ШУШИ - ПРИРОДНОЕ И РУКОТВОРНОЕ ЧУДО
Важность стратегического месторасположения Шуши не единственная причина, ввиду которой город и поныне сохраняет глубокий символизм своего имени. Таинство Шуши глубже и содержательнее. Шуши является синтезом цивилизационной жизнестойкости, градостроительных традиций, культурной сокровищницы, многогранности этнографических воплощений и удивительной кристаллизации жизни в ее плодотворной повседневности.
ШУШИ XIX ВЕКА, БЫТЬ МОЖЕТ, БОЛЕЕ ЧЕМ ЛЮБОЙ ДРУГОЙ НАСЕЛЕННЫЙ ПУНКТ АРМЕНИИ ЭТОЙ ЭПОХИ, был местом креативного смешения, созидательного подъема и гармоничного развития, где в окружении красивейших горных вершин созидалось будущее Арцахского края Армении. Но Шуши XIX века, к сожалению, нес в себе и семена уничтожения, которые с нещадной силой проявили себя в известных бедственных событиях начала XX века, ввергнув в прах шушинский цивилизационный феномен. Однако ставшая легендарной история Шуши XIX века, ее значение и цивилизационнообразующее таинство и ныне в полной мере сохраняют свою притягательность. После разрушительных потрясений XX века Шуши ныне вновь возрождается, пусть медленными, но уверенными шагами. Даже сегодня, будучи полуразрушенным и склоненным, Шуши остается природным и рукотворным чудом Армянской Родины, которое не только вернет себе прежнюю славу и созидательную цивилизационную силу, но и достигнет новых, невиданных прежде высот.
Ежегодные исследования, а также хачкары и изувеченные части могильных плит с армянской эпиграфикой, обнаруживаемые в ходе восстановительных и ремонтных работ в дорожной кладке и в стенах построенных азербайджанцами домов, свидетельствуют о несостоятельности мнения о начале истории Шуши в середине XVIII века. Но следует отметить, что к началу XVIII века, в доханский период, Шуши еще не был многонаселенным городом-крепостью.
Для обнесения крепостной стеной единственной уязвимой - северной части шушинского плоскогорья требовались широкомасштабные строительные работы, огромные по местным меркам финансовые возможности и относительная военно-политическая стабильность. Армянские властители Арцаха, стоявшие в то время перед сложнейшей задачей не допустить проникновения на свои земли кочевых тюркских племен, противостоять вызовам региональной анархии, возникшей после падения династии Сефевидов в Иране и экспансионистской политики Османской империи, ограничились строительством небольших укрепленных замков в наиболее труднодоступной скалистой части шушинского плато. Смелая программа обнесения крепостной стеной всего плоскогорья была осуществлена только в середине XVIII века при Панах-хане, в благоприятный для пришлой власти политический период и, без сомнения, по совету передавшего ему местность мелика Шахназара. Таким образом, Шуши как населенный пункт является средневековым и исключительно армянским явлением, а Шуши, территориально включающий в себя все плоскогорье многотысячного города-крепости, - плодом ханского периода арцахской истории.
ВВИДУ ПОЛИТИЧЕСКИХ И КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ город сформировался из двух своеобразно расширяющихся и развивающихся частей: армянской и тюркской. К середине XVIII века между армянской и тюркской частями города еще существовало относительно обширное незастроенное пространство, подчеркивавшее феномен межобщинной сегрегации. Однако рост числа тюркского населения города и стремление к освоению свободных земельных участков способствовали расширению объемов застройки. Вокруг новопостроенной мечети быстро сформировалась площадь - мейдан и так называемый татарский базар.
Установление российского владычества существенным образом расширило возможности развития шушинского градостроительства. Российская власть занялась всесторонним освоением города-крепости, имевшего исключительную важность для закрепления российской военно-политической гегемонии в регионе. О ходе градостроительной застройки Шуши в 1836 г. говорится: "Крепость, будучи защищенной с трех сторон самой природой, совершенно неприступна; с четвертой же имеет искусственные укрепления... Городские строения расположены без малейшего порядка; улицы гористы и во многих местах пересекаются глубокими оврагами. Дома почти все каменные, покрытые большей частью тесом, однако есть и небольшие землянки, называемые дарбазами. Всех домов в крепости считается 1698. Крепость Шуши снабжается водою посредством водопровода, устроенного иждивениями одного из тамошних армян".
В дни последнего шушинского хана, Мехти-Кули, при попустительстве царского правительства новоиспеченные мусульманские беки и армянские мелики Арцаха переселяются в Шуши на постоянное место жительства, продолжая жить на доходы, получаемые с принадлежащих им земель. Сосредоточение в Шуши значительных финансовых потоков, богатых землевладельцев и предпринимателей способствовало системному и всестороннему развитию города. В то же время армянская и тюркская части Шуши в градостроительном плане развивались практически независимо одна от другой, и повседневные социальные связи между ними не были гармоничными и стабильными.
