Последние новости

ПЕРВОПРОХОДЕЦ СВОБОДНОГО ДЖАЗА ЕВГЕНИЙ ГЕВОРГЯН

Роясь в старых музыкальных журналах, наткнулся на знакомую с детства фамилию – Геворгян. Что-то помнилось – ранний джаз в Москве, легендарное кафе "Аэлита", оригинальная манера игры, неприятие официальных лиц... Об этом говорили когда-то мои старшие братья. 

ДАЛЬНЕЙШИЕ "РАСКОПКИ" АРХИВНОЙ ИНФОРМАЦИИ ДАЛИ РЕЗУЛЬТАТ – Михаил Кулль, известный ветеран и пропагандист джаза в своих воспоминаниях о первых джазовых фестивалях в Москве в середине 60-х годов неизменно упоминает Евгения Геворгяна. Потом появились еще какие-то документы, воспоминания и постепенно вырисовалась весьма и весьма любопытная картина творческой биографии замечательного музыканта и композитора.

Евгений Дмитриевич Геворгян родился 2 июня 1936 года в Москве. Детство провел в Иране – отец там работал на строительстве какого-то важного государственного объекта. Получил домашнее музыкальное образование и, как водится, однажды услышав незнакомую музыку, влюбился в нее и начал ее играть. Впоследствии оказалось, что это джаз, а ему тогда было всего лишь лет 10-11.

Когда ему исполнился 21 год, он начинает играть в одном из первых советских диксилендов Владислава Грачева, отдавая предпочтение традиционному джазу. Вторым диксилендом в Союзе был Альберта Мелконова, но это так, к слову. В 1957-60 годы Геворгян играл в любительских танцевальных оркестрах, преимущественно в модном тогда стиле диксиленд, в 1962-м увлекся атональной музыкой, собрал несколько ансамблей, из которых самым известным стало трио с братом, контрабасистом Андреем Геворгяном и барабанщиком Юрием Нижниченко.

Тогда буквально гремело молодежное кафе "Аэлита", cтавшее вторым джазовым местом в Москве (первое, безусловно, было кафе "Молодежное"). Его слава и престиж создавались в большей степени усилиями молодых энтузиастов - архитекторов и дизайнеров, молодых ученых и поэтов при необходимой поддержке Тимирязевского райкома комсомола. Среди первых музыкантов, игравших в кафе, были Евгений Геворгян (фортепиано), Николай Громин (гитара), Андрей Геворгян (контрабас, родной младший брат Евгения, виолончелист по образованию) и Владимир Журавский (ударные). Звучала вполне традиционная музыка. В те же 60-е годы Геворгян окончил Московское высшее техническое училище и впоследствии дослужился до поста главного инженера завода "Борец". Но, несмотря на занятость, он всегда находил время, чтобы выступать в кафе "Аэлита" или "Молодежное" и писать музыку.

НО УЖЕ НА ПЕРВЫХ ФЕСТИВАЛЯХ В МОСКВЕ ГЕВОРГЯН СТАЛ ИГРАТЬ что-то невообразимое по тем временам, что-то очень непонятное, но  вызывающее значительный интерес у слушателей,  почти полное недоумение у критиков и абсолютное неприятие официальных лиц. Это был фри-джаз, свободный джаз, набиравший тогда силу благодаря известным американским джазовым музыкантам. И сегодня Евгения Геворгяна почти официально считают первым исполнителем фри-джаза в России. Михаил Кулль вспоминает, что когда Евгений играл в составе своего трио на джаз-фестивале 1965 года, то это было классическое джазовое трио с элементами авангарда. Но уже на фестивале в 1967 году он выступил дуэтом с барабанщиком, и эта его музыка обернулась настоящим шоком для всех, кто слушал его. Так на сцене в СССР еще никто не играл. Уже следующий фестиваль 1968 года приносит новую сенсацию – очередное выступление геворгяновского квартета, в котором на сей раз солирующую роль предоставили виолончели! Известный советский исследователь джаза Юрий Верменич в своей книге "Мои друзья – джазфэны" пишет : "Моим самым глубоким впечатлением этого фестиваля в Доме культуры им.Горбунова стало выступление Жени Геворгяна с Юрой Нижниченко на барабанах с "Плачем Ярославны", "Масками" и остальной геворгяновской музыкой".

