Последние новости

ДОБРЫЙ СВЕТ ОТ АННЫ АРЕВШАТЯН

Как и любое искусство, кино отображает нашу жизнь - характеры, события, эпохи... Это может быть эпопея, а может быть лишь описание отдельно взятого момента жизни одного-единственного человека. Молодой режиссер Анна Аревшатян нашла еще один вариант - через описание жизни одного очень маленького человека, она представила достаточно большой и трудный период жизни целого народа и всей страны. Ее фильм "Бари луйс" - это фильм-воспоминание, фильм-ностальгия, фильм-предостережение. Фильм, напоминающий нам нашу недавнюю историю, рассказывающий тем, кто родился после этих событий в жизни страны, и нам с вами, как это было, как все начиналось, рассказывающий тем, кто не жил здесь и не знаком со всей историей в деталях, каково это жить в стране, борющейся со страшным окружением, и что надо пережить, чтобы добиться свободы.

АННА АРЕВШАТЯН - ВЫПУСКНИЦА ФАКУЛЬТЕТА ЖУРНАЛИСТИКИ РОССИЙСКО-АРМЯНСКОГО (СЛАВЯНСКОГО) УНИВЕРСИТЕТА. Получив высшее образование, она немного поработала в разных СМИ, писала сценарии, снимала видеоклипы для поп-певцов, а потом решила, что если уж заниматься кино, то делать это надо на серьезной основе. По совету друзей она поступает на Высшие курсы сценаристов и режиссеров в Москве. Ей повезло - ее педагогами стали Алла Сурикова и Владимир Фокин, признанные мастера своего дела. Еще во время учебы она пробовала снимать небольшие экспериментальные фильмы. Но, конечно, хотелось сделать что-то большое в кино.

И вот ей в руки попадает сценарий студента ВГИКа Севады Григоряна (это была его дипломная работа), и, вернувшись в Ереван после окончания учебы, она решает взяться именно за этот сценарий. Ей сразу понравились тема, настроение, характеры. Процесс подготовки, съемок, монтажа длился почти два с половиной года, и вот наконец в сентябре 2016 года фильм был готов. Фильм продюсировала Шушаник Аревшатян (мама молодого режиссера), снимал его польский оператор Павел Диллус, музыку к фильму написали Карен Арутюнян - лидер группы "Дети Пикассо" и Ваагн Айрапетян. Интересная деталь: главные роли исполнили "люди с улицы", не имевшие никакого отношения ни к кино, ни к актерской профессии, что придает фильму некий оттенок документальности, - люди играли фактически самих себя. Мальчика на главную роль нашли после долгих поисков в одной из школ Еревана буквально в последний момент. И надо признать, что 6-летний Араик Дарбинян сыграл просто превосходно, заставив поверить в реальность происходящего на экране.

Премьера фильма состоялась в Ереване в рамках программы "Армянская панорама" международного кинофестиваля "Золотой абрикос". Фильм получил главный приз. После первого успеха Анна решает попробовать себя и на международной арене и вывозит фильм в Голливуд на международный фестиваль "АРПА". Отправили заявку и попали в число участников основного конкурса с номинациями "Лучшая режиссерская работа" и "Лучший сценарий". Фильм был принят более чем тепло - для сотен тамошних армян он стал некой нитью, связавшей их с родиной.

Сразу после "АРПЫ" фильм попал на один из старейших фестивалей в Сиракузах (США), где демонстрировался в основной программе. И, наконец, на ежегодном международном кинофестивале "Гранат", проходящем в канадском городе Торонто, "Бари луйс" был признан лучшим среди художественных фильмов. Перелетев через океан с Американского континента, фильм стал участником фестивалей в Польше, Африке, Индонезии, а в настоящее время представляется в Китае. И, наконец, состоится премьера и на больших экранах Еревана - начиная с 7 марта "Бари луйс" станет доступен всем желающим во всех кинотеатрах нашей столицы и кинотеатра "Октябрь" в Гюмри.

ПЕРЕД САМОЙ ПРЕМЬЕРОЙ СОСТОЯЛСЯ ОБСТОЯТЕЛЬНЫЙ И ДОЛГИЙ РАЗГОВОР С РЕЖИССЕРОМ. К сожалению, формат газетной статьи не позволяет представить его полностью, но главные темы, пусть и в сокращенной форме, наверняка заинтересуют читателя.

- Чем объяснить, что свой первый фильм молодой режиссер посвящает такой тяжелой теме, как 90-е, холодные и голодные годы? Почему, скажем, не любовная история, ну или какая-нибудь актуальная молодежная проблема?