В XVIII-XIX ВЕКАХ СТЕНЫ АРМЯНСКИХ ДОМОВ ШУШИ БЫЛИ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО КАМЕННЫМИ. Каменная кладка с замешанным на извести песком создавала особую игру линий. Этажи отделялись один от другого рядами отшлифованных известковых камней. Город стал колоритным, с многоцветными повторениями. Грамотно используя пересеченную поверхность шушинского плоскогорья, строители сумели создать разветвленную систему водоотвода с основных городских улиц. К середине XIX века в Шуши сложился и стал превалирующим новый архитектурный стиль двух-трехэтажных домов, но преемственность основных линий, свойственных традиционному армянскому жилищу, не была утеряна. Шушинские дома с широкими балконами, комнатами с большими окнами и выходами непосредственно на балкон, скатными черепичными кровлями, высокими лестницами с ажурными перилами, с широкими арочными воротами стали символами нового архитектурного стиля во всем Арцахе.
Армянская часть Шуши ввиду развитости своих торгово-промышленных инфраструктур и культурно-образовательной сферы стала главной движущей силой и локомотивом городского развития. Шуши по численности населения был четвертым городом российского Закавказья, который только по отдельным параметрам уступал таким городам, как Баку или Гандзак (Елизаветполь). К концу XIX века Шуши вступил в эпоху экономического спада. Большая часть купцов начала переезжать в Тифлис и Баку. За ними из города вынужденно уезжали и другие жители. В то же время шушинские тюрки последовательно просачивались в армянскую часть города, присваивая или дешево скупая дома покинувших город армян.
После кровавых столкновений 1905-1907 гг. отъезд из Шуши состоятельных армянских семей и предпринимателей продолжился с новой силой. Однако, несмотря на значительные разрушения и эмиграцию армянского населения, вплоть до резни 1920 года Шуши все еще сохранял свое прежнее необыкновенное обаяние.
АРМЯНСКИЕ КУЛЬТОВЫЕ СООРУЖЕНИЯ ШУШИ РАСПРЕДЕЛЯЛИСЬ В ПОЛНОМ соответствии с делением армянской части города на кварталы. Каждый квартал имел свою церковь, а иногда и дополнительные часовни и места паломничества. Для представителей российской администрации и солдат гарнизона в городе была построена Православная церковь византийского обряда. В мусульманской части города, по сведениям различных источников, имелось до девяти мечетей, большая часть которых представляла собой временные строения из дерева или камыша. Основательно построенных каменных мечетей в Шуши было три.
Несмотря на сохранение традиционного закрытого уклада общественной и семейной жизни, небольшая прогрессивная часть общины шушинских тюрков в десятилетия относительной политической стабильности также стремилась приобщиться к некоторым элементам городской культуры. Проживавшие в Шуши представители российской администрации и силовики в свою очередь стремились придерживаться привычной для колониальных администраций позиции обособленности. Замкнутое межобщинное разделение тем не менее не мешало формированию относительно единой общегородской атмосферы со сложившимся форматом взаимоотношений. Но эта система взаимоотношений носила временный характер и прекращала исполнять регулирующую функцию при появлении первых же проблесков политической нестабильности, когда вновь вступал в силу традиционный тюркский механизм насилия, разбоя и кровопролития.
Шуши был одним из плодотворных и развитых центров армянского образования. Армянские учебные заведения города не только числом, но и разнообразностью преподаваемых дисциплин превосходили другие региональные центры. Русскоязычные государственные школы с заметным опозданием стремились конкурировать с армянскими, но так и не смогли обрести ту же роль и значимость в формировании культурной, общественной и идеологической атмосферы города. Вместе с русскими школами в городе действовало несколько тюркских школ, которые едва соответствовали критериям начального образования эпохи. В начале XX века армянские учебные заведения Шуши, выстояв против развязанного российской властью административного террора, сумели сохранить жизненность и тенденции развития вплоть до резни 1920 года, в результате которой было уничтожено все армянское население города и армянская жизнь в Шуши фактически на восемь десятилетий оказалась прервана.
ИЗ ЗАСЛУЖЕННЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ СФЕРЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЗДАТЕЛЕЙ сети здравниц достойны упоминания шушинец - врач Петр Лусиев (украинец по национальности), которым в 1872 году была основана первая здравница "Ттуджур", и известный педиатр-гинеколог Мовсес-бек, который, следуя примеру Лусиева, основал у подножия шушинского плоскогорья еще одну оснащенную электрическим светом здравницу. Предприимчивый врач, по свидетельствам очевидцев, мечтал связать здравницу с городом посредством канатной дороги. Городская больница Шуши была построена армянскими благотворителями в 1902 году. По свидетельству Рачьи Ачаряна, шушинские врачи придерживались неписаного закона - не брать денег с учителей за оказание любого рода медицинских услуг.
