Последние новости

ЕСТЬ ТАКАЯ РАБОТА - РОДИНУ ЗАЩИЩАТЬ

Героям Арцахской войны посвящается

Это потом, когда отгрохочет, когда отгорит и отплачется, они будут в граните и в бронзе, в поэмах и в прозе. А пока все так близко, что, кажется, было вчера. Пока долгие мирные годы не прожиты. Пока раны слишком свежи и нет покойных лет глобального художественного осмысления. Пока на самую больную нашу боль, на самую большую нашу гордость – подвиг тех, кто вот уже двадцать пять лет стоит на рубежах, на грани, на лезвии нашей общей судьбы, на подвиг солдата Арцаха, – "реагируют" искусство настоящего времени, кино и театр.

В НАЦИОНАЛЬНОМ АКАДЕМИЧЕСКОМ ТЕАТРЕ ИМ. Г. СУНДУКЯНА СОСТОЯЛАСЬ премьера спектакля "Арцвабуйн" - "Орлиное гнездо", поставленного по пьесе Грачья Бегларяна молодым режиссером Давидом Арутюняном. Тема была главной, а потому к премьере Национальный театр готовился с невероятной ответственностью. Ведь в списке высоких премьерных гостей во главе с первой леди Ритой Саргсян были и солдаты, солдаты столичного полка.

У нашего народа к солдату особое отношение. Вместе с пониманием того, откуда оно рождается, это совершенно особое чувство. Из пугающей близости войны – войны на твоей земле. Из сознания, что "До свидания, мальчики… Мальчики! Постарайтесь вернуться назад" не поэзия, а жизнь. Из осмысления, кто есть сегодня элита нации.

… В конце лестницы, ведущей в зал, был установлен флаг Республики Армения. В фойе играл марши духовой оркестр. И не было пустых предпремьерных светских разговоров – публика входила и сразу внутренне собиралась, как-то торжественно шла в зал мимо застывших в почетном карауле у флага страны солдат. У некоторых женщин уже здесь, на подступах к "Арцвабуйну", блестели в глазах слезы…

Сделать спектакль о войне давно было для Давида Арутюняна сверхзадачей. Наверное, молодые особо остро чувствуют долг перед сверстниками, которые вчера не вернулись из боя. "Пьесу Грачья Бегларяна (она называется "Каракап") нельзя назвать хроникальной, она не основана на каких-то конкретных событиях. Но мне показалось, что она очень честная, очень настоящая и достигшая какого-то художественного обобщения. В работе над спектаклем мы не старались воссоздать какие-то конкретные "праобразы". Этот спектакль – наша дань тем тысячам ребят, благодаря которым мы сегодня мирно и благополучно живем на нашей земле", - говорил режиссер спектакля перед премьерой.

 Героям Арцахской войны посвящаетсяДЕЙСТВИТЕЛЬНО, В "АРЦВАБУЙНЕ" НЕТ НИКАКОГО ФАНФАРНОГО ГЕРОИЗМА. Нет образа врага-вандала. Даже особо острого сюжета в нем не намечается. Он о том, что есть такая работа, - Родину защищать. И театральный язык, выбранный Давидом Арутюняном, несмотря на отдельные масштабные и эстетно-красивые сцены, не метафорично абстрагирующийся, а предельно, кинематографически конкретный. В этом режиссеру помог художник спектакля Седрак Великодный. Абсолютно живая картина окопного житья-бытья. Покосившийся дом старухи Амай, "матери полка", который накрыл, как непробиваемой матрицей, вздыбленный танк. Это не реалити-шоу, это большая во всех смыслах метафора жизни на земле Арцаха.

"Этот спектакль – наша благодарность всем ребятам, участвовавшим в освободительной борьбе в Карабахе. Когда мы начинали работу над спектаклем, было большое воодушевление и мы совершенно не осознавали всю степень ответственности. Она пришла намного позднее. А теперь, перед премьерой, понимаешь, насколько все это серьезно. Ведь в зале могут оказаться те, кто прошел войну, матери, потерявшие в этой войне сыновей. Не знаю, сможем ли мы выдержать этот экзамен", - говорил актер Андраник Закарян. Его герой, контуженный, с осколками снаряда в обеих ногах, откажется ехать в госпиталь. Но и принять участие в последнем бою он не сможет и останется с мучительным чувством: извините, что цел…

Для молодых сундукяновцев "Арцвабуйн" действительно стал экзаменом. И они его выдержали. Флегматичный богатырь с трубным голосом, которого, казалось, не может взять никакая пуля, Ованес Гаспарян. Трепетный юноша, Ромео здешних мест, пишущий стихи в перерывах между боями, Месроп Абтоян. Пулеметчик и Орфей, умеющий звуками своих песен нагонять страх на врага, Лерник Арутюнян. Сосредоточенный, не тратящий эмоций, но переживающий что-то глубоко в себе Роман Бабаян. Даже выступающие в эпизодах студийцы. Такие разные. Такие живые и настоящие. Такие живые и настоящие на этом рубеже, за которым остались дом, семья, любовь… Рубеже, на котором им осталось только это солдатское братство и такая работа, – Родину защищать.

