталось ни одного местного жителя: вокруг пустые дома, заброшенные сады и тишина, в которой слышен каждый шорох. Абгар ждет весточки о пропавшей приемной дочери, литовке по национальности Юрге (Сандра Дауксайте-Петрулене). Однажды к нему приходит старый друг и сосед, азербайджанец Ибрагим (Хомайун Эршади) и обещает найти Юргу. В семье Ибрагима своя трагедия: дочь Ребекка не может стать матерью, каждые роды завершаются смертью младенца. Она беременна и сейчас, но уже со слезами ждет очередной утраты. "Роды должен принимать христианин, таков закон предков, лишь в этом случае ребенок выживет", - наказывает мать Ибрагима, и тот приходит с просьбой к армянину Абгару. Вскоре Ибрагим находит Юргу. Девушка помешана: на ее глазах азербайджанцы сожгли мужа, а вор и убийца по кличке "Артист" (Сос Джанибекян) и сейчас пытается навредить Юрге. Абгару и Ибрагиму ничего не остается, как встать на защиту невинной девушки.

 Состоялась премьера фильма 'Последний житель'ВОКРУГ ЭТОГО СЮЖЕТА И РАЗВОРАЧИВАЕТСЯ ДЕЙСТВИЕ, однако замысел автора намного глубже. На фоне войны режиссер показывает обычную жизнь, в которой есть место не только ненависти и злу, но и  состраданию, дружбе, человечности и нравственным ценностям.  Абгар и Ибрагим – люди одной эпохи, единого социально-нравственного воспитания на принципах интернационализма и добрососедства. Чтобы передать это зрителю, Дживан Аветисян наряжает обоих в одинаковые плащи, мельком показывая портреты Ленина и  общего советского прошлого в отдельных кадрах. Их дети выросли, вместе играя, а взрослые поддерживали соседей другой национальности и вероисповедания. Идет война, азербайджанцы не трогают Абгара: он им нужен. Прекрасный камнетес Абгар выполняет заказ – высекает на камне надпись для мечети, которую строят здесь новые хозяева. Но видавшего жизнь армянина это не смущает, ведь вера  всегда призывает к добру, нравственности и миру.

В фильме много подтекстов и символов, которые не всегда распознаются во время первого просмотра: картину надо смотреть два, а то и три раза. Уже имена главных героев заставляют задуматься. "Ибрагим, или Авраам, библейский пророк, от которого берет начало род пророка Мухаммеда - центральной фигуры ислама. Абгар – армянский царь, первым уверовавший в Иисуса Христа. Оба персонажа символизируют священное начало, веру, духовность и человечность - качества, которыми наделены два главных героя фильма", - рассказывает Дживан Аветисян. Режиссер делает "эпизодическим персонажем" музыкальный инструмент тар, одинаково популярный у разных народов, но тар – не только олицетворение общности Абгара и Ибрагима, их духовности. Его разорванные струны – это крик души Юрги и тысяч армянских женщин, на  глазах которых  враг безжалостно убивал сыновей, отцов и мужей во время Геноцида в Османской Турции, а позже - зверствуя в Сумгаите, Баку, Мараге.

Не случайно в фильме Юрга то и дело повторяет фразу: "Почему Ребекка не приходит, чтобы пойти за водой?" Идея необходимости очищения - морального и духовного, - в этом призыв Дживана Аветисяна. Война подводит людей к черте, когда надо принимать важнейшее в жизни  решение: остаться человеком достойным и уважающим себя или превратиться в зверя, готового перешагнуть через все святое, что накоплено человечеством за всю историю  существования. "Символически "последний житель" - это Юрга: ее, литовку, пытаются спасти люди двух разных национальностей и вероисповеданий, которые в каждом своем проявлении остаются верными нравственным принципам, - говорит режиссер. – Подобные истории случаются в разных уголках мира, они понятны представителям разных национальностей и вероисповеданий, и в этом смысле наш фильм имеет международную направленность. В то же время "Последний житель" - история о последствиях Арцахской войны, это тема, которой я верен всегда".