Театральная история Шуши была ярким проявлением живой, насыщенной и творческой культурной жизни города. Театр стал не только новой опцией общественно полезного времяпровождения, но и местом делового, дружеского и личного общения, в котором переплетались повседневность и искусство, эмоции и холодный расчет, высокие идеи и скрытые политические устремления. В1891 году известным шушинским предпринимателем и благотворителем Мкртичем Хандамиряном было построено здание национального театра с залом на 350 мест, удобной сценой и фойе. На театральных представлениях часто присутствовали и жители тюркской части города. Примечательно, что в 1882 году армянская семья Сафразян организовала для шушинских тюрок первую любительскую театральную группу, а другой шушинец, Ованес Абелян, оказал деятельную помощь в переводе и постановке на турецком языке пьесы Шекспира "Король Лир". Таким образом, тюркско-азербайджанский театр также явился плодом армянского культурного поля Шуши.
Построенное Хандамиряном здание шушинского театра было сожжено в ходе армяно-турецких столкновений 1905 года.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2018-03-28 16:01
Международно признанный титул независимого суверенного государства обязывает ко многому. И даже если в силу известных причин современная Армения вряд ли соответствует строгим критериям успешного и суверенного национального государства, ее история, а также нынешние и грядущие вызовы в императивном порядке требуют мечтать и действовать смело.
-
2017-12-20 15:36
С обретением независимости многим в Армении и диаспоре казалось, что позиции национального языка окажутся несравненно более защищенными как в институционально-законодательной, так и в практической плоскости, т.е. во всех сферах жизни страны. И действительно, армянский получил конституционно и законодательно закрепленный статус единственного государственного языка, все делопроизводство в государственных учреждениях и преподавание в средних и в большей части высших учебных заведений ведется на национальном языке. При всем множестве существующих изъянов и искусственно продавливаемых тенденций к отходу от принципа всеобщего верховенства армянского языка его нынешние позиции, особенно при внешнем поверхностном рассмотрении еще выглядят более прочными, чем в советскую эпоху.
-
2017-11-10 13:27
Перед тем как приступить к написанию этой статьи, я на какой-то момент задумался, насколько мне самому уместно участвовать в обсуждении темы отношений Арцаха с Диаспорой. Поясню. Я являюсь сторонником юридического закрепления де-факто состоявшейся политико-государственной интеграции Арцаха с Арменией в рамках единого национального государства, и для меня Арцах с точки зрения государственного управления, решения общественных проблем и во всех остальных аспектах неотделим от остальной Армении.
-
2017-02-03 15:11
О дорогах Арцаха мы писали не раз. Строительство новых автодорожных магистралей, текущее состояние дорожной сети и стратегические проекты на относительно отдаленное будущее, все это, по понятным причинам, всегда находилось в центре внимания каждого, для кого Арцах не просто красиво и гордо звучащее название, но и реальность, в которой живешь и о которой радеешь. Апрельская война в свою очередь вскрыла множество системных проблем государственного строительства в целом, и на практике продемонстрировала те сегменты, упущения в которых оказались наиболее значимыми и подлежащими первоочередной коррекции. Проблемы дорожных инфраструктур, пусть не самым непосредственным образом, на наш взгляд, также относятся к классу реализуемых приоритетов, требующих первоочередного вмешательства здесь и сейчас.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2022-10-18 11:18
Второе воскресенье октября в Армении считается днем ее столицы – города Еревана, который долгие годы праздновался в рамках проекта «Ереван – Эребуни». В этом году праздник не состоялся: ситуация вокруг Армении и в мире тревожная.
-
2022-10-12 09:36
В Европе стартует показ нового документального фильма об Армении и Арцахе «Армения Сакра» (Armenia terra sacra), 65-минутный документальный фильм французско-армянского режиссера Нарека Восканяна, будет показан в Париже и других городах Европы в ближайшее время. Фильм является вторым полнометражным документальным фильмом режиссера после «Сокровищ Армении». Принимаются любые предложения, связанные с показом фильма...
-
2022-03-04 09:55
На днях широкие круги итальянской общественности получили возможность познакомиться с одной из жемчужин армянского средневекового зодчества – монастырем Дадиванк и его знаменитыми фресками. Произошло это в итальянской провинции Беллуно, где в музее замка Палаццо Фульчис (Palazzo Fulcis) двое самоотверженных специалистов – архитектор-реставратор Ара Зарян и художник-реставратор Кристин Ламуре организовали презентацию авторской книги-альбома «Монастырь Дади – Дадиванк: консервационная реставрация фресок 1297 г. в церкви Катогике, построенной в 1214 г.».
-
2022-02-24 10:17
В последнее время, в связи с поступающей информацией о возможном визите экспертов ЮНЕСКО, а также известным заявлением министра культуры Азербайджана, тема защиты культурного наследия на оккупированных территориях Республики Арцах вновь чрезвычайно актуализировалась. Со всех сторон раздаются требования предпринять соответствующие меры для защиты культурного наследия и предотвращения культурного геноцида. Мы же попытаемся в настоящей статье в этом контексте рассмотреть вопрос о том, что именно мы можем и должны сделать, какая подготовительная работа должна быть проведена и как необходимо реагировать на существующие вызовы.