ЖИЗНЬ, ЗАПИСАННАЯ СТЕПАНОМ АНДРАНИКЯНОМ
Музей Сергея Параджанова с момента основания был одним из любимых уголков в Ереване для Степана Андраникяна. Известный живописец и график, сценограф, аниматор Степан Хачатурович участвовал практически во всех проводимых в музее мероприятиях.
НО В КАЛЕНДАРЕ БЫЛ ОДИН ОСОБЫЙ ДЕНЬ – 9 ЯНВАРЯ, дата рождения Параджанова, которую Андраникян никогда не пропускал, являясь, как и положено, на день рождения с подарком. Этим подарком, как правило, становились гранаты и какой-либо сувенир, связывающий Андраникяна с Параджановым и его фильмом-шедевром «Цвет граната», в который он, Степан Хачатурович, внес свою лепту в качестве художника-постановщика. Руководивший в то время музеем Завен Саркисян устраивал традиционное армянское угощение – арису, и гости Параджанова праздновали его день рождения, словно Мастер был с ними.
Именно поэтому, когда встал вопрос презентации книги воспоминаний «Хроника длиною в жизнь» Степана Андраникяна, место ее проведения не обсуждалось. Им должен был стать именно параджановский музей, долгие годы служивший родным домом Степану Хачатуровичу – такому же, как и Параджанов, гению, посвятившему себя кино и изобразительному искусству. Презентация сборника мемуаров Андраникяна сопровождалась показом фрагментов из его многочисленных интервью и фильмов с его участием. Народный художник Армении, он был известен широкой публике как живописец и график, и лишь определенный круг людей знал о его большом вкладе в армянский кинематограф. Активно занятый в кино Степан Андраникян стал художником-постановщиком таких фильмов, как «Северная радуга», «Тжвжик», «Путь на арену», «Губная помада № 4», «Цвет граната», «Мы и наши горы», «Родник Эгнар» и десятков других, вошедших в сокровищницу отечественного кинематографа. Благодаря участию Андраникяна эти картины обрели свой колорит, особую тональность, некое изящество.
Презентация сборника воспоминаний Степана Андраникяна «Хроника длиною в жизнь» прошла в присутствии его друзей и поклонников творчества. Перелистывая это издание объемом в 400 страниц с фотографиями, каждый открывает для себя нового, неизвестного Андраникяна, который на людях всегда светился искренней улыбкой, любил шутить и оставлял впечатление оптимиста, поймавшего в жизни волну позитива. Однако в личных воспоминаниях художника читатель обнаружит немало ноток грусти и переживаний, которые он прятал от других и делился ими лишь на бумаге, в часы уединения.
«Папа с давних времен начал вести дневники. Он был очень требовательным к себе, поэтому задействовал прием разговора с самим собой. - рассказала дочь Степана Андраникяна, автор-составитель книги «Хроника длиною в жизнь» Карине Андраникян. – Он записывал в дневники все, что происходило с ним каждый день, описывал события, передавал свои чувства, переживания, размышления, воспоминания и даже некоторые жизненные принципы, помогавшие ему двигаться вперед. Так, он мог записать, что за день успел сделать не всю возложенную на него работу и ставил перед собой более высокую планку на следующий день. Этот интересный принцип самовоспитания помог ему достичь многого в жизни».
СТЕПАН АНДРАНИКЯН РОДИЛСЯ В МАЙКОПЕ И РОС У БАБУШКИ С ДЕДУШКОЙ В ЯЛТЕ. Его отец, драматический актер Хачатур Андраникян получил приглашение на работу в Ереван, куда приехал с мамой и сестрой юного Степана. В Ялте домочадцы говорили на двух языках – русском и западно-армянском, со знанием которых он, 7-летний мальчик и прибыл к родителям в Ереван, где начал осваивать и восточно-армянский. Дневники он начал вести в годы учебы во ВГИКе и делал записи на русском языке, а позже, работая на «Арменфильме», плавно перешел на армянский, на котором и вышла в свет книга воспоминаний.
«Дневники представляют собой хронику папиных дней длинною во всю его 92-летнюю жизнь. Этим и обусловлено название книги, - отметила Карине. - Характер текста близок к исповеди: в нем много личного, мелочей, из которых соткана жизнь. От внимания Степана Андраникяна не ускользало ничего. В книгу включены интересные встречи, образы необычных людей, с которыми его сводила судьба. Папины воспоминания и впечатления - своеобразное зеркало, в котором отражена жизнь его эпохи и страны в целом. Он очень красиво, поэтично и с некоей романтичностью излагал свои мысли. Работая над дневниками, будущей книгой мы постарались сохранить стиль его письма, чтобы каждый читатель, особенно те, кто был знаком со Степаном Андраникяном, могли ощутить его присутствие, вернуться на какое-то время в прошлое, в котором он жил и творил».
