Последние новости

НЕ ЗАРЬТЕСЬ НА ЧУЖИЕ ТАЛАНТЫ

То, что соседнее царство-государство не устоит перед соблазном приватизировать Роберта Саакянца и что процесс приватизации - всего лишь вопрос времени, стало понятно, когда сразу после смерти мультипликатора на одном из официальных азербайджанских сайтов появилась информация: "Скончался классик советской мультипликации, бакинец Роберт Саакянц". 

МЕДЛИТЕЛЬНОСТЬ, КОТОРУЮ ВСЕ ЭТИ ГОДЫ ПРОЯВЛЯЛИ НАШИ СОСЕДИ, СЛЕГКА НАСТОРАЖИВАЛА. Но вот наконец свершилось: Роберт Саакянц со своими обучающими фильмами появился на сайте kinotzvin.com. И не просто появился, а с соответствующим комментарием: "Азербайджан, родом из которого Роберт Саакянц, тоже сказался на большей части его творчества". Однако это не единственное откровение о режиссере-мультипликаторе. Есть и другая интригующая информация, касается она фильма "Сон в летнюю ночь", снятого Р.Саакянцем в 1992 году по заказу BBC. Представив список фильмов по Шекспиру и указав год и страну производства каждого из них, дотошные составители таблицы не обошли вниманием и Роберта Саакянца. И в графе "страна" указали: "Азербайджан, Россия".

Меня всегда удивляли бакинские армяне, которые в упор не видели всего, что происходило в интернациональном городе Баку еще в далекие 60-е годы. Возможно, снять розовые очки им мешало то обстоятельство, что они жили в армянских анклавах в центре города. Там тогда азербайджанцами и не пахло. Другое дело - окраины Баку. И на одной из них в 1956 году наш отец, руководивший дирекцией строившегося судоремонтного завода, получил квартиру, и наша семья переехала из Арменикенда на 6-ую Хребтовую улицу, недалеко от которой располагалась наша школа (N20) и азербайджанский анклав с поэтичным названием "Дахлынка". Непременным атрибутом юных особей мужского пола, населяющих этот очаг цивилизации, были перочинные ножи. И каждый день дахлынские отроки к концу уроков подтягивались к нашей школе с невинной детской целью: подразнить интеллигентных девочек, спровоцировать интеллигентных мальчиков на драку и, если повезет, кого-нибудь из них пырнуть ножом, а потом быстро разбежаться по своим стойлам.

Из интеллигентных мальчиков наибольшего внимания удостаивался высокий худой очкарик, которого не могло спугнуть ни количество шалунишек, ни их "средства самообороны": при первых же попытках задеть одноклассниц он кидался на озорников с кулаками. О том, что очкарик "эрмяни", молодая дахлынская поросль узнала очень скоро, и место их дислокации переместилось от школы N20 во двор дома на 6-й Хребтовой. И с тех пор под нашими окнами чуть ли не ежедневно стал раздаваться призывный вопль: "Эрмяни". На что "эрмяни", не снимая очков (к тому времени он уже был серьезно близоруким), сломя голову вылетал из дома и начинал без разбору дубасить всех, кто попадался под руку. Доставалось и ему, но это было меньшее из того, что могло бы произойти, если бы он был менее гибким и увертливым. Естественно, после каждой драки родителям приходилось заказывать ему новые очки.

НАДО ОТДАТЬ ДОЛЖНОЕ РОДИТЕЛЯМ: НИКОГДА ОНИ НЕ НАКАЗЫВАЛИ СЫНА ЗА ЭТИ драки, никогда не запугивали тем, что с дахлынским зверьем лучше не связываться. Однако нельзя сказать, что их приводила в восторг радужная перспектива в какой-то день обнаружить во дворе сына, прирезанного его ровесниками за то, что он армянин. А гарантами того, что в интернациональном городе Баку мальчика ожидало такое светлое будущее, были его гипертрофированная жажда справедливости, не менее гипертрофированный дух противоречия и патологическое отсутствие чувства страха. Вот тогда-то родители задумались о дальнейшей биографии строптивого сына. Тем более что и предшествовавший дракам этап его жизни тоже давал пищу для размышлений.

Так уж случилось, что Роберт Саакянц раньше, чем к рисованию, пристрастился к лепке из пластилина. Где-то во втором классе мама определила его в бакинский Дом пионеров, в кружок скульптуры. Руководительница кружка, еврейка по национальности, была прекрасным педагогом. Обнаружив у мальчика незаурядные способности, она уделяла ему особое внимание и все время говорила маме, что ребенка нельзя упускать из поля зрения. Мама очень гордилась, находила в магазине "Детский мир" каких-то знакомых, и когда там получали хороший московский разноцветный пластилин, закупала его целыми партиями. Не испытывая недостатка в материале, Робик лепил не только миниатюрные формы, но и крупные композиции. Так, он однажды вылепил громадную композицию "Расстрел 26 бакинских комиссаров", в которой умудрился придать персонажам портретное сходство со всеми 26 героями Бакинской коммуны. Работа удостоилась приза на городской выставке, что еще больше вдохновило нашу маму, и когда в "Детском мире" в очередной раз получили московский пластилин, она закупила его в таком количестве, что хватило бы на всех героев коммуны, вылепленных в человеческий рост. Но пластилин ждала другая участь.