С течением времени Геворгян увлекся сочинением музыки с привлечением фольклорных элементов. После успеха композиции трубача Андрея Товмасяна "Господин Великий Новгород" он вплотную стал заниматься сочинением музыки. Участвовал во многих фестивалях, на которых показывал собственные пьесы, наиболее интересные из которых – "Три цвета джаза", "Маски", "Игорь Святославович", "Чабан", "Человек и море", "На горизонте ты мне кажешься наездником" и другие. Геворгяна увлекала также идея создания и синтетической музыки "СиДжаРо" (симфония-джаз-рок) и звучания галактики (странное по тем временам сочинение "Сады Аэлиты" наделало много шума).

             Геворгян много выступал на московских и таллиннских джаз-фестивалях, вызывая значительный интерес публики. Но после 1968 года внезапно отошел от джаза и занялся сочинительством киномузыки. Последние его джазовые выступления приходятся на фестивали 1977 и 1988 годов в Москве. Исключение он сделал только для Новосибирска, выступив в "Академгородке" в середине 80-х годов. Причем если на 1-м симпозиуме новоджазовой музыки он играл в трио с саксофонистом Львом Михайловым и барабанщиком Юрием Нижниченко, то на 2-й симпозиум в 1988 году он привез уже квартет, добавив исполнителя на синтезаторе Дмитрия Геворгяна, своего сына. Были еще выступления в Ярославле и Казани, но уже было ясно, что это лишь дань памяти и прожитым годам в джазовой музыке. В середине 90-х годов Евгений Геворгян уезжает в США, где до сих пор и проживает.

КАЗАЛОСЬ БЫ, ИСТОРИЯ ЗАКОНЧИЛАСЬ, БОЛЬШЕ НИЧЕГО НЕ НАЙТИ ОБ ЭТОМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ ДЖАЗМЕНЕ. Но буквально в последний момент в архиве находится еще один документ, который уводит историю совсем в другую сторону. Как оказалось, Геворгян добился больших успехов в киномузыке. Он написал музыку более чем к 40 фильмам. Среди них такие суперпопулярные хиты, как музыка к телефильму Сергея Говорухина "Место встречи изменить нельзя", его же полнометражной картине "Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо" и, наконец, знаменитые "Пираты XX века" режиссера Бориса Дурова, самый кассовый (по посещаемости) за всю историю советского и российского кинопроката фильм, который посмотрели около 90 млн человек, а к 1990 году число зрителей достигло примерно 120 миллионов. Великолепная музыка, мелодичная, умная, в то же время напряженная и яркая.

И все же композиторское дарование Геворгяна было нестандартным и вызывало недоумение у профессионалов. Это послужило причиной тому, что автор музыки к массе кинофильмов так и не был принят в Союз композиторов. Хотя  практически все признавали красоту его мелодий, не подпадавших под обычное определение "киномузыка".

К огромному сожалению, музыка Геворгяна не была "запротоколирована" - ни джазовая, ни киномузыка не выходили отдельными альбомами. Лишь две композиции оказались на фестивальном альбоме "Московский джаз-фестиваль" 1965 года. И сегодня уже трудно сказать, как звучала джазовая музыка братьев Геворгян. Сейчас никто, кроме очевидцев, не может доказать, что именно Евгений Геворгян явился первопроходцем новой джазовой музыки в СССР. Но, может быть, где-то есть, где-то в архиве лежит пленка с записью их выступления, и если ее найти, то слава пионера свободного джаза страны будет уже официально закреплена за ним.

Единственное, что осталось в записи из его произведений, это двойной альбом сказки "Алиса в стране чудес", в ходе работы над которой он активно сотрудничал с Владимиром Высоцким. Работая в киноиндустрии, он встречался и дружил со многими известными актерами советского периода, хотя и был, как утверждают, человеком с непростым характером, с очень резкими взглядами и суждениями.

