"ПРАЧКА"
В 1974 году делегация студии телефильмов "Ереван" выехала в столицу Узбекистана Ташкент на очередной всесоюзный фестиваль телевизионных фильмов, чтобы представивить картину "Хижина надежды". Авторы - Норайр Адалян и Карен Симонян, режиссер - Вилен Захарян, оператор - Степан Мартиросян. Исполнительница главной роли - наша очаровательная Лаура Вартанян.
На фестивале Лаура привлекла к себе особое внимание: все старались познакомиться с ней, поговорить. Режиссеры других студий приглашали ее к себе, предлагали роли. Председатель дирекции фестиваля Дмитрук сказал мне: "Слушай, Вилен, из-за Лауры приходится каждый день менять галстук". Да, Лаура действительно была царицей фестиваля.
ВПЕРВЫЕ Я ВСТРЕТИЛСЯ С ЛАУРОЙ ВАРТАНЯН ВО ВРЕМЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ Государственного ансамбля танца Армении. Тогда я работал на телевидении и часто как режиссер сидел за пультом ПТС (передвижная телевизионная станция) на трансляциях "живого" концерта. И вот в один прекрасный день мне посчастливилось вести из зала ереванской филармонии выступление великолепного ансамбля танца Армении. Мое внимание привлекла ведущая танцовщица Лаура Вартанян. Ее ослепительная красота, манера танца, пластичные движения, заразительная улыбка, грациозность покорили не только меня, но и зрителей, которые специально приходили на концерты с ее участием.
Мне очень захотелось познакомиться с этой необычной женщиной. Тогда руководителем ансамбля танца был народный артист Эдвард Манукян, музыкальным руководителем - композитор, народный артист Хачатур Аветисян. До этого я трижды работал над фильмами, посвященными этому великолепному коллективу, и со временем стал в нем своим. Я подружился с многими ведущими танцорами, танцовщицами. Тогда и открылась возможность познакомиться с Лаурой Вартанян.
В 1960 году мы с Жирайром Аветисяном открыли студию телекино и назвали ее "Ереван". Вначале снимали разные сюжеты, концертные номера, вставки для телепередач. Чем дальше, тем интереснее становилась работа. И как-то организация, производившая сувениры из фарфора, обратилась к нам с просьбой снять рекламный ролик их продукции. По предложению Жирайра съемку поручили мне, и я придумал форму, предложил пригласить красивую девушку и с ее подачи представить изумительную фарфоровую продукцию. И мы с кинооператором Лаэртом Погосяном приступили к съемкам, пригласив Лауру Вартанян. Вот и состоялась наша первая кинематографическая встреча.
Не скажу, что в работе перед актрисой были поставлены какие-то сложные задачи. Мы попросили Лауру одеться в такой национальный костюм, который по цвету соответствовал бы демонстрируемым сувенирам. Она очень пластично, как бы танцуя, представляла сувениры. После завершения съемки руководство и, главное, заказчики были очень довольны. "Картину" мы так и назвали - "Сувениры". Сказать, что в ней проявились актерские способности Лауры, если честно, то нет. Мне просто захотелось увидеть ее на экране в настоящей роли, используя внешние данные от Бога.
В 1971 году снимается фильм "Хатабала" на киностудии "Арменфильм", режиссеры Юрий Ерзинкян и Яков Искударян приглашают Лауру на главную роль. Премьера состоялась в Доме кино СК Армении. Народу собралось много, в том числе весь коллектив ансамбля танца. На просмотр пришел и Эдуард Ваганович Манукян. Лаура очень волновалась... После просмотра она еле проговорила:
- Ну как?
Только собрался ответить, как в зале раздались бурные овации. Рукоплескания были адресованы игре Фрунзика Мкртчяна. Для ответа Лауре я не нашел слов - не мог обманывать себя и ее, не хотел портить ей настроение.
ПРОШЕЛ ГОД. ПИСАТЕЛИ НОРАЙР АДАЛЯН И КАРЕН СИМОНЯН по повести "Прачка" западноармянского писателя Ерухана написали сценарий о трагической любви сына рыбака и прачки Србуи. Снять картину предложили мне.