- Если честно, то ответить конкретно я не могу. Просто когда мне в руки попал этот сценарий, я поняла, что хочу поговорить на эту тему. Я была тогда маленькая, но хорошо помню все те трудности и проблемы, с которыми столкнулись наша семья и весь наш народ. Мне захотелось напомнить людям об этом, показать тем, кто покинул Армению тогда, что пережили их родные и близкие здесь, рассказать всем, кто ничего не знает об этом, через что пришлось пройти армянам, чтобы добиться того, что мы имеем сегодня. В самом начале фильма есть короткая справка в форме документальных кадров, рассказывающих о том, как это все начиналось - демонстрации в поддержку армян Нагорного Карабаха, ужасы сумгаитской резни, война в Карабахе - и чем все обернулось. Как люди жили, как выживали, как терпели все тяготы и невзгоды ради нашего общего дела. Мне кажется, что это все всегда должны помнить. Это не автобиографический фильм, хотя в какой-то мере это и моя история, как и история всех людей, переживших этот период.

- А как тебе кажется, сколько еще подобных фильмов нужно снять, чтобы добиться какого-то результата?

- Если честно, то мне кажется, что подобные фильмы могут быть двух видов: для внутреннего пользования, для армян, знающих суть проблемы, и для внешнего - для тех, кто ничего не знает об истории Армении. Так вот вторые должны содержать в себе больше истории, пропаганды нашей точки зрения, правды. Мы часто заблуждаемся, полагая, что мир осведомлен о наших проблемах и только ждет случая, чтобы поддержать нас. Это не так. И еще. Вряд ли следует "давить" армянского зрителя подобной тематикой. Ведь у нас сегодня тоже полно проблем, и им тоже нужно уделять внимание. А вот "на экспорт" надо снимать серьезные фильмы, с большей долей пропаганды, истории, разъяснений, чтобы люди мира узнали нашу историю от нас, а не искаженную - от других. Примерно так, как снимают фильмы о Холокосте. Может быть, такие фильмы надо заказывать режиссерам сторонним, не армянским, чтобы они снимали их на киноязыке, понятном любому человеку, а не так, как снимаем их мы, лишь предполагая, что все все знают и достаточно лишь обозначить вопрос, а не раскрыть его полностью. Мне кажется, что сейчас пришло время для создания нового армянского кинематографа, своеобразной новой волны. А для создания картины, где полно раскрылся бы больной для армян вопрос Геноцида и 90-х, конечно, нужны финансы. Поверь, реализовывать глубокие масштабные проекты с минимальным бюджетом очень трудно.

- Насколько я знаю, ты сняла фильм практически на собственные средства. Есть ли возможность вернуть затраченное за счет проката?

- Да, действительно, почти все затраты сделаны нами плюс небольшое вливание со стороны армянского киноцентра. Окупить их в наших условиях очень трудно. Парочка кинотеатров не может собрать такие средства за счет продажи билетов. И, хотя армянский зритель хочет смотреть национальное кино, объемы кинорынка слишком малы - не будут же люди несколько раз ходить в кинотеатр смотреть один и тот же фильм. Но теоретически все же можно. В мире есть много компаний, которые интересуются специфическими темами - азиатское кино, конфликтное кино и т.д. - и занимаются прокатом подобных фильмов. Если суметь заинтересовать их, можно выйти за пределы Армении. Но пока, насколько я знаю, ни один из новых армянских фильмов не смог окупить своих расходов.

- А есть ли вообще рынок для армянского кино?

- В принципе есть. И не только для армянского. Кино во всем мире стоит перед проблемой реализации. Существуют большие кинорынки, где можно найти фильмы на любые темы, и такие кинорынки дают возможность представить свою кинопродукцию.

Что касается проката в других регионах - вопрос сложный, так как, к примеру, в России сейчас складывается плохая ситуация даже для российских фильмов - русский зритель не смотрит свое кино. Где уж там говорить об армянских фильмах! Армянские картины могут заинтересовать только своей современностью, своим уникальным языком, говорящим о своих темах в мировом контексте. И, как мне кажется, наш фильм должен привлечь внимание зрителя, так как кроме нашей истории, затрагивающей всех армян, в "Бари луйс" есть проблемы, актуальные для многих других стран. И у фильма есть еще одна привлекательная деталь - наш фильм, несмотря на тяжесть тематики, достаточно позитивный. Он несет по-настоящему добрый свет.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПЕСНИ ЕРЕВАНА В БОСТОНЕ
      2019-01-24 11:09

      Имя Самвела ГАЛСТЯНА стало известно в 80-е годы. Он родился в Ереване, свое музыкальное образование начал в Музыкально-педагогическом училище имени А.Хачатуряна. Это были годы, когда в Армении наблюдался мощный подъем культурной жизни и музыка, хорошие песни звучали повсюду.