В этом году Евгению Дмитриевичу Геворгяну исполнилось 80 лет. С юбилеем его поздравляли ученики и просто любители хорошей музыки. Хотелось бы присоединиться к поздравлениям, но, к сожалению, нигде не указано его нынешнее точное местонахождение: США - слишком растяжимое понятие. Может, кто-то из читателей знает? Если да, будьте добры, дайте знать. И тогда мы дополним информацию в собрании архивариуса. А уж он сохранит ее для потомков.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПЕСНИ ЕРЕВАНА В БОСТОНЕ
      2019-01-24 11:09
      9659

      Имя Самвела ГАЛСТЯНА стало известно в 80-е годы. Он родился в Ереване, свое музыкальное образование начал в Музыкально-педагогическом училище имени А.Хачатуряна. Это были годы, когда в Армении наблюдался мощный подъем культурной жизни и музыка, хорошие песни звучали повсюду.

    • ПРИГЛАСИЛИ СЛУШАТЕЛЕЙ ДО ТРЕХ ЛЕТ ОТ РОДУ
      2019-01-22 11:23
      5858

      О необходимости повышения культуры - в частности, музыкальной - говорится много. В том, что этим надо заниматься, убеждать никого не надо. Кого ни спросишь - все за. Всем не нравится, что происходит в нашем теле- и радиоэфире, на сценах залов и клубов. Все говорят: надо что-то делать!

    • О БЕДНОМ ПЕШЕХОДЕ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО!
      2019-01-18 11:24
      2426

      Говорят, что быть назойливым некрасиво. И повторять одно и то же десятки раз не стоит. Можно прослыть надоедливым. Но как же быть, скажите на милость, если люди с первого, второго и даже третьего раза не понимают или же, скорее всего, делают вид, что не понимают? Да, признаюсь, что на тему,  о которой пойдет речь, уже приходилось высказываться на страницах газеты. Но, в отличие от других случаев, на эти публикации те, к кому были обращены призывы принять меры, никак не отреагировали.

    • ХАЛТУРНЫЙ НОВЫЙ ГОД
      2019-01-17 13:44
      4226

      Как известно, воспоминания детства самые стойкие. Вот и я недавно, в праздничные дни, вспомнил, как родители водили меня на елку в Дом офицеров. Большая живая елка, яркие шары, Дед Мороз со Снегурочкой водят хороводы с детьми вокруг елки, просят их рассказать стишок или спеть песенку. Потом были целлофановые мешочки с подарками - конфеты, печенье, мандарины.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ПЕСНЯ В СЮНИКЕ И АРЦАХЕ
      2022-08-19 10:21
      356

      Конец июля оказался особенно важным и запоминающимся для Союза композиторов Армении. По инициативе этой организации и при поддержке Фонда «Галуст Гюльбенкян» делегация в составе семи видных армянских композиторов побывала с концертами в Сюнике и Арцахе, устроив в приграничных городах и селах настоящий праздник музыки.

    • ЗА КАДРОМ - МУЗЫКА АНДРАНИКА БЕРБЕРЯНА (Видео)
      2022-07-29 09:52
      9806

      Молодой талантливый композитор Андраник БЕРБЕРЯН знаком любителям кино по фильмам «Корни» Ваге Яна, «Долгая ночь» Эдгара Багдасаряна, кинодиптих «Линия» Мгера Мкртчяна, «Сон Кафки» Давида Бабаяна, «Песни Согомона» Армана Ншаняна, «Америкаци» Майкла Гюрджяна, «Рассвет Авроры» Инны Саакян и др. Мы предлагаем читателям «ГА» беседу с Андраником Берберяном, удостоившимся звания «Лучший композитор года» за фильм «Долгая ночь» и Национальной кинопремии «Анаит» за «Лучший оригинальный саундтрек» к фильму «Песни Соломона».  

    • "ЛЮБОВЬ К ДЕЛУ И ЛЮБОВЬ К УЧЕНИКАМ"
      2022-07-13 09:33
      1512

      "Память нужна живым" - так назвал свои "Страницы истории института", а нынче Государственного лингвистического университета им. В. Я. Брюсова профессор, отдавший десятилетия жизни не только этому институту, но русской словесности, блестящий педагог и крупный филолог Эдуард НУРАЛОВ, которому в эти дни исполнилось бы 90 лет. Память нужна живым...

    • TATEV MUSIC FEST - ОБСТОЯТЕЛЬСТВО МЕСТА
      2022-07-11 09:37
      3662

      "Три дня мира и музыки» - так назывался получивший в 1971 году «Оскара» фильм о Вудстоке, едва ли не самом знаменитом рок-фестивале, прошедшем в августе 1969 года в городке Бетел в сельской местности...