Издать книгу посоветовал один из коллег Степана Хачатуровича, узнавший о его дневниках и предложивший превратить их в печатное издание. Мысль понравилась Андраникяну, и он решил заняться будущей книгой, чтобы выпустить ее самому. Однако, возвращаясь к записям давних лет, он решил их переписать на новый манер.
«Это был один из пунктов, по которым мы не сошлись с ним во мнениях, - продолжила Карине Андраникян. – Представьте, молодой человек в 1940-х пишет одним языком и в одном стиле, которые, естественно, меняются с его взрослением, опытом, жизнью всей страны. Я настояла на том, чтобы сохранить в книге язык и стиль того Андраникяна, который только вступал во взрослую жизнь, его юношеское восприятие происходящего, его мысли и эмоции, присущие его возрасту и тому времени».
Первым редактором будущей книги выступила языковед Лаура Мурадян. Именно она подметила грустинку в личных записях Андраникяна, которая не была заметна в обыденной жизни. Степан Хачатурович выплескивал в дневники не только радостные события и позитивные эмоции, но и много переживаний, связанных с живописью, творческими идеями и т.д. Один из больших фрагментов относится к детям Андраникяна, которые разъехались по миру, что очень удручало художника как армянина, чьи предки – выходцы из Западной Армении были вынуждены оставить Родину и обосноваться в разных уголках мира. Могилы членов некогда большой семьи также находятся в разных городах, и мысль о постоянных переездах армян в лице членов его семьи очень беспокоила Степана Андраникяна. Как отмечает Карине, читать эту часть его записей трудно без слез.
«Папа очень переживал за судьбу Армении. Политически не активный, он был политически образованным и всегда находился в курсе событий, происходящих в СССР и Армении в 1980-х гг., когда в связи с работой постоянно находился в разъездах. Услышав о Спитакском землетрясении, он сорвался из Дзинтари и сразу прилетел в Ереван поддержать родину и свой народ в тяжелую минуту, - рассказывает Карине Андраникян. - Точно так же случилось и с началом митингов в защиту Нагорного Карабаха и права армян Арцаха на самоопределение. Папа находился в Москве, но решил вернуться в Армению. В один из таких приездов, ранней весной, он оставил запись в дневнике: «Холодно. Влажно. Я дома». Он описывает, как обошел квартиру, побеседовал со своими картинами, лег в холодную постель и наконец-то уснул благодатным сном, оказавшись в родной обители.
ДО ПОСЛЕДНИХ ДНЕЙ СВОЕЙ ЖИЗНИ СТЕПАН АНДРАНИКЯН ПРИНИМАЛ АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ в составлении книги своих воспоминаний. В работе, кроме Карине, ему помогала и лингвист Аида Фрунджян, продолжившая вместе с его дочерью редактирование дневников и после его смерти. Книга «Хроника длиною в жизнь» вышла в свет в ереванском издательстве «Коллаж» в 2019 г., а презентация планировалась на следующий год. Однако пандемия коронавируса, затем война в Арцахе заставили авторов издания отложить это событие на время. Часть тиража была выставлена в книжных магазинах Еревана, но основная часть книг ждала своего часа в доме у Карине Андраникян.
Степан Андраникян оставил 14 тетрадей-дневников, которые можно поделить на разделы: воспоминания детства и юности, учеба во ВГИК-е, появление на «Арменфильме», работа над первыми фильмами и т.д. Небольшую главу он посвятил своему отцу, еще одну - Роберту Саакянцу, другую - отдельно армянской мультипликации как новому направлению в киноискусстве. Есть главы и о других его современниках. В основном записи велись по датам, которые иногда не совпадали с событиями, и составителям пришлось изрядно поработать, сверяя информацию. В дневниках есть немало впечатлений о поездках, которые также вошли в книгу.
«Дневники Степана Андраникяна по характеру – это скорее будничный рассказ, обращение к сиюминутным вещам, переживаниям без сантиментов. Для папы в жизни не было мелочей и второстепенных вещей. Все было важным: отношение к хлебу, который никогда нельзя выбрасывать, гармония с природой и людьми, умение радоваться всему и взирать на мир, как он любил говорить, с радостным спокойствием, - заметила Карине Андраникян. – Он смотрел на жизнь философски и учил этому других. «Могло быть и хуже», - всегда говорил он в ответ на наши эмоциональные рассказы. Это его кредо мы постарались сохранить в сборнике воспоминаний «Хроника длиною в жизнь».