В КАРТИНЕ НЕМАЛО ПАРАЛЛЕЛЕЙ, ПОЗВОЛЯЮЩИХ ПОНЯТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ СУТЬ ЕЕ ГЕРОЕВ . "Артист", называющий себя "путешественником", сидел в разных тюрьмах разных городов. Абгар тоже "путешественник" по жизни, но его судьба иная. "Беженец навсегда", как он сам называет себя, в годы Великой Отечественной войны попал в плен к фашистам, бежал оттуда на родину, где его ждала Сибирь. После реабилитации наступил мир, как оказалось, непрочный: сейчас его гонят из родного села, родного дома.

Сценарий картины "Последний житель" отличается от рассказа, реальным прототипам которого удалось добраться до Армении и обрести новый дом в Раздане. Над сценарием же фильма Дживан Аветисян и Цовинар Хачатрян работали вместе начиная с 2013 г. Съемки продлились не больше месяца и проходили в селе Хачмач Аскеранского района Нагорно-Карабахской Республики. Фильм поддержан армянским культурным фондом Fish Eye Art, литовской компанией Artbox, Национальным киноцентром Армении, Министерством обороны РА, президентом НКР Бако Саакяном.

В создании картины "Последний житель" приняли участие пять стран: Армения, Литва, Ливан, Швеция и США. Музыку к фильму написал Серж Танкян, вдохновленный очередным проектом армянского режиссера. В картине заняты армянские и зарубежные актеры. Как рассказывает режиссер, актриса из Литвы Сандра Дауксайте-Петрулене трижды ездила в Арцах, беседовала с людьми, побывала там в городах и селах. Ей были предоставлены материалы об Арцахской войне как из армянских, так и азербайджанских источников, чтобы избежать субъективности представления событий. Актриса поняла суть конфликта и согласилась сняться в фильме. "Большинство людей не в курсе истории Нагорного Карабаха и его передачи Азербайджану Сталиным. Участники фильма узнали историческую правду, обратились к документальным источникам карабахского вопроса", - рассказывает Дживан Аветисян.

Сопродюсер фильма – Кестутис Драздаускас, глава Artbox, который стал продюсером фильма "Теваник" Дживана Аветисяна. По признанию Драздаускаса, реальная история, литературное произведение и сценарий фильма потрясли его до глубины души.  "Это история, которую Дживан прочувствовал всей душой,  выделил главное и верно расставил акценты. Тема потери родины важна для всех особенно в ХХI веке, - говорит продюсер. – Фильм не коммерческий, он не рассчитан на массового зрителя, а нацелен на  элитарную аудиторию, готовую размышлять над происходящим в мире, делать выводы и менять действительность к лучшему. Уверен, что "Последний житель" будет воспринят и зарубежными зрителями".

НАДО ОТМЕТИТЬ, ЧТО ФИЛЬМ ИДЕТ В ОСНОВНОМ НА ДВУХ ЯЗЫКАХ – азербайджанском и карабахском диалекте армянского, что несколько смутило отечественную публику, вызвав определенные негативные оценки. Не соглашусь с этим мнением: наличие "языка-оригинала" в случае с азербайджанским помогает  подчеркнуть историческую достоверность и в то же время служит идее фильма – показать, что люди, говорящие на разных языках, способны понять друг друга, если в них не умерли душа и моральные принципы. Ведь не помешал же юкатекский язык создать шедевральный "Апокалипсис" Мэлу Гибсону. Тем более что к "Последнему жителю" уже готовы титры на английском, идет работа над армянскими, русскими и французскими титрами.

Дживан Аветисян уверен, что "Последний житель" вызовет негативные оценки азербайджанской прессы. "В Азербайджане выходит много статей в адрес фильма "Теваник", и сразу становится понятно, что авторы не смотрели этот фильм. В случае с "Последним жителем" мы добьемся успеха, если азербайджанцы найдут в себе смелость посмотреть эту картину", - уверен Кестутис Драздаускас.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • УДОЧКА В КАРМАН ТАКСИСТА?
      2020-06-01 09:24
      290

      Вопросы урегулирования сферы такси-сервиса, представленные правительством Армении, привлекли к обсуждению всех, кроме самих водителей такси. Как отмечает главный инициатор нового законопроекта – Министерство территориального управления и инфраструктур РА, инициатива затрагивает в первую очередь платформу онлайн такси-сервисов, находящуюся вне государственного контроля и требующую срочного урегулирования.

