В ЕРЕВАНЕ ЧЕСТВОВАЛИ КАРАМЗИНА
Вообще-то иногда лучше с самого начала замахнуться на то, что хочешь сказать в итоге. А потом уже обосновать позицию. Вот почему начну с одного совпадения.
14 ОКТЯБРЯ В ЕРЕВАНЕ СОСТОЯЛОСЬ ЗАСЕДАНИЕ ГЛАВ СТРАН ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности), призванной, судя по названию, отстаивать интересы членов этого альянса. Не углубляясь во все реалии происходящего, сообщу, что в тот же день под гостеприимным кровом Ереванского государственного университета языков и социальных наук им. Брюсова, под эгидой АОКСа и Общества дружбы "Армения - Россия" началась международная научно-практическая конференция "Н.М.Карамзин: русская и национальные литературы". Это 12-й(!) по счету форум, созываемый в Ереване и посвященный юбилеям классиков великой русской литературы.
Ставшие традиционными встречи литературоведов разных стран давно уже претендуют на аббревиатуру ОДКВ (Организация договора культурного взаимообогащения). Затеял и продолжает ереванские культурные тусовки докторов, кандидатов и иже с ними доктор филологических наук, профессор, председатель общества "Армения - Россия" Михаил Давидович Амирханян. Делает свое дело зачастую без должного содействия соответствующих российских структур в Ереване.
Чтобы понять масштабы и суть происходящего, отметим, что в конференции к 250-летию Н.М.Карамзина было представлено 65 докладов от исследователей из вузов и научных центров России, Грузии, Италии, Германии, Испании, Словакии и Китая. К началу работы по сложившейся традиции сборник материалов был уже издан и поэтому участники знакомили друг друга лишь с тезисами своих исследований.
Поклонники творчества Николая Михайловича коснулись всех граней деятельности широко одаренного и состоявшегося во многих сферах человека. Публицист, прозаик, поэт, один из создателей литературного русского языка, литературовед, критик, переводчик... Вероятно, этот ряд можно продолжить. Но с какой бы стороны ни подходить, натыкаешься на главную глыбу - "Историю государства Российского" в 12 томах. Этот титанический труд ассоциируется у многих при упоминании фамилии Карамзина, человека, заложившего основу российской научной историографии.
Объем сборника материалов конференции - свыше 700 страниц. Так что представьте, сколько дней продолжалось бы "сидение в Ереване", если б пришлось зачитывать все доклады и сообщения полностью. Участники форума благоразумно в краткой форме выделяли главное. Примечательно, что о Карамзине говорили филологи, философы, историки, социологи, переводчики, педагоги, библиотекарь... Это лишний раз подчеркивают масштабы фигуры юбиляра, прошедшего путь от убежденного республиканца до приверженца монархизма.
СО СТОРОНЫ МОЖЕТ ПОКАЗАТЬСЯ, ЧТО ПОДОБНЫЕ СОБРАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ узкого профиля интересны только для них самих и мало чего дадут обыкновенному читателю. Но, поверьте, даже вслушиваясь в краткие резюме выступлений и бегло листая сборник, обнаруживаешь детали, которые не мешало бы знать любому образованному человеку, интересующемуся русской словесностью и историей. Вот, скажем, Стефан Гардзонио (Пизанский университет, Италия) в 1992 году установил, что стихотворение "Фиалка", традиционно входящее во многие собрания сочинений Жуковского, оказывается, принадлежит перу Карамзина. Одним из первых Карамзин стал использовать букву "E", предложенную, вероятнее всего, княгиней Е.Р.Дашковой на заседании Российской академии наук. В этом плане Белинский был убежден, что Карамзин "преобразовал русский язык, совлекши его с ходуль латинской конструкции и тяжелой славянщины и приобщив к живой, естественной, разговорной речи".
М.Амирханян отметил интерес Карамзина к историческому прошлому Армении. В своей "Истории государства Российского" не раз упоминает Армению, вводит в обращение армянские исторические источники, в частности, труд Мовсеса Хоренаци, пишет о враче-армянине, который лечил Владимира Мономаха, об участии военачальников-армян в битве на Куликовом поле и др.
Карамзин в восприятии словацких ученых (доклад Антона Репоня), Карамзин и физиогномика Лафетера (Михаэла Бемиг, Неаполь), Карамзин и Германия (Лара Гесс, Фрайбург), путешествие как жанр русской и китайской литератур (Л.Хуэй и др.). Я упоминаю дальнее зарубежье в надежде, что ближнее, а тем более соотечественники, не почувствуют себя обойденными. Ибо трудно не только перечислить темы, но и представить географию участников (от соседнего Тбилиси до ставших завсегдатаями томичей). По-моему, кто-то из томских литературных дам как-то даже искупался в Севане в сентябре то ли во славу Лермонтова, то ли Грибоедова, в один из предыдущих приездов. И ничего, не заболел.
Михаил Давидович сообщил, что многие любители российской словесности приезжали в Ереван по 5-6 раз, а коллеги из Тбилисского университета участвовали во всех 12 конференциях, как и 6 исследователей из Армении.
В ХОДЕ КАРАМЗИНСКИХ ЧТЕНИЙ УЧАСТНИКИ ПРИГЛАШАЛИ ДРУГ ДРУГА на аналогичные форумы в свои города, дарили книги. Впрочем, "аналогичные" звучит не совсем правильно, потому что некоторые докладчики признавались, что такого широкого, всестороннего, интересного анализа творчества русских классиков им встречать не приходилось и в России. А посему благодарили организатора М.Д.Амирханяна, считая происходящее ценным вкладом в русское литературоведение.