Честно говоря, я очень волновался. Но мне было интересно вновь встретиться в работе с Лаурой, хотя после картины "Хатабала" я не особо стремился приглашать ее на главную роль. Сделали несколько проб с разными актрисами, включая Лауру. И она покорила съемочную группу своей красотой и обаянием. Вопрос был решен, группа сформирована, все актеры подобраны, готов режиссерский сценарий. Оставалось выбрать натуру, и мы выбрали Крым.
Так как по сценарию действие картины происходит в Турции, мы с оператором Степаном Мартиросяном под руководством художника Грайра Карапетяна на берегу Черного моря, около поселка Новый Свет, построили декорации хижин, напоминающие окрестности Константинополя. Начался подготовительный период. Очень важную проблему предстояло решать с Лаурой…
В жизни мы все привыкали видеть ее в сногсшибательных туалетах. Везде, где бы Лаура ни появлялась, она становилась центром всеобщего внимания: великолепные цветовые гаммы подбирала она для своих одежд! Красиво, грациозно, легко ходила по улицам, общественным местам, покоряя всех. Ее природная белая кожа тоже считалась как бы украшением. В быту она ни разу не прикасалась к грязному белью - стирка для нее была убийственным занятием. В нужный момент ей на помощь приходили ее сестры. И вот такая женщина должна была войти в образ простой деревенской прачки.
Первым долгом я заставил ее загорать, ходить босиком по горячему песку. Она должна была выглядеть настоящей деревенской женщиной. С ее данными это было сложно. Вдобавок она так загорела, что кожа шелушилась. Я не говорю о том, что творилось с ногами. Приглашали доктора. Наконец пришел первый день съемки.
Одну из главных ролей исполнял Хорен Абрамян, который согласился сниматься с тем условием, чтобы в течение трех дней все его сцены были бы сняты. Мы так и поступили. Он играл отца героя.
После длительного лечения стали работать над сценами с Лаурой. Начали с легких эпизодов, но чем дальше, тем больше возникало препятствий. То, что она на экране выглядела невероятно убедительной, это неоспоримый факт. Проблема была в другом. Во время построения мизансцен Лаура забывала о своей задаче. Очень часто приходилось по ходу съемки громко подсказывать, что ей надо делать. Но она не терялась в такие моменты и все делала превосходно. Это было и тяжело, и интересно, особенно для меня как режиссера. Фактически мы "слепили" образ, который в итоге стал для нас дорогим.
Многочисленные отдыхающие стали нашими добрыми "зрителями". Часто после завершения очередной сцены за спиной раздавались аплодисменты. Это было приятно, но потом мы поняли, в чем причина внимания отдыхающих к нашей работе. Лаура! Красота ее покорила весь берег. В поселке Новый Свет находился известный всему миру завод по производству шампанского с тем же названием. Директор весьма симпатизировал нашей героине. Он просил у меня разрешения присутствовать на съемках с ее участием. Просьба была удовлетворена.
ФИНАЛЬНАЯ СЦЕНА КАРТИНЫ СИЛЬНО ТРЕВОЖИЛА ВСЕХ НАС.
По сценарию: "Србуи после смерти возлюбленного должна утопиться. Но когда она входит в море и вода доходит ей до пояса, резко останавливается, руками прикасается к животу и испуганно выходит из воды. Она почувствовала в себе новую жизнь". Я неоднократно объяснял Лауре все детали сцены. Чуть дальше от берега прямо в море построили вышку для оператора. Прозвучала команда "Мотор!". Сурбик медленно подходит к берегу, останавливается, потом, подняв голову вверх, делает несколько шагов по воде. И тут я кричу: "Лаура, ребенок". Таково было условие. И… О, боже! Что делает Лаура? Она начинает вокруг живота что-то искать руками, ощупывая себя. Звучит мой громкий голос: "Стоп! Лаура, что ты ищешь?" - "Ищу ребенка". Раздался общий смех группы. "У беременной женщины где находится будущий ребенок?" - скрывая злость, спрашиваю я. "В животе, конечно", - спокойно отвечает Лаура. "Тогда чего ты ищешь, обшаривая все тело?" – еле сдерживая себя, спрашиваю ее. "Ребенка, естественно", - опять убежденно отвечает Лаура…
Сцену мы повторяли раз пять, и все впустую. Пришлось придумать новый финал. Дал в руки Лауры нож и сказал: "Со злостью режешь все веревки с чужим бельем, которое висит у тебя во дворе. После чего прислоняешься к стене и окаменевшими глазами смотришь вдаль моря". Так неожиданно получился интересный финал.