    • ПРИГЛАСИЛИ СЛУШАТЕЛЕЙ ДО ТРЕХ ЛЕТ ОТ РОДУ
      2019-01-22 11:23

      О необходимости повышения культуры - в частности, музыкальной - говорится много. В том, что этим надо заниматься, убеждать никого не надо. Кого ни спросишь - все за. Всем не нравится, что происходит в нашем теле- и радиоэфире, на сценах залов и клубов. Все говорят: надо что-то делать!

    • О БЕДНОМ ПЕШЕХОДЕ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО!
      2019-01-18 11:24

      Говорят, что быть назойливым некрасиво. И повторять одно и то же десятки раз не стоит. Можно прослыть надоедливым. Но как же быть, скажите на милость, если люди с первого, второго и даже третьего раза не понимают или же, скорее всего, делают вид, что не понимают? Да, признаюсь, что на тему,  о которой пойдет речь, уже приходилось высказываться на страницах газеты. Но, в отличие от других случаев, на эти публикации те, к кому были обращены призывы принять меры, никак не отреагировали.

    • ХАЛТУРНЫЙ НОВЫЙ ГОД
      2019-01-17 13:44

      Как известно, воспоминания детства самые стойкие. Вот и я недавно, в праздничные дни, вспомнил, как родители водили меня на елку в Дом офицеров. Большая живая елка, яркие шары, Дед Мороз со Снегурочкой водят хороводы с детьми вокруг елки, просят их рассказать стишок или спеть песенку. Потом были целлофановые мешочки с подарками - конфеты, печенье, мандарины.

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • "ДЕНЬГИ. СТРАСТЬ. ВЛАСТЬ." - ОБЫЧНАЯ ИСТОРИЯ
      2024-09-20 11:25

      Вечная классика и острая актуальность. Большой спектакль и большой стиль. Сюртуки и кружевные воротнички. Социальные сети и камеры наблюдения. И все это - в выверенной до миллиметра и полной театральности эстетике.  В Ереванском Государственном Русском драматическом театре им. Станиславского готовятся к премьере. Руководитель театра Сурен Шахвердян работает нал спектаклем "ДЕНЬГИ. СТРАСТЬ. ВЛАСТЬ" - именно так интерпретирует режиссер роман классика русской литературы И. Гончарова "Обыкновенная история". Это уже второй проект, реализуемый в нашем Русском театре при финансовой поддержке московской некоммерческой организации "Русские сезоны".

    • БОЛЬШЕ, ЧЕМ КИНО НА ВСЕ ВРЕМЕНА…
      2022-11-12 11:47

      Если бы вместо давно приевшихся лиц и однотипных речей 5 ноября на площади Франции в Ереване показали фильм "Ишханутюн" (пусть только 1 часть, ибо премьера второй состоялась в кинотеатрах 9 ноября), то резонанс от митинга оппозиции был бы гораздо больше. Парламентская оппозиция не в состоянии выйти за рамки ошибок прошлого политического века, но сегодня разговор не о ней, а о тех, кому, в отличие от оппозиции, удалось оказаться на одной волне с народом…

    • ТЕАТР ИМЕНИ ГРИГОРЯНА – ВИВАТ ТВОРЧЕСКИЙ ПОИСК!
      2022-07-14 09:35

      В ереванской театральной панораме прибавляется еще один объект - Театр-лаборатория им. Александра Григоряна, открытый его дочерью, молодым режиссером Норой ГРИГОРЯН. В этой замечательной идее сочетаются дань памяти мастеру и молодой энтузиазм, готовность к сотворчеству и сотрудничеству тех, для кого не утратило смысл слово "культура" и очередная и очевидная польза от фестивального движения, в которое плотно вписан нынешний армянский театр.

    • «АМЕРИКА, МЫ БЛАГОДАРНЫ ТЕБЕ»
      2022-03-23 10:59

      Состоялась премьера фильма «Добрые американские самаритяне» В учреждениях и организациях США хранится большое число архивов, содержащих огромную информацию о Геноциде армян и его последствиях. Несмотря на то, что США до 1917 г. придерживались нейтральной политики в отношении происходящего в Османской Турции, дипломатические представители, миссионеры, учителя, врачи из США не только стали свидетелями невообразимых варварских деяний младотурок, но и сделали многое для спасения страждущих, запечатлели увиденное в фотографиях, письмах, докладах, дневниках.