Так что вовсе не преувеличенной представляется мысль о том, что в Ереване вот уже много лет благодаря энтузиазму одного человека и поддержке (в издании сборников) Министерства культуры РА происходит культурное взаимопроникновение людей различных национальностей. Официального договора они не заключали. Но встречаются, делятся мыслями, идеями, спорят, узнают друг друга и искренне радуются, находя единомышленников.
Кроме Карамзина, гости отведали армянского коньяка (с юбиляром на бутылке), прошлись по Еревану, поднялись на Цицернакаберд, посетили Матенадаран, поехали в Хор Вираб. Все это запомнится. И всего этого не было бы, если б не почетный председатель ОДКВ Михаил Амирханян, заслуги которого (по общему мнению гостей) в развитии армяно-российского сотрудничества давно пора отметить соразмерно сделанному.
P.S. После полемики (Булгаков или Гончаров?) участники голосованием решили посвятить следующий осенний форум юбилею Булгакова, который пришелся на нынешний год. Но по масштабу даты (250 лет) уступил место Карамзину. Так что Булгаков станет 13-м в списке литературных гостей Еревана.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-05 09:54
Начинается она с середины XIX века, когда братья из семейства Абдулла (Абдулян) открыли в Османской Турции фотостудию. Вскоре они были назначены придворными фотографами султана, с 1867 года о трех братьях заговорила европейская публика. А как было в Ереване?
-
2024-11-04 09:52
Когда примитивный провинциальный политический пустозвон пришел в мае 2018-го на волне, поднятой большей частью соблазненной популистскими обещаниями молодежью, к вожделенной власти, люди постарше полагали, что эйфория продлится недолго. Ведь встав у руля страны, ты должен каждым своим шагом реально доказывать, что правишь лучше прежних. И доказательства эти начинаются с безопасности страны, доходя до кошелька поверивших обещаниям граждан. За 30 предыдущих лет (1988-2018) мы пережили огромное количество катаклизмов, надорвались, устали от побед и поражений, властной правды и кривды, обессилели в своем практически политическом одиночестве. Поэтому часть поверила в посулы "всенародного" премьера и ждала результатов. Дождалась?
-
2024-10-31 10:19
Различные армянские школы, функционирующие в Стамбуле, берут свое начало с конца XIX века. Одной из них является школа "Арамян-Ункуян". Поблизости от церкви Сурб Такавор еще в 1858 году открылась школа "Хамазаспян-Мурадян". В ее двух частях раздельно обучались мальчики и девочки. Число учеников росло, поэтому решили расширить территорию.
-
2024-10-21 09:48
В первой половине XX века многие ключевые здания Еревана были созданы Александром Таманяном и Николаем Буниатяном. Постройки Буниатяна отличались от таманяновских, в которых было больше неоклассицизма и конструктивизма. Стиль Буниатяна восходил к классическим образцам эстетики. Одним из таких примеров является гостиница "Интурист" на ул. Абовяна, позже названная "Ереван".
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2022-03-19 09:41
К 70-летию писателя "Во времена Григора Нарекаци, Наапета Кучака, Саят-Новы и даже Ованнеса Туманяна не существовало призов и наград, вручаемых деятелям литературы и искусства. Это не помешало каждому из них сотворить немало важных дел. Первый дал миру величайшую мудрость, заключенную в "Книге скорбных песнопений", второй – ласкающие слух и утоляющие жажду души айрены. Третий оставил нам прекрасные лирические стихи и песни, ну а последний открыл глаза на нашу действительность, призвал идти за родным, национальным и в то же время подарил нам немалое количество литературных жемчужин других народов в своем переводе... Конечно, получать призы всегда приятно, но их жизнь сиюминутна. Любая награда в итоге лежит на полке и принадлежит лишь своему владельцу. Дела же людские – то, что человек создает и оставляет после себя потомкам, принадлежат всем. И это – высшая награда для писателя".
-
2022-03-12 12:24
Эпоха уходит. Уходит эпоха, в которой мы были победившими, независимыми, сильными. Эпоха уходит вместе с делавшими ее людьми - победившими, независимыми, сильными. Казалось, в Алвард Петросян силы столько, что она может победить даже смерть. Но этого не дано никому, и теперь она с ними - с сыном, с мужем и со всеми теми, с кем вместе ковалась эпоха независимых, сильных и победивших.
-
2022-02-12 10:30
12 февраля – день рождения Гранта Матевосяна Пронзительный XX век вошел в нашу историю как время, родившее уникальное явление – Гранта Матевосяна. Он олицетворял собой огромный духовный мир, в нем бурлила огромнейшая энергия творчества. Грант Матевосян создал достоверный рельефный мир армянской деревни. А способность создавать полновесные миры – это и есть признак настоящего писателя.
-
2020-10-02 10:51
Азербайджан напал на Республику Арцах, то есть на Нагорный Карабах. Турция открыто поддержала Азербайджан. Армению и армян фактически не поддержал никто. Все три факта на первый взгляд очевидны и не нуждаются в комментариях: Азербайджан жаждет реванша, Турция, этнически близкая к Азербайджану (один народ, две страны), всегда желала стереть Армению с лица земли, а у армян нет "родственников", они одни в мире. Однако за этими банальными фактами можно увидеть и более глубинные процессы.