НА СЦЕНЕ МАКСИМ ВЕНГЕРОВ
По приглашению Государственного молодежного оркестра РА на первом международном фестивале-конкурсе "Армения" выступил один из самых востребованных и виртуозных музыкантов современности – скрипач и дирижер Максим Венгеров, обладатель двух премий "Грэмми", четырех Gramophone Award UK, Edison Award и многих других музыкальных наград.
Уже в третий раз музыкант доставляет истинное наслаждение армянской публике, выступая на сцене Большого зала филармонии. Он исполнил Концерт для скрипки с оркестром Иоганнеса Брамса и мелодичную пьесу Алексея Шора "Одинокая лодка", сопроводив свое выступление словами благодарности: "Для меня огромная радость быть на сцене, где всегда играют самые великие и лучшие музыканты. Спасибо моему замечательному другу – Сергею Смбатяну за возможность вновь выступить с Государственным молодежным оркестром Армении". Выступление скрипача не ограничилось двумя произведениями, публика не отпускала его со сцены долго. А потому не обошлось и без "биса". "Я хотел бы сыграть "Сарабанду" Баха, - откликнулся на бурные овации музыкант, - и мы вместе помолимся, чтобы в этом солнечном регионе всегда процветал мир".
А до концерта удалось встретиться с Венгеровым.
- Мне приятно находиться в вашем прекрасном солнечном городе, где так часто проходят культурные события, - сказал он. - Фестивалей много, но фестиваль-конкурс – это особый случай, своеобразная платформа для молодых музыкантов, предоставляющая им большие возможности.
- У вас обширный репертуар. Помнится, в прошлый ваш приезд вы говорили, что очень цените армянских композиторов, и обещали выучить Скрипичный концерт Арама Хачатуряна...
- У меня были планы, связанные с моим дирижированием этого концерта. А первые попытки сыграть его были лет десять назад, когда немецкий дирижер Курт Мазур попросил меня исполнить это произведение. К сожалению, тогда задуманное не нашло воплощения из-за болезни Мазура. Но я все время думаю об этом великом концерте и уверен, что он принесет мне много радостных мгновений.
Я считаю себя еще молодым и обязательно успею сыграть этот уникальный концерт, который входит в десятку лучших. У меня действительно большой репертуар, но, к счастью, я продолжаю открывать для себя произведения композиторов, которых еще не доводилось играть.
А это настоящие жемчужины. Исполнение новых произведений очень важно для любого музыканта. Моим учителем был Мстислав Ростропович - легендарный музыкант, каждый раз предлагающий публике что-то новое. Я хотел бы идти по его стопам. А потому делаю премьеры. В этом году, например, в конце октября на фестивале в Пекине состоится премьера Скрипичного концерта китайского композитора Чэня Цигана. А в Ереване я сыграю сочинение Алексея Шора.
Каждый год я изучаю 2-3 замечательных произведения, которые подпитывают мою практику скрипача и педагога. Знакомясь с новой партитурой, я каждый раз открываю для себя новый мир звуков, гармонии.
- Вы не раз выступали в дуэте с нашим замечательным пианистом и дирижером Ваагном Папяном, в том числе и в Ереване. Расскажите о вашем сотрудничестве.
- С Ваагном и виолончелистом Ваграмом Сараджяном лет десять назад мы создали трио и вместе объездили почти полмира. Ваагн – великолепный музыкант. Он много мне аккомпанировал и выступал в качестве дирижера. И именно он меня заразил дирижированием. До этого у меня не было никакого интереса к этой профессии, но Ваагн меня убеждал: "Ты через дирижирование совершенно по-другому посмотришь на мир музыки и откроешь совершенно другие грани тех произведений, которые исполняешь – Брамса, Чайковского, Бетховена..." И действительно, теперь уже могу точно сказать, что знание партитуры и владение дирижерской профессией позволяют музицировать на совершенно другом уровне. Я открываю для себя новые музыкальные пласты и нюансы. Я больше двух лет учился дирижированию у Ваагна Папяна – великолепного специалиста, кстати, ученика Ильи Мусина, у которого занимались также Темирканов, Гергиев... Он для меня больше чем пианист и дирижер, он мне как старший брат, старший товарищ.
- Несколько лет назад вы выступили в необычном для себя амплуа, сыграв на электроскрипке.
- Да, это был своеобразный и очень интересный эксперимент. Израильский композитор – уроженец Таджикистана Беньямин Юсупов написал для меня концерт, который называется "Виола, танго, рок". Я должен был играть на альте и импровизировать на электроскрипке.
Никогда не был музыкантом стиля "кроссовер". Он принижает достоинства любой музыки – и рока, и классической, когда она становится недостаточно интересной. Одно дело, когда кроссовер звучит в ресторане или на эстраде, где происходит смешивание разных музыкальных стилей, другое, когда звучит классика, а она должна звучать в чистом виде. Бах должен быть Бахом. Конечно, его можно играть на разных инструментах, но не стоит смешивать стили. На мой взгляд, это ведет к деградации. Однако я, конечно, приверженец того, что музыкант всегда должен искать новые пути самовыражения. Поэтому решил попробовать себя в новом амплуа и стал брать уроки джаза и рока. А на премьере сочинения Юсупова не только играл, но даже станцевал танго с бразильской танцовщицей Кристиной Палья... Мои горизонты постоянно расширяются. В этом году я буду дирижировать оперой "Евгений Онегин" в театре "Геликон-опера". Это мой первый выход в оперном жанре, и мне это очень интересно.