По завершении съемок вся группа собралась в ресторане отмечать день рождения Лауры. Она вошла в зал загорелая, красивая, в небесного цвета платье, и все посетители встали, громко аплодируя. А когда зазвучал кавказский танец, Лаура вышла на площадку и начала танцевать. Это было Зрелище. Ее танец обескуражил всех. Она вошла в свою стихию. В ресторане кавказские мужчины, по обычаю, начали бросать деньги под ноги Лауры. На празднично оформленном столе в знак благодарности за танец появились пять бутылок шампанского "Новый Свет"!
…Вернемся в Ташкент, на фестиваль. Мы уже знали, что нашу картину жюри не отметило в основном из-за позиции среднеазиатских представителей. Нам сказали, что был горячий спор между членами жюри. Конечно, мы расстроились. Но вот для вручения наград на сцену поднимается председатель жюри игровых фильмов Реваз Чхеидзе. Он торжественно оглашает: "Союз кинематографистов Грузии присудил приз за лучшую игровую картину армянской студии телефильмов "Ереван" за фильм "Хижина надежды". За лучшую женскую роль награждается исполнительница роли Сурбик Лаура Вартанян". Зал аплодировал. Мы были в шоке. Потом узнали, что после многочасового спора Резо Давидович позвонил в Союз кинематографистов Грузии и срочно организовал справедливое награждение. Как ни сопротивлялись отдельные товарищи, Лаура все-таки по всем статьям стала героиней фестиваля.
Радостью и гордостью лично для меня было то, что в кинематограф вошла актриса со своим особым шармом. В дальнейшем я радовался, что она была востребована в работе у талантливых армянских кинорежиссеров, снимаясь в их замечательных картинах.
Но желание встретиться на экране с Лаурой вновь не покидало меня. Ждал момента..
ВТОРАЯ ВСТРЕЧА! ЕЩЕ В 1961 ГОДУ, КОГДА ЛЕЧИЛСЯ В ОДНОЙ из московских больниц, я встретился с молодым криминальным авторитетом, чья судьба стала темой для будущего фильма. Оказалось, что он влюбился в одну из наших медсестер, которая, по его словам, перевернула всю его жизнь.
Я обо всем этом рассказал замечательному писателю Ованесу Мелконяну, и через два месяца сценарий был готов. Мне понравился образ "медицинской сестры". Но мы пригласили Лауру не на эту роль. Для контраста характеров именно для нее мы придумали образ женщины-воровки.
Роль Лауры была небольшая, вовсе не похожая на Сурбик. Она играла женщину, которая попала в сеть криминальных авторитетов. В сценах уже чувствовалась актерская зрелость, позволившая создать в этой двухсерийной картине под названием "Поклонись наступившему дню" колоритный образ воровки. Хочу вспомнить эпизод, когда героиня Лауры упрекает своего возлюбленного в том, что он ее обманул и втянул в свои криминальные дела.
Мы снимали в Гарни до позднего вечера. Через пару дней получаем материал - и, о боже, сплошной брак. Единственная сцена, которая была в норме, это проход героев по храму и их спор. Пришлось ее оставить и переснимать забракованное. Вот здесь, как в "Хижине", Лауру подвела бдительность. После пересъемки ко мне подошел оператор Эдмонд Акопян и тихо прошептал: "Только не паникуй, произошел срыв. Не горячись, надо думать, что делать". Выяснилось, что во время прохода по храму Лаура ходила с сумочкой на плече. Этот кадр не был испорчен. А когда переснимали забракованно сцену, то есть продолжение сцены, сумочки не было. Она забыла про нее. На этот раз я как следует отругал героиню. Надо было выходить из ситуации. Выкрутились так. Отдельный план: "Она с сумочкой на плече ссорится с возлюбленным, потом нервно бросает сумочку на ступени и уходит". Сцена завершается тем, что за ними уже успели приехать милиционеры. Чтобы оправдать оставленную сумочку, возлюбленный Лауры между прочим говорит: "Слушай, сумочку оставили наверху. Не украдут?".