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-21 13:33
В столичном Малом зале «Арно Бабаджанян» при полном аншлаге прошел 5-й Съезд Союза строителей Армении, в котором приняли участие руководители входящих в организацию компаний, представители ответственных за сферу государственных структур, строители и архитекторы. В их числе председатель Союза строителей Гагик Галстян, председатель Комитета по градостроительству РА Егиазар Варданян, глава Палаты архитекторов Армении Александр Бадалян и другие. Мероприятие открылось гимном Республики Армения, затем епископ Вазген Мирзаханян передал участникам съезда благословение Католикоса Всех армян Гарегина II. Он отметил, что Католикос всегда поддерживал архитекторов и строителей, благодаря добросовестному труду которых многие армянские храмы и монастыри вновь восстали из руин. Одним из важных проявлений преданной деятельности представителей этих профессий стал Собор Первопрестольного Эчмиадзина, реставрированный руководимой Гагиком Галстяном строительной организацией и совсем недавно представший перед армянством и гостями нашей страны во всей красе и исторической важности.
-
2024-11-21 10:55
В Ереване, в офисе Объединения молодых ученых и специалистов Арцаха (ОМУСА) состоялась презентация очередного, № 22 (3-го за этот год) журнала "Научный Арцах". В свежий выпуск вошли 19 статей 23 авторов, из которых 1 доктор наук, 5 кандидатов наук, 17 аспирантов и соискателей. В этом номере география вовлеченных ученых была особенно широкой и охватила Ереван, Гюмри, Ванадзор, Спитак, Одзун (Армения), а также Каир (Египет) и т.д. По традиции, на мероприятии присутствовали авторы вошедших в данный номер статей. Они представили свои научные темы, ответили на вопросы коллег, выступили с замечаниями и предложениями, дав старт следующему выпуску издания. Презентацию открыл главный редактор "Научного Арцаха", кандидат юридических наук Аветик АРУТЮНЯН. Он приветствовал и поздравил авторов в связи с публикацией научно-исследовательских статей и пожелал дальнейших успехов в научной деятельности.
-
2024-11-20 11:03
Дожидаться художницу Гаянэ Шушеци в Гадрутском Культурно-молодежном центре «Дизак Арт» Еревана, где вот-вот должна была открыться персональная выставка ее картин, было одно удовольствием. Фойе центра, трансформированного в этот вечер в галерею, походило на праздничный зал, где искрился фейерверк красок, то перебивающих друг друга, то создающих гармонию.
-
2024-11-20 10:49
3000 подарочных коробок для 3000 новорожденных Арцаха – этой цифрой завершилась работа одной из самых теплых и полных любви программ, реализованных в рамках проекта Ser Artsakh. Инициированная и проводимая известной американской писательницей армянского происхождения, общественно-политическим деятелем, юристом и филантропом Анной Аствацатурян-Теркотт на базе фонда «Анна Аствацатурян», программа получила большой резонанс в сердцах арцахских мам и их малышей.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2023-12-13 18:22
Состоялась презентация книги легендарного футболиста "Арарата", заместителя генерального директора ФК "Урарту" по вопросам развития Эдуарда Маркарова "Футбол с улыбкой", сообщает официальный сайт ереванского клуба.
-
2023-06-14 10:27
К 30-летию драма презентована книга-сказка о первых армянских деньгах 22 ноября 1993 года Центральный банк РА объявил о введении в оборот собственной национальной валюты вместо советского рубля. В связи с юбилейной датой в Армении уже стартовали мероприятия, посвященные 30-летию драма. Как уже сообщал «ГА», по этому поводу Центробанк, Союз банков Армении (СБА) и все 18 комбанков страны в сотрудничестве с организацией «Мой лес Армении» недавно основали новый лес на 50 гектарах лорийских общин Джрашен и Урасар, высадив там 160 тысяч деревьев. Будущий лес, по замыслу участников, как устремленная в будущее ценность, символизирует долговечность и непреходящее значение национальной валюты Армении…
-
2023-06-01 10:39
Кондитер Ованес Сагоян, путешественница Эгине Мелик-Айказян, певцы Павел Лисициан и Гоар Гаспарян, писатели Наири Зарьян, Анжела Степанян, Сильва Капутикян, композиторы Арам Хачатурян и Арно Бабаджанян, художницы сестры Асламазян... Что объединяет этих именитых армян?
-
2023-05-26 10:10
Презентован совместный труд ученых Армении и Чехии В Институте археологии и этнографии НАН РА состоялась презентация книги «Армянская диаспора в динамике», вышедшей в свет на английском языке. Труд, представляющий собой сборник научных статей, стал результатом сотрудничества Отдела исследований диаспоры Института археологии и этнографии (ИАЭ) НАН РА и Отдела культурной антропологии Карлова университета Праги.