- Можно ли сказать, что скрипка не имеет жанровых ограничений?
- Да, это так.
- Вы являетесь эмиссаром ЮНИСЕФ и принимаете участие в благотворительных программах в поддержку детей, пострадавших от военных действий, социальных конфликтов...
- Уже 20 лет. Это дает возможность детям соприкоснуться с настоящим искусством. Я поддерживаю подобные проекты. Самое интересное, что могу ездить по всему миру и не только выступать в столицах, но и играть для детей в самых отдаленных уголках мира, где они никогда в жизни не слушали классическую музыку. Так я играл в Таиланде, Косово, в нью-йоркском Гарлеме, Уганде и во многих других отдаленных местностях.
- Я помню, что первый раз в Ереван вы приехали со своей подругой, которая впоследствии стала вашей супругой.
- Да, это так. Ереван был первым городом, куда мы приехали вместе. Можно сказать, здесь для нас все и началось. Сейчас у нас двое девочек, которые тоже занимаются музыкой. У нас здесь живут родственники: жена брата моей супруги армянка.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2018-12-24 17:43
Всеобщий любимец публики народный артист России Дмитрий Харатьян на днях был гостем Еревана. Он выступил на своем двухчасовом творческом вечере в Доме Москвы. Желающих встретиться с артистом было много. Публика штурмом (в прямом смысле этого слова) брала зал и занимала свободные места в нем, где, кстати, заранее были поставлены дополнительные стулья, - вход был свободным. А те, кому не удалось сесть, рядами выстроились в проходах, расположились по краям сцены и даже расселись прямо на полу перед ней.
-
2018-12-14 15:26
14 декабря певице мирового класса Гоар ГАСПАРЯН исполнилось бы 94 года. Ее заслуги в области вокального искусства неоспоримы. Но говорить о них мы не будем. Они известны всем. Сегодня мы хотим представить Гоар Михайловну в несколько ином ракурсе.
-
2018-12-10 16:06
В день трагической даты для армянского народа - тридцатилетия Спитакского землетрясения - 7 декабря в Гюмри в церкви Пресвятой Богородицы (Семь ран) состоялся концерт известного французского оперного певца, выходца из Ленинакана Адама Барро (Мурада Амирханяна).
-
2018-12-05 16:15
7 декабря - в день 30-летия разрушительного Спитакского землетрясения по телеканалам "Россия-1" и Общественному армянскому телевидению (в 23.15) пройдет премьера художественного фильма "Спитак" режиссера Александра Котта. 29 ноября он вышел в российский прокат и был представлен в Таллине в рамках кинофестиваля "Темные ночи". А до этого успел побывать на нескольких международных кинофестивалях и получить награды: приз "Серебряный Георгий" 40-го Московского международного кинофестиваля за лучшую режиссерскую работу, удостоился такого же приза на открытом Российском фестивале кино и театра "Амурская осень".
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-10-12 10:28
Два дня на сцене Русского театра Тбилисский Государственный армянский драматический театр им. Петроса Адамяна играл свою последнюю премьеру - "Хануму" в постановке руководителя театра Армена Баяндуряна, в качестве художественного руководителя постановки выступил великий грузинский режиссер Роберт Стуруа. Успех был отвальный…
-
2023-03-28 10:15
Скрипач Вардан Погосян при участии пианиста и композитора Артура Тадевосяна выпустил очередной видеоклип «Поэма» («Poeme»). Трогательная, насыщенная эмоциональным содержанием и смысловой нагрузкой музыкальная композиция появилась на Youtube три недели назад и уже набрала около 12 тысяч просмотров. «Поэма» продолжает активно шествовать по Сети, притягивая новых слушателей богатством музыкальных красок, проникновенным исполнением и талантом исполнителей.
-
2023-02-14 10:12
К 100-летию Геворга АДЖЕМЯНА Он был из поколения старой подлинной интеллигенции. Видела его каждое утро. Приветливо улыбаясь близким и знакомым, поминутно снимая шляпу, он всегда спешил в одном и том же направлении. В музыкальной десятилетке имени П. И. Чайковского его ждали дети. Он должен был настроить инструменты и тем, кто еще не успел этого сделать. И начать репетицию - долгий, мучительный, но и радостный процесс. Мучительный, ибо добиться успеха от одного легче, нежели от многих. Ведь это дети - единый организм, имя которому - ансамбль. А ансамбль не состоится, если хотя б один из них не одолеет трудного штриха, не почувствует темпа или нюанса.
-
2022-06-16 09:52
Книга "Авет Габриэлян в кругу родных и близких" (фрагменты из семейной хроники) принадлежит перу художественного критика Эллен Гайфеджян. Книга необычна. Мы привыкли ждать от Эллен исследований, посвященных жизни и творчеству крупнейших мастеров армянского изобразительного искусства. Всем ее книгам свойственны важность и актуальность анализируемых тем, умный и впечатляющий, с большим вкусом сделанный выбор художников и их произведений, а также подлинная и безусловная серьезность и ценность связанного с этими художниками круга идей и размышлений. Книги эти вносят много нового в представления и знания о тех художниках, которых она выбрала для своего анализа.