ТАНГО-НУЭВО В ЕРЕВАНЕ
Говорят, чтобы музыка понравилась, она в первую очередь должна тронуть душу, достучаться до сердца. Она должна сыграть на чувствах, и работа мозга в этом вопросе - дело лишь второе. Очевидно, именно на эти утверждения ориентировались создатели армянской версии мюзикла или, точнее, танго-оперетты "Мария из Буэнос-Айреса". Великолепная, страстная, эффектная музыка легендарного аргентинского композитора Астора Пьяццоллы была материализована на сцене нашего Оперного театра режиссером Арменом Меликсетяном. Интервью с ним, в котором затрагивалась и тема будущей постановки, "ГА" публиковал пару месяцев назад. И вот успешная премьера состоялась.
МИРОВАЯ ПРЕМЬЕРА ЭТОГО МЮЗИКЛА ПРОШЛА В СТОЛИЦЕ АРГЕНТИНЫ в мае 1968 года. На либретто аргентинского (по другим сведениям - уругвайского) поэта-авангардиста Горацио Феррейры Астор Пьяццолла своей грациозной музыкой создал весьма любопытный музыкальный спектакль, который ломает традиционные представления о танго как об эстрадном танце с целым рядом клише. Пьяццолла - революционер в стиле танго - он один из создателей "танго нуэво" за счет включения новых инструментов, таких как саксофон и электрогитара, а также новых форм гармонических и мелодических структур в традиционном танго. И кстати, одна из самых известных работ Пьяццоллы в этом стиле - это легендарное "Либертанго".
Сюжет спектакля достаточно сложен, даже, можно сказать, запутан. Он о жизни полусвятой-полублудницы - символа Буэнос-Айреса, о влюбленном в нее молодом человеке, о Марии как танго-героине, умершей в расцвете лет и воскресшей святой. Воскресшая в пьяном сознании поэта Мария становится родительницей своего спасителя и сама становится спасительницей для города, погрязшего в чопорных традициях и лени. Музыка и создаваемые ею образы помогают воспринять, прочувствовать душой и сердцем суть происходящего. Детали не так важны. Они лишь оттеняют главную тему. Скажем, появление военных, олицетворяющих, очевидно, многочисленные военные перевороты, которые сотрясали Южную Америку, заядлых картежников, которые наверняка и составляли фон жизни главной героини, появление толпы, обвиняющей героиню во всех смертных грехах, забыв наставление о том, что бросать камень в блудницу имеет право лишь тот, кто сам без греха... Словом, тем много, и все достаточно сложные. И представить их лишь с помощью музыки и танца, причем не всем арсеналом хореографии, а именно посредством одного танца - танго, задача архисложная. С ней справились многие театры мира. Справились ли наши артисты? Смогли ли показать всю красоту музыки и глубину замысла?
С ТВОРЧЕСТВОМ И РАБОТАМИ РЕЖИССЕРА НАШИ ТЕАТРАЛЫ ЗНАКОМЫ ДАВНО И ХОРОШО. Известна и его приверженность идеям музыкального театра. Дело оставалось за "малым" - постановка, хореография, музыка. Меликсетян рискнул - труппа спектакля составлена как из профессиональных актеров, исполняющих главные роли, так и из студентов режиссера, учащихся Государственного института театра и кино. Танцы поставила хореограф Ани Галстян. Сценография - Рафаэла Хачатряна. Художник по костюмам - Рубина Ованнисян. Главные роли в спектакле исполнили Марианна Погосян (Мария), Карен Хачатрян (Дуэнде), Севак Мусаханян (Баядор), Ара Асатурян (Психоаналитик). Этот спектакль - первая работа недавно созданного Нового музыкального театра Центра развития искусств. Совсем недавно такой театр был официально зарегистрирован с целью популяризации жанра "мюзикл" в Армении. И сразу же вышел на большую сцену.
По мнению режиссера, музыка Пьяццоллы очень эмоциональна и подходит армянскому темпераменту. Это своей реакцией и подтвердили зрители, заполнившие зал оперы, весьма бурно реагировавшие на каждый номер.
На небольшом возвышении сцены - маленький оркестрик, ведомый пианистом и аранжировщиком Мадатом Аванесовым. В центре - специально прилетевший для участия в ереванской премьере известный аргентинский бандеонист Карлос Буоно, соратник и партнер Астора Пьяццоллы. На заднике сцены огромный экран, где сменяются кадры с пейзажами этой страны, видами аргенской столицы, создавая некий фон происходящему на сцене. Декораций не много - стол, стулья, вот, пожалуй, и все. Но стол этот попеременно превращается то в карточный столик, то в бильярдный, то в кровать, то в тюремную камеру или палату психушки.
В спектакле есть все - музыка, танцы, слово. И все это на основе ритмов танго. По существу именно танго, этот некогда почти запрещенный общественной моралью танец, считавшийся слишком эротичным, и является главным действующим лицом спектакля. Актеры постоянно танцуют, двигаются в ритме танго, говорят под звуки танго. Действо завораживает, ритм заставляет сердце биться быстрей.