Преподавательница-еврейка, успев напророчить Робику Саакянцу большое будущее, уехала из многонационального города Баку. На смену ей пришел преподаватель-азербайджанец, который первое же занятие начал с того, что поинтересовался, кто из детей какой национальности. То, что самый способный из них оказался армянином, беспристрастный специалист по детским душам воспринял как личное оскорбление. И азербайджанский Ян Амос Коменский исключительно в воспитательных целях стал объяснять мальчику, что он бездарен. Через пару занятий "бездарный" четвероклассник наотрез отказался ходить в Дом пионеров.

МАМА, НИ НА МИГ НЕ ЗАБЫВАВШАЯ ПРОРОЧЕСТВА ПРЕДЫДУЩЕГО ПЕДАГОГА о том, что сына ждет большое будущее, решив выяснить, чем вызваны метаморфозы в способностях ребенка, отправилась побеседовать с новым педагогом. Из Дома пионеров она вернулась возмущенная и с твердым решением убедить нашего отца в необходимости уехать в Ереван: "Мерзавец несчастный! Муссаватист несчастный!" - все повторяла она и, обращаясь к отцу, патетически восклицала: "Когда я говорю, что у твоих детей здесь нет будущего, ты со мной споришь". А отец не то чтобы спорил, он просто не занимал голову размышлениями о том, что какая-то нечисть может как-то повлиять на судьбу его детей, и никакой трагедии в том, что Робик больше не будет посещать занятия в Доме пионеров, не видел. Тем более что лепить Робик не переставал, благо запасов пластилина хватало на все его гигантские проекты: начитавшись Вальтера Скотта, он сооружал средневековые крепости, лепил рыцарей с табунами лошадей и устраивал рыцарские турниры, а заодно, "заболев" к этому возрасту футболом, лепил еще и футболистов для придуманного им настольного футбола.

Возможно, отец так и не задумывался бы над тем, что сына лучше бы увезти из столицы солнечного Азербайджана, но вскоре после истории со скульптурным кружком жизнь пионера Робика Саакянца вступила в фазу перманентных драк с другими юными ленинцами, которые с молоком матери впитывали совершенно специфические представления об интернационализме и дружбе народов. И тут отцу пришлось солидаризироваться с мамой. Квартиры тогда не продавались и не покупались, их можно было только обменять. С конца 62 года начались поиски подходящих вариантов. Наконец, в начале 1964 года подвернулся удобный. По площади ереванская двухкомнатная квартира была немного меньше нашей трехкомнатной бакинской, но дальше продолжать поиски при ежедневных драках тринадцатилетнего сына родители сочли нецелесообразным. И начался долгий процесс оформления обмена.

В ИЮЛЕ 1964 ГОДА МЫ ПЕРЕЕХАЛИ В ЕРЕВАН. НАКАНУНЕ ОТЪЕЗДА ДРУГ ОТЦА устроил пышные проводы в своем добротном особняке в Арменикенде. Немного подвыпив, он упрекнул мать: "Аршавир в жизни из Баку никуда бы не уехал, где он в Ереване найдет такую должность? И квартиру вы нашли меньше вашей. Это все ты виновата, ты его уговорила". На что она ему ответила: "Если это так, то я горжусь, потому что и вы все отсюда уедете, только, в отличие от нас, вы отсюда будете бежать, не успев собрать вещи". Диалог этот, повторюсь, произошел в июле 1964 года.

Так вот. Уважаемые азербайджанские интеллектуалы. У вас навалом своих гениев (один даже стал дипломатом и министром культуры и время от времени рассказывает по разным каналам российского телевидения героический эпос с завораживающим сюжетом о том, как однажды во время войны его папа, 15 раз подряд спев раненому солдату одну и ту же песню, помог ему перенести без наркоза тяжелейшую операцию), не зарьтесь на чужие таланты, тем более на те, которые состоялись исключительно потому, что родители вовремя вывезли их из вашего "древнего" отечества. 