Откуда в молодых актерах родилась та удивительная энергия, благодаря которой они заставили зал смотреть спектакль на каком-то пределе чувств? "Это какой-то особенный спектакль, - говорил еще один исполнитель, Артур Арутюнян. – Мы каждый раз ловили себя на том, что играть его в полноги невозможно. Даже на технических прогонах, где можно особенно не напрягаться. Просто выйти и произносить текст – невозможно! У меня в апрельской войне погиб друг – близкий друг. И лично я этот спектакль и свою работу посвящаю его светлой памяти".

 Героям Арцахской войны посвящаетсяМОЖЕТ БЫТЬ, ВОТ ЭТА АДРЕСНОСТЬ И ПОМОГЛА АКТЕРУ СЫГРАТЬ потрясающую по глубине чувства сцену, сделавшую Артура открытием этого спектакля. Он играл немного позера-балагура, травящего анекдоты. Играл хорошо – органично, с драйвом. А потом настал его звездный час - сцена смерти Амай, женщины, заменившей солдатам мать… "Ты не имеешь пра-ва-а-а!" - кричал он в смертной тоске. И в череде криков, которые обычно раздражают, это была трагедия без катарсиса и исхода. Все содержание роли, весь обширный человеческий план - квинтэссенция голосов порванных в клочья мальчиков, прощающихся со своими матерями, свелись к этому крику. Так может кричать моряк, понявший, что ему никогда больше не увидеть земли. Так – не на пределе, а за пределами человеческих сил - может кричать долго молчавший человек, прежде чем умолкнуть навсегда. Думается, залогом такого наполнения стала и сама Амай в исполнении заслуженной артистки РА Джульетты Степанян.

Наши армянские матери не только очень эмоциональные, они очень-очень сильные. Слезы в их сердцах обладают свойством превращаться в камень. И скорбь уступает место какой-то нечеловеческой, необъяснимой силе, которая не только позволяет им жить дальше, но и становится двигателем жизни вообще", - говорила она в день первого показа "Арцвабуйна" публике.

Актриса, долгие годы проработавшая на сцене Драматического театра Степанакерта, не играет – живет, достигая в мощи своего исполнения не просто образа матери, потерявшей на войне сына и ставшей матерью чужим сыновьям. Работа Джульетты Степанян поднимается над персонажем, становится Праматерью, почти Матерью-землей. И, если в словах этих слышен пафос, в работе актрисы его нет. Монументальность образа рождается не из надрыва, а из десятков мельчайших подробностей одной судьбы, ставшей судьбой тысяч армянских матерей. Джульетта Степанян несет на своих плечах спектакль, как ее героиня – весь ужас войны. Она вдохновляет в "Арцвабуйн" новые силы там, где в первом акте намечаются "черные дыры", как ее Амай своей любовью и нежностью, своими шуточками, а порой и генеральскими командами придает силы защитникам Каракапа, пряча для одиночества ночных монологов невыплаканные слезы. А монологи эти переворачивают души сидящих в зале, заставляя сопровождать овацией каждую картину, сыгранную актрисой.

А такой овации, которую устроила публика спектаклю "Арцвабуйн", Национальный театр им. Сундукяна давно не помнил. Двадцать лет… И вот уже другая мать, как когда-то Амай, посылает на войну сына – не только в спектакле.

Долго стояли осиянные золотистым светом герои "Арцвабуйна" на сцене, а зал покрывали новые и новые волны аплодисментов, и не смолкали крики "браво!" Словно каждый, кто присутствовал на спектакле, стоял вместе с его участниками на этой огненной черте и поднимался на безымянную высоту. На ту высоту, под которой легли наши солдаты, чтобы для нас, оставшихся, она обернулась высотой мужества, высотой света, высотой бесконечности. Вечная им память!