ЯВНЫМ УСПЕХОМ НУЖНО СЧИТАТЬ РАБОТУ ИСПОЛНИТЕЛЬНИЦЫ ГЛАВНОЙ ГЕРОИНИ - Марии артистки Оперного театра Марианны Погосян, профессиональной балерины, которая не только фантастически ярко и эротично (а каким еще может быть танго?) танцевала, но и прекрасно пела. Пела, танцуя, пела, выполняя какие-то акробатические движения. Хорош был и в танце, и в вокале, и в исполнении своей драматической роли Севак Мусаханян. Ну а тон всему спектаклю задавал ведущий, рассказчик Дуэнде, актер театра "Амазгаин" Карен Хачатрян. Просто великолепен был танец-поединок между двумя главными героями Дуэнде и Баядором, исполненный двумя танцорами (не надо забывать, что изначально танго было чисто мужским танцем, в котором танцоры мерились силами, демонстрировали свое мастерство и мужественность). Судя по технике и стати, это были приглашенные артисты Оперного театра. А что касается массовки, исполняемой студентами, то очевидно, что они научились танцевать этот танец лишь недавно. Ну что ж, лиха беда начало.
Жаль, что, ставя спектакль на хорошо оснащенной сцене Оперного театра, режиссер не использовал полноценно возможности света и машинерии. Ведь в отсутствие декораций оригинальное световое оформление могло сильно помочь в создании необходимых эффектов и настроения. К сожалению, свет был достаточно статичным. И еще. Если спектакль условно разделить на три равные части, то насколько хороши и эффектны первая и третья, настолько же вяло выглядит вторая. Там случился какой-то провал энергетики и зрелищности: вокальных партий нет, на сцене ничего особенного не происходит. Конечно, спектакль содержит просто великолепные режиссерские находки, очень яркие и эмоциональные сцены, но в то же время очень жаль, что ему не хватает внешних спецэффектов.
Говорят, что продюсеры музыкальных театров Бродвея всегда с ужасом ждут наступления утра после премьеры своего спектакля. Если критик "Нью-Йорк таймс" напишет, что спектакль хорош, то аншлаг обеспечен. Не претендуя на роль такого критика, а просто как ценитель этого жанра скажу: спектакль удался! Его можно и нужно смотреть! Добро пожаловать на мюзикл!
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2019-01-24 11:09
Имя Самвела ГАЛСТЯНА стало известно в 80-е годы. Он родился в Ереване, свое музыкальное образование начал в Музыкально-педагогическом училище имени А.Хачатуряна. Это были годы, когда в Армении наблюдался мощный подъем культурной жизни и музыка, хорошие песни звучали повсюду.
-
2019-01-22 11:23
О необходимости повышения культуры - в частности, музыкальной - говорится много. В том, что этим надо заниматься, убеждать никого не надо. Кого ни спросишь - все за. Всем не нравится, что происходит в нашем теле- и радиоэфире, на сценах залов и клубов. Все говорят: надо что-то делать!
-
2019-01-18 11:24
Говорят, что быть назойливым некрасиво. И повторять одно и то же десятки раз не стоит. Можно прослыть надоедливым. Но как же быть, скажите на милость, если люди с первого, второго и даже третьего раза не понимают или же, скорее всего, делают вид, что не понимают? Да, признаюсь, что на тему, о которой пойдет речь, уже приходилось высказываться на страницах газеты. Но, в отличие от других случаев, на эти публикации те, к кому были обращены призывы принять меры, никак не отреагировали.
-
2019-01-17 13:44
Как известно, воспоминания детства самые стойкие. Вот и я недавно, в праздничные дни, вспомнил, как родители водили меня на елку в Дом офицеров. Большая живая елка, яркие шары, Дед Мороз со Снегурочкой водят хороводы с детьми вокруг елки, просят их рассказать стишок или спеть песенку. Потом были целлофановые мешочки с подарками - конфеты, печенье, мандарины.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-21 10:33
"Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической? В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".
-
2024-10-28 10:57
Фрагмент экрана, светящийся в проеме не до конца закрытого занавеса, высвечивал черную дугу и рождал предвкушение - знаменитый ус Дали, глаз художника, смотрящий на время и человечество сквозь лупу, культовый глаз из "Андалузского пса"... Здесь и сейчас, в контексте целого часа непрерывных трансформаций сменяющих друг друга арт-ассоциаций, неожиданных метафор и ослепительной красоты, это было бы уместно и оправдано...
-
2024-06-25 11:11
Гамлет, возвращающийся в Эльсинор, зная, что его поджидают кинжалы убийц. Гамлет - тот, кто всегда возвращается, кто не может не возвратиться... Эта метафора обрела не только художественно-театральный, но и конкретный смысл. В Ереванском Драматическом театре им. Г. Капланяна вновь обратились к самой великой пьесе всех времен и народов. Режиссер Григор ХАЧАТРЯН вместе с командой молодых актеров сделал свою версию "ГАМЛЕТА" - трагическую притчу о подлинном человеке, который приходит не из светлого Виттенберга, но из самой эльсинорской тьмы.
-
2024-06-14 10:51
Стоит театру "Амазгаин" анонсировать показ "ЧЕЛОВЕКА НА ЛАДОНИ", как зрители сметают билеты быстрее, чем бытовую технику в Черную пятницу. "Я поняла, что в армянском народе живет феномен Паруйра Севака, который работает сам по себе", - считает режиссер спектакля Нарине Григорян. Феномен Севака живет, но не на каждое действо "по Севаку" так ломятся. А "Человек на ладони" в "Амазгаин" тоже феномен - эдакая поэзия не для высоколобых, рэп не для фанов и театр не для театралов, а в итоге слезы восторга у публики.