Основная тема:
Теги:
  • Alexander Terminassian 27-Сен-2017
    Кариночка, помню как Роберт даже мне, младшекласснику демонстрировал некоторые свои работы. А благодаря вашему переезду лично я имел удовольствие учиться с тобой в одном классе!
    Ответить
    • К.С. 01-Дек-2017
      СПАСИБО, дорогой Александр Левонович! (От неожиданности я стала называть тебя по имени и отчеству). А я случайно открыла статью, она же прошлогодняя, мне там надо было кое-что посмотреть. И вдруг - Александр Тер-Минасян, который сдержал обещание и откопал-таки меня, и прочитал-таки, да еще и отреагировал. Я сомлела и в очередной раз вспомнила те 15 копеек, которые ты мне подарил триста лет тому назад. СПАСИБО!
      Ответить

ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

  • УДАСТСЯ ЛИ ПРЕРВАТЬ БАРХАТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В АД?
    2021-09-11 09:42
    2859

    Весной 2018 года, в один из первых дней стартовавшей катастрофы, я на своей странице в Фейсбук написала-предложила создать какую-нибудь контролирующую структуру, чтобы, когда начнется массовый отток населения, эта структура запрещала эмигрировать всем, кто принимал участие в старте и поддерживал бархатное путешествие Армении в ад.

  • "НАДО БЫЛО ЗАВЕСТИ ДЕТЕЙ-СТУДЕНТОВ …"
    2021-08-21 09:55
    1134

    Двадцать лет назад, 22 августа, не стало Левона МКРТЧЯНА. При его невероятной работоспособности и обилии творческих планов легко представить, сколько бы он успел сделать, если бы прожил хотя бы половину этого двадцатилетия.

  • ТРИБУНАЛ ИЛИ САМОВОСПРОИЗВОДСТВО?
    2021-04-14 11:16
    2064

    С первых секунд "бархатного" переворота здравомыслящие граждане Армении пытались достучаться до своих соотечественников, одержимых страстным желанием зажить сытно и беззаботно, пытались втолковать, что из затеи назначить главой государства проходимца из подворотни ничего хорошего получиться не может. Старались втолковать, что уж кто-кто, но не этот субъект накормит их досыта и освободит от всех забот и печалей. И единственное, чего можно ждать от него, - это разрушения государства и потери Арцаха.

  • "ПРЕЖДЕ ВСЕГО - НЕ УБИВАТЬ!"
    2021-03-02 10:08
    1640

    Богатый архив Левона МКРТЧЯНА дает широкие возможности отмечать дни его рождения публикациями, связанными с его литературной деятельностью. Это я в общем-то и старалась делать все прошедшие после его смерти годы. Но в этом году хочу напомнить о Левоне Мкртчяне двумя его статьями из сборника "Прежде всего - не убивать!" Во-первых, потому, что этот год для небольшой книжки в мягкой обложке юбилейный (она была издана в 1991 году), а во-вторых, потому, что сегодня, спустя тридцать лет, эти статьи, как и большинство остальных, вошедших в сборник, звучат не менее злободневно, чем тогда.






ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

  • ПОЭТ, КОТОРЫЙ БЫЛ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПОЭТ
    2022-01-13 10:22
    4477

    "...Меня раздаривают щедро – Моё веселье и слова. Я чью-то душу чище ветра Отмою, чтоб была жива. А если завтра боль уложит В постель или беда пригнет, Что ж, завтра кто-нибудь, быть может, Хоть искру смеха мне вернет".

  • "ВОТ ЭТО МОЙ ЦВЕТ..."
    2021-11-22 10:04
    1464

    Ко дню рождения Леонида АЗГАЛДЯНА В начале Карабахского движения многим казалось, что справедливый глас народа, прозвучавший в НКАО и Армении, будет услышан и просьба передать область из состава Азербайджанской ССР в состав Армянской ССР найдет понимание у соседей и в Москве. Но с первых же дней среди участников Движения были люди, которые понимали, что без оружия вопрос вряд ли решится и надо быть готовым ко всему. Среди них был физик, патриот не на словах, а на деле - Леонид Азгалдян.

  • У ИСТОКОВ СОЗДАНИЯ РАДИОТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ АРМЕНИИ
    2021-11-09 14:52
    2595

    Ушел из жизни руководитель АО «Электрон», «Разданмаш», «Севан» На 88-м году жизни скончался Григор Сергеевич Карапетян, посвятивший большую ее часть становлению отечественной промышленности.

  • ЧЕЛОВЕК ВОЗРОЖДЕНИЯ: СТАСУ НАМИНУ - 70
    2021-11-09 10:07
    8318

    В фильме, выпущенном к юбилею, артиста называют человеком Возрождения. В этом убеждаешься даже при беглом ознакомлении с его творческой биографией. Необозримо широк круг его арт-интересов - освоены едва ли не все виды искусства, проведены все мыслимые и немыслимые эксперименты. Ничто не упущено, не оставлено до лучших времен. Его искусство не знает, что такое подавленные импульсы. Еще важнее - оно не знает несвободы.