    • СОЗДАН «ФОНД ДРУЗЕЙ КОНСЕРВАТОРИИ»
      2020-05-29 10:29
      1698

      «Фонд друзей консерватории» - так названа организация, рожденная недавно в стенах Государственной консерватории им.Комитаса и призванная реанимировать этот прекрасный очаг культуры и образования. Имеющая давние традиции ереванская консерватория в 2021 г. отметит свой 100-летний юбилей, и созданный недавно фонд уже приступил к разработке и реализации ряда программ, которые помогут не просто сохранить достижения консерватории, но и развить их в соответствие с требованиями времени.

    • «ЛЕДИ МОРЕЙ» АНИТА КОНТЕ-КАРАГОШЯН
      2020-05-29 10:18
      1010

      Анита Конте-Карагошян – одна из самых выдающихся армянок в истории, первая в мире женщина-океанолог, сыгравшая огромную роль как в исследовании океана, так и в организации грамотного рыболовства, оставившая мировой науке множество исследовательских трудов, проблемных статей, более 40 тысяч уникальных фотографий, десятки фильмов и сотни страниц дневниковых записей. Аниту Конте еще при жизни называли «Магелланом в юбке». Она родилась 17 мая 1899 года и, прожив без малого 99 лет, стала маяком океанологической науки своего времени. 

    • КОНКУРС ИМЕНИ ХАЧАТУРЯНА ПРИВЛЕЧЕТ ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
      2020-05-25 10:45
      3642

      Международный конкурс им.Арама Хачатуряна, несмотря на закрытые границы, не намерен сдавать позиции: с 6 по 15 июня он примет на своей площадке музыкантов из разных стран. Правда, площадка нынешнего конкурса будет работать в режиме онлайн, где на суд жюри и слушателей будут вынесены выступления прошедших отбор конкурсантов. Однако хачатуряновский конкурс, как всегда, отличится креативом и пройдет с применением современных технологий и, в частности, в сотрудничестве с искусственным интеллектом.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ВОЗВРАЩЕНИЕ ФИЛЬМА-ЕВАНГЕЛИЯ
      2020-04-20 12:12
      3986

      С документальным фильмом "Да святится имя Твое" приключилось чудо. В 2009 г. у режиссера Артака АВЕТЯНА зазвонил телефон. Взволнованный женский голос сообщил, что на складе ликвидированной уже студии телефильмов "Ереван" проводится ревизия, и там обнаружены четыре коробки с бобинами фильма под рабочим названием "Евангелие от Иоанна". Автором фильма является именно Артак Аветян, чьи данные удалось найти в архивах студии.

    • Поздравление Союза кинематографистов Армении с Днем армянского кино
      2020-04-16 17:33
      493

      Союз кинематографистов Армении поздравил с Днем армянского кино. "Арменпресс" представляет поздравление Союза кинематографистов Армении.

    • О ВАРДАНЕ ПЕТРОСЯНЕ. ФИЛЬМ ВТОРОЙ
      2020-04-16 13:07
      4336

      Режиссер, оператор и продюсер Эдуард Амбарцумян выпустил очередной документальный фильм.  В нынешних реалиях премьера состоялась на канале Youtube. Фильм «В качестве начала» посвящен известному актеру, сценаристу и сатирику Вардану Петросяну, он рассказывает о последнем периоде жизни артиста и драматургически привязан к моноспектаклю «Моя неоконченная песня», представленному на сцене Государственного русского драмтеатра им.К.Станиславского в августе-сентябре прошлого года.

    • ВЫШЕЛ ТРЕЙЛЕР ФАНТАСТИЧЕСКОГО ТРИЛЛЕРА АННЫ МЕЛИКЯН «ФЕЯ» С КОНСТАНТИНОМ ХАБЕНСКИМ (ВИДЕО)
      2020-04-15 11:06
      2660

      В Сети появился первый трейлер фильма «Фея» Анны Меликян. Главные роли исполнили Константин Хабенский и Екатерина Агеева.