К сожалению, эта была моя последняя встреча Лаурой на экране. Но дружба наша продолжалась до тех пор, пока она не уехала в Америку.
Чем завершить мое воспоминание об этой красивой и душевной женщине? Сегодня я никак не могу поверить, что ее уже нет с нами. Она ушла в мир иной в чужой стране, покрылась чужой землей. Пусть и эта земля согревает ее так же, как согрела она всех нас своей добротой, человечностью, своей теплой душой.
Прощай, наша богиня. Твои экранные образы дороги нам, коллегам по съемочной площадке.
И все же. Пусть простят коллеги и многочисленные зрители, для меня Лаура останется не киноактрисой, а прекрасной танцовщицей. Танцовщицей, которую я увидел впервые в великолепном ансамбле танца Армении.
Вилен ЗАХАРЯН, заслуженный деятель искусств Армении, кинорежиссер
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-21 16:15
21 ноября на перегоне Советакан-Эчмиадзин на неохраняемом переезде автомобиль марки «БМВ» в нарушение правил дорожного движения выехал на железнодорожные пути, не остановившись перед знаком «СТОП». В результате произошло столкновение автомобиля со следующим по перегону тепловозом компании «Южно-Кавказская железная дорога».
-
2024-11-20 19:12
Америабанк примет участие в форуме EngageArmenia2024, который пройдет 23 ноября в Дубае. Форум является динамичной площадкой для предложений, предусмотренных для соотечественников из диаспоры, с возможностью проведения панельных дискуссий и установления новых связей.
-
2024-11-20 10:33
Ситуация с отставками - показуха, а не попытка приведения в соответствие с требованием борьбы с коррупцией правоохранительной системы страны. Почему? Потому что с должности не снят Генеральный прокурор!
-
2024-11-19 15:56
4 года назад в этот самый день произошло 2 важных события, которые должны были стать частью нашей коллективной памяти, пишет эксперт по информационной безопасности Карен Вртанесян.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2022-11-22 08:53
Писатель, сценарист, продюсер Арутюн Гукасян выпустил в прокат игровой фильм «Бессонница», снятый на основе собственного сценария. Премьера состоялась в столичном кинотеатре «Москва» в конце октября, однако фильм продолжает свое шествие по всем кинозалам Еревана.
-
2022-09-05 13:31
Новый учебный год стал годом рождения нового учебного заведения: 5 сентября открыла свои двери перед первыми учениками арт-школа имени Гали Новенц. Поставить на поток выпуск великих артистов, таких, как сама Новенц, основатели школы не обещают, а вот на присутствии культуры и искусства в формировании человека вообще, и молодого поколения в частности, - настаивают.
-
2022-07-29 09:52
Молодой талантливый композитор Андраник БЕРБЕРЯН знаком любителям кино по фильмам «Корни» Ваге Яна, «Долгая ночь» Эдгара Багдасаряна, кинодиптих «Линия» Мгера Мкртчяна, «Сон Кафки» Давида Бабаяна, «Песни Согомона» Армана Ншаняна, «Америкаци» Майкла Гюрджяна, «Рассвет Авроры» Инны Саакян и др. Мы предлагаем читателям «ГА» беседу с Андраником Берберяном, удостоившимся звания «Лучший композитор года» за фильм «Долгая ночь» и Национальной кинопремии «Анаит» за «Лучший оригинальный саундтрек» к фильму «Песни Соломона».
-
2022-07-20 09:06
Музей Сергея Параджанова с момента основания был одним из любимых уголков в Ереване для Степана Андраникяна. Известный живописец и график, сценограф, аниматор Степан Хачатурович участвовал практически во всех проводимых в музее мероприятиях.