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • РИЧАРД, СТАЛИН, МЕЙЕРХОЛЬД И КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПСИХОЗ
      2019-10-14 13:19
      884

      За достаточно недолгий срок армянский театр уже не в первый раз обращается к современной драматургии, берущей начало в безбрежной литературе, в которой рассказывается, из какого материала делаются диктаторы, как создаются кумиры и как фабрикуется коллективный психоз. Пьесой Матея Вишнека "Ричарда III не будет, или Сцены из жизни Мейерхольда" в постановке Сержа Мелик-Овсепяна открылась недавно отстроенная Малая сцена Национального академического театра им. Г. Сундукяна.

    • САРЕ: ПРИГЛАШЕНИЕ К ИГРЕ
      2019-10-11 14:45
      1937

      У Гофмана мастер Дроссельмайер создавал игрушки настолько волшебные, что они сами приглашали, вовлекали - не могли не вовлекать - в игру, в сказку. Вот так за границу обыденного хода вещей стремится и маленькая и забавная фигурка героического протагониста с живописных полотен Евгении САРКИСЯН. Уже и не припомнишь другого такого вернисажа, когда в академичной, без перформансов, строгой развеске картин был бы настолько задействован зрелищно-действенный принцип театра и кино, делающий зрителя соучастником веселого и фантасмагорического представления.

    • ПОЛЬСКИЙ ТРАНЗИТ АРМЯНСКОЙ ДРАМАТУРГИИ
      2019-10-11 10:46
      2146

      Одним из событий Международного фестиваля исполнительских искусств HighFest стала презентация сборника пьес современных армянских драматургов, вышедшего на польском языке по инициативе и в редакции доктора филологических наук, профессора Варшавского университета, специалиста межкультурных исследований Центральной и Восточной Европы Андрея МОСКВИНА. Факт в новейшей истории беспрецедентный - кажется, у армянской драматургии появился шанс прорубить окно в Европу.

    • ЕЩЕ НЕМНОГО, ЕЩЕ ЧУТЬ-ЧУТЬ - И НОВОСЕЛЬЕ
      2019-10-10 10:53
      1615

      Строительство здания Тбилисского армянского драматического театра им. П. Адамяна, которого так долго ждали, практически завершено. Еще примерно год понадобится на внутренние работы и оснащение. Кажется, это тот самый случай, который армянская пословица характеризует как "лучше поздно, да хорошо".






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • УТКА, ШУТКА ИЛИ?..
      2019-10-16 16:36
      723

      Честно говоря, когда в социальных сетях прочел, что премьер-министр Армении, принимая у себя президента Арцаха Бако Саакяна, назвал его марзпетом, подумал, что это какая-то очередная утка. Потом прочел, что, дескать, приписываемые премьеру слова - это что-то вроде диверсии, кто-то смонтировал его текст. Ну да, потому как не мог глава исполнительной власти Армении такое сказать.

    • "ОДИН ДЕНЬ ИЗ ЖИЗНИ ИВАНА ДЕНИСОВИЧА" И 7 ДНЕЙ HIGHFEST
      2019-10-16 12:45
      302

      Понадобилось немного времени, чтобы разобраться в ворохе эмоций, впечатлений и вопросов, которые оставил после себя HighFest, - главный театральный фестиваль года. Ведь все на контрасте, порой на полярности - от интерпретаций произведений классических и просто знакомых до современных перформансов, от высокопрофессиональных трупп до фриндж-программы. Ведь именно этот контраст насыщает программу фестиваля, складываясь в "портрет в интерьере" современного сценического искусства и во многом решая просветительскую задачу, которую ставит перед собой фестиваль.

    • МИД Армении: Алиеву нужен Арцах без коренного населения
      2019-10-14 18:15
      422

      Прeподнесение президентом Азербайджана сценария Мараги как видения урегулирования нагорно-карабахского конфликта демонстрирует подход Азербайджана: ему нужен Арцах без его коренного населения. Об этом сегодня на брифинге с журналистами сказала пресс-секретарь МИД Армении Анна Нагдалян.

    • РИЧАРД, СТАЛИН, МЕЙЕРХОЛЬД И КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПСИХОЗ
      2019-10-14 13:19
      884

      За достаточно недолгий срок армянский театр уже не в первый раз обращается к современной драматургии, берущей начало в безбрежной литературе, в которой рассказывается, из какого материала делаются диктаторы, как создаются кумиры и как фабрикуется коллективный психоз. Пьесой Матея Вишнека "Ричарда III не будет, или Сцены из жизни Мейерхольда" в постановке Сержа Мелик-Овсепяна открылась недавно отстроенная Малая сцена Национального академического театра им. Г. Сундукяна.